СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

География как основа выбора профессии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реферативно - исследовательская работа по географии, выполненная ученицей 10 класса, была представлена на НПК школьников. Материал  носит профориентационный характер, помогая тем, кто хорошо знает географию определиться с выбором профессии.

Просмотр содержимого документа
«География как основа выбора профессии»

МБОУ «СОШ с.Лебедевка»





Реферативно - исследовательская работа

по географии


География

как основа многих профессий




Работу выполнила:

ученица 10 класса

Безбородова Анна

Работу проверила:

учитель географии

Алексеева М.В.





2019

Содержание


Глава I. 5

1.1. Значение географии 5

1.2.Основные группы «географических» профессий. 5

Глава II 7

2.1. Где получить образование в Новосибирске 7

2.2. Исследование профессий, использующих географические знания 10

2.3. Анализ рынка труда в России на период 2017 года 11

Источники. 15

Приложение №1 16

Новосибирский геологоразведочный техникум 16

-Колледж геодезии и картографии Новосибирского государственного университета геодезии и картографии; 16

-Новосибирский геологоразведочный техникум; 16

Новосибирский геологоразведочный техникум 16

Приложение №2 18

Приложение №3 20

Приложение №4 21

Приложение №5 22








Введение

«Ни одной науке не обходятся так дорого открытия,

как географии. За каждую крупицу знаний

заплачено человеческими жизнями».

С. Забелин 


В мире существуют десятки тысяч профессий, разных и непохожих друг на друга. В основе одних профессий лежат физика и математика, химия, в основе других — биология, история, в основе третьих — информатика, литература. География тоже стала основой для многих профессий. Древняя и в то же время вечно юная география — удивительная наука, она обо всем, что окружает нас.

В своей работе я хочу рассказать о том, как география стала основой для многих профессий.

География — это, прежде всего, наука о Земном шаре, таком огромном и уязвимом, о его недрах, атмосфере, о природных закономерностях, о населении и его хозяйственной деятельности.

Сегодня я учусь в 10 классе, и всерьёз задумалась о том, какую профессию выбрать. В будущем мне хотелось бы стать экологом. Для успешного поступления в ВУЗ и дальнейшей профессиональной деятельности мне нужна география. Многие мои одноклассники ещё не определились с выбором профессии и вузами.

Мною был проведен небольшой социологический опрос учащихся выпускных классов с целью выявить, насколько будущие выпускники имеют представление о профессиях, связанных с географией, и хотели бы они узнать об этом больше.

Всего было опрошено 52 учащиеся 9-11 класса. Результаты позволили сделать выводы, что 85% учащиеся не знают, где в обычных профессиях нужны знания по географии, 70% учащихся не знают профессии, тесно связанные с географией, 90% учащихся захотели узнать об этих профессиях побольше. Поэтому тему моей работы можно считать актуальной.

Гипотеза: География - основа многих профессий. Она способна сформировать мнение по поводу самоопределения в будущей профессии и требований, которые предъявляет общество к качеству трудовых ресурсов. Чтобы поднять престиж географии нужно культивировать профессию географа, способствовать достижению обществом понимания того, что действительно «без географии вы нигде!»

Я определила цель - исследовать и изучить профессий, в основе которых лежит применения знаний и законов географии, а также узнать в каких вузах города Новосибирска можно получить образование, связанное с этими профессиями.

Исходя из поставленной цели, в своей работе я ставлю задачи:

  1. Провести исследования отдельных профессий, связанных с изучением использования такого предмета как география.

  2. Провести анализ по изучению вузов города Новосибирска, при поступлении в которые необходимо сдавать экзамены по географии, а также рассмотреть, в каких вузах этот предмет входит в образовательную программу.

  3. Проанализировать рынок труда на предмет востребованности географических профессий (специальностей).

Этапы моей работы:

  1. изучила литературу, интернет-источники по данной теме;

  2. систематизировала материал;

  3. составила и провела опрос;

  4. сгруппировала данные опроса;

  5. оформила письменную и электронную версию работы;

  6. составила буклет «География как основа многих профессий!»;

  7. подготовила текст публичного выступления в виде презентации;

Методы исследования: опрос, работа с печатным материалом, работа с литературой и интернет-источниками, обработка и систематизация материалов.



Глава I. 1.1. Значение географии

Она, как алмаз, преломляет и отражает через свои грани почти все сферы человеческой деятельности. Эта замечательная наука о прекрасной планете нашла отражение в развитии многих профессий человека, где он применяет географические знания и законы природы.

