СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке приводится сравнительная характеристика традиционных восточных обществ Китая, Индии и Японии по следующим пунктам: способы землевладения, деревенская община, сословия, религия.

Просмотр содержимого документа
«Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени»

7 Класс: Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени.

На уроке приводится сравнительная характеристика традиционных восточных обществ Китая, Индии и Японии по следующим пунктам: способы землевладения, деревенская община, сословия, религия.

Цели: - определить тенденции развития восточных государств; закрепить

основные характеристики традиционных обществ Востока; выделить

особенные черты восточных стран.

Задачи: реализовать полученные навыки при решении конкретных исторических задач; научиться мыслить самостоятельно, творчески; приобрести навыки критического мышления. 

Тип урока: Комбинированный урок

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация.


Ход урока:

1.Организационный момент

Приветствие. Подготовка к уроку.

2.Актуализация знаний

Какие, на ваш взгляд, общие черты характерны для традиционных обществ стран Востока – Индии, Китая, Японии? 

3. Изучение нового материала на основе имеющихся знаний

Мотивация учебной деятельности

В течение долгого времени вы изучали историю стран Запада, узнавали, как развивалось общество. Теперь вам предстоит познакомиться с особенностями развития восточных государств в XVI–XVII веках.

Во время урока вы узнаете, что повлияло на мировоззрение жителей Индии, Китая и Японии, как складывались хозяйственные и социальные отношения в этих государствах.

Сегодня мы познакомимся и научимся выделять отличительные черты каждой страны.

Это три разных государства, каждое со своей неповторимой историей, культурой, религией, традициями. Но все эти государства объединены общими чертами, характерными для Востока. Структура их хозяйственной жизни называется традиционной. Начнем рассмотрение стран Востока со способов землевладения, характерных для этих государств.


Понятие: Традицио́нное о́бщество — общество, которое регулируется традицией. Общественный уклад в нём характеризуется жёсткой сословной социальной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях.

джагирда́р – был временным и не имел права передачи земли по наследству. Как правило, джагирдары владели несколькими десятками тысяч гектаров, часть доходов с которых шла на содержание воинских отрядов. Джагирдар не пользовался одним наделом на протяжении всей жизни.

ПЛАН УРОКА

1.     Роль государства в экономической жизни государств Востока.

2.     Сословный строй.

3.     Религии Востока.


Первой чертой, схожей во всех этих обществах было отношение к частной собственности.

ИНДИЯ

-Земля должна принадлежать государству

-Право верховной власти на землю принадлежит государству

-Государство следит, чтобы знать не превращалась в крупных собственников.

-Государство предоставляет обширные земли в пользование знатному человеку, а за это он платит налоги и содержит войско.

-Пользоваться земельным наделом можно не более 10 лет, затем его передавали другому собственнику.

-Земли никогда не передавались по наследству

КИТАЙ

-Все земли делились на две части: государственные и народные (частные)

-Государственные земли отдаются крестьянам, которые обрабатывают землю и платят налоги

-Государство ежегодно издает указы, запрещающие продажу земли

-Земля должна принадлежать государству

ЯПОНИЯ

-Основной земельный фонд в собственности князей

-Центральная власть проводит политику конфискации и перераспределения земельных владений

-Перераспределение земель способствует укреплению центральной власти.

-Семейный клан Эдоя из города Осака владел зернохранилищами, складами, сонями тысяч золотых слитков, драгоценных камней. Род Эдоя обвинили в неповиновении государству, все его имущество было конфисковано

-Государство верховный собственник на землю

IV. Овладение приемом синквейна

Следующей характерной чертой восточных обществ  была община

V.                Фронтальный опрос

Назовите признаки сельской жизни

-Натуральное хозяйство – хозяйство, основное производство которого создается и потребляется для собственных нужд общины, а не на продажу

Экономическая замкнутость – характеристика общины, при которой  все экономические блага производятся внутри самой общины и не ведется внешней торговли

Круговая порука – характеристика общины, при которой внутри общины существует совместный коллективный труд. Ответственность всех членов общины за каждого общинника, и, наоборот, ответственность общинника за общину в целом.

Зависимы от общины, но лично свободны, Государство регулирует хозяйственную жизнь

Ученикам снова раздаются карточки с характерными чертами общины:

ИНДИЯ

-Все должности и обязанности передаются по наследству из поколения в поколение

-За пределами общины, общинники становились бесправными

КИТАЙ

-Деревня состояла из 100 дворов

-Во главе общины стоял староста

-Староста несет ответственность за сбор налогов и выполнение обязанностей

-Община была самоуправляема

-Центральная власть устанавливала цены на важнейшие товары, существовала государственная торговля, государственные промыслы

ЯПОНИЯ

-Крестьяне не могли оставить своего хозяйства, жизнь их текла в тяжелом труде и нищете

-Государственные указы предписывали крестьянам, что есть и как одеваться.

-Если крестьянин уходил из деревни, вся община должна была платить за него налоги и обрабатывать за него землю.

-В стране получил распространение обычай «детоубийства» (обычно девочек), чтобы избавиться от лишних ртов.

Ученики приводят в соответствие карточки по странам.

Религия.

Чтобы лучше понять события последующих лет, необходимо знать о мировоззрении жителей Востока. Сформировалось оно под влиянием трех религий – конфуциа́нства, будди́зма и синтои́зма. Рассмотрим их основные положения.

Конфуцианство сформировалось в Китае, и было обязательным учением для всех его жителей. Оно оказало существенное влияние на поведение и формирование мировоззрения китайцев.

Конфуций учил: «Государство – это большая семья, а семья – это маленькое государство».

