СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Северный Кавказ

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дата____20.01.2022__________________

Тема Урока: Пространство Европейского Юга

Задачи:

  1. Учебные: сформировать знания о составе Европейского Юга.

Оценить ЭГП Северного Кавказа; расширить представление об особенностях природных условий и природных ресурсах района.

  1. Развивающие: совершенствовать умение работать по типовому плану с целью выявления особенностей региона, умение составлять экономико-географическую характеристику территории, давать характеристику ЭГП территории, называть и показывать на карте объекты номенклатуры, продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации,

3. Воспитательные: Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся,

Оснащение: экономическая и физическая карты «Европейский Юг», карты «Плотность населения России» и «Народы России», план характеристики ЭГП района, план экономико-географической характеристики района, статистические данные по населению субъектов РФ.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ход урока.

I. Организационный момент. Проверка отсутствующих на уроке.

(1 мин.)

  1. Вводная беседа. (2 мин.)

Учитель. Сегодня на уроке мы приступим к изучению самого южного района европейской части России – Европейского Юга. На этом уроке мы познакомимся с составом района особенностями ЭГП, природными условиями и ресурсами региона.

Вводная беседа должна мотивировать учебную деятельность учащихся. Учитель знакомит учащихся с планом урока и задачами, которые необходимо решить в процессе учебной деятельности. Одним из средств мотивации может служить диалог учителя и учащихся об особенностях Северного Кавказа, его отличительных чертах. Вы можете составить цепочку ассоциаций, связанных с данным экономическим районом. В первую очередь это конечно - уникальные рекреационные ресурсы, многонациональность, нестабильность национально-политической и религиозной обстановки, высокотоварное сельское хозяйство. На этих представлениях и будет строиться наша дальнейшая работа по изучению Европейского Юга.

III. Изучение нового материала. (20 мин.)

  1. Состав Европейского Юга вы изучите по экономической карте района самостоятельно. Результаты заносятся в заранее заготовленную таблицу, вам надо подобрать пары «субъект-административный центр» и затем озвучить.

Проведем устную проверку записей в тетради. После выполнения работы по одному выходите к карте, показываете и называете субъекты, а также их административные центры.

  1. Экономико-географическое положение района тоже характеризуется по уже известному плану.

Учитель. Европейский Юг-это самый южный приморский район России. Он расположен в европейской части на перешейке между морскими бассейнами: Черноморско-Азовским и Каспийским. Природные ландшафты СК многообразны. Здесь есть и горные хребты и степные равнины, бурные горные реки и пересыхающие озера, оазисы субтропической растительности на черноморском побережье и холодные снежные вершины Кавказских гор, Крымские горы. Самая высокая точка России -г.Эльбрус (Кабардино-Балкария).

Площадь 355 тыс. км². Население – 18 млн. чел., это 10,5% населения России.

 В состав района включены 8 республик (Крым, Адыгея, Карачаево-Черкессия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Ингушетия, Чечня, Дагестан), 2 края (Краснодарский и Ставропольский) и 1 область (Ростовская) 1город федерального значения - Севастополь.

Особенности ЭГП района: два различных типа территории – горы и равнины; запасы вольфрамово-молибденовых руд, месторождения свинцово-цинковых руд, месторождения нефти и газа, запасы углей; благоприятный климат; агроклиматические ресурсы равнинной территории, н-р: черноземы Предкавказья.

На территории данного региона проживают, кроме русского населения, адыгейцы, черкесы, кабардинцы, калмыки, ногайцы, карачаевцы, балкарцы, осетины, ингуши, чеченцы, аварцы, даргинцы, лезгины, лакцы, казаки, татары. В настоящее время имеют место межнациональные территориальные конфликты, возникающие на политической почве. Это связано с историей заселения территории, уходящей в далёкое прошлое, со столетней войной, закончившейся лишь в 1864 году, с массовыми переселениями кавказских народов, вхождение Республики Крым и г. Севастопоя в 2014г.

  • Европейский Юг – единственный в России район, имеющий выход к бассейнам трёх южных морей: Азовского, Чёрного, Каспийского. Каковы, на ваш взгляд, перспективы морских торговых связей региона? Что необходимо предпринять для их развития?

