СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Я – патриот своей страны

Нажмите, чтобы узнать подробности

.          4 класс      Кл. руководитель: Кот Е.В.

Тема: «Я – патриот своей страны»

Планируемые результаты:

  • Личностные: воспитание у учащихся чувства патриотизма, определить роль патриотизма в жизни современного общества.
  • Совершенствование духовно - патриотического развития учащихся, воспитание граждан, готовых духовно и физически к защите Отечества;

Метапредметные:

Познакомить учащихся с понятием «патриотизм», с основными чертами патриота и его личности, роли патриотизма в будущем страны.

Формировать у школьников понятия и представления, связанные с патриотизмом.

Развивать волевые качества обучающихся, самостоятельность, умение преодолевать трудности, используя для этого проблемные ситуации, творческие задания

Оборудование: Компьютер, видео о России, справочная литература, листы бумаги, ручки, пословицы.

На доске эпиграф:

Любят Родину не за то, что она велика, а за то, что она своя.

                                      Ход классного часа:

 

Организационный момент 

Играет фонограмма песни  «С чего начинается Родина».

На фоне музыки звучат слова: 

Земля моя! Была ты колыбелью И стала нам родимой навсегда, Здесь рождены, отсюда мы взлетели, Как птицы вылетают из гнезда.  

 

-Что такое  «Родина?»

(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

Родина! Это слово с детства знает каждый, потому что, как только маленький человек появляется на свет, он получает свой первый документ – свидетельство о рождении, в котором записано, что он является гражданином Российской Федерации. 

   (Просмотр видео о России)

-Но  Россия - это наша большая Родина.  У каждого из нас есть МАЛАЯ РОДИНА.

Так что же такое малая родина? (Ответы детей)

- Малая Родина – то место, где человек родился и вырос.

 

Сейчас прочитают нам стихотворения девочки Алина и Найле.

Малая Родина – Островок земли. Под окном смородина, Вишни расцвели. Яблоня кудрявая, А под ней скамья – Ласковая малая Родина моя! Край родной, Край степной. Здесь хлеба стоят сплошной стеной! В сердце – он, Я влюблён В Джанкойский наш район! А. Исаев.  

 

Вы сейчас подойдите к столу и выберите карточку с тем словом, которое вам больше нравится для описания нашей малой родины и прикрепим их на доску.

Карточки (любимая, красивая, чистая, интересная, зелёная, берёзовая, удивительная, великолепная, солнечная, светлая, разноцветная, чудесная, добрая…)

 

 

Учитель:  - Но не бывает Родины без Гражданина. Кто же это такой гражданин?

 

 

А как вы, ребята, понимаете лексическое значение слова “Гражданин”?

Гражданин – это житель какой-то страны, имеющий права гражданства.

Гражданин – это, прежде всего человек, неравнодушный, знающий и любящий свою Родину.

Читает Ринденко Т., Али-заде Э.

 

Я – гражданин России!

Не правда ль, звучит красиво?

Смело, достойно, гордо!

Сказано как-то твердо!

 

Я – гражданин России!

И если б меня спросили,

Чем же я так горжусь?

Я бы ответил просто:

Не надо пустых вопросов!

Ведь моя родина – Русь!

 

Учитель: Для человека мало просто жить и быть гражданином России, свою Родину нужно любить, и в случае чего, быть готовым пойти на ее защиту

- А как мы можем назвать человека, у которого проявляются эти качества?

Учащиеся отвечают: «Патриот!»

 

Давайте прочитаем все вместе тему нашего классного часа

«Я – патриот своей страны».

А кто такой патриот?

Человек, любящий родину, родное государство, который готов на подвиг и личные жертвы во имя отчизны.

Ребята,  а какие качества свойственны ПАТРИОТУ?

Давайте выберем из них которые, свойственны патриоту.  Я буду называть их, а вы будете говорить какое качество свойственно Патриоту.

 

1. Готов встать на защиту Родины. *

2. Хорошо учится. *

3. Не любит работать.

4. Занимается спортом. *

5. Любит животных. *

6. Не слушается своих родителей.

7. Любит то место, где родился и вырос. *

8. Любит и не забывает свою мать, свой дом. *

9. Не хочет учиться.

10. С гордостью осознаёт, что нет на Земле страны лучше нашей. *

11. Не только любит, но и охраняет природу.*

12. Не уступает место старшим в автобусе.

13. Знает государственную символику. *

14. Украшает Родину своим трудом. *

15. Знает свой государственный язык. *

16. Разоряет птичьи гнёзда.

17. Знает историю своей страны, гордится своими предками. *

18. Бросает мусор.

19. Хорошо читает, пишет стихи. *

20. Хороший друг. *

 

(Прикрепляют на доску)

Физкультминутка

Мы много поработали, давайте отдохнём.

-Если вы с радостью идете в школу, поднимите правую руку.

- Если вы считаете, что должны изучать историю и культуру своей страны, сделайте шаг вперед.

- Если вы считаете, что мы должны уважать права людей, независимо от их национальной и социальной принадлежности, сделайте шаг назад.

- Если вас волнует судьба нашей страны, хлопните в ладоши.

- Если вы верите, что будущее страны зависит от вас, возьмите за руку рядом стоящих с вами одноклассников.

- Если вы считаете себя патриотами, поднимите обе руки вверх.

- Если вы считаете, что нужно изучать и соблюдать законы своей страны, сядьте тихо за парту.

 

-Ребята, а вы себя можете назвать патриотами?

-Свойственны ли вам эти качества?

- Ребята, я предлагаю вам обсудить несколько ситуаций:

Ситуация 1. Папа и мама предлагают мальчику поехать вместе с ними по местам военных сражений. В них участвовал их дедушка. Но мальчику очень не хочется, так как его друг дал ему самую последнюю компьютерную игру, о которой он давно мечтал. Как может поступить мальчик? (Памятные места, тем более своих предков – это святое. Если не поехал, тем самым проявил свое неуважения к своему дедушке. Игру можно будет скачать и поиграть в другой раз).

 Ситуация 2. Учитель делает замечание учащимся, которые во время исполнения гимна государства смеются, ведут себя развязно, разговаривают. После линейки он делает запись в дневнике. Ребята возмущаются тем, что учитель сделал им замечание. А как ты считаешь, прав учитель или не прав? (Да, прав, так как это неуважение к своей стране со стороны учащихся).

-Быть патриотом,… Что же это значит?

Амет:

Быть патриотом,… Что же это значит?

А это значит - Родину любить,

А это значит честно, бескорыстно

Отечеству любимому служить.

 

 

-А  какие пословицы и поговорки о Родине вы знаете? Как вы понимаете эти пословицы? (Работа в паре, собери пословицу.) Одна у человека родная мать, одна у него и родина. Родина мать, умей за нее постоять. Родная сторона мать, а чужая мачеха. Человек без родины не живет.

Итог урока А теперь  я предлагаю вам игру «Что отдашь земле родной?»

Родина, подобна огромному дереву,  на котором  не сосчитать листьев.

Листья - наши мечты и желания. Все, что мы делаем доброго, прибавляет ему силу.

Запишите  на заранее  приготовленных листочках свои мечты и желания.

