СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя прилагательное

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Имя прилагательное»

Имя прилагательное. Повторение.


Цель: привить учащимся интерес к изучению русского языка; сформировать у них желание

самостоятельно заниматься языком; развивать орфографическую зоркость, образную речь,

воспитывать культуру речи.

Знать: понятие имя прилага­тельное; общее грамматическое значение и морфологические признаки имен прилагательных.

Уметь: распознавать прилага­тельные среди других частей речи; определять значение и мор­фологические признаки прилага­тельных, их роль в предложении; комментировать изменение форм прилагательных; составлять сочетания сущест­вительного и прилагательного

Ход урока:

Эпиграфом к нашему уроку послужат слова:

Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!


1.Вступительное слово:-

Сегодня на уроке мы будем повторять полюбившуюся вам часть речи – им. прилага-

тельное. Уже в самом названии этой части речи содержится намек на то, что это слово

должно к чему-то « прилагаться»,присоединяться.

Нас всюду сопровождают вопросы, ведь нам хочется побольше узнать о предметах. Что же это за вопросы?(какой? какая? какие?чей?)Отвечая на эти вопросы мы называем имена прилагательные.

Дать определение им.прилаг.

Имя прилагательное отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ?
Имя прилагательное помогает точно, ярко и образно описать предметы, чувства, настроение.
Обозначает признак предмета


2.Работа с текстом.

Просклоняйте словосочетания

1. Роса жемчужная.
2. Озеро серебряное.


2.1. Запишите текст, раскрывая скобки.

1.После (короткий) дождя опять выглянуло (яркий) солнышко.2. Над (мокрый) землёй начал подниматься (лёгкий) парок. 3. В (тенистый) аллейке солнце падало (светлый) пятнами на песок. 4. В (густой) кустах защебетали ( весёлый) птички.

Как изменяются имена прилагательные?

Как определить род, число и падеж имени прилагательного?


2.2. Запишите текст

А кругом р_са ж_емчужная

Отл_вала блестки алые(,)

И над оз_ром серебряным

К_мыши, склонясь, ш_пталися.

С.Есенин.

Как мы видим, писатели и поэты часто используют в своих произведениях им.прилагательные.

С их помощью авторы более точно, более красочно, более ярко описывают предметы и явления.

А теперь подумаем, по каким признакам можно давать характеристику предметам?

(по величине,цвету,форме,весу,месту,материалу,времени,вкусу,цене,возрасту,внешнему виду, внутренним качествам…)


а)Художественные средства.(Эпитет-это художественное отпределение предмета или

явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему):

роса жемчужная, блестки алые, озеро серебряное.

Найдите эпитеты в тексте Упр.98.

б)Придумать синонимы к слову алый.

Вспомните, что наз.синонимами?

(Слова одной и той же части речи, обозначающие одно и то же, но отличающиеся оттенками лексического значения и употреблением в речи).

Алый, красный, багряный, багровый, пунцовый, кумачовый.

в)Из истории слов. В древнерусском языке слово красный означало только красивый: красный молодец, красна девица, красно солнышко.

Вспомним пословицу: «Весна красна цветами, а осень - плодами».


Красную краску называли словом БАГР.

Багровым называют густой красный цвет, а багряным- яркий, чистый красный цвет.

Вспомните у А.Пушкина : «В багрец и золото одетые леса».

А вот у Бунина: «Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный.»

г)Вспомним орфограмму «Правописание безуд. гл. в корне слова».Вставим пропущенные буквы, объясним их написание. Упр. 101

3.Словарная диктовка с комментированием (Правописание гласных в падежных окончаниях прилагат.). Определить число, род и падеж прилаг., объяснить гласные в падежных окончаниях прилаг. :

Упр. 107

4. Синтаксическая роль
Мы ж…вём на красивой планете Земля.
 Красота нашей Земли хру…кая и уязвимая.


5.Прилагательные-паронимы. Игра«Паутина слов». Задание - различить данные прилагательные. Для каждого прилагательного найти подходящее по смыслу сущ. Пронумеруй сущ. так, чтобы номера совпали с нужным прилагательным и соедини их, к концу работы получится паутина.

Праздный подарок

Праздничный стакан

Понятный мальчик

Понятливый завод

Стекольный костюм

Стеклянный щенок

Памятный вопрос

Памятливый зевака

6.Тренировочные упражнения.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Что это за предложение?(пословица)

Как вы понимаете смысл пословицы?

Морфологический разбор прил.маленькое

  1. Маленькое - прилаг.Дело(какое?)маленькое

  2. Н.Ф.-маленький, в ед.ч.,ср.р.,им.п.

  3. Дело(какое?)маленькое –опред.

Упр.103


7.ИТОГ: 1.Какую часть речи мы сегодня повторили?

2.С чем и как она согласуется?

3.Как изменяется им.прилагательное?(полное и краткое)

4.Как определить окончание прилагательного?

5.Какими членами предложения бывают прилагательные?

8.Задание на дом: Упр. 100,102.

УСТНО упр. 106)



.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!