СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«ГП Африки. История исследования материка» - Открытый урок география 7 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««ГП Африки. История исследования материка» - Открытый урок география 7 класс»


Открытый урок в 7 классе

по географии на тему





«ГП Африки. История исследования

материка»

















Разработка урока географии в 7 классе

Тема: «Географическое положение и история исследования Африки» Цель урока:

-Познакомить с физико –географическим положение Африки

-Научить давать характеристику ФГП Африки используя алгоритм

-Продолжить формировать умения работать с картами атласа (определять географическое положение, определять географические координаты)

-Прогнозировать влияние географического положения на особенности природы материка

-Назвать имена исследователей материка и результаты их работ

-Подчеркнуть вклад русских ученых и путешественников в исследовании природа Африки

Задачи:
  • образовательные: создать условия для формирования понятия об особенностях географического положения Африки, для знакомства с зарубежными и русскими исследователями материка

  • развивающие: развивать навыки работы с источниками географической информации, память, речь, внимание.

  • воспитательные: умения работать в коллективе, патриотизма, толерантного отношения к разным народам; раскрыть особенности Г. П. Африки; раскрыть приемы определения размеров материка; познакомить с историей открытия и изучения материка

Тип урока: изучение нового материала.урок-практикум


Методы:

-Наглядный

-Практический

-Частично –поисковый


Технологии

ИКТ- технологии


Оборудование: Карта полушарий и физическая карта Африки, атласы, контурные карты, мультимедиа проектор. Учебник Коринская В.А.,Душина И.В. «География материков и океанов» часть 1

.

Ход урока
  1. Организационный момент План урока:

Создание образа материка Практическая работа Закрепление

Слово учителя:


Сегодня мы начинаем изучать индивидуальные особенности каждого материка в отдельности. О каком материке пойдет речь мне хотелось бы, чтобы вы ответили после того, как я прочту описание материка.

  1. Создание образа материка

Посреди экватора, В равном удалении.

Расположен материк, Всем на удивленье. Много рек, озер, пустынь, Климат очень жаркий.

Так какой же материк будем изучать мы? Ответ детей: Африка.

Учитель предлагает ребятам рассказать об особенностях материка опираясь на имеющиеся у знания.

Ребята называют особенности . Учитель дополняет и уточняет

Известно, что этот материк самый жаркий, это второй по площади материк Земли. Он является родиной кофе, название пошло от провинции Кафе. На этом материке протекают удивительные реки: одна считается по протяженности второй рекой в мире, а другая дважды пересекает экватор. Есть озеро, очертания и размеры которого постоянно меняются (Чад), а вода всегда пресная, хотя из него не вытекает ни одна река, другое – второе по величине из пресноводных озёр, на котором, как на море, существуют приливы и отливы. Это, с одной стороны, материк саванн и вечнозелёных лесов, с другой стороны, здесь расположена самая большая пустыня в мире, а вершины некоторых гор покрыты ледниками. На материке живут самые низкорослые представители человечества, рост которых 140-150 см.

Здесь можно увидеть красные и жёлтые земли, встретить животных и растения, которых нигде Так о каком материке здесь шла речь? (Африка)


  • Кто из Вас может показать Африку на карте полушарий?

Вопросы к классу
  • Ребята, скажите Африка это часть света или материк? (и часть света и материк)

  • К какому древнему материку принадлежит Африка? (Гондвана)

Используя энциклопедию учащиеся дают точную информацию по материку

Африка, это материк, который уступает по величине только Евразии: её площадь составляет 29,2 млн. км2.( с островами- 30, 5 тыс. км)

Высота средняя=750 км.

Максимальная =5895 м. – влк. Килиманджаро

Минимальная – оз. Ассаль – 153 м. Население: 720 млн. чел.

Просмотр кино эпизода об Африке



ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

Все материки разные, но каждый индивидуален по-своему. От чего будет зависеть природа материка? Каким будет климат? Растительность? Животный мир?

Ответ: от географического положения материка

Мы в Африку с вами отправимся ныне, Но кто объяснит это странное имя?

Откуда название “Африка” взято? Найдите ответ в своих книгах, ребята.

Работа с учебником

(см. учебник стр. 110: от названия берберского племени «афригии», которое жило в одном из районов на севере материка.)

Есть другое объяснение. Еще есть перевод довольно серьезный.

С латинского “Африка” – безморозный, а на древней карте Эратосфена – Ливия.

(Дети формируют ответ - это самый древний материк, где зародились первые человеческий цивилизации)

на Африканском континенте (Южная Африка) найдена совершенно фантастическая находка – костные останки возрастом 120 000 лет. А так же используют информацию из атласа 7 класса тема «Расселение людей на Земле» Далее наша работа будет посвещена определению географического положения

  1. Практическая работа

Практическая работа «Определение географического положения материка»

- Научиться определять географическое положение материка Африка поможет нам практическая работа, которую выполним на уроке.

