СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему «Имя прилагательное. Употребление имен прилагательных в речи».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:

«Имя прилагательное. Употребление имен прилагательных в речи».

 Новое знание:

имена прилагательные изменяются по родам и числам.

Проблема:

почему имена прилагательные имеют разные окончания? От чего это зависит?

Цели:

  • Создавать условия для определения рода и числа имен прилагательных.
  • Научить определять род и число имен прилагательных по роду и числу имени существительного, с которым оно связано.

Задачи:

  • Открыть новое знание – имена прилагательные изменяются по родами числам.
  • Формировать умение заниматься коллективно – поисковой работой.
  • Совершенствовать умение различать части речи по грамматическим признакам.
  • Развивать общеучебные навыки: сравнивать, обобщать, делать выводы, навык работы в парах, группе.

 Оборудование:

  • Презентация по теме «Имя прилагательное. Употребление имен прилагательных в речи».
  • Мультимедийный проектор.
  • Карточки с заданиями.

 Ход урока:

I. Организационный момент:

Создание эмоционального фона урока.

Прозвенел звонок - начинается урок.

Улыбнемся мы друг другу,

Пожелаем всем удачи и добра!

- Сегодня у нас необычный урок.

-Ребята, а вы знаете, кто делает научные открытия?

Ученики: Открытия делают ученые, исследователи, открыватели.

-Как вы думаете, а вы способны сделать открытие? (Да)

-Давайте же сегодня на уроке мы будем научными исследователями. Вы – первая группа ученых, а вы – вторая группа. А что будем исследовать, вы скоро узнаете.

- Итак, поехали по дорогам знаний. Паровозик из Ромашково приглашает  в путь.                                                                                                                     (II. Актуализация знаний, создание проблемной ситуации, при решении которой формулируется тема урока.

Станция «Определительная»

- На доске записаны слова. Прочитайте их.

Ос..нь,  к..рова,  в..селые,  с..пог,  сла..кий,                        

р..бята, ..рбуз,  сам..лет,  су..ота,  поз...няя

- Какую работу вы предложили бы выполнить с этими словами?

(на столах карточки со словами для каждой группы )

( Составить предложения • Разобрать слова по составу • Найти все орфограммы в словах • Разбить на группы • Разделить для переноса • Составить словосочетания)

- Много идей у вас возникло, молодцы. Я предлагаю разбить все слова на две группы и  вставить пропущенные орфограммы.    

Работаем на желтых карточках.                                                              (работа в группах)

- Что же у вас получилось? Объясните пропущенные орфограммы. (Объясняют, я вписываю правильные буквы в словах на карточках)

-Как вы объединили слова?

(Осень, корова, сапог, ребята, арбуз, самолет, суббота - это имена существительные).

-Докажите свое мнение.

(Веселые, сладкий, поздняя – это имена прилагательные).

-Почему вы так решили?                                              (слова разбились на 2 группы)

-Отгадайте, какая из этих частей речи  так о себе рассказала:

Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю  вашу речь, Меня вам надо знать, беречь

– Как вы думаете, что будем исследовать на уроке? – Верно. Тема нашего урока:

Имя прилагательное, роль имён прилагательных в речи.         

III. Усвоение новых знаний.

1. Наблюдение над признаками имён прилагательных, их ролью в речи.

Расскажите, что вы уже знаете об имени прилагательном? 

(Прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? В предложении прилагательное является второстепенным членом предложения и называется определением)

2. Введение термина «имя прилагательное»

- Как вы думаете, почему же прилагательное получило такое название? – Оказывается, название этой части речи произошло от латинского “присоединение, прибавление”.

- Интересно, к какой части речи присоединяется имя прилагательное? (К имени существительному).

- Правильно, прилагательные даже говорят о себе так:

 С существительными подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука.

Но если нас к ним приложить

Им веселее станет жить.

3. Установление связи прилагательного с существительным.

