МБОУ «СОШ с.Лебедевка»
Реферативно - исследовательская работа
по географии
География
как основа многих профессий
Работу выполнила:
ученица 10 класса
Безбородова Анна
Работу проверила:
учитель географии
Алексеева М.В.
2019
Содержание
Глава I. 5
1.1. Значение географии 5
1.2.Основные группы «географических» профессий. 5
Глава II 7
2.1. Где получить образование в Новосибирске 7
2.2. Исследование профессий, использующих географические знания 10
2.3. Анализ рынка труда в России на период 2017 года 11
Источники. 15
Приложение №1 16
Новосибирский геологоразведочный техникум 16
-Колледж геодезии и картографии Новосибирского государственного университета геодезии и картографии; 16
-Новосибирский геологоразведочный техникум; 16
Новосибирский геологоразведочный техникум 16
Приложение №2 18
Приложение №3 20
Приложение №4 21
Приложение №5 22
Введение
«Ни одной науке не обходятся так дорого открытия,
как географии. За каждую крупицу знаний
заплачено человеческими жизнями».
С. Забелин
В мире существуют десятки тысяч профессий, разных и непохожих друг на друга. В основе одних профессий лежат физика и математика, химия, в основе других — биология, история, в основе третьих — информатика, литература. География тоже стала основой для многих профессий. Древняя и в то же время вечно юная география — удивительная наука, она обо всем, что окружает нас.
В своей работе я хочу рассказать о том, как география стала основой для многих профессий.
География — это, прежде всего, наука о Земном шаре, таком огромном и уязвимом, о его недрах, атмосфере, о природных закономерностях, о населении и его хозяйственной деятельности.
Сегодня я учусь в 10 классе, и всерьёз задумалась о том, какую профессию выбрать. В будущем мне хотелось бы стать экологом. Для успешного поступления в ВУЗ и дальнейшей профессиональной деятельности мне нужна география. Многие мои одноклассники ещё не определились с выбором профессии и вузами.
Мною был проведен небольшой социологический опрос учащихся выпускных классов с целью выявить, насколько будущие выпускники имеют представление о профессиях, связанных с географией, и хотели бы они узнать об этом больше.
Всего было опрошено 52 учащиеся 9-11 класса. Результаты позволили сделать выводы, что 85% учащиеся не знают, где в обычных профессиях нужны знания по географии, 70% учащихся не знают профессии, тесно связанные с географией, 90% учащихся захотели узнать об этих профессиях побольше. Поэтому тему моей работы можно считать актуальной.
Гипотеза: География - основа многих профессий. Она способна сформировать мнение по поводу самоопределения в будущей профессии и требований, которые предъявляет общество к качеству трудовых ресурсов. Чтобы поднять престиж географии нужно культивировать профессию географа, способствовать достижению обществом понимания того, что действительно «без географии вы нигде!»
Я определила цель - исследовать и изучить профессий, в основе которых лежит применения знаний и законов географии, а также узнать в каких вузах города Новосибирска можно получить образование, связанное с этими профессиями.
Исходя из поставленной цели, в своей работе я ставлю задачи:
Провести исследования отдельных профессий, связанных с изучением использования такого предмета как география.
Провести анализ по изучению вузов города Новосибирска, при поступлении в которые необходимо сдавать экзамены по географии, а также рассмотреть, в каких вузах этот предмет входит в образовательную программу.
Проанализировать рынок труда на предмет востребованности географических профессий (специальностей).
Этапы моей работы:
изучила литературу, интернет-источники по данной теме;
систематизировала материал;
составила и провела опрос;
сгруппировала данные опроса;
оформила письменную и электронную версию работы;
составила буклет «География как основа многих профессий!»;
подготовила текст публичного выступления в виде презентации;
Методы исследования: опрос, работа с печатным материалом, работа с литературой и интернет-источниками, обработка и систематизация материалов.
Глава I. 1.1. Значение географии
Она, как алмаз, преломляет и отражает через свои грани почти все сферы человеческой деятельности. Эта замечательная наука о прекрасной планете нашла отражение в развитии многих профессий человека, где он применяет географические знания и законы природы.
Первым, кто употребил термин «география», является мыслитель и философ из Древней Греции – Эратосфен, также он является автором труда «Географика».
