СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Европейский Юг – Северный Кавказ. Состав. Факторы формирования»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена разработка открытого урока в 9 классе по теме "Северный Кавказ. ГП, состав и факторы формирования". В данной разработке используются материалы коллег и свои разработки урока.

Просмотр содержимого документа
««Европейский Юг – Северный Кавказ. Состав. Факторы формирования»»

География 9 класс

ОТКРЫТЫЙ УРОК


«Европейский Юг – Северный Кавказ.

Состав. Факторы формирования»


Цель: выявление особенностей географического положения, состава и факторов формирования экономического района, используя ранее полученные знания, через развитие умений анализа тематических карт, текста и иллюстраций традиционных и электронных учебных пособий для раскрытия существующих особенностей экономического района.


Задачи:

  • Учащиеся получают знания об особенностях ЭГП и факторах формирования Северного Кавказа при выполнении практических заданий и самостоятельных действий, а также определяют эти особенности.

  • Учащиеся развивают умения составления краткого конспекта по изучаемому материалу в индивидуальной и совместной практической деятельности.

  • Учащиеся развивают умения самостоятельно ставить учебные задачи, планировать свою учебную деятельность, выявлять главное при работе с текстом и подводить итоги работы в устной и письменной форме, проводить самооценку своей деятельности.

  • Учащиеся формируют ценностное отношение к особенностям изучаемого экономического района для выявления проблем с целью их комплексного решения.


Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Форма организации: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.


Форма урока: объяснение учителем темы посредством системно-деятельностного подхода (самостоятельного приобретения учащимися знаний).


Учебные действия: целеполагание, планирование работы, тестирование, составление схем, работа с текстом учебника, картосхемами, атласом, анализ диаграммы, таблицы, работа с контурной картой, решение заданий ГИА, самооценка работы на уроке.


Дидактическое обеспечение: политико-административная карта РФ, комплексная карта Европейского Юга, атласы, опорные листы, листы самооценивания (раздаточный материал), презентация, интерактивный модуль.


ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Взаимное приветствие, проверка готовности к уроку. Объявление целей и задач урока, структуры урока.

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

Контроль-обобщение  знаний по темам «Европейский Север», «Северо-Западный район»,  ««Центральная Россия»


Проверка д/з («Географический диктант») подобные виды заданий будут встречаться в КИМах ГИА (определение субъекта или страны по описанию). Я предлагаю определить к какому из трех изученных нами районов относится каждая характеристика.

 

  1. Самый маленький по площади район России

  2. По территории района проходит маршрут «Золотое кольцо»

  3. Отрасли специализации этого района: лесная промышленность, металлургия (цветная и чёрная), ТЭК

  4. Район имеет крупное месторождение железной руды

  5. Экономика района в основном базируется на привозном сырье и топливе

  6. Самый крупный по площади район в Европейской России

  7. Вокруг крупнейшего города этого района расположены  дворцово-парковые ансамбли

  8. К отраслям  специализации этого района относятся: машиностроение, чёрная металлургия, текстильная промышленность

  9. Район имеет выход в Балтийское море

  10. Этот район получает избыточное увлажнение

 

Взаимопроверка по ключу: (Слайд 3)

 

  1. Европейский Север: 3, 6

    Инструкция по карте самооценивания

  2. Северо-Западный район: 1, 5,7, 9,10

  3. Центральная Россия: 2, 4, 5, 8


III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.


? Какие экономические районы нами уже изучены? (Европейский Север, Северо-Западный район, Центральный, Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы)

? А сколько их всего? (11)


Посмотрите на фоторяд приём «Ассоциация»


? Что вы видите, какой район страны?(Кавказ)

? Как вы думаете, какой экономический район нам предстоит изучить следующим? (Европейский Юг-Северный Кавказ)

? Какова тогда тема нашего урока?

? Что нам предстоит именно сегодня сделать исходя из опыта уже изученных вами тем?

(Изучить состав Европейского Юга и факторы формирования)

? С какими темами мы будем знакомиться дальше? (Природа, население и хозяйство).


Задание.Поставьте задачи к уроку. (Выявить особенности ГП района, оценить выгодно ли он расположен, познакомиться с составом экономического района и факторами его формирования)

? Ребята, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите сочетание Северный Кавказ?

? С чего начнем нашу работу?(с атласа)


Перейдем к реализации учебных задач.