 

А теперь давайте прикрепим эти листочки с вашими пожеланиями и мечтами на дерево.

Вот так, плечом к плечу, как на дереве листик к листику, мы будем творить историю нашей страны, нашей Родины!

Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы – граждане великой страны, имеющие богатую и славную историю, чтили её символы, гордились своей страной.

 

 

Вы – граждане многонациональной страны, но все вы – Россияне.

  Рефлексия

Ребята, я предлагаю вам продолжить фразы.

Я присутствовал(а) на классном часе, который называется…

Мне больше всего запомнилось …

Этот классный час научил меня ...

Мое эмоциональное состояние …

Наш сегодняшний классный час подошел к концу.

Мне очень хочется верить, что вы многое поняли и усвоили. 

Ведь каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и историю.

Просмотр содержимого документа
«Я – патриот своей страны»

Классный час: 4 класс Кл. рук: Кот Елена Владимировна

Тема. «Гражданская оборона».

Планируемые результаты:

Личностные:

- расширять и углублять представление детей о доброжелательном отношении к окружающим их людям.

Метапредметные:

- самостоятельно формулировать тему классного часа;

- принимать участие в диалоге; задавать и отвечать на вопросы; принимать участие в работе групп; уважать мнение других.

Предметные: формирование у учащихся понятия «гражданская оборона»;

- формирование у учащихся навыков безопасного поведения в чрезвычайных жизненных ситуациях.

Оборудование: ноутбук, видеоролик

Ход мероприятия

I. Орг. момент Вводная часть.

Здравствуйте, ребята, здравствуйте, гости!

Мы собрались здесь не случайно. Сегодняшний классный час посвящен Гражданской обороне.

А что же такое «Гражданская оборона»?

Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.

Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства, составной частью оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны.

В России государственная организация защиты населения берет свое начало в 1932 г., когда было утверждено положение о местной противовоздушной обороне.

В 1991 г. войска ГО вошли в состав Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, который в 1994 г. был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Ежегодно в организациях проводятся дни ГО.

«Предупредить, научить, помочь» - этот девиз стал главным при проведении Дня гражданской обороны.

II. Основная часть.

Сейчас мы с вами совершим интересное и увлекательное путешествие по станциям в мир безопасной жизнедеятельности. Многие правила безопасности возникли еще в глубокой древности, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, стали иными правила безопасной жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей. И сегодня на каждой станции для вас подготовлены самые разнообразные задания, а чтобы справиться с ними, вам необходимо показать свои знания, умения, а где-то проявить смекалку.

Класс делится на 2 команды. Выбирается капитан. Представление команд.

Внимание! Перед вами - маршрутные листы. Ваша задача – как можно быстрее и качественнее выполнить все задания, предложенные на станциях.

Всем желаю удачи!

Станция № 1 «При пожаре, как один, набираем 01».

Вы попали на станцию «При пожаре как один набираем 01». Все вы знаете о том, что миллионы лет назад люди научились добывать огонь. На протяжении всей истории он был спутником человека и верно служил ему. Огонь с нами всегда: и в праздники, и в будни, он согревает и кормит нас. В руках, при условии соблюдения пожарной безопасности, он послушен. Но если дать ему волю, то добрый огонь тут же становится злым. По причине неосторожного обращения с огнем исчезли в языках пламени тысячи городов, бесценные творения культуры, несметные сокровища, созданные людьми. Пожар, как правило, не случайность, а результат легкомыслия и беспечности человека. Но чтобы его не бояться, нужно обязательно дружить с ним и использовать для своего блага, тогда дружба с огнем будет приносить только радость. А знакомы ли вы с огнем, мы сейчас узнаем!

Перед вами - пять загадок. У вас есть возможность заработать по баллу за каждую правильно отгаданную загадку. Но, прежде чем ответить, хорошенько подумайте!

Я мала, да зла, чуть-чуть свечу,

Иногда так упаду, что много горя приношу.

(Искра)

Кто меня не бережется, очень скоро обожжется.

(Огонь)

Схоронилось солнышко

В маковое зернышко.

Пробежит по земле –

Вспыхнет весело во мгле.

(Спичка)

Черный дым валит в окно – очень страшное оно,

от неправильного действия случается это бедствие.

(Пожар)

С огнем бороться мы должны,

С водою мы напарники,

Мы очень людям всем нужны,

Так кто же мы?

(Пожарные)

Викторина.

Что такое чрезвычайная ситуация? (Опасность, угрожающая сразу многим людям).

Кто такие спасатели? (Люди службы спасения, которые специально обучены, подготовлены и снабжены всем необходимым для оказания помощи в местах, где произошли чрезвычайные события).

Если ты в квартире один и начался пожар, что следует делать? (Если огонь небольшой, можно попробовать сразу затушить его, набросив на него плотную ткань, одеяло или вылить кастрюлю воды. Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место и только после этого звони в пожарную охрану по телефону «01» или попроси об этот соседей. Если не можешь убегать из горящей квартиры, сразу звони «01», сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого из окна зови на помощь соседей и прохожих. Если чувствуешь, что задыхаешься от дыма, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком – внизу меньше дыма.

Ожидая приезда пожарных – не открывай окна, не теряй головы и не выпрыгивай из окна, тебя обязательно спасут).

- Ты один дома, смотришь любимую телепередачу, и вдруг у тебя задымился телевизор. Что нужно сделать? (Отключить ток, накинуть на телевизор плотную ткань, позвонить по телефону «01», покинуть помещение).

Как уберечь себя от поражения электрическим током? (Нельзя прикасаться к оголенному или плохо изолированному проводу, не пользоваться неисправными электроприборами, не прикасаться к электроприборам мокрыми руками, не играть вблизи электроподстанций, на чердаках или подвалах около электрощитов, не прикасаться (а в сырую погоду не подходить ближе чем на 5 метров) к упавшим на землю проводам под напряжением).

Станция № 2 «Тише едешь – дальше будешь».

-Вы попали на станцию «Тише едешь, дальше будешь».

Везде и всюду правила, их надо знать всегда,

Без них не выйдут в плаванье из гавани суда.

Выходят в рейс по правилам

Полярник и пилот,

Свои имеют правила шофер и пешеход.

По городу, по улице не ходят просто так:

Когда не знаешь правила, легко попасть впросак.

Все время будь внимателен и помни наперед.

Свои имеют правила шофер и пешеход.

Ребята! Вы знаете, что по городским улицам движется огромное количество машин. Для пешеходов отведены специальные места, где они могут свободно передвигаться.

А как вы владеете знаниями по правилам дорожного движения, мы сейчас узнаем! А поможет нам в этом викторина:

Как помогает пешеходам и машинам светофор? (Он показывает, когда можно переходить дорогу пешеходам или ехать машинам, а когда ждать?)

Что означаю красный, желтый и зеленый цвет светофора? (Если горит красный сигнал светофора – переходить улицу нельзя, желтый сигнал предупреждает о том, чтобы вы готовились к переходу. Когда загорается зеленый свет – путь открыт и вы можете идти).

Когда человек становится пешеходом? (как только выходит на улицу и взрослый, и ребенок сразу же становится пешеходом).

Кто является участниками движения? (Пешеходы и водители являются участниками движения. От их поведения на дороге зависит наша жизнь.)

