СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра как эффективная форма экологического воспитания школьников.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор предлагает методическую разработку внеурочного занятия ро краеведению. Продуктом педагогического проекта является мультимедийная презентация. Разработка может быть полезна учителям краеведения, а также классным руководителям общеобразовательных школ. Рекомендуется к применению как на уроках, так и на занятиях школьных кружков по экологии и краеведению.

Целью представленной методической разработки является воспитание эколого-краеведческой культуры учащихся.

Достижение цели осуществляется через выполнение следующих задач:

  1. обобщить и закрепить знания учащихся по различным разделам курса внеурочной деятельности;
  2. расширить кругозор учащихся;
  3. формировать умение работать в коллективе.

Просмотр содержимого документа
«Игра как эффективная форма экологического воспитания школьников.»

XII (заочня) региональная Ярмарка социально-педагогических инноваций


Номинация «Здоровая и безопасная среда»







Игра как эффективная форма экологического воспитания школьников






Автор: Омшина Елена Витальевна, учитель математики ГБОУ СОШ № 6 г. Жигулевска Самарской области













г. Отрадный

2016 год

ВВЕДЕНИЕ

«К  тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии – просто человечность».

В.А. Сухомлинский.


В настоящее время, в эпоху обострения экологических проблем, в научном мире бытует мнение, что экологический кризис цивилизации имеет антропологический характер, а глубинные причины современных экологических проблем связаны с повышением уровня потребления и воздействия на окружающую среду, что является деструктивным путем развития цивилизации. В мировой практике экологическое образование сегодня рассматривается как важнейшее условие выхода человечества из экологического кризиса.

Перед современной школой ставится задача формирования экологической культуры учащихся. Так, в «Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»: утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271», говорится: «Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий».[1]

Государство и общество ставит перед современной школой задачу сформировать личность, соответствующую «портрету выпускника средней школы», представленному в программе ФГОС:

- любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

- осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.[2]

Жизнь каждого человека при всей ее индивидуальности и неповторимости имеет, по крайней мере, одну общую черту – она всегда протекает на определенной территории. Её особенности существенно влияют на хозяйственную деятельность, образ жизни, традиции и даже образ мыслей человека. Поэтому, чтобы правильно выбрать дорогу в жизни, прожить здоровую, насыщенную и счастливую жизнь, важно хорошо знать свою малую Родину. 

В силу названных причин проблема поиска эффективных форм экологического воспитания школьников представляется автору работы весьма актуальной.

Новизна представленного опыта заключается в создании воспитательной системы, направленной на формирование и развитие экологической культуры обучающихся посредством использования современных образовательных технологий в рамках внеурочной деятельности.

Ведущей идеей описываемого педагогического опыта является вовлечение учащихся в разнообразную, в том числе игровую деятельность экологического направления.

Автором представленной работы третий год реализуется программа внеурочной деятельности «Край, в котором ты живёшь», которая носит выраженный эколого-краеведческий характер. Программа ориентирована на приобщение обучающихся к изучению истории родного края, традициям и быту народа, содействует освоению позитивной модели поведения гражданина, патриота, продолжателя национальной культурной традиции. Освоение программы предполагает изучение учащимися следующих разделов:

  • История Самарской области и города Жигулевска;

  • Природа Самарской области;

  • Культурное наследие родного края;

  • Деятельность природоохранных организаций.

Два раздела программы посвящены изучению ООПТ: Национального парка «Самарская Лука» и Жигулёвского государственного природного заповедника имени И.И. Спрыгина. Учащиеся знакомятся с географическим положением данных объектов, растительным и животным миром, водными ресурсами родного края. Изучение данных разделов завершается занятием в игровой форме «Тропинками Самарской Луки».

Автор предлагает методическую разработку занятия. Продуктом педагогического проекта является мультимедийная презентация. Разработка может быть полезна учителям краеведения, а также классным руководителям общеобразовательных школ. Рекомендуется к применению как на уроках, так и на занятиях школьных кружков по экологии и краеведению.

Целью представленной методической разработки является воспитание эколого-краеведческой культуры учащихся.

Достижение цели осуществляется через выполнение следующих задач:

  1. обобщить и закрепить знания учащихся по различным разделам курса внеурочной деятельности;

  2. расширить кругозор учащихся;

  3. формировать умение работать в коллективе.































ГЛАВА 1

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ


    1. Подготовительная работа

Учителем к занятию готовится компьютерная презентация «Тропинками Самарской Луки», созданная с помощью программы Microsoft PowerPoint. В отдельных слайдах используются звуковые файлы, содержащие голоса птиц, а также минусы детских песен «Буратино» и «Песенка Красной Шапочки». В презентацию импортирован видеофайл «Жигулёвский заповедник имени И.И. Спрыгина». В работе использованы анимационные эффекты, триггеры.

