СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра "Финансовый бой"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценария предназначен для проведения финансовых и коммуникативных боев по финансовой грамотности с учащимися 10 классов.

Просмотр содержимого документа
«Игра "Финансовый бой"»

Финансовый бой по финансовой грамотности.

Ведущий: Добрый день, ребята, члены жюри и уважаемые гости. Мы проводим финансовый бой по финансовой грамотности.

Ведущий: В коммуникативных и финансовых боях примут участие две команды. В состав команд приглашены учащиеся 10-х классов. За красным столом команда под названием «Спонсоры», капитан команды Иванова Мария и за зеленым столом команда «Банкиры», капитан команды Степанов Илья.

Ведущий: Пришла пора представить членов жюри:

Председатель – Ивлева Анна Эдуардовна, заместитель директора по научно-методической работе;

Член жюри и наш гость – Павлова Регина Степановна, заместитель директора МБУ «ИМЦ»;

2 помощник – Носова Инна Алексеевна, учитель английского языка.

Первый бой – Коммуникативный бой

  • это соревнование по публичной защите двух противоположных позиций в рамках одной проблемной ситуации.

  • каждый бой состоит из двух поединков.

Коммуникативное задание

  • это проблемная ситуация в области финансовой грамотности без явно заданной цели, которую необходимо разрешить в диалоге.

  • не содержит условие задачи (то, что нам известно), вопрос/вопросы (то, что нужно узнать) и численные компоненты.

  • чтобы разрешить проблемную ситуацию коммуникативного задания, необходимо в диалоге с соперником аргументировано отстоять одну из противоположных позиций.

Оценивание коммуникативных боев

  • Команды оцениваются по трем критериям

    • содержание выступления;

    • форма выступления, артистизм и речь;

    • работа с высказываниями оппонента.

  • Члены жюри по каждому критерию поднимают одну из двух табличек – зеленую или красную

    • поднимая табличку зеленого цвета, член жюри отдает свой голос команде, расположенной за зеленым столом.

    • поднимая табличку красного цвета, член жюри отдает свой голос команде, расположенной за красным столом

  • Каждая карточка дает команде 1 балл, вторая команда автоматически получает от этого члена жюри 0 баллов

  • Члены жюри не могут не голосовать, они не могут присуждать в поединке ничью.

Определение победителей в коммуникативных боях

  • Победитель коммуникативного поединка определяется по наибольшему количеству баллов, полученных командой в этом поединке

Название команд

Кол-во баллов

в 1-м поединке

Кол-во баллов

во 2-м поединке

Сумма баллов

Место

Команда 1

(название)





Команда 2

(название)






  • Победитель турнира коммуникативных боев определяется по наибольшей сумме баллов, полученной командой за все коммуникативные поединки.


Первый поединок коммуникативных боев.

Ведущий: Начинаем первый поединок. Начинаем жеребьевку. Капитан первой команды выбирает вопрос из списка (30 секунд). Член второй команды принимает вызов и выбирает позицию согласен /не согласен (30 секунд).

К доске выходят представители двух команд и 2 минуты дискутируют по выбранной теме (в это время секундомер отчитывает время для каждого выступающего).

Представители команд защищают свои позиции.

Ведущий:

- Прошу членов жюри оценить выступающих по 1 критерию: содержание выступления двух команд (жюри поднимает карточку той команды, содержание которой понравилось члену жюри).

- Прошу членов жюри оценить выступающих по 2 критерию: форма выступления, артистизм и речь (жюри поднимает карточку той команды, чья форма выступления, артистизм и речь понравилось члену жюри).

- Прошу членов жюри оценить выступающих по 3 критерию: работа с высказываниями оппонента

(жюри поднимает карточку той команды, чья работа с высказываниями оппонента понравилось члену жюри).

Второй поединок коммуникативных боев.

Ведущий: Во втором поединке команды меняются, теперь вторая команда выбирает вопрос (30 секунд). Член первой команды принимает вызов и выбирает позицию согласен /не согласен (30 секунд).

