Государственное образовательное учреждение Республики Коми
«Специальная (коррекционная) школа-интернат № 7 » города Воркуты
«Психологическая безопасность детей и подростков.
Как защитить ребёнка от интернет - рисков?
Подготовили педагоги-психологи:
Желонкина Ю. В.
2019-2020 учебный год
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
КАК ЗАЩИТИТЬ РЕБЕНКА ОТ ИНТЕРНЕТ- РИСКОВ
Обеспечение среды для благополучного и безопасного детства – один из основных национальных приоритетов России, и одно из важнейших его условий обеспечение психологической безопасности детей и подростков.
В условиях глобальных перемен в жизни нашего общества наряду с позитивными преобразованиями, к сожалению, усиливается и ряд негативных тенденций. Наиболее восприимчивым к принятию негативных ценностных и поведенческих установок оказывается именно подростковый возраст. Проблема взаимодействия отцов и детей, а точнее подростков и их родителей практически в каждом поколении и представляет собой вечное столкновение взглядов и интересов. Однако в современном обществе в последнее время наблюдается тенденция того, что поведение многих подростков не только доставляет хлопоты родителям, но и представляет собой опасность для общества. Дети и подростки в силу своего возраста, особенностей развития, страха или стресса иногда не могут сами обратиться за помощью. Кроме того, они могут бояться распространения информации о произошедшей с ними ситуации, воздействии тех или иных угроз, влияющих на их психологическое и физическое состояние. Из-за этого ребенок, оказавшийся в беде, часто остается один на один со своими проблемами.
Поэтому так важно правильно и своевременно распознать симптомы надвигающейся опасности и, конечно, знать, как действовать, чтобы помочь ребенку, если он оказался в сложной жизненной ситуации. Что делать, чтобы обеспечить его психологическую безопасность!
Мы с Вами знаем, что подростковый возраст – непростой этап перехода от детства к взрослости, для которого существуют свои особенности и закономерности, знание и учет которых важен для предотвращения возможных угроз их психологической безопасности. В этом возрасте наблюдается резкий рост таких поведенческих характеристик, как агрессивность, недисциплинированность, конфликтность, неумение владеть собой, в которых нередко кроются истоки подростковых асоциальных форм поведения.
Что может стать неблагоприятными жизненными обстоятельствами?
-переживание обиды, одиночества, собственной ненужности, отчужденности и непонимания;
-действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство влюбленности, ревность;
-переживания, связанные со сложной обстановкой в семье, со смертью, разводом или уходом родителей из семьи;
-чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия.
-боязнь позора, насмешек или унижения;
-страх наказания (например, в ситуациях ранней беременности, серьезного проступка или правонарушения), страх последствий неуспешного выполнения какой-либо деятельности (например, неуспешной сдачи экзаменов); любовные неудачи, трудности в сексуальных отношениях, беременность; чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство; желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации, повлиять на другого человека;
- сочувствие или подражание товарищам, кумирам, героям книг или фильмов, следование «моде»; желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие.
Поведение подростков зачастую бывает непредсказуемым, за короткий период они могут продемонстрировать абсолютно противоположные реакции:
- целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью;
- неуемная жажда деятельности может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что либо делать;
- повышенная самоуверенность,
-безаппеляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в себе;
- развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью.
В этот период подросток начинает осваивать пространство вокруг себя и не всегда имеет возможность конструктивной деятельности, которая раскрыла бы силу его «Я». Он переживает период поиска форм проявления своей силы и энергии в сочетании со снижением интеллектуальной активности, его состояние «готовности к подвигу» может приводить к девиантным проявлениям. Даже в своем успешном развитии при благоприятных условиях подростковый возраст несет в себе асоциальный потенциал.
ИНТЕРНЕТ – РИСКИ
В современном мире, где действительность разделена на две плоскости: виртуальную и реальную, возможность столкнуться с рисками значительно возрастает, т.к. часть из них присутствует в реальной действительности, а часть обнаруживается в виртуальной.