2017 год является годом экологии, тематический год, определенный Правительством РФ для активного решения экологических проблем в стране, вопросов охраны окружающей среды и привлечения внимания общественности к этой проблеме. Вопросы экологии тесно связанны с географией.
2017 год также называют годом экологических реформ
1.2.Основные группы «географических» профессий.
Профессии, связанные с географией, очень разнообразны. Специалисты различных направлений применяют свои знания в этой области. Рассмотрев классификацию профессий, я решила выяснить, в каких профессиях необходимо знание географии. Этот перечень достаточно велик. Вот некоторые из них.
Работа геолога связана с нахождением месторождения природных ископаемых. Он изучает особенности залегания и расположения различных пород. Геологи принимают участие в научно-исследовательской работе и экспедициях, связанных с изучением земных недр. Знания геологии также используются в строительстве, чтобы выявить особенности грунтов перед застройкой территории.
Археологи изучают культуру древних цивилизаций с помощью останков и следов их жизнедеятельности. В основном работа состоит в проведении раскопок и нахождении места для осуществления исследований. Ученые-археологи посвящают целые годы на свое открытие и по частям воссоздают быт и культуру древних цивилизаций. Раскопки памятников археологии помогают узнать о народах, живших тысячи лет назад.
Лоцман является судоводителем. Это древняя морская профессия. Именно от лоцмана, а точнее от его знаний береговых особенностей, фарватера определенной местности и морской географии зависит безопасность судоходства. Лоцман изучает карты морского дна и ведет судно по оптимальному пути с учетом глубин и особенности морского рельефа. Профессия штурмана очень похожа на профессию лоцмана.
Штурман осуществляет управление воздушным, наземным, водным и подводным транспортом. Он исследует курс, вычисляет пути перемещения транспорта, отмечает его на карте и следит за работой навигационных приборов. Кроме того, он учитывает влияние погодных условий на передвижение и маршрут транспорта.
Метеорологи занимаются изучением факторов, которые влияют на погоду. Они постоянно следят за изменениями погодных условий, фиксируют, оценивают, обрабатывают и учитывают, на что могут повлиять такие изменения. Также метеорологи составляют прогноз погоды и изучают климат различных географических зон.
Геодезисты занимаются изучением территории с помощью измерений, вычисления координат и составляют карты, которыми пользуются автомобилисты, строители и геологи. Такие специалисты принимают участие в различных инженерных и строительных работах, а также картографируют местность.
Гид или экскурсовод должен сопровождать туристов во время походов, экскурсий или круизов. Гид хорошо знает города и страны, в которых он проводит экскурсию, а также культурные и исторические памятники, и владеет иностранными языками.
Работа переводчиков очень разнообразна. Они знают много языков и занимаются переводом текстов, документов различного направления, фильмов и книг. Могут также сопровождать делегации и переводить устную речь. Во время изучения языка, будущий переводчик также изучает обычаи, культуру, историю и географию страны.
Хорошо разбираются в географических и климатических особенностях разных стран туристические операторы. Они помогут вам выбрать наиболее подходящий тур с учетом ваших предпочтений, интересов и возможностей. (Приложение №2)
Глава II 2.1. Где получить образование в Новосибирске
В настоящее время в России 24 географических факультета и отделения классических университетов. Особняком стоит изучение географии в педагогических вузах, в которых насчитывается 41 географический факультет.
Здесь готовят не исследователей-аналитиков, как на геофаках классических университетов, а прежде всего педагогов, умеющих преподавать как физическую, так и общественную географию.
Эти две ветви единой географии состоят из множества более узких дисциплин, каждой из которых соответствует та или иная географическая специальность (порядка пятидесяти в российском реестре такой учебной дисциплины, как «география»).
Для того что бы понять в каких сферах нужна география для сдачи, а в каких вузах она входит в программу мне пришлось проанализировать все вузы города Новосибирска.
Были изучены списки вступительных экзаменов и сделан стенд для наших выпускников с указанием вузов города Новосибирска при поступлении, в которые необходимо сдавать экзамены. (Приложение№4)
Первый вуз, который мы рассмотрели:
Новосибирский Государственный Университет (НГУ)
-Геолог
Предметы для сдачи: русский, математика, география, физика (180 баллов)
Кратко о профессии
Профессия геолог аналитическая, интересная и творческая. Высокая заработная плата. Как известно, в природе не может быть двух одинаковых месторождений. Именно поэтому геологам часто приходится проводить новые научные исследования.