см. План описания географического положения материка в учебнике стр. 167. Прием определения географического положения материка

План

Вопрос

Ожидаемый ответ


1. Положение материка на градусной сетке:

1. Определить положение материка на градусной сетке:






а) по отношению к экватору и начальному меридиану

а) положение относительно экватора и нулевого меридиана, в каком полушарии находится и в какой его части

а) Экватор пересекает Африку почти посередине, следовательно, материк расположен в северном и южном полушариях. Начальный

меридиан пересекает Африку на западе, и большая ее часть лежит в восточном, а меньшая – в западном полушариях.



б) положение по широте и протяженность с севера на юг

б) Между какими градусами широты расположен, координаты крайних северной и южной точек,

протяженность с севера на

б) Африка расположена между 37° с. ш. и 35° ю. ш., пересекается Северным и Южным тропиками.

Крайние точки:

северная т. – м. (Эль – Рияд)


юг в градусах и в километрах.

или Бен-Секка– 37° с. ш.;

южная т. – м. Игольный – 35° ю. ш. Протяженность с севера на юг по 20° в. д. составляет в градусах 67°×111,3=7457 км (по масштабу = 7400 км)





в) положение по долготе и протяженность с запада на восток.


Климатические пояса

в) Между какими градусами долготы расположен, координаты крайних западной и восточной точек, протяженность с запада на восток в градусах и километров.

в) Африка расположена между 17° з. д., 51° в. д.

крайние точки:

западная т. м. Альмади – 17° з. д., восточная т. – м. Рас - Хафун – 51° в. д. Протяженность с запада на восток по параллели 10 о составляет в градусах 68°×109,6=7452 км(по масштабу =19.3 см

×370 км= 7141 км)



2. Положение материка:

2. Определить положение относительно других материков:


а) относительно других материков

Попытайтесь представить себе образ карты, который возникнет, когда вы вставите пропущенные слова:

«Африка находится к юго- западу от Евразии,

восточнее Южной Америки, западнее

Австралии и севернее Антарктиды, юго-

восточнее Северной Америки» (взаимопроверка правильные ответы на экране) один ученик озвучит















а) какие материки расположены поблизости, в каком направлении, как отделяются?















а) Африка расположена очень близко от Евразии, на юго-западе от нее, и отделяется узким Суэцким перешейком, по которому проложен Суэцкий канал.






б) относительно океанов


б) Океаны, образованные ими моря, заливы и проливы, омывающие материк, характер береговой линии.

б) с запада – Атлантическим океаном, который образует в экваториальной части большой Гвинейский залив; с востока – водами Индийского океана и Красного моря. Береговая линия материка слабо изрезана.




в) относительно других объектов


в) С севера Африка омывается Средиземным морем и отделена от Европы очень узким Гибралтарским проливом; Суэцким каналом; Баб-эль-Мандебский

пролив; о. Мадагаскар

Устная работа по выполнению второго пункта плана сочетается с заполнением контурной карты.

На интерактивной контурной карте расставлены цифры ,учащиеся обозначают объекты на собственной контурной карте .

Физминутка: Под музыку учащиеся выполняют движения, которые показывает учитель.


3.Открытие и исследование материка. (Работа с текстом учебника и дополнительным материалом

Раннее группе учащихся было дано задание подготовить информацию об исследователях и путешественниках


- Используя информацию заполните таблицу «Исследование Африки»:


Исследователи, путешественники


Дата

Результаты исследований


Бартоломео Диаш


Васко да Гама


Давид Ливингстон


Генри Стенли


Василий Юнкер


Николай Иванович Вавилов



Проверьте правильность выполнения работы. Проверяется при помощи слайдов презентации


Исследователи, путешественники


Дата

Результаты исследований


Васко да Гама


1498 г.

Открыл морской путь в Индию. Определил очертания материка на юге.


Давид Ливингстон

середина XIX в.

Исследовал реку Замбези, открыл водопад Виктория, изучил верховье реки Конго, озера Ньяса.






Василий Юнкер


конец XIX в.

Изучил Центральную и Восточную Африку, проводил топографические работы, гидрологические и метеороло- гические наблюдения.


Николай Иванович Вавилов



1926-1927

Описал более 6000 образцов культурных растений.

Установил, что Эфиопия является родиной твердых сортов пшеницы

  1. Закрепление

Игра « Лучший знаток»

. Африка по - середине пересекается …экватор

Нулевой меридиан пересекает Африку с …запада Африку омывают океаны, их по количеству … С севера материк омывается …Средиземным морем Восточной крайней точкой материка считается …м Рас - Хафун Гвинейский залив расположен с … материка.(запада) Самый большой остров близ берегов Африки… Мадагаскар

  1. Итог урока. Оценочная деятельность. Рефлексия ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА УЧЕНИКА.

Ребята, чтобы дать оценку своей работы и уроку предлагаю вам закончить предложения:

– Я чувствовал себя в процессе учения … – Свою работу на уроке я оцениваю … – Мне этот материал нужен для … – Я ухожу с … настроением!

За работу на уроке вы получали карточку-Африку. Подсчитайте количество полученных карточек.

Выставление оценок 5 карточек-«5»

Д. З..

Домашнее задание: параграф , на контурную карту нанести изученную номенклатуру, ответить на вопросы в конце параграфа




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!