Первым, кто употребил термин «география», является мыслитель и философ из Древней Греции – Эратосфен, также он является автором труда «Географика».

2017 год является годом экологии, тематический год, определенный Правительством РФ для активного решения экологических проблем в стране, вопросов охраны окружающей среды и привлечения внимания общественности к этой проблеме. Вопросы экологии тесно связанны с географией.

2017 год также называют годом экологических реформ


1.2.Основные группы «географических» профессий.

Профессии, связанные с географией, очень разнообразны. Специалисты различных направлений применяют свои знания в этой области. Рассмотрев классификацию профессий, я решила выяснить, в каких профессиях необходимо знание географии. Этот перечень достаточно велик. Вот некоторые из них.

Работа геолога связана с нахождением месторождения природных ископаемых. Он изучает особенности залегания и расположения различных пород. Геологи принимают участие в научно-исследовательской работе и экспедициях, связанных с изучением земных недр. Знания геологии также используются в строительстве, чтобы выявить особенности грунтов перед застройкой территории.

Археологи изучают культуру древних цивилизаций с помощью останков и следов их жизнедеятельности. В основном работа состоит в проведении раскопок и нахождении места для осуществления исследований. Ученые-археологи посвящают целые годы на свое открытие и по частям воссоздают быт и культуру древних цивилизаций. Раскопки памятников археологии помогают узнать о народах, живших тысячи лет назад.

Лоцман является судоводителем. Это древняя морская профессия. Именно от лоцмана, а точнее от его знаний береговых особенностей, фарватера определенной местности и морской географии зависит безопасность судоходства. Лоцман изучает карты морского дна и ведет судно по оптимальному пути с учетом глубин и особенности морского рельефа. Профессия штурмана очень похожа на профессию лоцмана.

Штурман осуществляет управление воздушным, наземным, водным и подводным транспортом. Он исследует курс, вычисляет пути перемещения транспорта, отмечает его на карте и следит за работой навигационных приборов. Кроме того, он учитывает влияние погодных условий на передвижение и маршрут транспорта.

Метеорологи занимаются изучением факторов, которые влияют на погоду. Они постоянно следят за изменениями погодных условий, фиксируют, оценивают, обрабатывают и учитывают, на что могут повлиять такие изменения. Также метеорологи составляют прогноз погоды и изучают климат различных географических зон.

Геодезисты занимаются изучением территории с помощью измерений, вычисления координат и составляют карты, которыми пользуются автомобилисты, строители и геологи. Такие специалисты принимают участие в различных инженерных и строительных работах, а также картографируют местность.

Гид или экскурсовод должен сопровождать туристов во время походов, экскурсий или круизов. Гид хорошо знает города и страны, в которых он проводит экскурсию, а также культурные и исторические памятники, и владеет иностранными языками.

Работа переводчиков очень разнообразна. Они знают много языков и занимаются переводом текстов, документов различного направления, фильмов и книг. Могут также сопровождать делегации и переводить устную речь. Во время изучения языка, будущий переводчик также изучает обычаи, культуру, историю и географию страны.

Хорошо разбираются в географических и климатических особенностях разных стран туристические операторы. Они помогут вам выбрать наиболее подходящий тур с учетом ваших предпочтений, интересов и возможностей. (Приложение №2)

Глава II 2.1. Где получить образование в Новосибирске

В настоящее время в России 24 географических факультета и отделения классических университетов. Особняком стоит изучение географии в педагогических вузах, в которых насчитывается 41 географический факультет.

Здесь готовят не исследователей-аналитиков, как на геофаках классических университетов, а прежде всего педагогов, умеющих преподавать как физическую, так и общественную географию.

Эти две ветви единой географии состоят из множества более узких дисциплин, каждой из которых соответствует та или иная географическая специальность (порядка пятидесяти в российском реестре такой учебной дисциплины, как «география»).

Для того что бы понять в каких сферах нужна география для сдачи, а в каких вузах она входит в программу мне пришлось проанализировать все вузы города Новосибирска.

Были изучены списки вступительных экзаменов и сделан стенд для наших выпускников с указанием вузов города Новосибирска при поступлении, в которые необходимо сдавать экзамены. (Приложение№4)

Первый вуз, который мы рассмотрели:

Новосибирский Государственный Университет (НГУ)

-Геолог

Предметы для сдачи: русский, математика, география, физика (180 баллов)

Кратко о профессии

Профессия геолог аналитическая, интересная и творческая. Высокая заработная плата. Как известно, в природе не может быть двух одинаковых месторождений. Именно поэтому геологам часто приходится проводить новые научные исследования.