К доске выходят представители двух команд и 2 минуты дискутируют по выбранной теме (в это время секундомер отчитывает время для каждого выступающего).

Ведущий:

- Прошу членов жюри оценить выступающих второго поединка по 1 критерию: содержание выступления двух команд (жюри поднимает карточку той команды, содержание которой понравилось члену жюри).

- Прошу членов жюри оценить выступающих по 2 критерию: форма выступления, артистизм и речь (жюри поднимает карточку той команды, чья форма выступления, артистизм и речь понравилось члену жюри).

- Прошу членов жюри оценить выступающих по 3 критерию: работа с высказываниями оппонента

(жюри поднимает карточку той команды, чья работа с высказываниями оппонента понравилось члену жюри).

Жюри: Озвучивает результаты коммуникативного боя.


Финансовый бой.

  • это соревнование по публичному выполнению заданий по финансовой грамотности, включающее в себя:

  • публичную защиту решения задачи по финансовой грамотности и полученного в ходе решения ответа

  • публичное оппонирование решению задачи, т.е. проведение публичного анализа полноты и правильности решения в форме вопросов (оппонирование является уникальным отличием «финансового боя» от решения задач вообще и олимпиадных задач в частности)

  • каждый бой состоит из двух поединков

Финансовая задача

  • это проблемная ситуация в области финансовой грамотности с явно заданной целью, которую необходимо достичь

  • финансовая задача содержит условие задачи (то, что нам известно), вопрос / вопросы (то, что нужно узнать) и численные компоненты

  • чтобы ответить на вопрос / вопросы финансовой задачи, ее надо решить.

  • финансовые задачи подразделяются на три типа: закрытые задачи, открытые задачи, задачи-кейсы.

1 поединок финансового боя.

Ведущий: Первая команда выбирает задачу из 1 темы (30 секунд) и представляет ее решение. (снимаем рассуждение по решению задач).

Ведущий: Прошу командира 1 команды сделать свой выбор и представить решение.

Ведущий: Пока 1 команда готовиться 2 команда решает задачу и готовит вопросы для дискуссии.

Выступает 1 команда

Ведущий: Спасибо 1 команде.

Ведущий: Прошу жюри оценить 1 поединок финансового боя по следующему критерию.

Ведущий: У второй команды есть возможность задать 3 вопроса и отвоевать 3 балла, (дискуссия между командами).

Оценивание финансовых боев.

Две оценки за финансовый поединок

Первая оценка – за решение задачи.

Вторая оценка – за оппонирование (вопросы и ответы).

Оценка решения задачи

  • максимальная стоимость задачи – 5 баллов

  • члены жюри в соответствии с Критериями оценивания решения финансовых задач поднимают таблички с баллами, оценивания правильность и полноту решения задачи (от 1 до 5 баллов)

Оценка за оппонирование (за вопросы и ответы).

  • «Команда решателей» и «команда оппонентов» получат по 0 баллов, если:

а) вопрос «командой оппонентов» был, задан не по решению или не по теме задачи.

Б) «команда решателей», по мнению жюри, правильно и полно ответила на заданный «командой оппонентов» вопрос.

  • «Команда решателей» получит «–1» балл за ответ, а «команда оппонентов» «+1» балл за вопрос, если:

а) «командой оппонентов» был задан такой вопрос, на который «команда решателей» не смогла, по мнению жюри, дать правильный ответ, а «команда оппонентов» дала правильный ответ на свой вопрос, при этом жюри приняло этот ответ как правильный и полный

б) «командой оппонентов» был задан такой вопрос, на который «команда решателей» смогла дать правильный, но не полный ответ, а «команда оппонентов» на этот же вопрос, по мнению жюри, дала правильный и полный ответ с деталями, которых не было в ответе «команды решателей».

2 поединок финансового боя.

Ведущий: Вторая команда выбирает задачу из 1 темы (30 секунд) и представляет ее решение. Первая команда оппонирует (не соглашается с решением или задает вопросы по содержанию задачи, или по теме выбранной задачи).

