1. | Организационный | Метапредметные (УУД) регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Урок русского языка. И начнём наш урок со слов русского писателя Алексея Николаевича Толстого. Обращаться с языком надо бережно: точно подбирать слова, правильно строить предложения. И тогда наша речь будет красивой. Красивой должна быть не только устная, но и письменная речь.
Я предлагаю вам поработать над красотой письменной речи. Сегодня тренируемся в написании букв Чч. Прежде чем записать буквы, дайте характеристику звукам, обозначенным буквой Ч.
| Обучающиеся настраиваются на работу. Буква Ч обозначает согласный звук, он глухой непарный, мягкий непарный) |
2. | Актуализация опорных знаний | Предметные: - правильно выделять имена прилагательные из ряда слов. Метапредметные (УУД) познавательные: - выполнять классификацию; - обосновывать основание для классификации; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы, используя информацию схем, плакатов; регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Словарная работа. Учитель дает установку на запоминание следующих слов.(Ответы зафиксированы в виде картинок . Учитель читает значение каждого слова, дети находят это слово и называют . Затем доска закрывается, учащиеся пишут слова с непроверяемым написанием по памяти в столбик). - этот предмет может быть зимним, осенним, резиновым сапоги - по её проезжей части ездят машины, вы любите гулять на …улица. - ребёнок, который учится в школе ученик - он может быть стеклянным, одноразовым, пластиковым стакан - верхняя одежда, бывает зимнее, осеннее пальто - какой одинаковый признак у данных предметов -чёрный Проверьте, правильно ли вы написали. - Посмотрите на экран, какое задание вы бы предложили выполнить с данными словами: Сапоги, улица, ученик, стакан, пальто, чёрный Почему именно это слово лишнее? -Сформулируйте тему урока. - Начинаем урок русского языка. - Посмотрите на экран, какое задание вы бы предложили выполнить с данными словами: Март , солнце, травка, голубая, весна, проталинка. -Почему именно это слово лишнее? -Сформулируйте тему урока. -Тема нашего урока: Имя прилагательное. | Учащиеся пишут по памяти Можно найти лишнее слово. чёрный -Так как все другие слова-имена существительные. - Имя прилагательное. Роль имён прилагательных в речи. |
3. | Постановка учебной проблемы | Предметные: - распознавать имена прилагательные среди других частей речи; - задавать вопросы к именам прилагательным. Метапредметные (УУД) познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: - высказывать свое предположение; коммуникативные: - точно и полно выражать свои мысли. | - Почему на данный момент вы уже можете выделить из группы слов прилагательные? -Что вы уже знаете об имени прилагательном? Но нам ещё предстоит выяснить, какую роль выполняет прилагательное в речи. | -Так как мы немного познакомились с этой частью речи во 2 классе. - Это часть речи, которая обозначает признаки предметов и отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чьё? .
|
4. | Формулирование проблемы, планирование | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). Метапредметные(УУД) регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; - определять последовательность действий на уроке. | - Итак, что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить? - Давайте определим задачи нашего урока: Почему прилагательное так называется? С какой частью речи связано? Какую роль выполняют прилагательные в речи? | - То, что еще мы не знаем об имени прилагательном. -Высказываниядетей. - |
5. | Открытие нового знания | Предметные: - уметь определять, значение имён прилагательных; - учиться выяснять значение новых слов; - учиться находить связь между существительным и прилагательным. Как вы думаете, почему имена прилагательные связаны именно с именами существительными, а не с другой частью речи? | - Давайте вспомним, почему имена существительные так называются? А что означает слово прилагательное? Почему так называется? -А к чему прикладывается, мы сейчас понаблюдаем -Возвращаемся к словарной работе. Подберите к каждому существительному прилагательное, образуйте словосочетания. -Что такое словосочетание? -Какое главное слово в словосочетании? Пишут на доске: Сапоги(какие?) резиновые Улица(какая?) широкая Ученик (какой?) Стакан(какой?) Пальто(какое?) Чёрный(какой?) - Как вы думаете, почему имена прилагательные связаны именно с именами существительными, а не с другой частью речи? | - Потому что они обозначают всё то, что существует Произошло от слова прилагать, т.е. прикладывать, присоединятся Существительное, потому что существительное обозначает предмет, а прилагательное его признак. Вывод! Прилагательное связано с существительным Признак не может существовать без предмета |
| | Личностные УУД: - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в парах; - оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей). Метапредметные (УУД) регулятивные: - работать по предложенному плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - ориентироваться в учебнике; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь находить и выделять необходимую информацию; - уметь сравнивать, называя критерий для сравнения; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | 1.Работа по учебнику.Упр.100 Наблюдение над связью существительного и прилагательного в предложении. Устно прочитать предложение, выделить грамматическую основу, дать характеристику. Письменно выписать словосочетания существ.+прилаг. 2.- Имя прилагательное называют самой живой и красивой частью речи. Почему? 3. Наблюдение над значением прилагательных.(устно) (звуки, цвет, запах и т,д,) Слайды 4. Прочитайте отрывки из стихотворений известных поэтов и найдите в них: (работа в парах ) Прилагательные, которые помогают увидеть цвет. Ещё прозрачные, леса Как будто пухом зеленеют Долины сохнут и пестреют. А.С.Пушкин Прилагательное , указывающее на описание. Сегодня вышел я из дома, Пушистый снег лежит кругом. Гляжу - навстречу мой знакомый Бежит по снегу босиком. Прилагательные, помогающие услышать звуки. И песню раннюю запел В лазури жаворонок звонкий. В.А.Жуковский. . | Выписывают, работа выполняется на доске - Она украшает нашу речь, делает выразительной, богатой. - Прилагательное передает красоту, помогает услышать звуки, увидеть цвет, указывает на описание… У детей карточки на столах с отрывками из стихотворений |
| | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные (УУД) регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Вывод! Прилагательное живая часть речи, помогает увидеть цвет, услышать звуки, делает нашу речь живописной. Без них наша речь бедна и невыразительна. -А где ещё в нашей речи мы можем встретить прилагательные? Творческая работа. Сочинение-миниатюра «Осенний клён». - Итак, ребята, смогли ли мы с вами разрешить те задачи, которые стояли перед нами? - На все ли задачи удалось найти ответ? - Для чего же нам в речи нужны имена прилагательные? - Какое задание у вас вызвало наибольший интерес, а какое затруднение? - Довольны ли своей работой? - Я буду называть вопросы, а вы отвечайте прилагательными. | В тексте -описания |