Какие последствия влечет за собой нарушение правил дорожного движения? (Те, кто нарушают правила дорожного движения, представляют опасность на улицах города, создают аварийные ситуации, из-за которых случаются несчастные случаи, влекущие за собой смерть людей. Знания правил позволяют избежать аварий, травм и гибели людей. Поэтому, очень важно, чтобы каждый человек: и взрослый, и ребенок хорошо знал правила дорожного движения).

Загадки:

Всем знакомые полоски

Знают дети, знает взрослый,

На ту сторону ведет…

(Пешеходный переход)



Эй, водитель, осторожно!

Ехать быстро невозможно.

Знают люди все на свете…

В этом месте ходят…

(Дети)

Тянется нитка, среди нив петляя,

Лесом, перелесками

Без конца и края.

Ни ее порвать,

Ни в клубок смотать.

(Дорога)

Что за новый желтый дом!

Ребятишек много в нем…

Носит обувь из резины

И питается бензином.

(Автобус)

Место это – не секрет,

Сам ты дашь сейчас ответ.

Коли ехать нам куда.

Быстро путь найдем сюда.

(Остановка)

Станция № 3 «Художественная»

Командам дается задание – нарисовать как можно больше примеров, где огонь служит человеку добрую службу. За каждый пример – один балл.

III. Итог урока. Рефлексия.

А теперь подошло время подвести итоги, ведь каждому из вас не терпится узнать, кто же победил в сегодняшней игре-путешествии по станциям. (Объявление результатов.)

Дорогие ребята! Вы показали сегодня прекрасные результаты на всех этапах и я надеюсь, что вы будете соблюдать и применять все знания по безопасной жизнедеятельности, беречь свое здоровье, потому что оно бесценно, как и вся наша жизнь!

 







































Кл. час 4 класс Кл. руководитель: Кот Е.В.

Тема. «Школа для всех»

Планируемые результаты:

Личностные: анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом; оценивают ситуации с точки зрения правил поведения и этики.

Метапредметные:

-принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения ее результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свои действия.

-осознано и произвольно осуществляют высказывание в устной форме, используют накопленные знания, формируют ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения, рассуждают, создают способы решения творческой задачи.

Предметные: сравнивать свои переживания с переживаниями героев

Оборудование: ноутбук, анкета, презентация

Ход урока:

Орг. момент
1. Мотивация
Посмотрите на эмблему классного часа. (Слайд 1)
Предположите, о чем мы будем говорить
Для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным. У. Джеймс
Как сочетаются эти слова с темой нашей беседы? (Слайд 2)
Можно ли этого человека назвать полноценным (здоровым)? (Мнения детей.) А как можно его назвать? (Мнения детей.) Прочитайте определение, написанное на доске из Толкового словаря Д.Н. Ушакова. (Слайд 3)

Инвалид (франц.) — человек, утративший трудоспособность (полностью или частично) вследствие ранения, увечья или старости. (Дети читают.)
- Итак, о ком мы будем говорить сегодня на классном часе? (Об инвалидах.О детях с ограниченными возможностями)
2. Целеполагание
Что Вы знаете о формах получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья?
Что хотели бы узнать?
3. Основная часть классного часа
Мы с вами занимаемся по традиционной форме обучения, а есть еще одна форма: инклюзивное образование.
Что, на твой взгляд, означает инклюзивное образование?
Ответь, опираясь на рисунок (Слайд 4)

Инклюзивное образование – это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками. (Слайд 5)
Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.(Слайд 6 -9)
По экспертным оценкам в настоящее время 1,6 млн. детей, проживающих в Российской Федерации (4,5% от их общего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, соответствующем их особым образовательным потребностям. Долгое время государственная политика была ориентирована на содержание детей с ограниченными возможностями в интернатах, обучение и воспитание таких детей исключительно в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения. (Слайд 10) А как думаешь и чувствуешь ты???
Приятно, что у нас в классе есть дети, которые проявляют большую толерантность по отношению к инвалидам..

Бывают случаи, когда детям кажется, что они толерантны и терпимы по отношению к окружающим, что они готовы ради этого на великие подвиги. Но на самом деле все оказывается как в стихотворении А. Барто «О человечестве». Послушаем отрывок из него. 
Готов для человечества
Он многое свершить,
Но торопиться нечего,
Зачем ему спешить?
Пока еще он подвига
Себе не приглядел,
А дома (что поделаешь!)
Нет подходящих дел!
Дед от простуды лечится,
Лекарство дать велит,
Но он не человечество,
Он старый инвалид.
По-человечески ли рассуждает мальчик о своем дедушке-инвалиде? (Мнения детей.) 
Можно ли так сказать инвалид — не человечество? Разве он не относится к людям? (Мнения детей.) 
Поднимите руку, кто считает, что инвалиды такие же люди, как и мы с вами, но с некоторыми особенностями. (Мнения детей.) 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Послушайте следующий текст 
Ты воспринимаешь мир целиком... Глаза видят цвет земляники, нос чувствует приятный запах, а язык чувствует сладкий вкус. Ты можешь двигаться как угодно: бегать, прыгать, кататься на велосипеде, плавать, танцевать. Но не всем людям повезло так, как тебе. Некоторые рождаются слепыми, другие не могут ходить, третьи — слышать и говорить.
Задумывался ли ты когда-нибудь, как тяжело таким людям ходить, общаться? Но есть люди, которые смеются над инвалидами, показывают на них пальцем, дразнят их. Отметь, какие чувства вызывают у тебя такие люди
Представь себя на месте незрячего или глухого. Выбери из перечня в задании то эмоциональное состояние, которое ты испытал бы на месте этого человека. 
А сейчас проанализируйте ситуацию и сделайте вывод, что еще нельзя делать по отношению к инвалидам. 
Мама (говорит дочери-инвалиду): Доченька, что случилось? Ты уже целую неделю не хочешь, чтобы я вывозила тебя на улицу, а ведь тебе нужен свежий воздух. Дочка: Мама, я больше никогда не буду выходить из дома. Каждый раз, когда ты вывозишь меня на коляске, все ребята во дворе начинают шушукаться, рассматривать меня, как будто я музейный экспонат. Мне это неприятно. (Мнения детей.) 
Ребята, люди с физическими недостатками такие же, как и вы. Они также любят читать, петь, ходить в гости, есть конфеты. На них не надо показывать пальцем, смотреть в упор, разглядывать их. Относитесь к ним с уважением. Если глухой человек может читать по губам, не кричите. Повернитесь лицом к нему, говорите медленно и отчетливо произносите слова. Если вы видите слепого, стоящего на перекрестке, предложите ему помощь. 
Жалость обижает инвалидов. Она им не нужна. Для них нужнее спокойное, терпимое отношение к ним. Хорошо, если их понимают и помогают им преодолеть последствия их физических недостатков. 
Люди с ограниченными физическими возможностями хотят получать такое же удовольствие от жизни, как и все остальные. Поэтому для глухих людей созданы театры мимики и жестов, для слепых — издаются специальные книги, для не ходящих — организуются спортивные соревнования и даже специальные Олимпийские игры. 
Итак, какая задача стоит перед людьми всего земного шара? {Наша задача состоит в том, чтобы сделать жизнь инвалидов легче и интереснее.) 
У людей с ограниченными возможностями есть чему поучиться. Давайте посетим одну фото – выставку , которая немного расскажет о героях нашего классного часа. (Слайд 11)
Вам понравились фотографии? (Мнения детей.) 
А вы верите, что некоторые из этих картин нарисованы ногой? (Мнения детей.) 
И зря, потому что действительно, когда у некоторых детей-инвалидов нет рук, они начинают учиться рисовать ногами. Я знаю случай, когда мальчик без рук так хотел работать на компьютере, что научился это делать с помощью, вы не поверите, носа. Представляете, какая сила воли есть у этих людей! Такими людьми нужно восхищаться и уважать их за силу духа и мужество! (Слайд 12)
Помни: твоё здоровье – не только твоя заслуга, их беда, не их вина!!!
С каждым из нас завтра может случиться беда, каждый может попасть в автомобильную катастрофу и стать инвалидом. (Учитель открывает на доске запись.)
Прочитайте хором «золотое правило поведения»: (Слайд 13)
«Не поступай по отношению к инвалидам так, как ты бы не хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе». (Дети хором читают.)
VI. Подведение итогов классного часа. Чему вы научились на классном часе? Что нового узнали? 
Почему тема нашего сегодняшнего классного часа об инвалидах звучала так: «Школа для всех» (Слайд 14)



