XII (заочня) региональная Ярмарка социально-педагогических инноваций
Номинация «Здоровая и безопасная среда»
Игра как эффективная форма экологического воспитания школьников
Автор: Омшина Елена Витальевна, учитель математики ГБОУ СОШ № 6 г. Жигулевска Самарской области
г. Отрадный
2016 год
ВВЕДЕНИЕ
«К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии – просто человечность».
В.А. Сухомлинский.
В настоящее время, в эпоху обострения экологических проблем, в научном мире бытует мнение, что экологический кризис цивилизации имеет антропологический характер, а глубинные причины современных экологических проблем связаны с повышением уровня потребления и воздействия на окружающую среду, что является деструктивным путем развития цивилизации. В мировой практике экологическое образование сегодня рассматривается как важнейшее условие выхода человечества из экологического кризиса.
Перед современной школой ставится задача формирования экологической культуры учащихся. Так, в «Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»: утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271», говорится: «Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий».[1]
Государство и общество ставит перед современной школой задачу сформировать личность, соответствующую «портрету выпускника средней школы», представленному в программе ФГОС:
- любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
- осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.[2]
Жизнь каждого человека при всей ее индивидуальности и неповторимости имеет, по крайней мере, одну общую черту – она всегда протекает на определенной территории. Её особенности существенно влияют на хозяйственную деятельность, образ жизни, традиции и даже образ мыслей человека. Поэтому, чтобы правильно выбрать дорогу в жизни, прожить здоровую, насыщенную и счастливую жизнь, важно хорошо знать свою малую Родину.
В силу названных причин проблема поиска эффективных форм экологического воспитания школьников представляется автору работы весьма актуальной.
Новизна представленного опыта заключается в создании воспитательной системы, направленной на формирование и развитие экологической культуры обучающихся посредством использования современных образовательных технологий в рамках внеурочной деятельности.
Ведущей идеей описываемого педагогического опыта является вовлечение учащихся в разнообразную, в том числе игровую деятельность экологического направления.
Автором представленной работы третий год реализуется программа внеурочной деятельности «Край, в котором ты живёшь», которая носит выраженный эколого-краеведческий характер. Программа ориентирована на приобщение обучающихся к изучению истории родного края, традициям и быту народа, содействует освоению позитивной модели поведения гражданина, патриота, продолжателя национальной культурной традиции. Освоение программы предполагает изучение учащимися следующих разделов:
История Самарской области и города Жигулевска;
Природа Самарской области;
Культурное наследие родного края;
Деятельность природоохранных организаций.
Два раздела программы посвящены изучению ООПТ: Национального парка «Самарская Лука» и Жигулёвского государственного природного заповедника имени И.И. Спрыгина. Учащиеся знакомятся с географическим положением данных объектов, растительным и животным миром, водными ресурсами родного края. Изучение данных разделов завершается занятием в игровой форме «Тропинками Самарской Луки».
Автор предлагает методическую разработку занятия. Продуктом педагогического проекта является мультимедийная презентация. Разработка может быть полезна учителям краеведения, а также классным руководителям общеобразовательных школ. Рекомендуется к применению как на уроках, так и на занятиях школьных кружков по экологии и краеведению.
Целью представленной методической разработки является воспитание эколого-краеведческой культуры учащихся.
Достижение цели осуществляется через выполнение следующих задач:
обобщить и закрепить знания учащихся по различным разделам курса внеурочной деятельности;
расширить кругозор учащихся;
формировать умение работать в коллективе.
ГЛАВА 1
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
Подготовительная работа
Учителем к занятию готовится компьютерная презентация «Тропинками Самарской Луки», созданная с помощью программы Microsoft PowerPoint. В отдельных слайдах используются звуковые файлы, содержащие голоса птиц, а также минусы детских песен «Буратино» и «Песенка Красной Шапочки». В презентацию импортирован видеофайл «Жигулёвский заповедник имени И.И. Спрыгина». В работе использованы анимационные эффекты, триггеры.
Техническое обеспечение:
1.2 План проведения занятия
Организационный момент – 2 мин.
Ознакомление с правилами игры – 1 мин.
Проведение игры – 35 мин.
Домашнее задание – 1 мин.