- А теперь присоедините к существительным подходящие имена прилагательные.

- Составьте словосочетания из данных слов.

(поздняя осень,   веселые ребята,  сладкий арбуз)

- А можно ли сказать так Сладкая корова, поздний сапог? (нет, не подходят по смыслу)

- Запишем словосочетания в тетрадь вместе с вопросом.    (осень какая? поздняя)

(Записывают с комментированием и анализируют, выделяя главное крестиком и зависимое стрелкой)

- Составьте предложения с этими словосочетаниями. Запишем с комментированием одно из них.

-Итак, мы записывали словосочетания?

- Что мы хотели показать?  (имя прилагательные связано с именем существительными)

- Молодцы!

Физкультминутка.

- Ваши глазки устали. Выполним гимнастику для глаз.

- Следите глазами за полетом птицы

4. Наблюдение за изменением имён прилагательных.

- Давайте продолжим наши исследования.

 Станция «Почемучка»                                                                    

Нам необходимо выяснить, как изменяются имена прилагательные.

-Прочитайте слова в первом столбике.  Что вы скажете про эти слова?

(это имена прил., у них одинаковый корень, суффикс, но разные окончания)

- Прочитайте слова во втором столбике.

- Соедините верные словосочетания.

(Подбегают к доске и соединяют стрелками слова)

Сладкий                                  груша

 сладкая                                  яблоко

 сладкое                                  торт

сладкие                                 ягоды

- Почему словосочетания разбились на две группы?

Сладкие ягоды – прилагательное употреблено во мн. ч.

-  Как  изменятся имена прилагательные?      (по числам)

- Почему у прилагательных окончания разные? От чего это зависит?

(от существительных)

- Имена прилагательные сочетаются с именами существительными в роде и числе. Определим род существительных.

(Торт – он мой - сущ м. р. , значит и прилагательное м. р.,

Груша – она моя – сущ ж. р., значит и прил. ж. р.

Яблоко – оно мое – сущ ср. р., значит и прил. ср. р.)

- Можно ли определить род во мн. числе?        

- Что мы указали у прил.? (род)

Как же изменяются имена прилагательные?      (прил. изменяются по родам)

 Дети: Имена прилагательные изменяются по родам и числам и связаны с именами  существительными.                                                            

- Имена прилагательные изменяются по числам и в единственном числе по родам.  

Физкультминутка

- Настало время отдохнуть. Встали все в кружок. У меня в руках мяч.

Игра называется «Отгадай предмет»

- Я называю признак, а вы добавляете к нему подходящий по смыслу предмет.

Например, красное…(платье)      

Безоблачное…(небо)

Добрый…(человек)

Яркое…(солнце)

Душистая…(роза)

Надежный…(друг)

Дождливая…(погода)

Грибной …(суп)

Карие…(глаза)

- А теперь наоборот, я называю предмет, а вы добавляете признак.

5. Роль прилагательных в загадках, логических задачах.

Едем дальше. Станция «Загадочная»                                              

- Отгадайте загадки.                                                                  

Отгадки запишите в тетрадь с объяснением орфограмм.                  

1. Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, красную шапочку нашел.      (гриб)

2. В лугах сестрички – золотой глазок, белые реснички.                                   (ромашка)

3. Золотое решето чёрных домиков полно.                                                          (подсолнух)

4. Носик стальной, хвостик льняной.                                                                    (игла)

 - По каким признакам вы легко догадались о задуманном предмете? Назовите имена прилагательные.

 

- Что добавите про имена прилагательные?

Вывод: Прилагательные описали характерные признаки предмета, поэтому вы легко узнали этот предмет.

6. Роль прилагательных в описании предметов, явлений природы.

Индивидуальная работа по карточкам. Преобразование текста.

Следующая станция «Мудрая».                                                        

А как вы думаете, можно ли нам обойтись без имён прилагательных?

  • - Какое время года изображено на иллюстрациях? (весна)

- Как можно узнать о наступлении весны?