Ведущий: Прошу командира 2 команды сделать свой выбор и представить решение.

Ведущий: Пока 2 команда готовиться 1 команда решает задачу и готовит вопросы для дискуссии.

Выступает 2 команда

Ведущий: Спасибо 2 команде. Слушаем вопросы 1 команды (дискуссия между командами).

Ведущий: Прошу жюри оценить 2 поединок финансового боя.



Определение победителей в финансовых боях.

  • Победитель финансового поединка определяется по наибольшему количеству баллов, полученных командой в этом поединке


Название

команд

Объекты

оценивания

Кол-во баллов

в 1-м поединке

Кол-во баллов

во 2-м поединке

Сумма баллов

Место

Команда 1

(название)

Решение

 

 

 

 

Ответ

 

 

Вопрос

 

 

Команда 2

(название)

Решение

 

 

 

 

Ответ

 

 

Вопрос

 

 


  • Победитель турнира финансовых боев определяется по наибольшей сумме баллов, полученной командой за все финансовые поединки.


Ведущий: Наш школьный чемпионат подошел к концу, и я прошу председателя жюри озвучить результат Чемпионата и объявить победителей.


Председатель жюри: объявляет и награждает победителей и призеров.


























Приложение


























СПОНСОРЫ












БАНКИРЫ







Оценочная таблица коммуникативного боя


Название команд

Кол-во баллов

в 1-м поединке

Кол-во баллов

во 2-м поединке

Сумма баллов

Место

Команда 1

Спонсоры





Команда 2

Банкиры









Оценочная таблица финансового боя


Название

команд

Объекты

оценивания

Кол-во баллов

в 1-м поединке

Кол-во баллов

во 2-м поединке

Сумма баллов

Место

Команда 1


Спонсоры

Решение

 

 

 

 

Ответ

 

 

Вопрос

 

 

Команда 2


Банкиры

Решение

 

 

 

 

Ответ

 

 

Вопрос

 

 







Варианты заданий для проведения коммуникативных боев

по финансовой грамотности.


Тема 1.

Личные (семейные) финансы. Финансовое планирование и бюджет

1. Нужно вводить финансовые отношения между членами семьи.

А) Да, вводить финансовые отношения между членами семьинужно, потому что …

Б) Нет, вводить финансовые отношения между членами семьине нужно, потому что…


2. Школьник во время школьных летних каникул долженработать.

А) Да, Школьник во время школьных летних каникул долженработать, потому что …

Б) Нет, Школьник во время школьных летних каникул не долженработать, потому что …


Тема 2.

Сбережения семьи. Услуги банковских организаций


3. Открывать вклад в банкенужно всегда, даже если у тебя нет свободных денег.

А) Да, открывать вклад в банке нужно независимо от суммы зачисления средств, потому что ….

Б) Нет, вклад в банке нужно открывать, только если у тебя есть свободная сумма денег, потому что ….


4. Брать кредит можно на что угодно, и когда угодно.

А) Да, брать кредит можно на что угодно, и когда угодно, потому что…


Б) Нет, брать кредит нужно «с умом», потому что ….















Варианты задач для проведения финансовых боев на чемпионате школы по финансовой грамотности,

решения этих задач.



Задачи по теме 1 «Личные (семейные) финансы. Финансовое планирование и бюджет»

Задача 1

Представьте, что семья Феди Агеева состоит из пяти человек: Федя, его мама, папа, бабушка и дедушка. Мама получает заработную плату, работая врачом в больнице, 35 000 руб. (без учёта налога на доходы физических лиц), папа инженер на заводе, получает зарплату 52 000 руб. (без учета налога на доходы физических лиц), бабушка и дедушка получают пенсию соответственно 12 000 руб. и 14 000 руб.


1. Каков совокупный доход семьи Агеевых?

2. Каков доход семьи в расчёте на каждого члена?

Свой ответ обоснуйте расчетами.

