СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Имя прилагательное»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

образовательные:

- систематизация существенных признаков имени прилагательного как части  речи; повторить грамматические категории данной части речи,

- выявление особенности употребления имён прилагательных в речи;

коррекционно-развивающие:

– формирование активного самостоятельного мышления учащихся путем выполнения заданий, предусматривающих необходимость анализа, синтеза, сравнения и обобщения,  – активизация письменной, устной речи, умения использовать в речи имена прилагательные, сравнивать различные языковые явления, находить общее, сопоставлять, обобщать, находить примеры,  – развитие навыков самоконтроля, внимания через выполнение индивидуальных, коллективных заданий разного уровня сложности, работу с тестом.  – формирование навыков самостоятельной работы по инструкции;

воспитывающие: – прививать интерес к учебе и предмету через показ практической направленности изучаемого материала, нестандартных заданий, игровую деятельность,  – воспитывать самостоятельность, осуществляя индивидуальный подход и создавая ситуацию успеха для группы отстающих детей.  – воспитывать коллективизм, взаимопомощь, выработка командного мышления.  – формирование волевых качеств: трудолюбия, аккуратности;

оздоровительная:

- рациональная организация урока с позиций здоровьесбережения, предупреждение утомляемости.

Просмотр содержимого документа
««Имя прилагательное»»


Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Знаменская школа-интернат для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья»













Открытый урок письма и развития речи

тема: «Имя прилагательное»

6 класс















Разработала:

учитель русского языка и чтения

Тлустая Ю.Н.







р.п.Знаменка, 2021 год

Цель: повторитьсистематизировать, обобщить и закрепить материал по разделу темы “Имя прилагательное. Падежные окончания имен прилагательных”.

Задачи:

образовательные:

- систематизация существенных признаков имени прилагательного как части речи; повторить грамматические категории данной части речи,

- выявление особенности употребления имён прилагательных в речи;

коррекционно-развивающие:

– формирование активного самостоятельного мышления учащихся путем выполнения заданий, предусматривающих необходимость анализа, синтеза, сравнения и обобщения, 
– активизация письменной, устной речи, умения использовать в речи имена прилагательные, сравнивать различные языковые явления, находить общее, сопоставлять, обобщать, находить примеры, 
– развитие навыков самоконтроля, внимания через выполнение индивидуальных, коллективных заданий разного уровня сложности, работу с тестом. 
– формирование навыков самостоятельной работы по инструкции;

воспитывающие:
– прививать интерес к учебе и предмету через показ практической направленности изучаемого материала, нестандартных заданий, игровую деятельность, 
– воспитывать самостоятельность, осуществляя индивидуальный подход и создавая ситуацию успеха для группы отстающих детей. 
– воспитывать коллективизм, взаимопомощь, выработка командного мышления. 
– формирование волевых качеств: трудолюбия, аккуратности;

оздоровительная:

- рациональная организация урока с позиций здоровьесбережения, предупреждение утомляемости.


Оборудование: презентация, экран, проектор.

Ход урока

  1. Организационный момент.
    На урок все собрались!
    Просыпайся! Не ленись!
    Чтобы многого добиться,
    Нужно хорошо учиться!

- А теперь улыбнемся друг другу. Подравняем спинки и за работу.

Начнем мы его с проверки домашнего задания. Вам нужно было дописать родовые окончания имен прилагательных. Давайте проверим как вы справились с этим заданием!( стр.88, №)

- Давайте откроем тетради и запишем число, классная работа. Мы начнем нашу каллиграфическую минутку напишем с вами букву «Ч» и буквосоединение с ней. Теперь у нас словарная работа, запишите слово –чехол, обратите внимание на орфограмму в этом слове, это словарное слово, его написание нужно запомнить. А что обозначает это слово? Чехол -это изделие из материи или другого материала, сделанная по форме какого-либо предмета и защищающая его от порчи, загрязнения. Приведите примеры.



  1. Повторение.

  1. - Ребята, послушайте четверостишие и определите, о какой оно части речи?

Я – часть речи интересная,

Широко в миру известная:

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить!