- Молодцы! Хорошие рассказы составили. А теперь прочитайте вот такой текст.

Прошла           зима. Наступила              весна. 

 солнце               пригревает землю. Приходит              оттепель. 

  Сосульки            свисают с крыши. И это уже             март.                

- Нравится ли вам этот текст?

 (Текст выглядит сухо, бедно, неинтересно, невыразительно, научно).

- Как сделать так, чтобы текст стал более ярким, выразительным?                                                           (Надо добавить имена прилагательные)

Возьмите зеленую карточку.

-Вставьте в текст подходящие по смыслу имена прилагательные и подчеркните их волнистой линией. Сделайте синтаксический разбор первого предложения.

(Дети выполняют это задание на индивидуальных карточках).

Взаимопроверка.

Сверяют с записями на доске.

- У кого все верно, поднимите руку.

- Для чего нам необходимы имена прилагательные?

- Какую роль они играют в речи?

(Имена прилагательные делают нашу речь красочной, образной, яркой, выразительной, красивой, помогают лучше представить предметы и явления).

IV. Итог урока. 

Наш урок подходит к концу.

У вас на столах лежат конверты.

На листочках неполный текст. Закончите предложения, вставляя подходящие слова. Работаем в группах.

Имя прилагательное – это часть…, которая обозначает …предмета и отвечает на вопросы…. Имя прилагательное связано с именем… Имя прилагательное изменяется по … и в единственном числе по…В предложении выделяется волнистой… и называется … Имена прилагательные делают нашу речь….

- Прочитайте ответы.

   - Продолжите фразу:

- Сегодня на уроке мне было интересно, потому что…

                                                                                 

V. Домашнее задание.

-Дома я предлагаю вам разгадать кроссворд с именами прилагательными. А кто захочет, тот может придумать свой кроссворд.

VI. Рефлексия.

- Возьмите в руки те цветные карандаши, которые выражают ваше настроение. Спасибо за урок.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему «Имя прилагательное. Употребление имен прилагательных в речи».»

Тема урока:

«Имя прилагательное. Употребление имен прилагательных в речи».

 Новое знание:

имена прилагательные изменяются по родам и числам.

Проблема:

почему имена прилагательные имеют разные окончания? От чего это зависит?

Цели:

  • Создавать условия для определения рода и числа имен прилагательных.

  • Научить определять род и число имен прилагательных по роду и числу имени существительного, с которым оно связано.

Задачи:

  • Открыть новое знание – имена прилагательные изменяются по родами числам.

  • Формировать умение заниматься коллективно – поисковой работой.

  • Совершенствовать умение различать части речи по грамматическим признакам.

  • Развивать общеучебные навыки: сравнивать, обобщать, делать выводы, навык работы в парах, группе.

 Оборудование:

  • Презентация по теме «Имя прилагательное. Употребление имен прилагательных в речи».

  • Мультимедийный проектор.

  • Карточки с заданиями.

 Ход урока:

I. Организационный момент:

Создание эмоционального фона урока.

Прозвенел звонок - начинается урок.

Улыбнемся мы друг другу,

Пожелаем всем удачи и добра!

- Сегодня у нас необычный урок.

-Ребята, а вы знаете, кто делает научные открытия?

Ученики: Открытия делают ученые, исследователи, открыватели.

-Как вы думаете, а вы способны сделать открытие? (Да)

-Давайте же сегодня на уроке мы будем научными исследователями. Вы – первая группа ученых, а вы – вторая группа. А что будем исследовать, вы скоро узнаете.

- Итак, поехали по дорогам знаний. Паровозик из Ромашково приглашает  в путь.                                                                                                                     (II. Актуализация знаний, создание проблемной ситуации, при решении которой формулируется тема урока.

Станция «Определительная»

- На доске записаны слова. Прочитайте их.