1. Я знаю, что есть дети с ограниченными возможностями здоровья и считаю, что

а) Они особые дети и условия жизни у них должны быть особыми.

б) Они ничем, в принципе, не отличаются от меня.

2. В школе говорят о сверстниках с ОВЗ

а) Это меня не интересует.

б) Ты хочешь узнать об этих детях.

3. На улице ты видишь ребёнка - инвалида…

а) Мне всё равно, не замечаю

б) Я вижу этих детей, мне их жалко

4. Твой товарищ сломал ногу, ты считаешь

а) Он не может посещать школу

б) Он должен посещать школу

5. Когда проходит акция в помощь детям - инвалидам…

а) Я не участвую, им должно помогать государство

б) Я ищу возможность для того, чтобы им помочь

6. Ты не согласен с тем, кто говорит …

а) Дети - инвалиды такие же, как и ты и могут учиться в общеобразовательной школе

б) Дети с особыми потребностями не могут учиться в обычном классе

Если ты выбрал ответ Б, то ответь на следующий вопрос

7. Дети с особыми потребностями не могут учиться в обычном классе потому, что…

а) Для них не созданы специальные условия

б) Над ними будут смеяться

8. Я хотел бы, чтобы в нашем классе учился ребёнок с особыми потребностями

а) Да

б) Нет

Если ты выбрал ответ А, то ответь на следующий вопрос

9. Чем бы ты лично мог быть полезен такому ребёнку?


1. Я знаю, что есть дети с ограниченными возможностями здоровья и считаю, что

а) Они особые дети и условия жизни у них должны быть особыми.

б) Они ничем, в принципе, не отличаются от меня.

2. В школе говорят о сверстниках с ОВЗ

а) Это меня не интересует.

б) Ты хочешь узнать об этих детях.

3. На улице ты видишь ребёнка - инвалида…

а) Мне всё равно, не замечаю

б) Я вижу этих детей, мне их жалко

4. Твой товарищ сломал ногу, ты считаешь

а) Он не может посещать школу

б) Он должен посещать школу

5. Когда проходит акция в помощь детям - инвалидам…

а) Я не участвую, им должно помогать государство

б) Я ищу возможность для того, чтобы им помочь

6. Ты не согласен с тем, кто говорит …

а) Дети - инвалиды такие же, как и ты и могут учиться в общеобразовательной школе

б) Дети с особыми потребностями не могут учиться в обычном классе

Если ты выбрал ответ Б, то ответь на следующий вопрос

7. Дети с особыми потребностями не могут учиться в обычном классе потому, что…

а) Для них не созданы специальные условия

б) Над ними будут смеяться

8. Я хотел бы, чтобы в нашем классе учился ребёнок с особыми потребностями

а) Да

б) Нет

Если ты выбрал ответ А, то ответь на следующий вопрос

9. Чем бы ты лично мог быть полезен такому ребёнку?


























Классный час: 4 класс Кл. рук. : Кот Елена Владимировна
Тема: « ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ»

Планируемые результаты:
Личностные: через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру учащихся.

Метапредметные:
-познакомить учащихся с «Конвенцией ООН о правах ребенка и другими документами, отражающими права и обязанности детей.
-обобщить знания учащихся о таких понятиях как «право» и «обязанность», показать их единство.
-учить применять правовые знания в повседневной жизни.
-формировать уважительное отношение к правам других людей.
-способствовать формированию активной гражданской позиции.
Оборудование: памятка «Мои права и обязанности» (на каждого ребенка), карточки к игре «Юридическая консультация», карточки с ситуациями из жизни литературных героев, памятки о правах и обязанностях, компьютер.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Рада вас приветствовать в нашем классе. Сегодня мы с вами должны поговорить на очень серьезную и важную для всех тему. Но пока я не могу ее огласить. Попробуйте догадаться, о чем пойдет речь.
2. Актуализация знаний

Учитель:
- Вы знаете девушку эту,
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг – только грязь и зола.
А звали красавицу….
(Золушка).
- Золушка – главная героиня сказки… («Золушка»), которую написал…
(Шарль Перро).
- Послушайте фрагмент из этой сказки:
«…Мачеха невзлюбила падчерицу и взвалила на нее самую грязную работу. После работы бедная девушка садилась в уголок возле камина прямо на золу. Вот и прозвали ее сестры в насмешку Золушкой.
Сами они жили в неге и довольстве.
Однажды в королевском дворце решили устроить бал. Приглашены на него были все знатные и богатые люди. Приглашение получили и Золушкины сестры.
Они бросились примерять нарядные бальные платья, а Золушка должна была их одевать и причесывать, да еще терпеть нескончаемые капризы.
В конце концов приготовления закончились и сестры с матерью отправились на бал.
Золушка же осталась дома и плакала в уголке. Очень уж ей хотелось тоже поехать на бал, да куда там – в таком рваном, испачканном золой платье…»
- Как мачеха и ее дочери обращались к Золушке? (Выслушиваются ответы детей).
- Почему они не правы? (Дискуссия. Дети говорят. Заслушиваем различные точки зрения.)
3.Мотивация учебной деятельности.
Учитель:  Может, кто-то  догадался о теме нашего разговора? (Заслушиваются предположения детей)
Итак, тема нашего разговора звучит так « Права и обязанности ребенка». Сегодня мы поговорим о наших правах и обязанностях, попробуем разобраться в тех ситуациях, которые встречаются в жизни, выскажем мнение о том, почему так важно соблюдать права и обязанности.
С детьми порой тоже обращаются несправедливо, иногда даже жестоко. Чтобы прекратить это, взрослые всего мира решили собраться и подумать, что можно сделать, чтобы у детей было счастливое детство
4. Первичное усвоение новых знаний

