СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на 7 Открытой научно – практической конференции «Актуальные проблемы современного образования в наследии Л.С.Выготского»  27 ноября 2015 года "ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ  ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА" https://drive.google.com/file/d/0B96hqWqVNkiDT0xSa3IwQkFlcTQ/view?usp=sharing 

 

Просмотр содержимого документа
«ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА»

И.В.ШИЛЬКО

Учреждение образования «Костюковичская районная государственная гимназия»

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА

Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. При реализации такого подхода процессы обучения  и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, мыслительных и поведенческих особенностей учащихся, а отношения «учитель-ученик» строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора.

Одной из технологий, построенных на личностно – ориентированном обучении, является игровая технология. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста. Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, средний - общественно полезная, старший школьный возраст - учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс. В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации .

Во время уроков с применением игровой технологии активизируются все группы учащихся. Даже самые пассивные, «слабые» учащиеся с большим удовольствием принимают участие в игре. Игра не только развивает творческие способности учащихся, но и позволяет сделать увлекательным каждый урок. На уроках с использованием игры у учащихся вырабатываются такие качества, как внимание, целеустремлённость, самостоятельность, вера в собственные силы, умение использовать полученные знания в новой ситуации. Игры можно применять на каждом этапе урока, в каждом классе, но при этом необходимо продумать её целесообразность: так, на этапе усвоения новых знаний, возможно, стоит отдать предпочтение традиционным методам обучения.

Остановлюсь подробнее на применении игровых технологий в обучении математики.

Очень важным в педагогическом процессе является начало урока. Например, учащимся предлагается задание на вычисления. Ответам соответствуют определенные буквы. В результате на доске записывается тема урока.

При проведении устного счёта возможно проведение большого количества игр. Например, «Логическая цепочка»: учащийся на первой парте решает пример, передаёт учащемуся, сидящему за ним. Ответ, полученный первым учащимся, является началом примера второго учащегося и т.д.

Перед изучением новой темы можно провести игру «Разброс мнений». Учащиеся получают карточки с недописанными предложениями. В результате учитель подводит учащихся к определению новой темы, целей и задач урока.

Для снятия и предупреждения нарастающего переутомления на уроке можно провести игру в форме математической зарядки, во время которой учащиеся и отдохнут, и повторят пройденный материал. Так, при изучении признаков делимости в 5 классе, учитель называет числа. Если число делится на 2, учащиеся встают; если делится на 3 – хлопают; если делится и на 2 и на 3 – встают и хлопают и т. д.

При закреплении изученного материала уместной будет игра «Шаг в правильном направлении». Класс делится на 2 - 3 команды. Нужно пройти из одного места кабинета в другое. Если ответ правильный, то команда продвигается вперёд, если неправильный – назад.

Не следует забывать и про компьютерные игры, большое количество которых можно найти в сети Интернет.

Учащиеся любят, когда весь урок проходит в игровой форме. Конечно, такие уроки не проводятся каждую неделю. Их целесообразно проводить 1 -2 раза в четверть при обобщении и систематизации изученного материала или в качестве подведения итогов работы за четверть.

Деловая игра используется для усвоения нового, закрепления изученного материала, развития творческих способностей учащихся. Деловая игра – урок, на котором не просто имитируется реальная обстановка, но и идёт подготовка к будущей профессиональной жизни учащихся. Так, при изучении темы «Проценты» можно провести игру «Банкир», а при изучении темы «Координатная плоскость» учащиеся испытают себя в роли художников.

Очень интересно проходят уроки – интерактивные игры. При разработке таких уроков часто беру за основу телевизионные игры, создаю шаблон, после чего игры можно проводить в разных классах, по разным темам, меняя только задания. КВН, «Счастливый случай», «Звёздный час», «Поле чудес», «Битва титанов», «Умнее не придумаешь» - телевизионные передачи, на основе которых можно разработать сценарий урока.

Приведу краткое описание игры «Один против класса». С помощью интернет - ресурса «Онлайн – генератор случайных чисел» выбирается Главный игрок, который стремится заработать наибольшее количество баллов в  математической битве с классом - своими соперниками по игре! Классу даётся 20 секунд для обдумывания ответа на вопрос, учащиеся записывают ответ в тетрадь. Главный игрок рассуждает и даёт свой ответ на поставленный вопрос, после чего остальные учащиеся поднимают таблички с буквой, которая соответствует ответу, данному ими. С помощью компьютерной презентации осуществляется проверка. Количество баллов, заработанных Главным игроком, зависит от количества неправильных ответов, данных классом. Номер задания умножается на количество неправильных ответов, получается результат Главного игрока. При этом у него нет права даже на одну ошибку — неверный ответ повлечет за собой немедленную потерю всех заработанных баллов и выбывание из игры. Все заработанные баллы делятся поровну между оставшимися игроками. После чего начинается новый тур. Начиная с пятого вопроса, Главный игрок имеет право воспользоваться одной из двух подсказок: «Мнение одного из класса» или «Мнение большинства».

Каждый тур состоит из 10 заданий, которые соответствуют 10 – балльной шкале .

Таким образом, игровые технологии полностью соответствуют целям личностно – ориентированного обучения, при их применении повышается интерес учащихся к предмету; между учителем и учащимися устанавливаются партнерские отношения; снижается психологическое напряжение учащихся на уроках; повышается качество знаний и активность слабоуспевающих учащихся; исчезает страх перед проверкой знаний.


Литература

1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http://festival.1september.ru/articles/607211/ . Дата доступа: 27.10.2015г.

2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г.К. Селевко. – Москва: Народное образование, 1998.–256 с.

3. Карусель [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http://www.karusel-tv.ru/announce/12947. Дата доступа: 29.10.2015г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!