Место работы: геолого - разведочные экспедиции; научно-исследовательские учреждения геологического профиля; горнодобывающие промышленные организации; нефтегазодобывающие промышленные организации.
Сибирский Государственный Университет путей сообщения (СГУПС)
- Управление инновациями и технологиями менеджмента
Предметы для сдачи: русский, математика, физика, география (190 баллов)
Коротко о профессии
Разработка и создание максимально эффективное использование и контроль социально-экономических систем.
Сибирский Государственный Университет геосистем и технологий(СГУГИТ)
-Картография и геоинформатика
Предметы для сдачи: математика, русский, география, информатика
(219 баллов)
Коротко о профессии
Теоретики, разрабатывающие способы отображения объемного рельефа на плоскости, методики создания тематических карт и атласов, развитием цифровой картографии
Рабочее место: научно - исследовательские институты космоса, Мирового океана, конструкторские бюро, разрабатывающие технику для наземной, комической и аэросъемки Земли, картографические фабрики и бюро, выпускающие электронные и бумажные карты.
-Прикладная геодезия
Предметы для сдачи: математика, русский, география (168 баллов)
Коротко о профессии
Специалист по составлению карт местности, проведению расчётов, необходимых для описания рельефа местности.
Рабочее место: топографы, геодезисты-землемеры могут работать в Бюро технических инвентаризаций (БТИ), сельскохозяйственных, сельских администраций и других организаций.
-Экология и природопользование
Предметы для сдачи: математика, русский язык, география (198 баллов)
Коротко о профессии:
Получение морального удовлетворения от проделанной работы, в связи с получением зарплаты через улучшение состояния окружающей среды, работа эколога достаточно интересна и подразумевает командировки.
Невысокие заработные платы, возможность работать в экстремальных условиях, опасность для здоровья.
Рабочее место: исследовательские лаборатории, экологические структуры на предприятии, природоохранные организации, строительные компании, заводы и фабрики.
Новосибирский государственный аграрный университет (НГАУ)
-Агроном, агроэкология
Предметы для сдачи: математика, русский, биология, география (156 баллов)
Коротко о профессии
Агроном внимательно отслеживает урожайность и устойчивость к непогоде различных сортов. Оценивает эффективность способов обработки почвы, удобрений. Иными словами, ведёт научно-производительную работу.
Рабочее место: агрономы работают в совхозах, колхозах, фермерских хозяйств. (Приложение№1)
Кроме вузов, специалистов смежных профессий в Новосибирске готовят:
Новосибирский геологоразведочный техникум (геология)
Колледж геодезии и картографии (геодезия)
Новосибирский гидрометеорологический колледж (гидрология)
Новосибирский техникум легкой промышленности и сервиса (туризм)
2.2. Исследование профессий, использующих географические знания
Проанализировав различные источники информации, мы обнаружили, что большое число профессий немыслимо без географических знаний. Вот некоторые из них.
Профессии и вузы Новосибирска, которые готовят эти специальности:
Врач - специалист по предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека. Ему необходим знать о влиянии природы на здоровье населения, географическое распространение болезней.
НГУ (медицинский факультет)
НГМУ (врач педиатр)
Экономист - специалист по экономическому сопровождению финансово-хозяйственной деятельности должен владеть знаниями о закономерностях размещения объектов экономики, населения.
НГУЭУ (экономисты)
НГУ (факультет экономики)
Военный – специалист по вооруженной защите страны, отражения нападения в случае войны, ему необходимы знания о природе, населении, экономике стратегических районов, их влиянии на подготовку и ведение военных действий. Умение читать и составлять карты, знать способы ориентирования на местности.
Новосибирский военный институт войск национальной гвардии (НВИ войск национальной гвардии). Дипломат - специалист, осуществляющий официальные дипломатические отношения с иностранными государствами, международными организациями и их представителями. Им необходимы знания о природе, населении, экономике стран, в которых работает или ведёт переговоры.
СИМОиР(Дипломат)
Маркетолог - специалист по продаже товаров. Для успеха своего дела он должен владеть знаниями о географии производства и продажи товаров. Логист должен составлять рациональные пути перемещения товаров.