Обзорное  знакомство с «Конвецией о правах ребенка».
1) беседа
Учитель: А что такое «право», «права»?  Как вы думаете?
Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством  норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе («Толковый словарь»  С. И. Ожегова)
Значит права – это некие правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить счастливо и хорошо. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.
- А есть ли права у вас, у детей?
Существуют ли документы, где прописаны права ребенка? Давайте разберемся. (Заслушиваются ответы детей.)
Учитель:  
В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН  (это такая международная организация, которая объединяет 190 стран на земле) провозгласила Декларацию прав ребёнка. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей.
Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер, ее нормы не обязательны для исполнения.
Другое дело - конвенция; это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал 20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год была  принята и в нашей стране Конвенция о правах ребенка.
Эта Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей. Сегодня мы познакомимся с некоторыми правами ребенка, прописанными в данном документе. Внимание на доску. (Комментарии учителя по ходу показа данных иллюстраций).
2)Знакомство с правами детей.
Учитель: В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
- Право на жизнь.
- Право на имя при рождении.
- Право на медицинскую помощь.
- Право на образование.
- Право на отдых и досуг.
- Право иметь имущество (полученное в дар или по наследству, а также приобретенное на средства ребенка).
- Право свободно выражать свои взгляды.
- Право на свободное перемещение.
- Право на заботу и воспитание родителями.
- Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям).
- Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
 - Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.
 - Скажите, какие из этих прав были нарушены в сказке «Золушка»?
- Ребята, а кто еще проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Только ли государство? (ответы детей)
- Конечно, это ваши родители. Семья – важная часть общества.  Семья для каждого из нас  - самое главное, самое нужное в жизни. И если в семье царят взаимопонимание, доверие и тепло – это настоящее счастье.
3)памятки для учащихся
-Чтобы вы не забыли о том, какими правами обладаете, я хочу подарить вам вот такую памятку, которая называется «Мои права». Рассмотрите ее. (Учитель раздает памятки«Мои права» 
5. Работа по теме урока
Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация - это совет, разъяснение, а юристы - это люди, которые хорошо знают законы. Давайте поиграем с вами в игру «Юридическая консультация». Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей. И к вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите в памятку, подумайте, какие права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только, пожалуйста, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах детей». Надо начинать так: «Согласно Конвенции "О правах ребенка"...» 

1 . Работа в группах .- Не случайно я ваш класс разбила на две группы. Одна группа вначале будут юристы, а другая группа дети, которые обратились за помощью к юристам, а затем поменяемся. Каждая группа рассмотрит по пять примеров. (в помощь детям памятки о правах)
-Давайте на примере литературных   героев попробуем разобраться и выяснить, как вы поняли названные права.
 (Во время игры дети читают задание из карточки, а «юристы» комментируют, какие права были нарушены в данном случае). Ответ должен начинаться со слов: «Согласно Конвенции о правах ребенка …»
(один пример приводит учитель)
1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни? (Согласно Конвенции о правах ребенка - Право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, и свободно участвовать   в культурной жизни и заниматься искусством)
2. - Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Алёнушки за тридевять земель в тридесятое царство.
Какая статья Конвенции была нарушена?( Согласно Конвенции о правах ребенка - Право на личную жизнь, неприкосновенность и свободу)
3. - Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!» Буратино… (Согласно конвенции о правах ребенка каждый ребенок имеет права на личное имущество.)
4. -Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!» Колобок… (Согласно Конвенции о правах ребенка каждый ребенок имеет право на защиту от физического насилия.)
5. -Волк: «Козлятушки - ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка». Козлята… (Согласно Конвенции оправах ребенка каждый ребенок имеет право на защиту от физического насилия.)
6. -Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». Маша…(Согласно Конвенции о правах ребенка, запрещена эксплуатация детского труда.)
7. -Тигр Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдайте мне его». Волчица… (Согласно Конвенции оправах ребенка, каждый ребенок имеет право воспитываться и жить в семье, где о нем заботятся и любят.)
8. - Снежная Королева похитила Кая. Кай… (Согласно Конвенции оправах ребенка каждый ребенок имеет право проживать в своей семье со своими родителями и никто не праве разлучить их.)
9. -Князь Гвидон младенцем вместе с матерью был посажен в бочку и выброшен в море. Князь Гвидон … (Согласно Конвенции о правах ребенка каждый ребенок имеет право на жизнь.)
10. - Злая мачеха послала бедную падчерицу в декабре за подснежниками. Падчерица … (Согласно Конвенции оправах ребенка государство должно защищать всех детей.)
11. -Маугли: «Так случилось, что я жил долгое время в лесу вместе с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?» (Согласно Конвенции о правах ребенка, дети любых национальностей, пола, расы имеют равные права и обеспечиваются защитой до 18 лет.)
6. Обязанности. Анализ ситуаций
Учитель: C правами у нас, как я погляжу, все в порядке. А теперь давайте поговорим об обязанностях. А обязанности у вас есть?
Ответы детей
Учитель: Главный закон нашей страны называется «Конституция Российской Федерации». Вот в ней-то об обязанностях и написано. А вот какие у вас есть обязанности, которые внесены в Конституцию РФ:
обязанность – круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных  для выполнения. (Толковый словарь С. И. Ожегова).
вы сейчас прочитаете и запомните.
Обязанности:
Соблюдать законы.
Охранять природу.                   
Защищать отечество.
Заботиться о родителях.
Получить образование.
Учитель: Ребята, как вы думаете, что получится, если мы будем следить за выполнением своих прав, не обращая внимания на права других людей? Представьте себе вот такую сценку:
Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.
Сын:
- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)
Мать:
- С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын:
- Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!
Бабушка:
- Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Сын:
- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.
Мать:
- Помой посуду, сынок.
Сын:
- Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).
Отец:
- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!
Сын:
- Это проявление жестокости, папа.
Учитель: Что получилось в этой семье? (ответы детей)
-Сын требует соблюдения своих прав, но сам не хочет нести никакой ответственности перед правами других. Человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми.
- Какая самая главная обязанность у вас в семье?
-Существуют ли обязанности у учеников? Какие?
- А откуда вы это знаете? (Устав школы).
Где могут быть записаны обязанности учеников?
-Вот в уставе нашей школы тоже есть обязанности учеников, которые мы должны неукоснительно выполнять. Перед вами памятки, где прописаны ваши основные обязанности учащихся.
На память я хотела бы вам  вручить  памятку школьника с обязанностями, которая, я надеюсь, будет помощником вашей  школьной жизни.
P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.
5. Закрепление. Анализ предложенных ситуаций.
Учитель: Ребята, вы теперь знаете, какими правами обладает каждый ребенок и какие обязанности должен выполнять каждый ученик. Проверим, как вы можете различать права и обязанности.
Учитель: Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается».  
Я буду рассказывать вам о каком-то праве, а вы, ребята, будете показывать соответствующий знак – разрешается правая рука или запрещается левая рука . 
1.Вот в углу стоит мальчонка,
 Плачет, надрывается.
 Бить, наказывать ребенка
 Строго (запрещается)
2. С мамой дети должны жить,
 Ей цветы всегда дарить –
 Это (разрешается).
3. Эта грань обозначает:
 Мать с ребенком разлучают.
 Это (запрещается).
4. Рисовать и петь учиться,
 Если заболел – лечиться,
 Это – (разрешается).
5. Этот трудится ребенок,
 Мало у него силенок,
 Ноги подгибаются.
 В детстве тяжкая работа (запрещается).
6. Вместе дружно в мире жить,
 с разными детьми дружить –
 Это (разрешается).
7. Этот слабый горбит спину,
 Перед сильным преклоняется.
 Быть рабом у господина
 Строго (запрещается).
Учитель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием – назвали все права, о которых мы сегодня говорили.
6. Подведение итогов беседы. Рефлексия.
Учитель:  
Вот и подошел к концу наш урок. Мы хорошо поработали, узнали много нового и полезного для каждого из вас. Хотелось бы проверить ваши знания. Внимание на экран. Мы узнали новые слова, новые сведения. Я зачитаю вам объяснение слова, задам вопросы, а вы постарайтесь их вспомнить.
Круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных  для выполнения (обязанность).
Договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал (Конвенция).
Совокупность установленных и охраняемых государством  норм и правил об  отношениях людей в обществе (права).
Документ, в котором записаны права и обязанности учеников нашей школы (Устав школы).
До какого возраста человек считается ребенком (до 18 лет)? 
Почему так важно всем людям – и взрослым и детям соблюдать выполнение прав и обязанностей человека?

