СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя числительное

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Считаю. что предлагаемый материал поможет учителю в разработке уроков по теме "Имя числительное". Он актуален для развития познавательной активности учащихся при изучении данной темы.

Просмотр содержимого документа
«Имя числительное»

МБОУ Алтайская СОШ















Тема Имя числительное

(материал для учителя)

Класс - 6























п. Алтай

2016г.





Существует достаточно большой и разнообразный дидактический материал, помогающий организовать изучение имени числительного в средней школе Неоднократно такие материалы публиковались в журнале «Русский язык в школе» в том числе и задания в игровой, занимательной форме . Несмотря на это хочу предложить коллегам занимательно-познавательный материал , используемый мной при изучении темы «Имя числительное»

Задания призваны развивать интерес к русскому языку, исследовательские способности учащихся; работа может выполняться как индивидуально, так и группой учащихся.







Определи часть речи



Задание: Прочитайте слова, определите . какими частями речи они являются

Предварительный инструктаж:

1.Помни. что числительное отвечает на впросы (сколько.? какой? который?)

2. Обозначает(отвлеченное число, количество и порядок предметов при счете)

3. Только числительное можно записать цифрой

Начали:



Пара, миллион, четверть. ,Четыре, дюжина . десяток,Сто, Десять, сотник, пятак, сотня, раз, трижды, половина, единица, тройка, Три, троица, Пятьсот, Полтора, По двое, Первый, Один, Семь, сдвоить, двойник. двойной, семидневный, удвоить







Следующее задание – Цепочка



Называю словосочетание



Числительное + существительное

Ваша задача-продолжить цепочку

Одна книга (две тетради. три карандаша, четыре ручки. пять тетрадей. шесть парт…)





Подбери загадки

Ваша задача подобрать загадки, в состав которых входит имя числительное



1.Три братца пошли на речку купаться, двое купаются. А третий на берегу валяется (коромысло и ведра)

2.Выходили 12 молодцев. :выносили 52 сокола,выпускали 365 лебедей(месяцы. недели. дни)

3. Четыре брата бегут. друг друга не обгоняют(колеса)

4. Сто одежек, все без застежек(капуста)

5. У двух матерей по пяти сыновей. У матерей имя одно. И у всех детей имя одно(руки. пальцы)

6. Один бежит, другой – лежит, третий – кланяется(река. берега. трава)

7. Один льет, другой – пьет, третий – зеленеет и растет. (дождь, земля, растения).

8. Два кольца, два конца, посередине – гвоздик. (ножницы).

9.Два брюшка, четыре ушка. (подушка)

10. Шли муж с женой, да брат с сестрой, да шурин с зятем. Сколько же их шло?(трое)





Замените некоторые части слов числительными

Стоянка, трибуна. одиночество, семья. стол, стог. Севасто поль.,стричь, устрица осетрина.. тритон, просто, сторож, столица, вместо, столько, простоять, вспять, Стокгольм



Разгадай ребусы

7я, 40а, 100л, Сева100поль, е2, о5, с3ж, 100рож. 100г



Основная сфера употребления числительных-устная речь. Поэтому для вырботки практического навыка употребления числительных в речи можно использова разнообразные устные упражнения.

«Знаете ли вы?




  1. На земном шаре, по подсчету ученых-языковедов, свыше 2500 различных языков. Однако подавляющее большинство населения нашей планеты – 1675

миллионов человек – говорит только на 13 языках.

  1. Вначале 70-х годов от столкновения с автомашинами в США погибало около 1,5 миллионов диких животных в год, в том числе 126000 оленей,…. Там же, в США, за период с 1969 по 1975 год только на одном магистральном шоссе погибло: 7195 фазанов, 5359 кроликов, 3978 енотов, 2417 скунсов, 1318 оленей, 928 койотов и 615 барсуков.

  2. Ширина водопада Игуасу превышает 3000 метра. Собственно говоря, это не один водопад, а множество. Их здесь 275! Охватить взглядом свою сказочную картину невозможно. Каждую секунду вниз низвергается более 12000 тонн воды. Выделяются 2 больших каскада, падающих с высоты 70-80 метров. Масса воды порождает воздушную волну, которая подбрасывает легкие самолеты, если они снижаются над водопадом.

  3. На завтрак королю было приготовлено 3 жареных кабана, 15 копченых индеек, 10 маринованных осетров, 200 яиц, 20 фаршированных фазанов, 20 жареных уток, 100 печеных яблок, 50 кг. Винограда. 500 кг. Мороженого и 10 ящиков заморского вина.

  4. Корова через ять

Трудно ли читать и писать по-русски? Иностранцы считают русский язык одним из самых трудных. Ещё бы: у англичан алфавит состоит всего из 26 букв, у греков – вообще из 24, а у русских – целых 33 буквы!

А ведь 33 буквы в русском алфавите не так давно – с 1918 года, а раньше…

Раньше была кириллица – азбука, составленная в конце IX – начале X века Кириллом и Мефодием…,…на основе греческого алфавита. Было в ней 43(!) буквы, у каждой своё название – «Аз», «буки», «веди», «люди», «покой»,.. «ферт», «ижица»… Сидит ученик, читает по буквам: «Мыслете – аз – мыслете – аз». Что получилось? Оказывается «мама». Ох, трудно азбуку выучить!



6.«Какая черепаха самая крупная?!»

Самая крупная из когда-либо существовавших на Земле и на море черепах, морская черепаха – архелон не дожила до наших дней. Длина её составляла до 3,05 метра. …Из ныне живущих самая крупная – так называемая кожистая морская черепаха. Её вес достигает 544 килограммов, длина панциря по кривой – до 183 сантиметров, а его ширина между концами лап – 274 сантиметра…

Поменьше кожистой зеленая морская черепаха логгерхед – весом около 220 килограммов. Из доживших до наших дней сухопутных черепах самой крупной считается галапогосская слоновая черепаха. Её вес достигает 254 килограммов, а длина – 1,7 метра.