Ос..нь,  к..рова,  в..селые,  с..пог,  сла..кий,                        

р..бята, ..рбуз,  сам..лет,  су..ота,  поз...няя

- Какую работу вы предложили бы выполнить с этими словами?

(на столах карточки со словами для каждой группы )

( Составить предложения • Разобрать слова по составу • Найти все орфограммы в словах • Разбить на группы • Разделить для переноса • Составить словосочетания)

- Много идей у вас возникло, молодцы. Я предлагаю разбить все слова на две группы и  вставить пропущенные орфограммы.    

Работаем на желтых карточках.                                                              (работа в группах)

- Что же у вас получилось? Объясните пропущенные орфограммы. (Объясняют, я вписываю правильные буквы в словах на карточках)

-Как вы объединили слова?

(Осень, корова, сапог, ребята, арбуз, самолет, суббота - это имена существительные).

-Докажите свое мнение.

(Веселые, сладкий, поздняя – это имена прилагательные).

-Почему вы так решили?                                              (слова разбились на 2 группы)

-Отгадайте, какая из этих частей речи  так о себе рассказала:

Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю  вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь

– Как вы думаете, что будем исследовать на уроке?
– Верно. Тема нашего урока:

Имя прилагательное, роль имён прилагательных в речи.         

III. Усвоение новых знаний.

1. Наблюдение над признаками имён прилагательных, их ролью в речи.

Расскажите, что вы уже знаете об имени прилагательном? 

(Прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? В предложении прилагательное является второстепенным членом предложения и называется определением)

2. Введение термина «имя прилагательное»

- Как вы думаете, почему же прилагательное получило такое название?
– Оказывается, название этой части речи произошло от латинского “присоединение, прибавление”.

- Интересно, к какой части речи присоединяется имя прилагательное?
(К имени существительному).

- Правильно, прилагательные даже говорят о себе так:

 С существительными подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука.

Но если нас к ним приложить

Им веселее станет жить.

3. Установление связи прилагательного с существительным.

- А теперь присоедините к существительным подходящие имена прилагательные.

- Составьте словосочетания из данных слов.

(поздняя осень,   веселые ребята,  сладкий арбуз)

- А можно ли сказать так Сладкая корова, поздний сапог? (нет, не подходят по смыслу)

- Запишем словосочетания в тетрадь вместе с вопросом.    (осень какая? поздняя)

(Записывают с комментированием и анализируют, выделяя главное крестиком и зависимое стрелкой)

- Составьте предложения с этими словосочетаниями. Запишем с комментированием одно из них.

-Итак, мы записывали словосочетания?

- Что мы хотели показать?  (имя прилагательные связано с именем существительными)

- Молодцы!

Физкультминутка.

- Ваши глазки устали. Выполним гимнастику для глаз.

- Следите глазами за полетом птицы

4. Наблюдение за изменением имён прилагательных.

- Давайте продолжим наши исследования.

 Станция «Почемучка»                                                                    

Нам необходимо выяснить, как изменяются имена прилагательные.

-Прочитайте слова в первом столбике.  Что вы скажете про эти слова?

(это имена прил., у них одинаковый корень, суффикс, но разные окончания)

- Прочитайте слова во втором столбике.

- Соедините верные словосочетания.

(Подбегают к доске и соединяют стрелками слова)

Сладкий                                  груша

 сладкая                                  яблоко

 сладкое                                  торт

сладкие                                 ягоды

- Почему словосочетания разбились на две группы?

Сладкие ягоды – прилагательное употреблено во мн. ч.

-  Как  изменятся имена прилагательные?      (по числам)

- Почему у прилагательных окончания разные? От чего это зависит?

(от существительных)

- Имена прилагательные сочетаются с именами существительными в роде и числе. Определим род существительных.

(Торт – он мой - сущ м. р. , значит и прилагательное м. р.,

Груша – она моя – сущ ж. р., значит и прил. ж. р.

Яблоко – оно мое – сущ ср. р., значит и прил. ср. р.)