НГУЭУ (Маркетолог)
НГПУ (Маркетолог)
НГТУ (Маркетолог)
Гид или экскурсовод - специалист по проведению экскурсий. Он должен уметь читать карту, ориентироваться на местности, знать особенности природы, населения, хозяйства, мест проведения экскурсии.
2.3. Анализ рынка труда в России на период 2017 года
Для торговли рабочей силой существует особый рынок — рынок труда.
Рынок труда — это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы (трудовых услуг). Через рынок труда большинство работающего населения получает работу и доходы. На рынке труда предприниматели и продавцы рабочей силы совместно ведут переговоры, коллективные и индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.
Мы проанализировали, какие на сегодняшний день самые востребованные профессии на рынке труда в России? Если 10 лет назад требовались специалисты с экономическим и юридическим образованием, то сейчас рынок труда переполнен представителями подобных профессий, и у многих возникает вопрос, какие профессии будут самыми востребованными в будущем, и какое образование получать.
Казалось бы, очень трудно ответить на этот вопрос, так как рынок труда - сфера непредсказуемая, однако некоторые исследования и прогнозы сделать можно. Итак, согласно исследованиям социологов, пять самых востребованных профессий ближайшего будущего.
1. Инженеры. Именно инженеры технических специальностей займут лидирующие позиции на рынке трудоустройства.
2. Специалист по экологической безопасности. В нашей стране, к сожалению, всегда уделялось мало внимания защите окружающей среды и здоровью человека по причине экологических проблем. Однако в настоящее время масштаб антропогенных воздействий достиг такого уровня, что без грамотных специалистов в области экологии не обойтись.
3. Специалисты в области биотехнологий и биоинженерии. Понятие биотехнология означает современный метод, который использует любые биологические структуры, системы и их части для решения той или иной задачи в рамках заданного технологического процесса. Особенно часто биотехнологии применяются в современных сельскохозяйственных предприятиях, на которых с применением методов генной инженерии изменяют свойства выращиваемых продуктов, например, для повышения урожайности или устойчивости к вредителям. В фармакологии также применяют методы биотехнологий для создания лекарств на основе биологических организмов.
4. Специалисты в сфере маркетинга. Российский рынок постоянно обновляется огромным количеством всевозможных товаров и услуг.
5. Специалист в области логистики - управление информационными потоками и материальными ценностями в ходе выпуска и реализации продукции. При этом необходимо еще немного разбираться в технике, транспорте, экономических вопросах, иметь географические навыки.
По этим данным мы видим, что практически все самые востребованные профессии в России в той или иной степени связаны с географией.
Заключение
Таким образом, в результате проведенного нами исследования, можем сделать вывод, что изучение курса географии очень важно для профессионального самоопределения учащихся.
Мною были проанализированы все вузы и техникумы, колледжи Новосибирска и Новосибирской области с целью, показать спектр профессий с использованием географических знаний. Это не менее интересные профессии, которые являются востребованными и популярными в последнее время.
Несмотря на то, что такой предмет как география не входит в список наиболее сдаваемых предметов по Новосибирской области и Новосибирску, она всё равно является важной частью многих профессий и специальностей.
География способна раскрыть причины и следствия безработицы, обозначить требования к современному работнику в условиях рынка труда, сформировать мнение по поводу самоопределения в будущей профессии и требований, которые предъявляет общество к качеству трудовых ресурсов.
Практическая значимость исследования, заключается в возможности его использования на уроках географии для формирования о представлении, о важности предмета в жизни человека и общества, во внеурочной деятельности, в профориентационной работе с учащимися выпускных классов, работе с родителями.
Источники.
http://otvet.expert/dlya-kakih-professiy-nuzhna-geografiya/
http://umotnas.ru/
http://vuz.edunetwork.ru/
http://vuzopedia.ru/
http://www.mintrud.nso.ru/page/228
http://yunc.org/География_(географические_науки)
https://thequestion.ru/questions/
Г.Иванов, Л.Лямзина «Сколько профессий в мире?» //Москва: «Просвещение», 1999г.
