Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Знаменская школа-интернат для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»
Открытый урок письма и развития речи
тема: «Имя прилагательное»
6 класс
Разработала:
учитель русского языка и чтения
Тлустая Ю.Н.
р.п.Знаменка, 2021 год
Цель: повторить, систематизировать, обобщить и закрепить материал по разделу темы “Имя прилагательное. Падежные окончания имен прилагательных”.
Задачи:
образовательные:
- систематизация существенных признаков имени прилагательного как части речи; повторить грамматические категории данной части речи,
- выявление особенности употребления имён прилагательных в речи;
коррекционно-развивающие:
– формирование активного самостоятельного мышления учащихся путем выполнения заданий, предусматривающих необходимость анализа, синтеза, сравнения и обобщения,
– активизация письменной, устной речи, умения использовать в речи имена прилагательные, сравнивать различные языковые явления, находить общее, сопоставлять, обобщать, находить примеры,
– развитие навыков самоконтроля, внимания через выполнение индивидуальных, коллективных заданий разного уровня сложности, работу с тестом.
– формирование навыков самостоятельной работы по инструкции;
воспитывающие:
– прививать интерес к учебе и предмету через показ практической направленности изучаемого материала, нестандартных заданий, игровую деятельность,
– воспитывать самостоятельность, осуществляя индивидуальный подход и создавая ситуацию успеха для группы отстающих детей.
– воспитывать коллективизм, взаимопомощь, выработка командного мышления.
– формирование волевых качеств: трудолюбия, аккуратности;
оздоровительная:
- рациональная организация урока с позиций здоровьесбережения, предупреждение утомляемости.
Оборудование: презентация, экран, проектор.
Ход урока
Организационный момент.
На урок все собрались!
Просыпайся! Не ленись!
Чтобы многого добиться,
Нужно хорошо учиться!
- А теперь улыбнемся друг другу. Подравняем спинки и за работу.
Начнем мы его с проверки домашнего задания. Вам нужно было дописать родовые окончания имен прилагательных. Давайте проверим как вы справились с этим заданием!( стр.88, №)
- Давайте откроем тетради и запишем число, классная работа. Мы начнем нашу каллиграфическую минутку напишем с вами букву «Ч» и буквосоединение с ней. Теперь у нас словарная работа, запишите слово –чехол, обратите внимание на орфограмму в этом слове, это словарное слово, его написание нужно запомнить. А что обозначает это слово? Чехол -это изделие из материи или другого материала, сделанная по форме какого-либо предмета и защищающая его от порчи, загрязнения. Приведите примеры.
Повторение.
- Ребята, послушайте четверостишие и определите, о какой оно части речи?
Я – часть речи интересная,
Широко в миру известная:
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить!
Обозначаю я признаки предметов.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
- Догадались?
- Правильно. Это имя прилагательное. Цель нашего урока – повторить правописание окончаний прилагательных мужского и среднего рода единственного числа, повторить роль прилагательных в речи.
2. Словарная работа.
Замените высказывание одним словом и запишите (при произнесении словарного слова учащимися появляется картинка на экране):
- Кисломолочный напиток, получаемый из молока (кефир).
- Кондитерское изделие на основе какао (шоколад).
- Самый крупный водоем на земле (океан).
- Занимательный, любопытный, необычный, привлекающий интерес. Как мы назовем этого человека (интересный).
Прочитайте ещё раз внимательно слова. Какое слово лишнее и почему? (Интересный - это имя прилагательное). Докажите. Что объединяет другие слова? (Наводящий вопрос: какой частью речи они являются?).
Придумайте предложение с прилагательным «интересный».
- Правильно. Это имя прилагательное.
Игра «Ромашка»
Вопросы:
1. Что обозначает имя прилагательное?
2. На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
3. С какой частью речи согласуется имя прилагательное?
4. Как изменяется имя прилагательное?
5. Как определить род, число и падеж имени прилагательного?
6. Как определить падеж существительного? (по вопросу)
- Итак, для чего же нам нужны имена прилагательные? (имена прилагательные делают нашу речь ярче, украшают её).
4. - - Вспомните, я вам рассказывала, что прилагательные произошли от существительных. Сейчас мы попробуем образовать от существительного прилагательное. Но для начала расшифруем существительное. Чтобы узнать, что тут написано нужно цифры расставить по порядку и у вас получится слово.
о н с е л ц
2 4 1 6 3 5
-Итак теперь читаем, что же у нас получилось? Солнце ( слайд № 8)
От этого существительного нужно образовать имя прилагательное. Для этого нужно задать вопрос. ( какой? какая? какое? какие?) к словам утро, погода, свет, дни.
Солнце- солнечное утро, солнечная погода, солнечный свет, солнечные дни (слайд № 9).
Запишите эти пары в тетради и сделайте разбор солнечный по составу.
(Взаимопроверка- правильный разбор на слайде)
III. Закрепление.
- Ребята, мы вспомнили, что обозначает имя прилагательное, на какие вопросы отвечает и для чего оно служит в речи.
1) - А сейчас мы поиграем в игру «Допиши прилагательное».
Нужно поставить рядом с существительным подходящее по смыслу прилагательное, которое характеризует данное существительное с разных сторон. (Проверка с места).
Берёза – стройная, кудрявая, высокая.
Ручей – говорливый, журчащий, холодный, блестящий.
Солнце – круглое, горячее, яркое, красное, слепящее.