Учебные действия по реализации учебных задач.


? Каковы особенности ЭГП данного экономического района? Оцените и сделайте вывод.

Примерные устные ответы учащихся.


Объяснение учителя

Определение района

а.Положение на юге европейской части России.Самый южный район России. С трёх сторон ограничен природными рубежами. Подразделяется на две части Горную и равнинную.

б.На востоке омывается Каспийским морем, на западеЧерное и Азовское – выход к Средиземному морю.

в. Приграничное положение – с Грузией , Азербайджаном, Абхазией, Южной Осетией.

г. На севере соседи – Украина, ЦЧР, Поволжье.

? Есть ли у кого-то дополнения о соседях Северного Кавказа? (к соседям этого экономического района с 2008 года относятся Южная Осетия и Абхазия, как признанные Россией государства)


Транспортная сеть хорошо развита на равнинной части, в горах железные дороги отсутствуют, только вдоль побережья проложены железные дороги.


Описание рельефа территории учителем

  • Приграничное положение

  • Самый южный район России (окраинное положение)

  • Природные рубежи: Кавказские горы, Каспийское море, Азовское и  Чёрное моря

  • Транспорт: Транзитное положение

  • Богат природными ресурсами


Подводим итог и заносим основные черты ЭГП в опорный лист

Вывод:ЭГП СК выгодное, НО необходима стабильная обстановка в регионе.После потери портов и флота на Чёрном море необходима реконструкция портов Новороссийска, Туапсе, Сочи.Возможно, проведение олимпиады, а вернее строительство необходимых объектов в Сочи,  укрепит экономику этого района.


? Скажите, Северный Кавказ природный и экономический – одно и то же?(нет, границы экономического района значительно шире)


? ЮФО и Северный Кавказ – одно и то же? (нет с 1 января 2010 года образован новый ФО – Северо-Кавказский и сам экономический район Северо-Кавказский входит в состав двух ФО:ЮФО и СКФО)


Задание 1.Заполните кластер «Состав экономического района» на основе текста учебника (§ 34, стр. 149) – 3 минуты


  • Задание 2.Найдите выделенные в учебнике и запишите в опорный лист факторы формирования района (§ 34, стр. 149-150) - 5 минут. Прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация)


Задание 3.На основе текста учебника (§ 34, стр. 149) заполните предложение

«Европейский Юг занимает территорию площадью 355 тыс.кв.км, на которой проживает 18 млн. человек»


Анализ диаграммы площади субъектов:

- Назовите самые крупные по площади субъекты Европейского Юга.

- Какой из субъектов имеет наименьшую площадь?


Учебные действия по реализации учебных задач.


Учитель демонстрирует на интерактивной карте состав территорий, учащиеся указывают столицы субъектов экономического района.


? Что показано на данной картосхеме?(Состав района)


Задание 4.Определите с помощью атласа административные центры – столицы субъектов Европейского Юга. Впишите их в опорный лист (можно работать в парах).


Задание 5.В условных обозначениях к контурной карте цифрами подписаны регионы. Надпишите цифры соответствующих регионов на контурной карте.



IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

  1. Тестирование по теме: «Состав и природа Европейского Юга».

1. В состав Северного Кавказа входят (вычеркните лишнее)...
а) Краснодарский край;      б) Ставропольский край;

в) Ростовская область;      г) Дагестан;

д) Калмыкия;                     е) Алания;

ж) Чечня;                           з) Ингушетия;

и) Адыгея;                         к) Карачаево-Черкесия.

2. Северный Кавказ граничит с ... (вычеркни лишнее)

а) Украиной;                      б) Грузией;

в) Азербайджаном;            г) Арменией.

3. На Северном Кавказе проживает (выбери ответ)...

а)       18 млн человек;

б)       7 млн человек;

в)  27 млн человек.

4. Северный Кавказ омывается морями (найдите ошибку) ...

а) Азовским;                      б) Балтийским;

в) Каспийским;                  г) Черным.

5. Рельеф Северного Кавказа ...(выбери ответ)

а) равнинный;

б) горный;

в) равнинный и горный.

6На Северном Кавказе протекает река(выбери ответ):

а) Волга

б) Кубань

в) Кама

7. Установите соответствие между республикой и столицей (запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам)

Республика Столица

А) Кабардино-Балкария 1) Нальчик

Б) Дагестан 2) Петрозаводск

В) Чечня 3) Грозный

4) Махачкала

А

Б

В




8.  Определите регион России по его краткому описанию.