После распада СССР значение Кавказа для России усиливается (выход к тёплым морям, район субтропического климата, зона эффективного сельского хозяйства). Сохранение политической стабильности, мирное разрешение всех этнополитических и экономических противоречий между народами Северного Кавказа – главная задача перспективного развития региона.

План характеристики ЭГП района

Экономико-географическое положение района.

1. Состав

1.Краснодарский край-Краснодар

2. Ставропольский край-Ставрополь

3. Ростовская область-Ростов-на-Дону

4. Республика Дагестан-Махачкала

5. Республика Адыгея-Майкоп

6. Республика Кабардино-Балкария-Нальчик

7. Республика Карачаево-Черкессия-Черкесск

8. Республика Северная Осетия-Алания –Владикавказ

9. Республика Ингушетия – Магас

10. Республика Чечня-Грозный.

11. Республика Крым. – Симферополь

12. г. Севастополь

2. Площадь района

355,1 км ²

3. Особенности ЭГП района.

1. Пограничное. Грузия, Азербайджан.

2. Поволжский, Центрально-Черноземный.

3. Приморское. Черное,Азовское и Каспийское моря. Благоприятные условия навигации.

4. Близость КМА.

5. Автомобильные и железные дороги пересекают район с севера на юг и с запада на восток, развита сеть трубопроводов и линий электропередач. Морской транспорт связывает район со странами Закавказья, Ближнего и Среднего Востока, Южной Европы.

6. После распада СССР район стал приграничным.

7. ЭГП выгодное.

Каковы особенности ЭГП данного экономического района? Оцените и сделайте вывод.

Примерные устные ответы учащихся.

Объяснение учителя

Определение района

а. Положение на юге европейской части России.Самый южный район России. С трёх сторон ограничен природными рубежами. Подразделяется на две части Горную и равнинную.

б.На востоке омывается Каспийским морем, на западеЧерное и Азовское – выход к Средиземному морю.

в. Приграничное положение – с Грузией , Азербайджаном, Абхазией, Южной Осетией.

г. На севере соседи – Украина, ЦЧР, Поволжье.

Есть ли у кого-то дополнения о соседях Северного Кавказа? (к соседям этого экономического района с 2008 года относятся Южная Осетия и Абхазия, как признанные Россией государства)

Транспортная сеть хорошо развита на равнинной части, в горах железные дороги отсутствуют, только вдоль побережья проложены железные дороги.

Описание рельефа территории учителем

  • Приграничное положение

  • Самый южный район России (окраинное положение)

  • Природные рубежи: Кавказские горы, Каспийское море, Азовское и  Чёрное моря

  • Транспорт: Транзитное положение

  • Богат природными ресурсами

Вывод: ЭГП СК выгодное, НО необходима стабильная обстановка в регионе.

Скажите, Северный Кавказ природный и экономический – одно и то же?(нет, границы экономического района значительно шире)

ЮФО и Северный Кавказ – одно и то же? (нет с 1 января 2010 года образован новый ФО – Северо-Кавказский и сам экономический район Северо-Кавказский входит в состав двух ФО:ЮФО и СКФО)

Задание1.

  • Оцените природные условия Европейского Юга и сделайте вывод.

  • Работа проводится в группах по тексту учебника и картам по плану (подготовка 3-5 минут, отчет 1-1,5):

1группа Рельеф

2 группа Климат

3 группа Воды

4 группа Почвы

5 группа Природные зоны

Задание 2.

Оцените наличие в Европейском Юге различных видов ресурсов. Выделите те, которые составляют базу экономики Европейского Юга, используя карты, атлас, текст учебника, дополнительную информацию.

1 группа минеральные ресурсы

2 группа земельные ресурсы

3 группа рекреационные ресурсы

4 группа агроклиматические ресурсы

5 группа водные ресурсы

6 группа делает вывод о ресурсной базе Европейского Юга

IV. Закрепление. (2 мин.)

Учитель задает вопросы, ученики устно отвечают.

Ответить на вопросы.

а) Южная крайняя точка России.

б) В состав района входят 2 края, какие ….