Техническое обеспечение:

  • компьютер с установленным пакетом программ (MS PowerPoint 2007/10, проигрыватель mp3);

  • мультимедийный проектор;

  • экран;

  • колонки.


1.2 План проведения занятия

  1. Организационный момент – 2 мин.

  2. Ознакомление с правилами игры – 1 мин.

  3. Проведение игры – 35 мин.

  4. Домашнее задание – 1 мин.

  5. Подведение итогов занятия – 1 мин.












ГЛАВА 2

ХОД ЗАНЯТИЯ

Занятие основано на использовании медиапрезентации, каждое задание выполняется ребятами, а затем дополняется и комментируется учителем. По усмотрению учителя работа может вестись фронтально со всем классом или проходить в форме соревнования между двумя командами.

и содержание слайда

Ход игры

Управляющие кнопки

  1. Название игры, фоновая музыка

Добрый день, дорогие ребята! К несчастью до сих пор живёт в людях понятие: человек – царь природы, завоеватель, покоритель. Взять у природы как можно больше – вот главная задача. А зачем? Нужно ли воевать с природой, покорять её. От нас с вами зависит то, какой будет наша планета через пятьдесят или триста лет. Станет ли она знойной пустыней, оденется ли в бетонную рубашку, или же человек научится жить с природой в полном согласии, осторожно пользуясь благами, которые она даёт, но в то же время и чутко реагируя на её нужды. Каждый из нас может любить, беречь, ценить природу. Но невозможна любовь без знания. Именно с этой целью мы проводим нашу встречу. В ходе сегодняшней весёлой игры на серьёзные темы мы вспомним основные экологические понятия, закрепим полученные экологические знания.

Переход к следующему слайд – по щелчку.

  1. Правила игры

Девиз нашей встречи: Экологии тропинки приглашают всех вас в путь. И смекалку, и смешинки взять с собою не забудь!

Вам будут предлагать выполнить различные задания известные персонажи мультфильмов. Вы встретитесь с Буратино, Волком из «Ну, погоди!», Красной Шапочкой, Ивашкой из Тридесятого царства, Котом-в-Сапогах, а также нашим сказочным персонажем – Лис Лисычем – талисманом экологического марафона «Самарская Лука».

Щелчком по объекту «Правила игры» учащиеся знакомятся с правилами; по щелчку «Начать игру» игра начинается.

  1. Игровое поле с изображением сказочных персонажей

Итак, начинаем игру. Первый конкурс нам предлагает Буратино. Смелее, в путь!

Стрелка указывает на Буратино (гиперссылка). Кликом по его картинке переходим на слайд №9.

4 – 8. Скрытые слайды.


Переход к следующему этапу осуществляется щелчком по картинке соответствующего сказочного персонажа.

9. Тема занятия (ребус)

Кто за собою не следит?

Природе часто кто вредит?

Кто мусор сыплет там и тут?

Укор и совесть не грызут?

Кто для природы худший враг?

На это вам ответим так…

Че-ло-век!

Ребята, определите тему нашего путешествия, для этого разгадайте ребус:



Правильно, ЭКОЛОГИЯ. А что означает это слово?

«Наука о доме». Мы с вами живем на территории Самарской Луки. Давайте же будем обращаться со всем окружающим нас как с родным домом!

Вы уже знаете, что для охраны природы создаются ООПТ – особо охраняемые природные территории. Вспомните, какие ООПТ расположены в нашей местности?

Верно, это Национальный парк «Самарская Лука» и государственный Жигулёвский заповедник имени Ивана Ивановича Спрыгина.

При переходе к данному слайду начинает звучать фонограмма к песенке «Буратино». Анимация на слайде настроена автоматически. Переход к следующему слайду – по управляющей кнопке.

10. Вопрос о семенах деревьев.

Волк из мультфильма «Ну, погоди!» - не самый приветливый персонаж. Вот и нас он встретил такими словами: «Часто мне под ногами мешается какой-то мусор. Говорят, что это семена. Интересно, каких деревьев?». Ребята, ответьте на вопрос Волка.

В начале слайда появляются картинки с семенами деревьев. ответы появляются через 10 секунд. анимация автоматическая. Возврат на игровое поле – по управляющей кнопке.

11. Вопрос Красной Шапочки о следах зверей

Красная Шапочка: «Я направляюсь в гости к бабушке и мне повстречались незнакомые следы. Не опасно ли мне идти через лес?».