Обозначаю я признаки предметов.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

- Догадались?

- Правильно. Это имя прилагательное. Цель нашего урока – повторить правописание окончаний прилагательных мужского и среднего рода единственного числа, повторить роль прилагательных в речи.

2. Словарная работа.

Замените высказывание одним словом и запишите (при произнесении словарного слова учащимися появляется картинка на экране):

- Кисломолочный напиток, получаемый из молока (кефир).

- Кондитерское изделие на основе какао (шоколад).

- Самый крупный водоем на земле (океан).

- Занимательный, любопытный, необычный, привлекающий интерес. Как мы назовем этого человека (интересный).

 Прочитайте ещё раз внимательно слова. Какое слово лишнее и почему? (Интересный - это имя прилагательное). Докажите. Что объединяет другие слова? (Наводящий вопрос: какой частью речи они являются?).

Придумайте предложение с прилагательным «интересный».


- Правильно. Это имя прилагательное.


  1. Игра «Ромашка»

Вопросы:

1. Что обозначает имя прилагательное?

2. На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

3. С какой частью речи согласуется имя прилагательное?

4. Как изменяется имя прилагательное?

5. Как определить род, число и падеж имени прилагательного?

6. Как определить падеж существительного? (по вопросу)

- Итак, для чего же нам нужны имена прилагательные? (имена прилагательные делают нашу речь ярче, украшают её).


4. - - Вспомните, я вам рассказывала, что прилагательные произошли от существительных. Сейчас мы попробуем образовать от существительного прилагательное. Но для начала расшифруем существительное. Чтобы узнать, что тут написано нужно цифры расставить по порядку и у вас получится слово.

о н с е л ц

2 4 1 6 3 5


-Итак теперь читаем, что же у нас получилось? Солнце ( слайд № 8)

От этого существительного нужно образовать имя прилагательное. Для этого нужно задать вопрос. ( какой? какая? какое? какие?) к словам утро, погода, свет, дни.

Солнце- солнечное утро, солнечная погода, солнечный свет, солнечные дни (слайд № 9).

Запишите эти пары в тетради и сделайте разбор солнечный по составу.

(Взаимопроверка- правильный разбор на слайде)


III. Закрепление.

- Ребята, мы вспомнили, что обозначает имя прилагательное, на какие вопросы отвечает и для чего оно служит в речи.


1) - А сейчас мы поиграем в игру «Допиши прилагательное».

Нужно поставить рядом с существительным подходящее по смыслу прилагательное, которое характеризует данное существительное с разных сторон. (Проверка с места).

Берёза – стройная, кудрявая, высокая.

Ручей – говорливый, журчащий, холодный, блестящий.

Солнце – круглое, горячее, яркое, красное, слепящее.


3) - Ребята, с какой частью речи согласуется имя прилагательное? (С именем существительным).

- Как определить род прилагательного? (по роду существительного)

- Определите род данных прилагательных.

- Как определить падеж прилагательного? (по падежу существительного).

- А как определить падеж существительного? (по вопросу).


4) Физкультминутка. Зарядка для глаз.

Прослушайте песенку «Оранжевая песня». Следите глазами за красками на экране.

- Почему девочка все раскрасила в оранжевый цвет?

Прочитайте словосочетания с прилагательным «оранжевая».


Оранжевое небо, оранжевое море, оранжевая зелень, оранжевый верблюд, оранжевые мамы, оранжевым ребятам, оранжевые песни.

5) Работа по карточкам.

На листочках записаны эти словосочетания.

Задание: Определите род и число имен прилагательных, выделите окончания.

- Как прилагательное согласуется с именем существительным? (в роде, числе, падеже)

- Как вы определили окончания имён прилагательных? (по вопросу)

Закрепление (продолжение).

5) Работа с учебником у доски. (упр.287, стр. )

Читаем задание.

6) «Найди пару»

Перед вами слова. В правом столбике имена существительные, в левом – имена прилагательные.