Этот край имеет выход к двум морям, по суше граничит с одной из зарубежных стран. Большую часть территории занимает низменность, на юге расположены молодые высокие горы. Особенностью климата является непродолжительный холодный период года. Основное богатство края — агроклиматические и рекреационные ресурсы.

Ответ: ____________________ край.


Ответы: 1-д,2-г,3-а,4-б,5-в,6-д, 7- А1, Б4, В3, 8-Краснодарский.


Самоконтроль и коррекция учебный действий. Самооценка.


  1. Приём «Да-нетка»

Предположения для «Да-нетки»

1. Северный Кавказ занимает пограничное положение между равнинами и горами.

2. Северный Кавказ имеет выгодное приморское ЭГП (экономико-географическое положение).

3. Для Северного Кавказа характерен однонациональный состав населения.

4. Северный Кавказ граничит с 3 государствами: Грузией, Арменией, Азербайджаном.

5. Европейский Юг – единственный российский район, имеющий прямой выход к Азовскому и Черному морям.

6. Северный Кавказ один из самых благоприятных для жизни людей из районов России в природном отношении.

Самоконтроль и коррекция учебный действий. Самооценка.

Ответы: 1-да, 2- да, 3- нет, 4-нет, 5-да, 6-да

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. §34. Номенклатура по теме: «Европейский Юг»

Письменное творческое задание. Представьте себе, что вы сотрудник туристического агентства. Опишите маршрут путешествия по Северному Кавказу, который можно бы было предложить туристам с целью отдыха и лечения, горнолыжного отдыха, знакомства с памятниками природы.



ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ (САМООЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) УЧАЩИХСЯ.


Вопросы:

? О чем мы с вами говорили на уроке? (О составе Европейского Юга, его границах, административном устройстве, субъектах, их столицах, выгодах экономико-географического положения, факторах формирования района)


? Почему для нас сегодня этот район особенно ценен? (СК – житница России, выход в Атлантический океан, Сочи – столица олимпийских игр 2014 года)


? Что вы узнали о составе Европейского Юга?


? За какие достоинства по географическому положению и составу территории вы бы вручили дипломы Европейскому Югу?(самый южный, самый благоприятный для жизни, за разнообразие национально-территориальных образований)


? Какие этапы учебной деятельности вам удалось пройти? Докажите.

(составление схем, работа с контурной картой, текстом учебника, картами атласа, тестирование, сами себя оценивали)


Составьте описание изученного района, используя Приём «Синквейн»


? О чем бы вы хотели узнать на следующем уроке?


САМООЦЕНКА


Я предлагаю Вам оценить свою работу по шкале успеха. У вас есть оценочные листы, в которых вы ставили себе отметки, подведите общий итог. Если вы усвоили все и заполнили все строки, то поставьте себя на вершине шкалы (справа), если не уверены в этом, в своих знаниях – на ступеньках ниже, а как низко определите сами.


Карточка оценивания по теме «Европейский Юг. Состав. Факторы формирования»


Виды работы на уроке

Оценка в баллах

Проверка д/з (кол-во «+»)

Географический диктант

10


Задание 1. Схема «Состав района»

10


Задание 2. Факторы формирования района

3


Задание 3. Заполнение пропусков в предложении

2


Задание 4. Определение столиц

10


Задание 5. Контурная карта

10


Тестирование

8


«Да-нетка»

6


Кол-во заработанных «+» на устных ответах

до 30



Общая оценка


49+30


44-49 – «5»

33-43 – «4»

22-32 – «3»

21 – «2»







Оценивание хода урока и успехов отдельных учащихся.

Выставление отметок в журнал и дневники.



При наличии времени на уроке

Вопросы:


? Слышали ли вы о данных территориях, если да, то где?

? Ответьте на вопрос проживают ли представители Европейского Юга на территории наших сел?

? А почему они здесь проживают и приехали так далеко от своей родины. Подумайте? (природные особенности «+», условия труда, безработица, низкие доходы, терроризм, локальные конфликты, войны «-«)


Подтверждение проблем (демонстрация слайда и графика показателей безработицы, видеофрагмента Путин В.В. и молодежь.)


? Выскажите свою точку зрения, где условия для проживания из трех изученных нами экономических районов благоприятнее ?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!