Итак, узнайте обладателей представленных на картинках следов.

Последовательно появляются изображения следов, а затем самих зверей: кабана, рыси, белки, лося, волка.

Учитель спрашивает ребят, какие из этих лесных обитателей являются хищниками, комментирует, и дополнят ответы учеников.

Сразу при переходе к данному слайду звучит фонограмма песенки Красной Шапочки. Задание начинается щелчком по объекту «выноска-облако». Картинки со следами появляются через 1 секунду, картинки с изображением животных – через 3 сек. Исчезновение предыдущей и появление следующей картинки – автоматическое.

12. Слайд с фильмом о заповеднике.

А сейчас, ребята, немного отдохните и посмотрите небольшой фильм о нашем Жигулёвском заповеднике.

По окончании просмотра учитель может задать несколько вопросов, закрепить материал.

В слайд импортирован видеофайл «Жигулёвский заповедник». Продолжительность показа – 4 мин. 30 сек. Начало просмотра – щелчком по картинке телевизора.

13. Задание «Узнай птицу по голосу».

Нас встречает Кот-в-сапогах. Как мы знаем, коты не прочь поохотиться на лесных птичек. Вам предлагается узнать голоса птиц, обитающих в нашей местности.

Молодцы, вы всех узнали. Конечно же, прозвучали голоса кукушки, жаворонка, сороки и соловья.

Слайд начинается со звучания голоса кукушки. Выполнение задания начинается кликом по надписи «Проверь себя». Голос каждой птицы звучит 10 секунд, затем появляется картинка с изображением птицы и надпись. Переход к прослушиванию следующего голоса – щелчком по картинке.

14. Задание «Разгадай кроссворд»

Мы на станции «Лис Лисыча». Вам предстоит разгадать кроссворд о Национальном парке «Самарская Лука» и его обитателях.

Задание начинается щелчком по объекту «выноска-облако». Переход к следующему вопросу кроссворда – по щелчку. Возврат на игровое поле – по управляющей кнопке.

14. Завершение игры, общая песня

Вот и подходит к концу наше путешествие, давайте вместе споём песню!

Кому земля, как отчий дом?

Кому хозяином быть в нём?

Кто должен сохранить моря?

Леса, зелёные поля?

Кто должен мир оберегать

И детям его передать?

  Че-ло-век!

Звучит фонограмма песенки Буратино. Анимация автоматическая.

15. Домашнее задание

Ребята, наше занятие подходит к концу.

Я хочу завершить его стихотворением ученика 7 класса Панкратова Эдуарда:

Самарская Лука – жемчужина России!

Прекрасный, дивный, милый сердцу край.

Тебе желаю я от всей души сегодня

Богаче становись, расти и процветай! [3]

Если вам захочется боле подробно узнать о природе Самарской Луки, советую познакомиться с сайтом «Национальный парк «Самарская Лука». [4] На нём вы найдёте много интересной и полезной информации.

Я предлагаю желающим выполнить творческое задание: нарисуйте какое-либо животное или растение, обитающее на территории Самарской Луки.

Появление домашнего задания и всех картинок – автоматическое.

16. Слайд с перечнем Интернет-ресурсов.

Переход к данному слайду осуществляется по щелчку.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Использование данного мультимедиа-ресурса ресурса во внеклассной работе обусловлено тем, что учащиеся 5 класса очень любят игры-соревнования, а герои мультфильмов знакомы и любимы с детства. Данный ресурс способствует интеграции учебной и внеурочной деятельности, что является важнейшей составляющей в деятельности современного учителя.

Об эффективности реализации описываемого педагогического опыта можно судить по следующим факторам:

  • повысилось качество обучения в данном классе по предметам естественнонаучного цикла (биология, география);

  • увеличилось число школьников, посещающих занятия внеурочной деятельности по программе «Край, в котором ты живёшь»

Распространение опыта не требует больших материально-технических, программно-методических, финансовых, организационных затрат.

Можно с уверенностью говорить о транслируемости представленной идеи. Распространение опыта не требует больших материально-технических, программно-методических, финансовых, организационных затрат. Поэтому возможно использовать описанный опыт в массовой практике.

















ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ


Библиография:

  1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271.

  2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897).

  3. Как прекрасен этот заповедный мир: сборник экологических стихотвореий, рассказов, сказок. – Жигулёвск: ОРФ «Самарская Лука». – 2006.


Электронные ресурсы:

  1. Национальный парк «Самарская Лука». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://npsamluka.ru/about_park





















ПРИЛОЖЕНИЕ



9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!