СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровые формы обучения в изучении географии своей местности

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Игровые формы обучения в изучении географии своей местности»



Белова Елена Николаевна

учитель географии

МБОУ «СОШ № 5» г.Черногорск



ИГРОВЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ СВОЕЙ МЕСТНОСТИ

Игра – это возможность отыскать себя в обществе,

себя в человечестве,

себя во Вселенной.

Я. Корчак

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины». Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его историю, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Особая роль в этом принадлежит географическому образованию.

Известно, что раскрытие творческих возможностей человека, особенно ребёнка, наиболее успешно осуществляется в процессе игровой деятельности. В игре активизируются познавательные процессы, формируются взгляды и убеждения, приобретается опыт коллективной и групповой работы, вырабатывается чувство соревновательности, желания самому найти правильный выход из той или иной ситуации, появляется возможность оценить суждения по разнообразным проблемам и выработать собственное отношение к их разрешению.

Используемые мной игры по форме деятельности учащихся можно разделить на индивидуальные, парные, групповые, общеклассные. По образовательным задачам – на игры, изучающие новый материал, формирующие умения и навыки, и игры обобщающего повторения и контроля знаний. По типам – это познавательные, ролевые, деловые, комплексные игры на местности и в классе.



По форме проведения игры бывают: игры-аукционы, защиты, соревнования на лучшее качество, скорость, количество, путешествия по станциям с чередованием игровых ситуаций, имитация событий, пресс-конференция, игры-драматизации, инсценировки, поиск решения проблем, игры-исследования, открытия. С учетом современных требований Государственного стандарта образования игры помогают мне научить школьников «показывать и называть, определять и измерять, описывать, объяснять, прогнозировать».

Содержание школьной географии предостав­ляет много возможностей для применения игровых форм обучения краеведческого харак­тера.

Так, программа курса физической географии (6 класс) предусматривает проведение практи­ческой работы «Глазомерная съемка с планшетом небольшого участка местности». Организовать и провести ее можно в игровой форме. Для этого школьники работают груп­пами, что способствует установлению общения и деловых контактов между ними, формирова­нию навыков работы в коллективе. Оптималь­ное количество групп — 4—5.

Учитель раздает группам конверты с задания­ми. Первое задание одинаково для всех: составить план данного участка местности спосо­бом глазомерной съемки. Второе задание каж­дая группа получает от какой-либо организа­ции. (Примеры заданий: можно ли на данной тер­ритории строить новые дома? Можно ли тер­риторию использовать для расширения школь­ного сада? Возможно ли строительство базы отдыха на данном участке? Можно ли участок использовать для строительства теплиц?). Третье задание связано со вторым: на основании изуче­ния составленного плана участка сделать обосно­ванное заключение.

Выполнение таких заданий не только способст­вует закреплению теоретических знаний и совер­шенствованию умений школьников, но и разви­вает умение устанавливать пространственные взаимосвязи, модели географической действи­тельности, формирует творческое мышление.

На уроках физической географии можно организовать игру «Знатоки горных систем Хакасии».

Каждому объекту на карте Республики Хакасия соответствует свое географическое название. Такие географические названия представляют собой имена собственные, пишутся с прописной буквы, чтобы лучше запомнить названия географических объектов, следует найти связи названий географических объектов с их выдающимися характеристиками или сведениями об истории открытия, о происхождении названий.

Учащимся предлагается перемешать карточки, на которых написаны названия географических объектов Республики Хакасия. Последовательно указать на карте Республики Хакасия или мысленно представить их положение. Содержание карточек интересно создавать в занимательной форме, используя вопросы викторины. Например, обозначьте на контурной карте Хакасии цифрами формы рельефа республики, а на карточках поместите следующий текст.

  1. Название этих гор в переводе с тюркского обозначает "Пестрые горы". Это название точно отражает первое впечатление от ярких красок горной системы. Белые снежники лежат рядом с разноцветными субальпийскими лугами, голубое небо отражается в зеркалах каровых озер, а белопенные облака ползут так низко, что часто цепляются за острые серые вершины скал.

  2. Данный хребет в переводе с хакасского языка означает Хара сын «Черный хребет» — отрог Кузнецкого Алатау в Хакасии, отделяет Чулымо-Енисейскую котловину на севере от Сыдо-Ербинской котловины на юге.

  3. Этот хребет Хакасии — популярное место начала сплавов по рекам. Название хребта имеет тюркское происхождение и дословно обозначает «медвежья кровь».