7.Много ли это – миг?

Пять тысячных секунды занимает один взмах пчелиного крыла. За минуту полета пчела взмахивает крыльями 12000 раз. Две сотых секунды проходит до тех пор, пока человек почувствует боль после укола иглой. 0,1 доля секунды необходима космическому кораблю на пути к Луне, чтобы пролететь один километр.1,25 секунды – за это время световой луч Луны достигает Земли. 20 секунд – самый короткий период, за который взрослый человек успевает сказать 100 слов.



Знаешь ли ты математику?

Реши и запиши примеры словами:

47+15= 89-33= 11*5=

72:12= 44+79= 99:3=

18+10= 51-19= 80:5=







Вспомни названия

Нужно вспомнить названия произведений(фильмов. мультфильмов. книг, картин), в состав которых входят имена числительные

«Три толстяка»(Ю.Олеша), «Три мушкетера»(А.Дюма)»Три медведя»(Л.Н.Толстой) «Три поросенка»(С. Михалков), «Четыре танкиста и собака»(Я.Пшимановский), «Семнадцать мгновений весны»(Ю.Семенов), «Двенадцать стульев»(И. Ильф ,Е. Петров), «150 000 000»(В. Маяковский), Двенадцать месяцев»(С, Маршак),»Палата номер шесть»(А.Чехов). «Петр 1»(А.Толстой), 93-ий год»(В.Гюго)



Составь словосочетания

Составить словосочетания «глагол+числительное»:

Увеличилось на… Возросло на…

Отнять от….. Поднялось до…

Разделить на… Умножить на….

Достигло… Прибавить к…





Кто больше?!

Нужно вспомнить как можно больше фразеологических оборотов. В состав которых входит числительное:

Один-один на один, семеро одного не ждут,одного поля ягоды. Один в поле не воин…

Два-ум хорошо. а два -лучше, меж двух огней,ни два ни полтора. два сапога-пара. ,от горшка два вершка…

Три-заблудился в трех соснах., слезы в три ручья., наврать с три короба, согнуться в три погибели...



Аукцион

Игра похожа на предыдущую, нужно подобрать фразеологизмы. ,в состав которых входит названное числительное Побеждает тот. Кто последним назовет фразеологизм:

Семь-

Семь раз отмерь. . один раз отрежь

У семи нянек –дитя без глазу

Семи пядей во лбу

Седьмая вода на киселе

За семь верст киселя хлебать

Семь бед-один ответ

Один с плошкой, семеро-с ложкой

За семью печатями





Сказочные задачи

Составь задачи на сказочные темы, используя имена числительные:

Лиса Алиса и кот Базилио решили отобрать у Буратино деньги…

На опушке леса жила коза и семеро козлят..

Встретились как-то Белоснежка и семь гномов…

Однажды три поросенка решили сыграть…

Три медведя уселись под деревом..



Попробуй замени!

Заменить количественные числительные порядковыми:

Двенадцать-двенадцатый

Девятнадцать-

Пятьдеся-

Три-

Девятьсот-

Тысяча-

Семьсот тридцать четыре…



Проблемные вопросы

(или вопрос Получи « 5»)

Задание 1. В данных предложениях найдите ошибки, исправьте их.

    1. У неё пять сестер, но, к сожалению, все они живут не в Москве.

    2. А братьев у неё только два, зато все, как и она, живут в Москве.

    3. Коля, Петя и Вася в первый раз переступили порог школы. У всех трех – одинаковые новенькие ранцы.

Маша и Катя пришли нарядные, все две с красивыми бантиками

Задание2. Можно ли однозначно ответить на следующий вопрос? В чем его сложность? Какой частью речи является слово, если оно обозначает количество

Задание3 Прочитайте пословицы и обратите внимание на выделенные слова. Являются ли они числительными? О каких человеческих качествах говорит переносный смысл пословиц № 1,3,4,6?

  1. К единице нуля приписать не умеет (монгольская).

  2. Медяшку, что слепой упрячет нищий, пожалуй, сотня зрячих не отыщет. (таджикская)

  3. За его языком и на четверке коней не угнаться. (русская)

  4. Он не робкого десятка (русская).

  5. О женитьбе сына посоветуйся с десятью, а о разводе с сотней. (аварская)

  6. Первого десятка, да не первой сотни (русская)


Задание4. Прочитайте пословицы и поговорки. Выпишите в начальной форме сложные прилагательные, первой частью которых являются числительные. Устно составьте короткий рассказ, названием которого является пословица № 8.

  1. Яйцо лучше всего одночасное, хлеб – однодневный, вино – годичное, рыба – десятилетняя, а друг – тридцатилетний (итальянская).

  2. Одиннадцатидневная церемония на десятидневной свадьбе (корейская).

  3. Он шестимесячным родился. (персидская)

  4. Шестилетний умница лучше шестидесятилетнего дурака. (узбекская)

  5. двадцатилетняя девушка и трехлетний жеребенок – самые красивые (эстонская)

  6. Бойся не дракона десятиглавого, а человека двуязычного. (китайская)

  7. Разгневавшись, можно прыгнуть в колодец, но даже семикратный гнев не поможет оттуда выбраться. (монгольская)

  8. Богатство не в золоте, долголетие не в тысячелетнем возрасте (китайская)



Результатом использования занимательного материала является более прочное усвоение учебного материала. Желание самостоятельно искать и находить подобные задания, выполнять творческие задания.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!