Задача 2

Начисленная заработная плата гражданина составляла с января по июнь включительно 23 000 руб. в месяц, с июля по декабрь – 25 000 руб. В августе гражданин, участвуя в поэтическом конкурсе – акции рекламного характера, был удостоен призового места и награждён электронной книгой стоимостью 10 000 руб.


Какую сумму налога на доходы физических лиц необходимо заплатить в бюджет?

Свой ответ обоснуйте расчетами.

Задача 3

Иван Сергеевич решил выращивать перепелок. За год он продал 100 кг мяса птицы по цене 500 руб. за кг, а также 20 000 яиц по цене 50 руб. за десяток. Расходы за год составили 100 000 руб.


В профиците или дефиците бюджет Ивана Сергеевича в этом году?

Насколько бюджет в профиците или дефиците?

Свой ответ обоснуйте расчетами.

Задача 4

Ежемесячные расходы семьи Михайловых имеют следующий состав:

  • коммунальные платежи – 5 250 руб.

  • покупка продуктов питания – 15 000 руб.

  • покупка бытовой химии и предметов личной гигиены – 3 000 руб.

  • покупка одежды и обуви – 15 000 руб.

  • оплата кредита на покупку машины – 10 000 руб.

  • оплата проезда – 2 000 руб.

  • накопления на поездку летом на море – 5 000 руб.

  • покупка лекарств и платные медицинские услуги – 1 500 руб.

  • оплата телефона и Интернета – 2 000 руб.

  • прочие платежи – 3 000 руб.


1. Какой доход должен быть у семьи в месяц, чтобы ещё откладывать от этой суммы 5 % при постоянстве других расходов?

2. Какой размер накоплений в этом случае будет через 10 месяцев?

Свой ответ обоснуйте расчетами.



Решения задач по финансовой грамотности для чемпионата школы по финансовой грамотности


Решения и ответы к задачам

по теме 1 «Личные (семейные) финансы. Финансовое планирование и бюджет»

Задача 1

Решение:

1) Совокупный доход семьи Агеевых:

35 000 * 0,87 + 52 000 * 0,87 + 12 000 + 14 000 = 30 450 + 45 240 + 26 000 = 101 690 руб.

2) Доход семьи в расчете на каждого члена:

101 690 / 5 = 20 338 руб.

Ответ:

1) 101 690 рублей – совокупный доход семьи Агеевых

2) 20 338 рублей – доход семьи в расчете на каждого члена

Задача 2

Решение:

1) НДФЛ с зарплаты = (23 000 × 6 + 25 000 × 6) × 13 % = 37 440 руб.

2) НДФЛ с выигрыша = (10 000 – 4000) × 35 % = 2100 руб.

3) Итого НДФЛ = 37 440 руб. + 2100 руб. = 39 540 руб.

Ответ:

39 540 рублей – сумма налога на доходы физических лиц, которую необходимо заплатить

Задача 3

Решение:

1) Доходы = 100 × 500 + 50 × 20000 / 10 = 150 000 руб.

2) Чтобы выяснить, профицитный или дефицитный бюджет у Ивана Сергеевича, вычтем из доходов расходы.

Доходы – расходы = 150 000 – 100 000 = 50 000 руб. – бюджет профицитный, так как доходы больше расходов

Ответ:

50 000 рублей – прибыль Ивана Сергеевича за этот год

Задача 4

Решение:

1) Текущие расходы = (5250 + 15 000 + 3000 + 15 000 + 000 + 2000 + 5000 + 1500 + 2000 + 3000) = 61 750 руб.

2) Необходимый размер доходов = 61 750 / 0,95 = 65 000 руб.

3) Накопления через 10 месяцев с учётом их увеличения = 5000× 10 + 3 250 × 10 = 82 500 руб.

Ответ:

1) 65 000 рублей – таким должен быть доход семьи в месяц, чтобы ещё откладывать от этой суммы 5 % при постоянстве других расходов

2) 82 500 рублей – размер накоплений семьи через 10 месяцев



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!