Задание: правильно соедините каждое имя существительное с соответствующим ему именем прилагательным. По ходу выполнения задания учащиеся определяют число и род имён существительных и имён прилагательных и выделяют окончания.

цветы                      свежий

утро                         душистые

трава                        раннее

воздух                      жёлтый

одуванчик                зелёная

Физкультминутка.

Давайте отдохнем.

Я буду называть словосочетания, в состав которых входят существительные и прилагательные мужского и женского рода.

Если словосочетания женского рода – хлопаете,

мужского рода – приседаете.

Морской котик, веселая музыка, старый дом, зимняя ночь, чистый воздух, далекая страна, большой город.



- Сегодня я очень довольна вами. Много прилагательных прозвучало сегодня на уроке.


IV. Домашнее задание.

- Я хочу проверить, как вы умеете согласовывать существительные с прилагательными.

- Послушайте «Сказку».

Волшебная сказка.

На … планете жили … человечки, у них были … глаза, … волосы, … уши. Зато очень … характер.

Домики у человечков были …, с крышами. Возле каждого домика сидела … собачка. Собачки на этой планете были вместо кур, потому что … домики охраняли … дракончики и … страусы. Они сидели на … верёвочках и рычали. На … деревьях пели … песни … мухи. В … лесах водились … слонята, … цыплята, … ёжики и … ящерицы. А на … черепахах … человечки ездили в гости.

- В сказке нет имен прилагательных, а есть пропуски, которые вы можете заполнить любыми прилагательными из специальной подсказки. Вместо многоточий подставляете к существительному любые прилагательные в любом порядке.

Слова подсказки:

голубой

клетчатый

умный

квадратный

фиолетовый

смешной

добрый

крылатый

сердитый

злой

мохнатый

полосатый

лысый

весёлый

сердитый

злой

мохнатый

огромный

пушистый

лохматый

волшебный

бескрайний

лиловый

злой

шёлковый

прозрачный

стеклянный

бумажный

медный

синий

глубокий

широкий

золотистый

серебристый

носатый

шерстяной

красивый

оранжевый

хвостатый

плоский

толстый

худой

зубастый

щекастый

бледный

зелёный

шумный

звонкий

ушастый

летучий

кривой

жёлтый

светлый

чёрный

красный

странный

багровый

серый

удивительный

бархатный

прелестный

чудесный

милый

коричневый

малюсенький

крупный

громадный

железный

колючий

кирпичный

железный



- Сегодня я очень довольна вами. Много прилагательных прозвучало сегодня на уроке.


V. Итог.

Урок приблизился к концу.

Я у вас спросить хочу:

- Какую часть речи повторили?

- Для чего нам нужны прилагательные?

- Какова их роль в языке?


Вот уроку конец,

А кто работал «Молодец!»






На какие вопросы отвечает прилагательное?

- Что обозначает имя прилагательное?

- Есть ли род у имени прилагательного?

- На какой вопрос отвечает прилагательное мужского рода?

- Изменяется ли прилагательное по числам?

- Изменяется ли прилагательное по падежам?

- От какой части речи зависит имя прилагательное?

-Придумай прилагательное женского рода?

- А сейчас я вам загадаю загадки, а вы будьте внимательны и отгадайте их. Отгадки запишите в тетрадь в столбик.

Загадки:

Зелёные листочки,

Жёлтые серёжки,

Стоит в лесочке

На белой ножке.

(Берёза)


Говорливый, и журчащий,

И холодный, и блестящий,

Он по камешкам бежит,

В речку дальнюю спешит.

(Ручей)


Круглое, горячее,

Яркое, слепящее.

На весь мир оно глядит,

На себя же – не велит.

(Солнце)


- Назовите прилагательные, которые имеются в загадке.

5) Работа с предложением у доски.

На доске записаны предложения.

В лужах купаются задирист... воробьи. (у доски)

Лучик солнца заглянул в чист... окно. (у доски)

На берёзке распустился нежн... листочек. (самостоятельно)

В полях появилась молод... травка. (самостоятельно)

Задание: Вставить и выделить окончания имен прилагательных,

указать их род, число и определите их падеж.



12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!