14.01.16г Русский язык 10 класс
Тема: Глагол. Правописание глаголов
Цели урока:
-закрепить знания о правописании глаголов,
-развивать умение практически использовать изученный материал,
-стимулировать интерес к изучению русского языка,
- формировать стремление осознанно выбирать будущую профессию
Ход урока:
І.Организ. момент.
II Проверка домашнего задания.
-Опрос уч-ся.
-Индивидуальная работа со слабыми уч-ся (карточки).
III. Беседа
- А сейчас давайте узнаем о некоторых современных профессиях
Тьютор – специалист, сопровождающий учащегося или студента в процессе индивидуального обучения, он участвует в разработке индивидуальных образовательных программ для своих подопечных.
Коучер – специалист, раскрывающий потенциал личности сотрудников компании, помогает развитию способности осуществлять движение в нужном темпе и направлении, приводит в действие системы мотиваций человека. Основные требования – коммуникативные навыки, глубокие знания в психологии
Криэйтор - человек, отвечающий за разработку и воплощение новых рекламных идей.
Профайлер - эксперт по выявлению лжи.
Такой специалист может оценить и спрогнозировать поведение человека, анализируя его действия, мимику, жесты и то, как он говорит.
- О каких профессиях вы знаете?
- А сейчас хочу рассказать одну притчу. У людей, занятых одним и тем же делом, спросили, что они делают. Один сказал: «Я таскаю камни». Другой ответил: «Зарабатываю на пропитание». А третий промолвил: «Строю храм».
- В чем смысл притчи?
Учитель: Как видите, одна и та же работа для одного становится смыслом жизни, а для другого – обузой, непосильной ношей.
Мне бы хотелось, чтобы уроки русского языка для вас не были наказанием, не прошли даром, а помогли в будущем утвердиться вам, чувствовать себя уверенным. В любом обществе всегда ценятся люди грамотные, хорошо знающие свое дело.
IV. Работа по теме урока.
1) Слово учителя. Угадайте загадку:
Я свою задачу вижу в том,
Чтоб сказать о действии любом.
И счастливый мой удел таков –
В речи быть одним из главных слов.
- О какой части речи говорится в этом четверостишии?
Русский писатель А.Югов сказал: «Глагол – самая огнепышащая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка».
2) Сколько в русском языке самостоятельных частей речи?
3) Подобрать синонимы к словам.
Размышлять (думать); беседовать (разговаривать); реветь (плакать)
хохотать (смеяться); разрушать (ломать); глядеть (смотреть).
- К какой части речи относятся ответы?
4) Закрепление изученного о глаголе (на доске дана схема)
А) Признаки, свойства глагола
5) Составим кластер
Вид
Вопросы
Спряжение
Часть речи
Инфинитив
ГЛАГОЛ
Переходность
Род
Время
Синтаксическая
роль
Постоянные и непостоянные признаки
Наклонение
6) Рассказать:
1) о чередующихся гласных в корнях глаголов: -гор-, -гар-; - раст-, -ращ-, -рос-; -кос-, -кас-; - лаг-, -лож-; -клон-, -клан-; -бер-, -бир-, - тер-, -тир- и др.;
2) о правописании –тся и –ться;
3) о правописании мягкого знака после шипящих в глаголах;
4) об определении спряжения глаголов при безударных личных окончаниях.
5) Назвать разноспрягаемые глаголы.
6) Рассказать о правописании НЕ с глаголами.
7) Словарная работа.
-Обратить внимание на некоторые глаголы, пишущиеся с НЕ слитно:
невзлюбить, невзвидеть, несдобровать, недомогать, недолюбливать, недоумевать, недоставать, недоглядеть.
8) Самостоятельная работа
Г) Определить вид и спряжение глаголов, проспрягать по выбору два глагола (I и II спряжения)
Стелить, заходить, дышать, выдумать, убегать, посмотреть.
-Используя глаголы, составить предложения.
V. Выполнение тестовых заданий.
VI. Подведение итогов урока, оценивание. Рефлексия
VII. Домашнее задание. §48, упр 252