Учитель: Спасибо за внимание. Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах.
Закончить нашу встречу хочу такими словами:

Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,
Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.
Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.
Наш классный час еще раз доказал, что у всех у нас есть права и обязанности



ПРИЛОЖЕНИЕ №1.
                                                 
Памятка о правах
- Право на жизнь.
- Право на имя при рождении.
- Право на медицинскую помощь.
- Право на образование.
- Право на отдых и досуг.
- Право иметь имущество (полученное в дар или по наследству, а также приобретенное на средства ребенка).
- Право свободно выражать свои взгляды.
- Право на свободное перемещение.
- Право на заботу и воспитание родителями.
- Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям).
- Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
 - Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.
Памятка о правах
- Право на жизнь.
- Право на имя при рождении.
- Право на медицинскую помощь.
- Право на образование.
- Право на отдых и досуг.
- Право иметь имущество (полученное в дар или по наследству, а также приобретенное на средства ребенка).
- Право свободно выражать свои взгляды.
- Право на свободное перемещение.
- Право на заботу и воспитание родителями.
- Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям).
- Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
 - Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.
Ученики обязаны
(из Устава школы):
Выполнять Устав школы, правила поведения для учащихся, правила внутреннего распорядка в школе, правила техники безопасности, санитарии, гигиены.
Учиться в меру своих способностей и возможностей, стремиться к своему развитию и совершенствованию.
Посещать все предусмотренные учебным планом мероприятия.
Беречь школьные здания, имущество, бережно относиться к труду, зеленым насаждениям, с помощью родителей возмещать причиненный школе ущерб.
Не подвергать опасности жизнь и здоровье других школьников. Ученики обязаны
(из Устава школы):
Выполнять Устав школы, правила поведения для учащихся, правила внутреннего распорядка в школе, правила техники безопасности, санитарии, гигиены.
Учиться в меру своих способностей и возможностей, стремиться к своему развитию и совершенствованию.
Посещать все предусмотренные учебным планом мероприятия.
Беречь школьные здания, имущество, бережно относиться к труду, зеленым насаждениям, с помощью родителей возмещать причиненный школе ущерб.
Не подвергать опасности жизнь и здоровье других школьников.
Ученики обязаны
(из Устава школы):
Выполнять Устав школы, правила поведения для учащихся, правила внутреннего распорядка в школе, правила техники безопасности, санитарии, гигиены.
Учиться в меру своих способностей и возможностей, стремиться к своему развитию и совершенствованию.
Посещать все предусмотренные учебным планом мероприятия.
Беречь школьные здания, имущество, бережно относиться к труду, зеленым насаждениям, с помощью родителей возмещать причиненный школе ущерб.
Не подвергать опасности жизнь и здоровье других школьников. Ученики обязаны
(из Устава школы):
Выполнять Устав школы, правила поведения для учащихся, правила внутреннего распорядка в школе, правила техники безопасности, санитарии, гигиены.
Учиться в меру своих способностей и возможностей, стремиться к своему развитию и совершенствованию.
Посещать все предусмотренные учебным планом мероприятия.
Беречь школьные здания, имущество, бережно относиться к труду, зеленым насаждениям, с помощью родителей возмещать причиненный школе ущерб.
Не подвергать опасности жизнь и здоровье других школьников.
Приложение №2
Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Алёнушки за тридевять земель в тридесятое царство.
Какая статья Конвенции была нарушена
- Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!» Буратино…
-Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!» Колобок…
-Волк: «Козлятушки - ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка». Козлята…

-Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». Маша
-Тигр Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдайте мне его». Волчица…

- Снежная Королева похитила Кая. Кай…
-Князь Гвидон младенцем вместе с матерью был посажен в бочку и выброшен в море. Князь Гвидон …
- Злая мачеха послала бедную падчерицу в декабре за подснежниками. Падчерица …
-Маугли: «Так случилось, что я жил долгое время в лесу вместе с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?»
Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер.
-Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?
2. Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Алёнушки за тридевять земель в тридесятое царство.
-Какая статья Конвенции была нарушена?
Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!»
- Какая статья Конвенции была нарушена?
Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!»
- Какая статья Конвенции была нарушена?
Волк: «Козлятушки - ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка».
-Какая статья Конвенции была нарушена?
Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить».
-Какая статья Конвенции была нарушена?
7. Тигр Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдайте мне его». --Какая статья Конвенции была нарушена?

Снежная Королева похитила Кая.
-Какая статья Конвенции была нарушена?
Князь Гвидон младенцем вместе с матерью был посажен в бочку и выброшен в море.
- Какая статья Конвенции была нарушена?
Злая мачеха послала бедную падчерицу в декабре за подснежниками.
-Какая статья Конвенции была нарушена?
10. Маугли: «Так случилось, что я жил долгое время в лесу вместе с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?»






31.03.21г. 4 класс Кл. руководитель: Кот Е.В.

Тема: «Я – патриот своей страны»

Планируемые результаты:

  • Личностные: воспитание у учащихся чувства патриотизма, определить роль патриотизма в жизни современного общества.

  • Совершенствование духовно - патриотического развития учащихся, воспитание граждан, готовых духовно и физически к защите Отечества;

Метапредметные:

Познакомить учащихся с понятием «патриотизм», с основными чертами патриота и его личности, роли патриотизма в будущем страны.

Формировать у школьников понятия и представления, связанные с патриотизмом.

Развивать волевые качества обучающихся, самостоятельность, умение преодолевать трудности, используя для этого проблемные ситуации, творческие задания

Оборудование: Компьютер, видео о России, справочная литература, листы бумаги, ручки, пословицы.

На доске эпиграф:

Любят Родину не за то, что она велика, а за то, что она своя.


Ход классного часа:


Организационный момент 

Играет фонограмма песни «С чего начинается Родина».

На фоне музыки звучат слова:

Земля моя! Была ты колыбелью
И стала нам родимой навсегда,
Здесь рождены, отсюда мы взлетели,
Как птицы вылетают из гнезда.