Подведение итогов занятия – 1 мин.
ГЛАВА 2
ХОД ЗАНЯТИЯ
Занятие основано на использовании медиапрезентации, каждое задание выполняется ребятами, а затем дополняется и комментируется учителем. По усмотрению учителя работа может вестись фронтально со всем классом или проходить в форме соревнования между двумя командами.
№ и содержание слайда | Ход игры | Управляющие кнопки |
Название игры, фоновая музыка | Добрый день, дорогие ребята! К несчастью до сих пор живёт в людях понятие: человек – царь природы, завоеватель, покоритель. Взять у природы как можно больше – вот главная задача. А зачем? Нужно ли воевать с природой, покорять её. От нас с вами зависит то, какой будет наша планета через пятьдесят или триста лет. Станет ли она знойной пустыней, оденется ли в бетонную рубашку, или же человек научится жить с природой в полном согласии, осторожно пользуясь благами, которые она даёт, но в то же время и чутко реагируя на её нужды. Каждый из нас может любить, беречь, ценить природу. Но невозможна любовь без знания. Именно с этой целью мы проводим нашу встречу. В ходе сегодняшней весёлой игры на серьёзные темы мы вспомним основные экологические понятия, закрепим полученные экологические знания. | Переход к следующему слайд – по щелчку. |
Правила игры | Девиз нашей встречи: Экологии тропинки приглашают всех вас в путь. И смекалку, и смешинки взять с собою не забудь! Вам будут предлагать выполнить различные задания известные персонажи мультфильмов. Вы встретитесь с Буратино, Волком из «Ну, погоди!», Красной Шапочкой, Ивашкой из Тридесятого царства, Котом-в-Сапогах, а также нашим сказочным персонажем – Лис Лисычем – талисманом экологического марафона «Самарская Лука». | Щелчком по объекту «Правила игры» учащиеся знакомятся с правилами; по щелчку «Начать игру» игра начинается. |
Игровое поле с изображением сказочных персонажей | Итак, начинаем игру. Первый конкурс нам предлагает Буратино. Смелее, в путь! | Стрелка указывает на Буратино (гиперссылка). Кликом по его картинке переходим на слайд №9. |
4 – 8. Скрытые слайды. | | Переход к следующему этапу осуществляется щелчком по картинке соответствующего сказочного персонажа. |
9. Тема занятия (ребус) | Кто за собою не следит? Природе часто кто вредит? Кто мусор сыплет там и тут? Укор и совесть не грызут? Кто для природы худший враг? На это вам ответим так… Че-ло-век! Ребята, определите тему нашего путешествия, для этого разгадайте ребус:
Правильно, ЭКОЛОГИЯ. А что означает это слово? «Наука о доме». Мы с вами живем на территории Самарской Луки. Давайте же будем обращаться со всем окружающим нас как с родным домом! Вы уже знаете, что для охраны природы создаются ООПТ – особо охраняемые природные территории. Вспомните, какие ООПТ расположены в нашей местности? Верно, это Национальный парк «Самарская Лука» и государственный Жигулёвский заповедник имени Ивана Ивановича Спрыгина. | При переходе к данному слайду начинает звучать фонограмма к песенке «Буратино». Анимация на слайде настроена автоматически. Переход к следующему слайду – по управляющей кнопке. |
10. Вопрос о семенах деревьев. | Волк из мультфильма «Ну, погоди!» - не самый приветливый персонаж. Вот и нас он встретил такими словами: «Часто мне под ногами мешается какой-то мусор. Говорят, что это семена. Интересно, каких деревьев?». Ребята, ответьте на вопрос Волка. | В начале слайда появляются картинки с семенами деревьев. ответы появляются через 10 секунд. анимация автоматическая. Возврат на игровое поле – по управляющей кнопке. |
11. Вопрос Красной Шапочки о следах зверей | Красная Шапочка: «Я направляюсь в гости к бабушке и мне повстречались незнакомые следы. Не опасно ли мне идти через лес?». Итак, узнайте обладателей представленных на картинках следов. Последовательно появляются изображения следов, а затем самих зверей: кабана, рыси, белки, лося, волка. Учитель спрашивает ребят, какие из этих лесных обитателей являются хищниками, комментирует, и дополнят ответы учеников. | Сразу при переходе к данному слайду звучит фонограмма песенки Красной Шапочки. Задание начинается щелчком по объекту «выноска-облако». Картинки со следами появляются через 1 секунду, картинки с изображением животных – через 3 сек. Исчезновение предыдущей и появление следующей картинки – автоматическое. |