Широкое распространение в Индии, Китае и Японии получил буддизмЭта религия также определяла основные жизненные принципы, характерные для восточного человека.

В Японии национальной религией стал синтоизм. Это древняя религия, но японские правители вернулись к ней в XVIII веке, когда появилась необходимость упрочения власти императора. Согласно учению, существует богиня солнца Аматэра́су.

Император является ее прямым потомком и представителем.


4.Закрепление 

Закрепление знаний и способов действий.

Ученики делают выводы об особенностях развития Индии, Китая, Японии. Закрепляют правила составления синквейна.


5.Итоги. Рефлексия: на слайде

6.Домашнее задание: §28, повторить конспект и устно отвечать на вопросы, по желанию составить синквейны по главным религиям Востока.



Дополнительный материал:


Индия.

В восточных странах главным собственником всех земель было государство. В Индии все завоеванные территории становились частью земельного фонда, из которого и раздавались наделы, они получили название джаги́ры. Однако участки оставались в собственности государства.

Их держатель – 

Деревенская община.

Основная часть населения восточных государств была занята в сельском хозяйстве, где оставалась достаточно прочной деревенская община. Узнаем, каковы были особенности ее организации в Китае, Индии и Японии.

Китай.

В Китае деревенскую общину составляли 100 дворов, разделенные на группы по 10 дворов. Во главе всей общины стоял староста, а группы дворов возглавляли деся́тские, которых выбирали среди тех, кто достиг 50 лет и отличался безупречным поведением.


Задачей десятских был контроль за сбором налогов. Чиновникам было запрещено появляться в общинах с этой целью под страхом смертной казни.  Также десятские следили за поведением жителей общины и сообщали обо всех нарушениях правителю.

Япония.

В Японии деревенская община значительно окрепла к XV веку, она обладала достаточно большой долей самоуправления. Главной задачей для себя жители общины ставили уменьшение налогов и отмену трудовых повинностей. Община взяла на себя обязательства по контролю уплаты налогов ее жителями, взамен получила право управлять внутренними делами и самостоятельно распоряжаться избыточными продуктами.

Сословия.

Одной из главных особенностей традиционных обществ стран Востока было четкое разделение на сословия. Каждый вел жизнь так, как предписывали ему правила и сословная принадлежность.

Индия.

В Индии общество делилось на 4 ва́рны: бра́хманы, кша́трии, ва́йшьи, шу́дры. Каждая варна включала в себя множество каст, всего их более двух тысяч, многие их которых сохранились до сих пор. Рассмотрим подробнее варны индийского традиционного общества.

 

Брахманы – это высшая варна, ее можно сравнить с европейским духовенством.

Брахманы выполняли обязанности писарей, священнослужителей, учителей, судей и чиновников. 

Вторую ступень занимали кшатрии. Это было воинское сословие. С детства их воспитывали сильными и мужественными, готовыми встать на защиту государства. Главной целью кшатриев был контроль за соблюдением порядка и закона. Только они были наделены правом убивать тех, чье поведение не соответствовало правилам варны. Среди кшатриев, как правило, выбирали правителей.  

Вайшьи – это третья ступень социальной лестницы индийского общества, включающая в себя торговцев, ростовщиков и ремесленников.

На четвертой ступени находятся шудры. Это земледельцы и слуги. Их основное занятие – это обработка земли и скотоводство, а также прислуживание трем высшим варнам. В современной Индии это самая многочисленная группа населения.

Вне социальной лестницы в Индии находились «неприкасаемые».


Китай.

В Китае общество делилось на привилегированные и

непривилегированные слои.


К первым относились родственники императорской семьи и знать, имевшая титул. Отличительной чертой китайского общества было существование такого сословия как шэньши́, это были люди, которые сдали экзамен на право занимать государственные должности. Они были учеными и пользовались всеобщим уважением. Важным является то, что правом сдать экзамен на звание шэньши обладали и представители непривилегированных сословий, к которым относились землевладельцы, крестьяне, торговцы и ремесленники. Самым низшим сословием в Китае были люди, которые не платили налоги – рабы, артисты, монахи, слуги, палачи.

Япония.

В Японии сословная структура складывалась в схему СИ-НО-КО-СЁ.

Или воиновкрестьян, ремесленников и торговцев. Над всеми сословиями находился император, которого обожествляли, и родовая знать.

Высшим сословием были самура́и. Это представители японского дворянства, основной задачей которых являлось несение воинской службы. Во время войн между феодалами формировались отряды из самураев, от умений которых и зависел исход войны. У самураев был свой кодекс, согласно которому они жили – «Бусидо́», или путь воина. Он предусматривал верность господину, скромность, вежливость, способность принести себя в жертву.

В случае смерти своего господина, самурай совершал «сепу́кку», ритуальное вспарывание живота.


Задания по функциональной грамотности:

Конфуция не занимали вопросы о смысле жизни, о Боге и бессмертии, его не волновали тайны природы и трагичность человеческого существования. Главное для него – найти путь к спокойствию и процветанию общества. Как типичный утопист, он мечтал о таком обществе, в котором всё будет предусмотрено до мелочей, и полагал, что просвещение и пропаганда жизненных канонов – главное средство достижения этого идеала. Он считал, что человек должен сам научиться, без всяких наказаний, следовать правилам гуманности и этикета. Сущность гуманности проста: не делай другому того, чего не желаешь себе. Для Конфуция этот закон есть отражения естественных свойств человека. Он верил в то, что человек по своей природе больше склонен к добру, чем к злу, и надеялся на эффективность нравственного просвещения.

  • Какие вопросы волновали Конфуция и что являлось главным смыслом для него?

  • О каком обществе мечтал Конфуций?

  • Какова сущность гуманности? Приведите подобное золотое правило из этики



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!