-Что такое «Родина?»

(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

Родина! Это слово с детства знает каждый, потому что, как только маленький человек появляется на свет, он получает свой первый документ – свидетельство о рождении, в котором записано, что он является гражданином Российской Федерации.

(Просмотр видео о России)


-Но Россия - это наша большая Родина. У каждого из нас есть МАЛАЯ РОДИНА.

Так что же такое малая родина? (Ответы детей)

- Малая Родина – то место, где человек родился и вырос.


Сейчас прочитают нам стихотворения девочки Алина и Найле.

Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!

Край родной,
Край степной.
Здесь хлеба стоят сплошной стеной!
В сердце – он,
Я влюблён
В Джанкойский наш район!
А. Исаев.


Вы сейчас подойдите к столу и выберите карточку с тем словом, которое вам больше нравится для описания нашей малой родины и прикрепим их на доску.

Карточки (любимая, красивая, чистая, интересная, зелёная, берёзовая, удивительная, великолепная, солнечная, светлая, разноцветная, чудесная, добрая…)




Учитель:  - Но не бывает Родины без Гражданина. Кто же это такой гражданин?



А как вы, ребята, понимаете лексическое значение слова “Гражданин”?

Гражданин – это житель какой-то страны, имеющий права гражданства.

Гражданин – это, прежде всего человек, неравнодушный, знающий и любящий свою Родину.

Читает Ринденко Т., Али-заде Э.


Я – гражданин России!

Не правда ль, звучит красиво?

Смело, достойно, гордо!

Сказано как-то твердо!


Я – гражданин России!

И если б меня спросили,

Чем же я так горжусь?

Я бы ответил просто:

Не надо пустых вопросов!

Ведь моя родина – Русь!


Учитель:
Для человека мало просто жить и быть гражданином России, свою Родину нужно любить, и в случае чего, быть готовым пойти на ее защиту

- А как мы можем назвать человека, у которого проявляются эти качества?

Учащиеся отвечают: «Патриот!»


Давайте прочитаем все вместе тему нашего классного часа

«Я – патриот своей страны».

А кто такой патриот?

Человек, любящий родину, родное государство, который готов на подвиг и личные жертвы во имя отчизны.

Ребята, а какие качества свойственны ПАТРИОТУ?

Давайте выберем из них которые, свойственны патриоту.  Я буду называть их, а вы будете говорить какое качество свойственно Патриоту.


1. Готов встать на защиту Родины. *

2. Хорошо учится. *

3. Не любит работать.

4. Занимается спортом. *

5. Любит животных. *

6. Не слушается своих родителей.

7. Любит то место, где родился и вырос. *

8. Любит и не забывает свою мать, свой дом. *

9. Не хочет учиться.

10. С гордостью осознаёт, что нет на Земле страны лучше нашей. *

11. Не только любит, но и охраняет природу.*

12. Не уступает место старшим в автобусе.

13. Знает государственную символику. *

14. Украшает Родину своим трудом. *

15. Знает свой государственный язык. *

16. Разоряет птичьи гнёзда.

17. Знает историю своей страны, гордится своими предками. *

18. Бросает мусор.

19. Хорошо читает, пишет стихи. *

20. Хороший друг. *


(Прикрепляют на доску)

Физкультминутка

Мы много поработали, давайте отдохнём.

-Если вы с радостью идете в школу, поднимите правую руку.

- Если вы считаете, что должны изучать историю и культуру своей страны, сделайте шаг вперед.

- Если вы считаете, что мы должны уважать права людей, независимо от их национальной и социальной принадлежности, сделайте шаг назад.

- Если вас волнует судьба нашей страны, хлопните в ладоши.

- Если вы верите, что будущее страны зависит от вас, возьмите за руку рядом стоящих с вами одноклассников.

- Если вы считаете себя патриотами, поднимите обе руки вверх.

- Если вы считаете, что нужно изучать и соблюдать законы своей страны, сядьте тихо за парту.


-Ребята, а вы себя можете назвать патриотами?

-Свойственны ли вам эти качества?

- Ребята, я предлагаю вам обсудить несколько ситуаций:

Ситуация 1. Папа и мама предлагают мальчику поехать вместе с ними по местам военных сражений. В них участвовал их дедушка. Но мальчику очень не хочется, так как его друг дал ему самую последнюю компьютерную игру, о которой он давно мечтал. Как может поступить мальчик? (Памятные места, тем более своих предков – это святое. Если не поехал, тем самым проявил свое неуважения к своему дедушке. Игру можно будет скачать и поиграть в другой раз).

 Ситуация 2. Учитель делает замечание учащимся, которые во время исполнения гимна государства смеются, ведут себя развязно, разговаривают. После линейки он делает запись в дневнике. Ребята возмущаются тем, что учитель сделал им замечание. А как ты считаешь, прав учитель или не прав? (Да, прав, так как это неуважение к своей стране со стороны учащихся).

-Быть патриотом,… Что же это значит?

Амет:

Быть патриотом,… Что же это значит?

А это значит - Родину любить,

А это значит честно, бескорыстно

Отечеству любимому служить.



-А какие пословицы и поговорки о Родине вы знаете? Как вы понимаете эти пословицы? (Работа в паре, собери пословицу.)

Одна у человека родная мать, одна у него и родина.
Родина мать, умей за нее постоять.
Родная сторона мать, а чужая мачеха.
Человек без родины не живет.

Итог урока
А теперь я предлагаю вам игру «Что отдашь земле родной?»

Родина, подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев.

Листья - наши мечты и желания. Все, что мы делаем доброго, прибавляет ему силу.

Запишите на заранее приготовленных листочках свои мечты и желания.


А теперь давайте прикрепим эти листочки с вашими пожеланиями и мечтами на дерево.

Вот так, плечом к плечу, как на дереве листик к листику, мы будем творить историю нашей страны, нашей Родины!

Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы – граждане великой страны, имеющие богатую и славную историю, чтили её символы, гордились своей страной.



Вы – граждане многонациональной страны, но все вы – Россияне.

Рефлексия

Ребята, я предлагаю вам продолжить фразы.

Я присутствовал(а) на классном часе, который называется…

Мне больше всего запомнилось …

Этот классный час научил меня ...

Мое эмоциональное состояние …

Наш сегодняшний классный час подошел к концу.

Мне очень хочется верить, что вы многое поняли и усвоили.

Ведь каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и историю.


Цель: ознакомить учащихся с основными правами и обязанностями ребёнка.

Задачи:

  1. Формировать положительное отношение к законам и их выполнению.

  2. Ознакомить с тем, что у учащихся есть ещё и обязанности (как школьника) и соотнести права и обязанности детей;

  3. Способствовать формированию правовой культуры учащихся.

  4. познакомить детей с основными положениями Конвенции;

  5. способствовать осознанию ответственности за свои права;

  6. формировать положительное отношение к правам других.




Оборудование: карточки со словами прав детей, видеоролик, анаграммы, карточки-подарки.


Ход классного часа

Организационный момент

Начинаем классный час,

Речь пойдёт здесь всё о нас.