в) Крупнейшие города района - ….

г) Главное богатство Предкавказья - черноземы

д) По своим границам на суше Европейский Юг соседствует с 3-мя странами СНГ

«Да-нетка»

Предположения для «Да-нетки»

1. Северный Кавказ занимает пограничное положение между равнинами и горами.

2. Северный Кавказ имеет выгодное приморское ЭГП (экономико-географическое положение).

3. Для Северного Кавказа характерен однонациональный состав населения.

4. Северный Кавказ граничит с 3 государствами: Грузией, Арменией, Азербайджаном.

5. Европейский Юг – единственный российский район, имеющий прямой выход к Азовскому и Черному морям.

6. Северный Кавказ один из самых благоприятных для жизни людей из районов России в природном отношении.

Самоконтроль и коррекция учебный действий. Самооценка.

Ответы: 1-да, 2- да, 3- нет, 4-нет, 5-да, 6-да

Домашнее задание:

1. Изучить § 28

2. Ответить на вопросы и выполнить задания к параграфу.

3. Составьте по 5 вопросов – ЭГП. Природные условия и ресурсы

4. Подготовить сообщения о народах Европейского Юга.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ (САМООЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) УЧАЩИХСЯ.

 

Вопросы:

О чем мы с вами говорили на уроке? (О составе Европейского Юга, его границах, административном устройстве, субъектах, их столицах, выгодах экономико-географического положения, факторах формирования района)

Почему для нас сегодня этот район особенно ценен? (житница России, выход в Атлантический океан, Сочи – столица олимпийских игр 2014 года)

Что вы узнали о составе Европейского Юга?

За какие достоинства по географическому положению и составу территории вы бы вручили дипломы Европейскому Югу?(самый южный, самый благоприятный для жизни, за разнообразие национально-территориальных образований)

Какие этапы учебной деятельности вам удалось пройти? Докажите.

(составление схем, работа с контурной картой, текстом учебника, картами атласа, тестирование, сами себя оценивали)

О чем бы вы хотели узнать на следующем уроке?

Просмотр содержимого документа
«Северный Кавказ»

Дата______________________

Тема Урока: Пространство Европейского Юга

Задачи:

  1. Учебные: сформировать знания о составе Европейского Юга.

Оценить ЭГП Северного Кавказа; расширить представление об особенностях природных условий и природных ресурсах района.

  1. Развивающие: совершенствовать умение работать по типовому плану с целью выявления особенностей региона, умение составлять экономико-географическую характеристику территории, давать характеристику ЭГП территории, называть и показывать на карте объекты номенклатуры, продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации,

3. Воспитательные: Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся,

Оснащение: экономическая и физическая карты «Европейский Юг», карты «Плотность населения России» и «Народы России», план характеристики ЭГП района, план экономико-географической характеристики района, статистические данные по населению субъектов РФ.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ход урока.

I. Организационный момент. Проверка отсутствующих на уроке.

(1 мин.)

  1. Вводная беседа. (2 мин.)

Учитель. Сегодня на уроке мы приступим к изучению самого южного района европейской части России – Европейского Юга. На этом уроке мы познакомимся с составом района особенностями ЭГП, природными условиями и ресурсами региона.

Вводная беседа должна мотивировать учебную деятельность учащихся. Учитель знакомит учащихся с планом урока и задачами, которые необходимо решить в процессе учебной деятельности. Одним из средств мотивации может служить диалог учителя и учащихся об особенностях Северного Кавказа, его отличительных чертах. Вы можете составить цепочку ассоциаций, связанных с данным экономическим районом. В первую очередь это конечно - уникальные рекреационные ресурсы, многонациональность, нестабильность национально-политической и религиозной обстановки, высокотоварное сельское хозяйство. На этих представлениях и будет строиться наша дальнейшая работа по изучению Европейского Юга.

III. Изучение нового материала. (20 мин.)

  1. Состав Европейского Юга вы изучите по экономической карте района самостоятельно. Результаты заносятся в заранее заготовленную таблицу, вам надо подобрать пары «субъект-административный центр» и затем озвучить.