3) - Ребята, с какой частью речи согласуется имя прилагательное? (С именем существительным).
- Как определить род прилагательного? (по роду существительного)
- Определите род данных прилагательных.
- Как определить падеж прилагательного? (по падежу существительного).
- А как определить падеж существительного? (по вопросу).
4) Физкультминутка. Зарядка для глаз.
Прослушайте песенку «Оранжевая песня». Следите глазами за красками на экране.
- Почему девочка все раскрасила в оранжевый цвет?
Прочитайте словосочетания с прилагательным «оранжевая».
Оранжевое небо, оранжевое море, оранжевая зелень, оранжевый верблюд, оранжевые мамы, оранжевым ребятам, оранжевые песни.
5) Работа по карточкам.
На листочках записаны эти словосочетания.
Задание: Определите род и число имен прилагательных, выделите окончания.
- Как прилагательное согласуется с именем существительным? (в роде, числе, падеже)
- Как вы определили окончания имён прилагательных? (по вопросу)
Закрепление (продолжение).
5) Работа с учебником у доски. (упр.287, стр. )
Читаем задание.
6) «Найди пару»
Перед вами слова. В правом столбике имена существительные, в левом – имена прилагательные.
Задание: правильно соедините каждое имя существительное с соответствующим ему именем прилагательным. По ходу выполнения задания учащиеся определяют число и род имён существительных и имён прилагательных и выделяют окончания.
цветы свежий
утро душистые
трава раннее
воздух жёлтый
одуванчик зелёная
Физкультминутка.
Давайте отдохнем.
Я буду называть словосочетания, в состав которых входят существительные и прилагательные мужского и женского рода.
Если словосочетания женского рода – хлопаете,
мужского рода – приседаете.
Морской котик, веселая музыка, старый дом, зимняя ночь, чистый воздух, далекая страна, большой город.
- Сегодня я очень довольна вами. Много прилагательных прозвучало сегодня на уроке.
IV. Домашнее задание.
- Я хочу проверить, как вы умеете согласовывать существительные с прилагательными.
- Послушайте «Сказку».
Волшебная сказка.
На … планете жили … человечки, у них были … глаза, … волосы, … уши. Зато очень … характер.
Домики у человечков были …, с крышами. Возле каждого домика сидела … собачка. Собачки на этой планете были вместо кур, потому что … домики охраняли … дракончики и … страусы. Они сидели на … верёвочках и рычали. На … деревьях пели … песни … мухи. В … лесах водились … слонята, … цыплята, … ёжики и … ящерицы. А на … черепахах … человечки ездили в гости.
- В сказке нет имен прилагательных, а есть пропуски, которые вы можете заполнить любыми прилагательными из специальной подсказки. Вместо многоточий подставляете к существительному любые прилагательные в любом порядке.
Слова подсказки:
голубой | клетчатый | умный | квадратный |
фиолетовый | смешной | добрый | крылатый |
сердитый | злой | мохнатый | полосатый |
лысый | весёлый | сердитый | злой |
мохнатый | огромный | пушистый | лохматый |
волшебный | бескрайний | лиловый | злой |
шёлковый | прозрачный | стеклянный | бумажный |
медный | синий | глубокий | широкий |
золотистый | серебристый | носатый | шерстяной |
красивый | оранжевый | хвостатый | плоский |
толстый | худой | зубастый | щекастый |
бледный | зелёный | шумный | звонкий |
ушастый | летучий | кривой | жёлтый |
светлый | чёрный | красный | странный |
багровый | серый | удивительный | бархатный |
прелестный | чудесный | милый | коричневый |
малюсенький | крупный | громадный | железный |
колючий | кирпичный | железный | |
- Сегодня я очень довольна вами. Много прилагательных прозвучало сегодня на уроке.
V. Итог.
Урок приблизился к концу.
Я у вас спросить хочу:
- Какую часть речи повторили?
- Для чего нам нужны прилагательные?
- Какова их роль в языке?
Вот уроку конец,
А кто работал «Молодец!»
На какие вопросы отвечает прилагательное?
- Что обозначает имя прилагательное?
- Есть ли род у имени прилагательного?
- На какой вопрос отвечает прилагательное мужского рода?
- Изменяется ли прилагательное по числам?
- Изменяется ли прилагательное по падежам?
- От какой части речи зависит имя прилагательное?
-Придумай прилагательное женского рода?
- А сейчас я вам загадаю загадки, а вы будьте внимательны и отгадайте их. Отгадки запишите в тетрадь в столбик.
Загадки:
Зелёные листочки,
Жёлтые серёжки,
Стоит в лесочке
На белой ножке.
(Берёза)
Говорливый, и журчащий,
И холодный, и блестящий,
Он по камешкам бежит,
В речку дальнюю спешит.
(Ручей)
Круглое, горячее,
Яркое, слепящее.
На весь мир оно глядит,
На себя же – не велит.
(Солнце)
- Назовите прилагательные, которые имеются в загадке.
5) Работа с предложением у доски.
На доске записаны предложения.
В лужах купаются задирист... воробьи. (у доски)
Лучик солнца заглянул в чист... окно. (у доски)
На берёзке распустился нежн... листочек. (самостоятельно)
В полях появилась молод... травка. (самостоятельно)
Задание: Вставить и выделить окончания имен прилагательных,
указать их род, число и определите их падеж.
12