Игровой тренинг для педагогов «Повышение профессиональной компетентности»
Цель: стабилизация благополучного эмоционального состояния педагогов.
Задачи:
• повышение профессиональной компетентности;
• развитие профессионально значимых качеств личности, навыков самопознания и рефлексии;
• формирование позиции успешного педагога.
Оборудование: белые листы, цветные листы с написанными на них высказываниями, ножницы, картина с «Формулой успеха», картина с буквами, картина с разными предметами (ключ, конфета, перо, монета, бусинка, радуга, краски, кристальный цветок).
Ход.
1. Приветствие.
Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие способности устанавливать эмоциональный контакт.
Психолог: «Здравствуйте! Я рада вас приветствовать сегодня здесь, в этом зале. Сегодня такой замечательный день, не похожий ни на какой другой. Давайте подумаем, что хорошего сегодня у нас произошло?» Обсуждение.
Упражнение «Коллаж»
Цель: определить профессиональные трудности каждого педагога.
Психолог: «Выбрав профессию педагога, вы наверняка столкнулись с различными трудностями. Я предлагаю выразить их на листах, лежащих перед вами. Выберите цветные листы с написанными на них высказываниями, которые вам подходят и создайте из них картинку (коллаж). Можете пользоваться всем, что есть у вас на столах».
Высказывания на листах желтого цвета (поведенческие):
• Сопротивление выходу на работу
• Частые опоздания
• Откладывание деловых встреч
• Уединение, нежелание видеть коллег
• Нежелание видеть людей
• Нежелание заполнять документацию
• Формальное выполнение обязанностей
На листках красного цвета (аффективные):
• Утрата чувства юмора
• Постоянное чувство вины, неудачи
• Повышенная раздражительность
• Ощущение придирок со стороны других
• Равнодушие
• Бессилие, эмоциональное истощение
• Подавленное настроение
На листах синего цвета (когнитивные):
• Мысли о смене профессии, уходе с работы
• Отсутствие наставников
• Ригидность мышления, использование стереотипов
• Сомнения в полезности работы
• Разочарование в профессии
• Ощущение, что ничего не получается
• Озабоченность собственными проблемами
На листах зеленого цвета (физиологические):
• Нарушение сна (бессонница\уход в сон)
• Изменение аппетита (отсутствие\заедание)
• Восприимчивость к инфекционным заболеваниям
• Длительно текущие незначительные недуги
• Усталость, быстрая утомляемость
• Головные боли, проблемы с ЖКТ
• Обострение хронических заболеваний
• Рассеянность, слабая концентрация внимания.
Психолог: «Обратите внимание, какой цвет у вас доминирует. Это важно — так как каждый цвет имеет свое значение. Красный - трудности в аффективной сфере, желтый - в поведенческий, синий - в когнитивной, зеленый - в физиологической».
По окончании работы участники подходят к каждому коллажу, «Определяют доминирующую проблемную зону».
Упражнение «с картиной «Формула успеха»
Цель: формирование у молодых специалистов внутренней позиции успешного педагога.
Волевое принуждение «Мышечный корсет» Настроение Вера Результат |
Психолог: «Существуют разные способы решения трудностей. Перед вами один из них это „Формула успеха“. Ее создали опытные педагоги для того, чтобы молодые коллеги были успешны в своей деятельности.
Вначале настраиваем себя на волевое принуждение к формированию успеха.
Принимаем „мышечный корсет“, то есть распрямляем спину, расправляем плечи, улыбку до ушей. Иными словами создаем модель победителя.
Затем искусственно вызываем состояние радости.
Формируем мысленный образ успеха — усилием воли заставляем себя в него поверить.
При таком поведении, успех не заставит себя ждать».
Упражнение «с картиной «Звуковая гимнастика»
Цель: обучение снятию эмоционального напряжения и мышечных зажимов.
А — воздействует благотворно на весь организм |
Е — воздействует на щитовидную железу |
И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши |
О — воздействует на сердце, легкие |
У — воздействует на органы, расположенные в области живота |
Я — воздействует на работу всего организма |
Х — воздействует помогает очищению организма |
ХА — помогает повысить настроение |
Психолог: «Формировать мышечный корсет помогает дыхательная гимнастика. Это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Каждый из вас должен пропеть по букве из предложенного списка. В результате мы воздействуем на работу всего организма и снимаем мышечные зажимы. Прежде чем приступить к гимнастике, расскажу о правилах: выполняется в спокойном, расслабленном состоянии, стоя, с прямой спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко произносим звук. А теперь попробуем спеть вместе. Ну вот, напряжение мы сняли. А теперь время формировать „Мышечный корсет“: расправляем спину и плечи, растягиваем рот до ушей, создаем осанку и мимику победителя. После такого упражнения вы легко найдете пути решения проблем».
Упражнение «Мои сильные стороны»
Цель: активизация внутренних ресурсов.
Психолог: «У каждого из вас нашелся способ справиться с проблемой и найти внутренние ресурсы. Значит, они есть. Воспользуетесь ли вы ими, будет зависеть от того, какие сильные стороны у вас имеются. У каждого на столе лежит лист бумаги, обведите на нем свою руку и на каждом пальце напишите, каким сильными качествами вы обладаете.
Итак, сегодня вы определили трудности в работе, нашли пути решения, которые по большей части зависят от вас самих. То есть — все в ваших руках, то, что вы цените, принимаете и любите в себе, что дает вам чувство внутренней свободы и уверенности в собственных силах».
Картина «Профессиональное будущее»
Цель: формирование профессиональной мотивации.
Психолог: » Сегодня вы поделились многим со мной, и мне, в свою очередь, захотелось подарить презент вам на память». Психолог просит каждого участника выбрать на картинке понравившийся предмет и интерпретирует ответ.
Результат:
Монета — повышение зарплаты
Ключ — без труда найдете подход к родителям и детям
Перо — обобщение опыта
Бусинка — приобретение новых профессиональных качеств
Радуга — энтузиазм в профессиональной деятельности
Конфета — установка на профессиональные перспективы
Краски — активная профессиональная позиция
Кристальный цветок — стойкое психическое здоровью.
Рефлексия.
Психолог: «Пришло время прощаться. Работа с вами доставила мне большое удовольствие, появилось желание больше работать в этом направлении. Сейчас я поделилась своим и мыслями. А теперь прошу ответить вас. С какими мыслями, желаниями, настроением покидаете это зал вы?»