Проведем устную проверку записей в тетради. После выполнения работы по одному выходите к карте, показываете и называете субъекты, а также их административные центры.

  1. Экономико-географическое положение района тоже характеризуется по уже известному плану.

Учитель. Европейский Юг-это самый южный приморский район России. Он расположен в европейской части на перешейке между морскими бассейнами: Черноморско-Азовским и Каспийским. Природные ландшафты СК многообразны. Здесь есть и горные хребты и степные равнины, бурные горные реки и пересыхающие озера, оазисы субтропической растительности на черноморском побережье и холодные снежные вершины Кавказских гор, Крымские горы. Самая высокая точка России -г.Эльбрус (Кабардино-Балкария).

Площадь 355 тыс. км². Население – 18 млн. чел., это 10,5% населения России.

 В состав района включены 8 республик (Крым, Адыгея, Карачаево-Черкессия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Ингушетия, Чечня, Дагестан), 2 края (Краснодарский и Ставропольский) и 1 область (Ростовская) 1город федерального значения - Севастополь.

Особенности ЭГП района: два различных типа территории – горы и равнины; запасы вольфрамово-молибденовых руд, месторождения свинцово-цинковых руд, месторождения нефти и газа, запасы углей; благоприятный климат; агроклиматические ресурсы равнинной территории, н-р: черноземы Предкавказья.

На территории данного региона проживают, кроме русского населения, адыгейцы, черкесы, кабардинцы, калмыки, ногайцы, карачаевцы, балкарцы, осетины, ингуши, чеченцы, аварцы, даргинцы, лезгины, лакцы, казаки, татары. В настоящее время имеют место межнациональные территориальные конфликты, возникающие на политической почве. Это связано с историей заселения территории, уходящей в далёкое прошлое, со столетней войной, закончившейся лишь в 1864 году, с массовыми переселениями кавказских народов, вхождение Республики Крым и г. Севастопоя в 2014г.

  • Европейский Юг – единственный в России район, имеющий выход к бассейнам трёх южных морей: Азовского, Чёрного, Каспийского. Каковы, на ваш взгляд, перспективы морских торговых связей региона? Что необходимо предпринять для их развития?

После распада СССР значение Кавказа для России усиливается (выход к тёплым морям, район субтропического климата, зона эффективного сельского хозяйства). Сохранение политической стабильности, мирное разрешение всех этнополитических и экономических противоречий между народами Северного Кавказа – главная задача перспективного развития региона.

План характеристики ЭГП района

Экономико-географическое положение района.

1. Состав

1.Краснодарский край-Краснодар

2. Ставропольский край-Ставрополь

3. Ростовская область-Ростов-на-Дону

4. Республика Дагестан-Махачкала

5. Республика Адыгея-Майкоп

6. Республика Кабардино-Балкария-Нальчик

7. Республика Карачаево-Черкессия-Черкесск

8. Республика Северная Осетия-Алания –Владикавказ

9. Республика Ингушетия – Магас

10. Республика Чечня-Грозный.

11. Республика Крым. – Симферополь

12. г. Севастополь

2. Площадь района

355,1 км ²

3. Особенности ЭГП района.

1. Пограничное. Грузия, Азербайджан.

2. Поволжский, Центрально-Черноземный.

3. Приморское. Черное,Азовское и Каспийское моря. Благоприятные условия навигации.

4. Близость КМА.

5. Автомобильные и железные дороги пересекают район с севера на юг и с запада на восток, развита сеть трубопроводов и линий электропередач. Морской транспорт связывает район со странами Закавказья, Ближнего и Среднего Востока, Южной Европы.

6. После распада СССР район стал приграничным.

7. ЭГП выгодное.

Каковы особенности ЭГП данного экономического района? Оцените и сделайте вывод.

Примерные устные ответы учащихся.

Объяснение учителя

Определение района

а. Положение на юге европейской части России.Самый южный район России. С трёх сторон ограничен природными рубежами. Подразделяется на две части Горную и равнинную.

б.На востоке омывается Каспийским морем, на западеЧерное и Азовское – выход к Средиземному морю.

в. Приграничное положение – с Грузией , Азербайджаном, Абхазией, Южной Осетией.