Часто мы информируем детей о реальных рисках на улице, среди людей, забывая, что подобные риски могут угрожать им и в виртуальном пространстве. Информационная безопасность ребенка на сегодняшний день является такой же важной и актуальной темой и обязанностью родителя, которую необходимо выполнять по отношению к своему ребенку, как и соблюдение дорожной безопасности, сохранение ценности здоровья, соблюдение правил и законов и т.д.
Какие риски подстерегают детей за светящимся экраном?
- чрезмерная увлеченность Интернет
- пользованием, компьютерными играми, «серфингом», онлайн_казино;
- риск вовлечения в экстремистские или иные опасные сообщества и группы;
- риск стать жертвой мошенников и понести финансовые и моральные затраты;
- риск встретиться с агрессией,
- грубостью или травлей в социальных сетях;
-риск попадание на сайты, содержащие информацию, наносящую вред неокрепшей психике и эмоциональному самочувствию ребенка.
Как защитить ребенка от интернет.рисков?
Для того чтобы помочь ребенку справиться с интернет - рисками необходимо, в первую очередь, понять, что единственно возможным вариантом помощи является ваше участие в жизни ребенка, включая и виртуальную реальность, «онлайн мир» ребенка. Зачастую, родитель не хочет разбираться в том, что же на самом деле делает ребенок, находясь за компьютером, и предпочитает, отстранившись, прочитать нотации или грубо пресечь попытки использования Интернета ребенком.
Такое родительское поведение усугубляет желание ребенка углубиться в свою увлеченность, где «родитель ничего не понимает». Нежелание родителя понимать причины, подталкивающие ребенка к чрезмерному пользованию Интернетом, воспринимается ребенком как нежелание вести диалог с ним, отказ от общения, отказ понимать его. При этом ребенок чувствует себя непонятым своим родителем, думает, что родитель не хочет, не желает, не может общаться с ним. Нередко такие мысли сопровождаются чувствами печали, одиночества, досады, от которых ребенок спасается, снова погружаясь в приятный и понятный ему виртуальный мир, где замыкается этот круг непонимания. Как разорвать и выйти из этого круга, наносящей урон состоянию и поведению ребенка?
Что делать нельзя.
-вешать ярлыки на ребенка (например, фраза «Да ты болен!»);
- обвинять, ругать и стыдить ребенк (например, фразы: «Ты тратишь свою жизнь понапрасну!», «Лучше бы погулять сходил/почитал/поиграл» и т.д.);угрожать ребенку, требовать от него мгновенных изменений; сравнить ребенка с другими детьми (например, фразы: «Посмотри на своего соседа, он не сидит сутками за компьютером!», «А вот твоя одноклассница все успевает, потому что не играет в компьютерные игры!» и т.д.).
Избегайте осуждающих комментариев в таких сферах как:
современные технологии и интернет; игры и их производители;
Что делать нужно:
-наблюдайте за своими детьми внимательно и с интересом;
-постарайтесь понять, что они чувствуют, как они мыслят;
-поставьте себя на их место;
-искренне интересуйтесь тем, что вовлекает их в игру;-искренне интересуйтесь что им нравится в играх.
Родителям необходимо понимать:
Что их детям нравится в играх? Какие приложения и технологии используются для этого? Какие игры сейчас современны? Как играть в эти игры? Сколько времени дети проводят, играя в эти игры ?Когда их дети играют в игры? Где они играю. С кем они играют?
Найдите ответы на следующие вопросы:
Каким образом Интернет и онлайн_игры служат моему ребенку? (дают ему чувство заботы о нем, свободы, принадлежности, цели и т.д.) Что ему/ей нравится в виртуальном пространстве и играх? (мастерство, дружба, структура, сообщество, проблемы, конкуренция и т.д.) Чем в эмоциональном и психологическом плане привлекательно общение в виртуальном пространстве и игры для него/нее? (сообщество, отношения, чувство волнения и радости и т.д.)