С.Н. Левиева «Мир профессий» //Москва: «Просвещение», 2000
Приложение №1
№п/п | Специальность | СПО | ВУЗ |
1 1.1 | Геология Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых | Новосибирский геологоразведочный техникум | -Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (НГУ) - |
1.2 | Геодезия | -Колледж геодезии и картографии Новосибирского государственного университета геодезии и картографии; -Новосибирский геологоразведочный техникум; | -Сибирский государственный университет геосистем и технологий(СГУиТ) |
1.3 | Геоэкология | | -Новосибирский государственный аграрный университет(НГАУ) - Сибирский государственный университет геосистем и технологий(СГУГиТ) |
2 | Гидрология | Новосибирский гидрометеорологический колледж | - Сибирский государственный университет геосистем и технологий(СГУГиТ) |
2.1 | Гидрогеология и инженерная геология | | -Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин) |
3 | Метеорология | Новосибирский гидрометеорологи ческий колледж | |
4 | Картография | Новосибирский геологоразведочный техникум | - Сибирский государственный университет геосистем и технологий(СГУГиТ) |
5 | Лесное хозяйство | | -Новосибирский государственный аграрный университет(НГАУ) |
5.1 | Лесоинженерное дело | | -Новосибирский государственный аграрный университет(НГАУ) |
6 | Регионоведение | | -Сибирский институт международный отношений и регионовединия(СИМОиР) |
7 | Садово-парковое и ландшафтное строительство | | -Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин) |
8 | Туризм | Новосибирский колледж легкой промышленности и сервиса | |
10 | Экология и природопользование | | -Сибирский государственный университет геосистем и технологий(СГУГиТ) -Новосибирский государсвенный технический университет(НГТУ) -Новосибирский государственный университет экономики и управления(НГУЭУ) |
Приложение №2
№ п/п | Название профессии | Использование знаний и законов географии |
1. | Агроном | -Особенности климата данной территории для выращивания определённых видов культурных растений (влажность воздуха, количество выпадающих осадков, продолжительность вегетационного периода растений, наступление заморозков, направление ветра и его скорость и др.); -типы почв района; -применение и назначение сельхозтехники; -использование удобрений для повышения плодородия почвы и урожайности культурных растений. |
2. | Эколог | -Закономерности распространения животного и растительного мира определённого района; -Климатические особенности территории (направление и скорость ветра, количество выпадающих осадков, продолжительность тёплого и холодного сезонов, сроки наступления весеннего половодья) -исчезающие виды животных и растений; -тесное общение с флорой и фауной; -антропогенное воздействие на окружающую среду; -составление экологических мониторингов и нанесение результатов на различные карты. |
3. | Лесник | -Ориентирование в лесном пространстве; -типы почв лесного угодья; -закономерности распространения животных и растений в лесу, на болотах, вдоль рек, речек и ручьёв; -особенности климата данной территории; -экология леса. |
4. | Геоморфолог | -Изучение рельефа земной поверхности; -составление прогнозов (наличие полезных ископаемых в недрах определённой территории, заболачивание берегов, развитие форм рельефа и т.д.); -составление геоморфологических карт определённых территорий или районов; -съёмка местности. |
5. | Климатолог | -Особенности климата определённой местности или территории (направление и силу ветра, влажность воздуха, количество осадков, продолжительность вегетационного периода, высоту снежного покрова, максимальные и минимальные значения температуры воздуха зимы и лета и др.); -влияние деятельности человека на изменения климата. |
6. | Геодезист | -Нивелирная съёмка территории; -выполнение измерений на местности; -топографическая съёмка местности. |
7. | Метеоролог | -Атмосфера (ветер, сила ветра, направление ветра, облака, виды облаков, температура воздуха, солнечная радиация, дождь, снег, град, иней и другое). -Изменения климата, вызванные деятельностью человека. |
8. | Медицинский географ | Географическое положение определённой территории, где вспыхнула эпидемия; -географическое распространение болезней; -влияние географической среды на здоровье человека; -составление медицинских карт. |
9. | Ландшафтный дизайнер | -Природно-климатические условия обустраиваемой территории (климат данной территории, продолжительность тёплых дней в году, типы почв, количество солнечной радиации, направление и силу ветра, количество осадков, влажность воздуха и др.) |
10. | Картограф | -Разработка общегеографических, тематических карт различных масштабов; -знание рельефа местности, расположения различных природных и хозяйственных объектов на местности; -создание PND-навигаторов и GPS- приемников с использованием в них картографических изданий. |
Приложение №3
Анкетирование 9-11 классов
Приложение №4
Стенд «География основа многих профессий»
15