г. На севере соседи – Украина, ЦЧР, Поволжье.

Есть ли у кого-то дополнения о соседях Северного Кавказа? (к соседям этого экономического района с 2008 года относятся Южная Осетия и Абхазия, как признанные Россией государства)

Транспортная сеть хорошо развита на равнинной части, в горах железные дороги отсутствуют, только вдоль побережья проложены железные дороги.

Описание рельефа территории учителем

  • Приграничное положение

  • Самый южный район России (окраинное положение)

  • Природные рубежи: Кавказские горы, Каспийское море, Азовское и  Чёрное моря

  • Транспорт: Транзитное положение

  • Богат природными ресурсами

Вывод: ЭГП СК выгодное, НО необходима стабильная обстановка в регионе.

Скажите, Северный Кавказ природный и экономический – одно и то же?(нет, границы экономического района значительно шире)

ЮФО и Северный Кавказ – одно и то же? (нет с 1 января 2010 года образован новый ФО – Северо-Кавказский и сам экономический район Северо-Кавказский входит в состав двух ФО:ЮФО и СКФО)

Задание1.

  • Оцените природные условия Европейского Юга и сделайте вывод.

  • Работа проводится в группах по тексту учебника и картам по плану (подготовка 3-5 минут, отчет 1-1,5):

1группа Рельеф

2 группа Климат

3 группа Воды

4 группа Почвы

5 группа Природные зоны

Задание 2.

Оцените наличие в Европейском Юге различных видов ресурсов. Выделите те, которые составляют базу экономики Европейского Юга, используя карты, атлас, текст учебника, дополнительную информацию.

1 группа минеральные ресурсы

2 группа земельные ресурсы

3 группа рекреационные ресурсы

4 группа агроклиматические ресурсы

5 группа водные ресурсы

6 группа делает вывод о ресурсной базе Европейского Юга

IV. Закрепление. (2 мин.)

Учитель задает вопросы, ученики устно отвечают.

Ответить на вопросы.

а) Южная крайняя точка России.

б) В состав района входят 2 края, какие ….

в) Крупнейшие города района - ….

г) Главное богатство Предкавказья - черноземы

д) По своим границам на суше Европейский Юг соседствует с 3-мя странами СНГ

«Да-нетка»

Предположения для «Да-нетки»

1. Северный Кавказ занимает пограничное положение между равнинами и горами.

2. Северный Кавказ имеет выгодное приморское ЭГП (экономико-географическое положение).

3. Для Северного Кавказа характерен однонациональный состав населения.

4. Северный Кавказ граничит с 3 государствами: Грузией, Арменией, Азербайджаном.

5. Европейский Юг – единственный российский район, имеющий прямой выход к Азовскому и Черному морям.

6. Северный Кавказ один из самых благоприятных для жизни людей из районов России в природном отношении.

Самоконтроль и коррекция учебный действий. Самооценка.

Ответы: 1-да, 2- да, 3- нет, 4-нет, 5-да, 6-да

Домашнее задание:

1. Изучить § 28

2. Ответить на вопросы и выполнить задания к параграфу.

3. Составьте по 5 вопросов – ЭГП. Природные условия и ресурсы

4. Подготовить сообщения о народах Европейского Юга.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ (САМООЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) УЧАЩИХСЯ.



Вопросы:

О чем мы с вами говорили на уроке? (О составе Европейского Юга, его границах, административном устройстве, субъектах, их столицах, выгодах экономико-географического положения, факторах формирования района)

Почему для нас сегодня этот район особенно ценен? (житница России, выход в Атлантический океан, Сочи – столица олимпийских игр 2014 года)

Что вы узнали о составе Европейского Юга?

За какие достоинства по географическому положению и составу территории вы бы вручили дипломы Европейскому Югу?(самый южный, самый благоприятный для жизни, за разнообразие национально-территориальных образований)

Какие этапы учебной деятельности вам удалось пройти? Докажите.

(составление схем, работа с контурной картой, текстом учебника, картами атласа, тестирование, сами себя оценивали)

О чем бы вы хотели узнать на следующем уроке?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!