- Можно ли определить род во мн. числе?        

- Что мы указали у прил.? (род)

Как же изменяются имена прилагательные?      (прил. изменяются по родам)

 Дети: Имена прилагательные изменяются по родам и числам и связаны с именами  существительными.                                                            

- Имена прилагательные изменяются по числам и в единственном числе по родам.  

Физкультминутка

- Настало время отдохнуть. Встали все в кружок. У меня в руках мяч.

Игра называется «Отгадай предмет»

- Я называю признак, а вы добавляете к нему подходящий по смыслу предмет.

Например, красное…(платье)      

Безоблачное…(небо)

Добрый…(человек)

Яркое…(солнце)

Душистая…(роза)

Надежный…(друг)

Дождливая…(погода)

Грибной …(суп)

Карие…(глаза)

- А теперь наоборот, я называю предмет, а вы добавляете признак.

5. Роль прилагательных в загадках, логических задачах.

Едем дальше. Станция «Загадочная»                                              

- Отгадайте загадки.                                                                  

Отгадки запишите в тетрадь с объяснением орфограмм.                  

1. Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, красную шапочку нашел.      (гриб)

2. В лугах сестрички – золотой глазок, белые реснички.                                   (ромашка)

3. Золотое решето чёрных домиков полно.                                                          (подсолнух)

4. Носик стальной, хвостик льняной.                                                                    (игла)

 - По каким признакам вы легко догадались о задуманном предмете? Назовите имена прилагательные.

 

- Что добавите про имена прилагательные?

Вывод: Прилагательные описали характерные признаки предмета, поэтому вы легко узнали этот предмет.

6. Роль прилагательных в описании предметов, явлений природы.

Индивидуальная работа по карточкам. Преобразование текста.

Следующая станция «Мудрая».                                                        

А как вы думаете, можно ли нам обойтись без имён прилагательных?

  • - Какое время года изображено на иллюстрациях? (весна)

- Как можно узнать о наступлении весны?

- Молодцы! Хорошие рассказы составили. А теперь прочитайте вот такой текст.

Прошла    зима. Наступила   весна. 

 солнце пригревает землю. Приходит  оттепель. 

  Сосульки свисают с крыши. И это уже  март.                

- Нравится ли вам этот текст?

 (Текст выглядит сухо, бедно, неинтересно, невыразительно, научно).

- Как сделать так, чтобы текст стал более ярким, выразительным?                                                           (Надо добавить имена прилагательные)

Возьмите зеленую карточку.

-Вставьте в текст подходящие по смыслу имена прилагательные и подчеркните их волнистой линией. Сделайте синтаксический разбор первого предложения.

(Дети выполняют это задание на индивидуальных карточках).

Взаимопроверка.

Сверяют с записями на доске.

- У кого все верно, поднимите руку.

- Для чего нам необходимы имена прилагательные?

- Какую роль они играют в речи?

(Имена прилагательные делают нашу речь красочной, образной, яркой, выразительной, красивой, помогают лучше представить предметы и явления).

IV. Итог урока. 

Наш урок подходит к концу.

У вас на столах лежат конверты.

На листочках неполный текст. Закончите предложения, вставляя подходящие слова. Работаем в группах.

Имя прилагательное – это часть…, которая обозначает …предмета и отвечает на вопросы…. Имя прилагательное связано с именем… Имя прилагательное изменяется по … и в единственном числе по…В предложении выделяется волнистой… и называется … Имена прилагательные делают нашу речь….

- Прочитайте ответы.

   - Продолжите фразу:

- Сегодня на уроке мне было интересно, потому что…

                                                                                

V. Домашнее задание.

-Дома я предлагаю вам разгадать кроссворд с именами прилагательными. А кто захочет, тот может придумать свой кроссворд.

VI. Рефлексия.

- Возьмите в руки те цветные карандаши, которые выражают ваше настроение. Спасибо за урок.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!