12. Слайд с фильмом о заповеднике. | А сейчас, ребята, немного отдохните и посмотрите небольшой фильм о нашем Жигулёвском заповеднике. По окончании просмотра учитель может задать несколько вопросов, закрепить материал. | В слайд импортирован видеофайл «Жигулёвский заповедник». Продолжительность показа – 4 мин. 30 сек. Начало просмотра – щелчком по картинке телевизора. |
13. Задание «Узнай птицу по голосу». | Нас встречает Кот-в-сапогах. Как мы знаем, коты не прочь поохотиться на лесных птичек. Вам предлагается узнать голоса птиц, обитающих в нашей местности. Молодцы, вы всех узнали. Конечно же, прозвучали голоса кукушки, жаворонка, сороки и соловья. | Слайд начинается со звучания голоса кукушки. Выполнение задания начинается кликом по надписи «Проверь себя». Голос каждой птицы звучит 10 секунд, затем появляется картинка с изображением птицы и надпись. Переход к прослушиванию следующего голоса – щелчком по картинке. |
14. Задание «Разгадай кроссворд» | Мы на станции «Лис Лисыча». Вам предстоит разгадать кроссворд о Национальном парке «Самарская Лука» и его обитателях. | Задание начинается щелчком по объекту «выноска-облако». Переход к следующему вопросу кроссворда – по щелчку. Возврат на игровое поле – по управляющей кнопке. |
14. Завершение игры, общая песня | Вот и подходит к концу наше путешествие, давайте вместе споём песню! Кому земля, как отчий дом? Кому хозяином быть в нём? Кто должен сохранить моря? Леса, зелёные поля? Кто должен мир оберегать И детям его передать? Че-ло-век! | Звучит фонограмма песенки Буратино. Анимация автоматическая. |
15. Домашнее задание | Ребята, наше занятие подходит к концу. Я хочу завершить его стихотворением ученика 7 класса Панкратова Эдуарда: Самарская Лука – жемчужина России! Прекрасный, дивный, милый сердцу край. Тебе желаю я от всей души сегодня Богаче становись, расти и процветай! [3] Если вам захочется боле подробно узнать о природе Самарской Луки, советую познакомиться с сайтом «Национальный парк «Самарская Лука». [4] На нём вы найдёте много интересной и полезной информации. Я предлагаю желающим выполнить творческое задание: нарисуйте какое-либо животное или растение, обитающее на территории Самарской Луки. | Появление домашнего задания и всех картинок – автоматическое. |
16. Слайд с перечнем Интернет-ресурсов. | | Переход к данному слайду осуществляется по щелчку. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Использование данного мультимедиа-ресурса ресурса во внеклассной работе обусловлено тем, что учащиеся 5 класса очень любят игры-соревнования, а герои мультфильмов знакомы и любимы с детства. Данный ресурс способствует интеграции учебной и внеурочной деятельности, что является важнейшей составляющей в деятельности современного учителя.
Об эффективности реализации описываемого педагогического опыта можно судить по следующим факторам:
повысилось качество обучения в данном классе по предметам естественнонаучного цикла (биология, география);
увеличилось число школьников, посещающих занятия внеурочной деятельности по программе «Край, в котором ты живёшь»
Распространение опыта не требует больших материально-технических, программно-методических, финансовых, организационных затрат.
Можно с уверенностью говорить о транслируемости представленной идеи. Распространение опыта не требует больших материально-технических, программно-методических, финансовых, организационных затрат. Поэтому возможно использовать описанный опыт в массовой практике.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
Библиография:
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897).
Как прекрасен этот заповедный мир: сборник экологических стихотвореий, рассказов, сказок. – Жигулёвск: ОРФ «Самарская Лука». – 2006.
Электронные ресурсы:
Национальный парк «Самарская Лука». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://npsamluka.ru/about_park
ПРИЛОЖЕНИЕ
9