  4. В южной Сибири несколько сотен лет назад существовала народность сойоты, одно из монголоязычных племён, предки современных тувинцев. Слово «сойот», как указывают этнографы, — множественное число от монгольского «сойон», поэтому сойотов также называли и сойонами. Именно от этого родоплеменного названия было образовано имя горным системам, простирающимся более чем полторы тысячи километров.

  5. Гора находится на левом берегу Красноярского водохранилища, неподалеку от поселка Усть-Абакан. Древняя и загадочная гора в переводе с хакасского означает «гора Солнца», является священной для хакасов, культовая гора поклонения божеству Солнца. Обряды в честь Солнца проходили на ее вершине, на ритуальной площадке, где также находится древняя крепость. Гора - значимый памятник наскальной живописи.

  6. Гора, возвышающаяся на территории природного заповедника государственного значения «Хакасский», что в Ширинском районе Республики Хакасия. Находится рядом с водоемом Белё, прямо на перешейке - естественном разделители пресной и соленой частей озера. Название горы переводится как «скала». Высота горы равна 586,3 метрам над уровнем моря. 

При изучении курса «География России» (9 класс) можно организовать учебно-ролевую игру под условным названием «Проект разви­тия своего населенного пункта».

В сельской школе проведение такого урока строится на использовании краеведче­ского материала с учетом специфики экономи­ко-географических, социально-экономических и экологических проблем изучаемой территории. Городским школьникам можно предложить вы­полнение проекта развития села в республике.

Учитель разрабатывает основу сценария, со­ставляя описание населенного пункта по типовому плану (географическое положение, природные усло­вия и ресурсы, специализация хозяйства, досто­примечательности, население, проблемы и зада­чи развития населенного пункта).

Затем участники игры распределяют между собой роли (картографов, экологов, географов, демографов, почвоведов, историков, руководителя проекта). Картографы составляют план местности, географы — характери­стику ПТК данной территории. Почвоведы оцени­вают земельные ресурсы, составляют рекомен­дации об использовании малопригодных для сельского хозяйства земель. Демографы изуча­ют особенности населения (численность, струк­туру населения, занятость, причины миграции). Историки исследуют местные достопримечатель­ности, изучают народные ремесла с целью их возрождения. Экологи выявляют экологические проблемы, оценивают проект развития села с экологической точки зрения. Руководитель проекта организует работу всех специалистов и коллективное обсуждение предложений. В хо­де коллективной работы специалисты разраба­тывают проект развития населенного пункта, реализация кото­рого должна быть направлена на улучшение социально-экономических условий жизни людей, экономическое развитие населенного пункта.

В процессе игры школьники работают с раз­личными источниками информации, составля­ют диаграммы, таблицы, графики.

В курсе «Геогра­фия России» (9 класс) при изучении комплекса отраслей по производству товаров народного потребления и сферы услуг школьникам можно предложить исследовательские задания следующего содер­жания:

  1. Изучите предприятие сферы обслуживания (услуг) вашего населенного пункта (микро­района).

Примерный план изучения:

а) какие виды услуг оказывает предприятие населению? Какова его хозяйственная эффектив­ность и доход?

б) охарактеризуйте потребителей услуг дан­ного предприятия (возраст, пол);

в) как часто пользуются услугами разные кате­гории населения? Какие проблемы вы выявили в данном вопросе?

  1. Возьмите интервью у жителей вашего насе­ленного пункта (микрорайона). Какие проблемы и перспективы они видят в деятельности пред­приятий сферы услуг своего района?

  2. Возьмите интервью у руководителей (или работников) данного предприятия сферы услуг. Какие проблемы и перспективы в работе они видят?

  3. Составьте картосхему предприятий сферы услуг. Каковы ваши предложения по изменению их видов и размещения?

  4. Предложите меры по улучшению ра­боты предприятий сферы услуг вашего населенного пункта (микрорайона).

О результатах своей работы школьники докла­дывают на имитируемом заседании органов местного самоуправления, на котором принимается наиболее эф­фективный проект развития сферы услуг района.

Значение игровой деятельности в формировании знаний и умений очень велико: в процессе игры выявляется уровень знаний и умение применять их в новой, сложной ситуации; активизация обучения приводит к повышению качества учебного процесса. При усвоении опыта творческой деятельности происходит приобщение к исследовательской работе и ученики получают возможности применять воображение, развивать ораторские способности. При обретении опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, друг к другу:

  • игра отражает различные мотивы поведения;

  • происходит раскрепощение личности: преодолеваются неуверенность в себе, застенчивость и развиваются такие качества личности, как самостоятельность, коммуникабельность;

  • расширяется кругозор учащихся.

Приведенные задания учат ребят разбираться в окружающей действительности, ориентироваться в жизненных проблемах, удовлетворить их потребность в деловом общении, самооценке.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!