Чего он/она может пытаться избегать в мире реальном? в собственном мире (проблемы со школой, семьей, друзьями, восприятием своего тела, отношениями с противоположным полом); в эмоциональном мире (депрессия, тревога, низкая самооценка);
Способы поговорить с ребенком:
-Проявлять искреннее любопытство и интерес к их онлайн - жизни;
-Присоединитесь к ним в их интересах;
-Не принижайте их виртуальную жизнь (она так же реальна для них, как и их «настоящая» жизнь);
-Не уменьшайте важность Интернета и других передовых технологий.
-Это современный мир, в котором они растут, он не плохой и не хороший, он существует, и его не избежать;
-Не запрещайте Интернет (если это вообще возможно);
-Договоритесь о временных лимитах, и доверяйте ребенку в соблюдении этих договоренностей.
-Обучите детей навыкам самоконтроля, чтобы они не могли устанавливать себе рамки, находясь вне дома.
-Предлагайте «офлайновые» действия (вне Интернета), которые могут быть интересны в дополнение к (а не вместо!) онлайн деятельности.
Присоединяйтесь к своему ребенку:
-Попросите его/ее показать Вам, что ему/ей нравится в Интернете.
-Проявляйте уважение к их интересам.
-Просите, чтобы они показали Вам, как это работает.
Если Вы готовы, играйте онлайн со своим ребенком. Пусть он/она научат Вас.
Что делать в случае обнаружения интернет - угроз вашему ребенку?
Прежде всего, попытайтесь установить достоверность информации об интернет – угрозе. Не принимайте срочных жестких мер по проверке пребывания детей в группах и сетях!
Обратитесь в образовательную организацию, где учится ребенок, в органы управления образованием или ближайшее отделение полиции.
При обнаружении сайтов в Интернете с опасным содержанием или узнав, что от кого-то исходит угроза жизни и благополучию ребенка, обратитесь в подразделение по делам несовершеннолетних или оперативную часть полиции, или Роспотребнадзор.
Многие родители, поддавшись панике, запрещают своим детям пользоваться Интернетом, устанавливают тотальный контроль их жизни и общения, требуют признаний ребенка в том, в каких группах он состоит и немедленного выхода из всяких групп. Все это приводит к обострению конфликтов в семье, к росту взаимонепонимания, и, как следствие, к эмоциональному отдалению ребенка. А ведь именно отсутствие доверия в семье, в общении с близкими и значимыми людьми является первопричиной подверженности ребенка всевозможным негативным воздействиям, включая воздействие через Интернет.
Главное, что мы должны понимать, что даже самые жесткие меры запретительного характера не гарантируют полную защиту детей и подростков от нежелательных воздействий.
Вывод: будьте ближе к своим детям!
Использованная литература
Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция. М.: Издательский центр «Академия», 2002. • Астапов В.М. Обучение и воспитание детей «группы риска». М., 1996.
Вроно Е.М. Поймите своего ребенка. М.: Дрофа, 2002. URL: http://pedlib.ru/ Books/6/0236/6_0236–1.shtml
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? Москва; 2003. URL: http:// umka.pw/Nachal/gippenreyter.pdf
Михайловская И.Б., Вершинина Г.В. Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения. М.: Просвещение, 1990. • Особенности обучения и психологического развития школьников 13–14 лет / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1988.
Памятка для родителей: Кризисные ситуации в жизни подростка: как пережить их вместе. http://childhelpline.ru/wp-content/uploads/Памятка-для-родителей-профилактика-кризисных-состояний-у-подростка.pdf
Сценарий Всероссийского родительского собрания: «Профилактика интернет-рисков и угроз жизни детей и подростков». URL: http://fcprc.ru/ news/profilaktika-internet-riskov-i-ugroz-zhizni-detej-i-podrostkov
Что нужно знать родителям о подростковых суицидах? Под ред. Вихристюк О.В. Мщсква, 2015.
Штольц Х. Каким должен быть ребенок? Пер. с нем. М.: Просвещение.