Постарайтесь всё понять,

Что – то новое узнать

Актуализация

Сейчас в нашей школе идёт месячник правовых знаний. Все ребята и учителя проводят классные часы на тему «Права ребёнка». Мы тоже с вами поговорим на эту же тему. Итак, приступим!

А как вы думаете откуда взялись права ребёнка и кто их придумал?

Из истории прав ребёнка

1) Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и бедной. Здесь были и мужчины, и женщины. Они отличались друг от друга тем, что говорили на разных языках, поклонялись разным богам.

2) Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за то, что они поклоняются не тем богам, и за их политические взгляды.

3) Всех объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины.

4) Поэтому они все написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле.

В нашем государстве – этот документ называется Конституция Российской Федерации

Для детей тоже был составлен документ, в котором прописаны все их права.

Называется он Конвенция о правах ребёнка (20 ноября 1989 года для детей до 18 лет, состоит из 54 статей)



1) В соответствии с этим международным документом Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка.

2) Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами.

3) Ребёнком называют любого человека до 18 лет.

- Так скажите мне пожалуйста, как же называется документ, в котором написаны все права детей для любого ребёнка из любой страны?

(Конвенция о правах ребёнка)

Конвенция должна обязательно выполняться и она едина для детей всей Земли.

Каждую минуту на земле рождается ребенок. А это значит, что каждый из детей с самого рождения наделяется правами.

Но люди к этому пришли не сразу. Раньше, в старые времена от младенца могли избавиться, продать, подкинуть, сдать в приют, а так же родители считали, что они со своим ребёнком могут делать всё, что угодно. Дети маленькие, они не могут постоять за себя, но теперь есть закон, который может защитить, вступиться за них, охранять их жизнь. В Конвенции говорится, что ответственность за защиту прав и интересов детей возложена на родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами.

Давайте вспомним о некоторых правах детей.

Выступление учащихся

Только ты на свет родился

Право первое твое:

Получи, чтоб им гордиться – Имя личное свое.


Очень трудно самому, жить на свете одному.
Правом с мамой жить и папой пользуйтесь везде ребята.


Есть еще такое право помнить, думать и творить
И другим свои раздумья, если хочешь подарить.


Я росточком не доволен и пока не так силен.
Но не смей мне делать больно – есть у нас такой закон.


Если жар, все тело ломит
И совсем не до игры, то позвать врача на помощь
Тоже право детворы.


Чтоб с наукой подружиться, с книжкой в маленькой руке
Правом пользуюсь - учиться на родном мне языке.


Я могу свой детский праздник, как и взрослый, отмечать.
Если я проголодаюсь - пищу вправе получать.


Будь ты слабым или сильным, белым, черным все равно.
Ты родился быть счастливым - Это право всем дано.


МОЛОДЦЫ!


Сейчас мы проверим, как вы запомнили свои права. А помогут нам в этом сказки. Вы будите смотреть видеоролик, заодно выбирать и показывать таблички, которые лежат на партах с соответствующими правами.



ПРОСМОТР ВИДИОРОЛИКА О ПРАВАХ РЕБЁНКА

Права ребёнка в сказках



Молодцы!


В жизни мы каждый день встречаемся с нашими правами. Сейчас вы прослушаете несколько отрывков и мы их попробуем обсудить.

Работа с жизненными ситуациями

1 ситуация:

Оля осталась одна в классе, а все дети вышли.

- Ой, ластика нет. У кого же взять? У Светы возьму. (Оля роется в портфеле у Светы. Находит блокнот и читает его. В это время входит Света.

- Почему ты открыла мой портфель? И почему ты читаешь мойблакнот?

- А что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрела. Разве нельзя?




На первый взгляд, казалось бы, обычное дело. Всего лишь почитать блокнот или посмотреть его. Но что же здесь не так? Ваше мнение? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)


Учитель: Ребята, как вы думаете, что получится, если мы будем следить за выполнением своих прав, но не станем обращать внимания на права других людей? 

Представьте себе вот такую ситуацию:


2 ситуация:

Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

Сын:

- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)

Мать:

- С грязными руками за стол?! Помой руки!

Сын:

- Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!

Бабушка:

- Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Сын:

- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.

Мать:

- Помой посуду, сынок.

Сын:

- Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).

Отец:

- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

Сын:

- Это проявление жестокости, папа.

- Что вы можете сказать о такой ситуации?

Он имеет право отказаться от всего, но у него есть обязанности сына – помогать, поэтому он мог помочь маме помыть посуду, сходить бабушке за лекарствами, помыть руки перед едой.



- Ребята, у вас существуют не только права, но и долг перед кем-то, выполнение каких-то требований, это называется обязанности.

Сегодня об обязанностях мы так же с вами будем говорить.



Статья 29 Конвенции прав человека гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.

- Что такое обязанности?  (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

- Какая самая главная обязанность у вас?

- А какие обязанности существуют у учеников и где они прописаны? (Устав школы)

- Давайте с вами вспомним некоторые обязанности школьника!

- В Уставе школы ваши обязанности прописаны следующим образом:

Уважать права, честь и достоинство всех участников;

Прилежно учиться;

Иметь аккуратный вид;

Соблюдать правила техники безопасности;

Беречь школьное здание, оборудование, принадлежности;

Придерживаться общепринятых правил поведения;


Физкультминутка:

Я буду перечислять права и обязанности.

Если называю право, вы поднимаете руки и хлопаете в ладоши, если обязанности, то топаете ногами.

  1. Принимать участие в конкурсах и соревнованиях. (право – хлопают)

  2. Соблюдать правила дорожного движения. (обязанность – топают)

  3. Соблюдать правила личной гигиены. (обязанность – топают)

  4. Бесплатно учиться. (право – хлопают)

  5. Бережно относиться к имуществу школы. (обязанность – топают)

  6. Беречь и охранять природу. (обязанность – топают)

  7. Отдыхать. (право – хлопают)

  8. Соблюдать устав школы. (обязанность – топают)

  9. Добросовестно учиться. (обязанность – топают)

  10.   Помогать родителям. (обязанность – топают)

  11.   Бесплатно пользоваться библиотекой. (право – хлопают)

А сейчас давайте посмотрим видеоролик о наших обязанностях


(просмотр видеоролика)

РЕФЛЕКСИЯ

Сколько бы ни было в мире детишек,

Белых и чёрных девчонок, мальчишек.

Все их права ценны и равны.

Взрослые все уважать их должны.



На доске анаграммы. Ответьте на вопросы, вам в этом помогут анаграммы




3. Н О К Е В Н И Ц Я



1. Р Д О Т И Е И Л , Г О У С А Р Д Т С О В



2. И Ж З Н Ь , Р Б О А З О А В И Н Е.



Вопросы:

1. Кто является ответственным за обеспечение прав детей?

2. Какие основные права вам известны?

3. В каком международном документе записаны права детей?


Подарок

Вам в подарок, чтоб вы помнили о своих правах, я хотела бы подарить вот такие картиночки с правами ребёнка, можете сегодня по этим картинкам рассказать дома о правах ребёнка.



В завершении возьмите кружок с определённым цветом, лежащий у вас на столах, и выберите тот, который наиболее подходит вашему настроению. Прикрепите его к доске. Все молодцы, хорошо поработали. Всем спасибо.  
























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!