Место работы: геолого - разведочные экспедиции; научно-исследовательские учреждения геологического профиля; горнодобывающие промышленные организации; нефтегазодобывающие промышленные организации.

Сибирский Государственный Университет путей сообщения (СГУПС)

- Управление инновациями и технологиями менеджмента

Предметы для сдачи: русский, математика, физика, география (190 баллов)

Коротко о профессии

Разработка и создание максимально эффективное использование и контроль социально-экономических систем.

Сибирский Государственный Университет геосистем и технологий(СГУГИТ)

-Картография и геоинформатика

Предметы для сдачи: математика, русский, география, информатика

(219 баллов)

Коротко о профессии

Теоретики, разрабатывающие способы отображения объемного рельефа на плоскости, методики создания тематических карт и атласов, развитием цифровой картографии

Рабочее место: научно - исследовательские институты космоса, Мирового океана, конструкторские бюро, разрабатывающие технику для наземной, комической и аэросъемки Земли, картографические фабрики и бюро, выпускающие электронные и бумажные карты.

-Прикладная геодезия

Предметы для сдачи: математика, русский, география (168 баллов)

Коротко о профессии

Специалист по составлению карт местности, проведению расчётов, необходимых для описания рельефа местности.

Рабочее место: топографы, геодезисты-землемеры могут работать в Бюро технических инвентаризаций (БТИ), сельскохозяйственных, сельских администраций и других организаций.

-Экология и природопользование

Предметы для сдачи: математика, русский язык, география (198 баллов)

Коротко о профессии:

Получение морального удовлетворения от проделанной работы, в связи с получением зарплаты через улучшение состояния окружающей среды, работа эколога достаточно интересна и подразумевает командировки.

Невысокие заработные платы, возможность работать в экстремальных условиях, опасность для здоровья.

Рабочее место: исследовательские лаборатории, экологические структуры на предприятии, природоохранные организации, строительные компании, заводы и фабрики.

Новосибирский государственный аграрный университет (НГАУ)

-Агроном, агроэкология

Предметы для сдачи: математика, русский, биология, география (156 баллов)

Коротко о профессии

Агроном внимательно отслеживает урожайность и устойчивость к непогоде различных сортов. Оценивает эффективность способов обработки почвы, удобрений. Иными словами, ведёт научно-производительную работу.

Рабочее место: агрономы работают в совхозах, колхозах, фермерских хозяйств. (Приложение№1)

Кроме вузов, специалистов смежных профессий в Новосибирске готовят:

  1. Новосибирский геологоразведочный техникум (геология)

  2. Колледж геодезии и картографии (геодезия)

  3. Новосибирский гидрометеорологический колледж (гидрология)

  4. Новосибирский техникум легкой промышленности и сервиса (туризм)

2.2. Исследование профессий, использующих географические знания

Проанализировав различные источники информации, мы обнаружили, что большое число профессий немыслимо без географических знаний. Вот некоторые из них.

Профессии и вузы Новосибирска, которые готовят эти специальности:

Врач - специалист по предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека. Ему необходим знать о влиянии природы на здоровье населения, географическое распространение болезней.

НГУ (медицинский факультет)

НГМУ (врач педиатр)

Экономист - специалист по экономическому сопровождению финансово-хозяйственной деятельности должен владеть знаниями о закономерностях размещения объектов экономики, населения.

НГУЭУ (экономисты)

НГУ (факультет экономики)

Военный – специалист по вооруженной защите страны, отражения нападения в случае войны, ему необходимы  знания о природе, населении, экономике  стратегических районов, их влиянии на подготовку и ведение военных действий. Умение читать и составлять карты, знать способы ориентирования на местности.

Новосибирский военный институт войск национальной гвардии (НВИ войск национальной гвардии).

Дипломат - специалист, осуществляющий официальные дипломатические отношения с иностранными  государствами, международными организациями и их представителями. Им необходимы знания о природе, населении, экономике стран, в которых работает или ведёт переговоры.



СИМОиР(Дипломат)

Маркетолог - специалист по продаже товаров. Для успеха своего дела он должен владеть знаниями о географии производства и продажи товаров. Логист должен составлять рациональные пути перемещения товаров.

НГУЭУ (Маркетолог)

НГПУ (Маркетолог)

НГТУ (Маркетолог)

Гид или экскурсовод - специалист по проведению экскурсий. Он должен уметь   читать карту, ориентироваться на местности, знать особенности природы, населения, хозяйства, мест проведения экскурсии.



2.3. Анализ рынка труда в России на период 2017 года

Для торговли рабочей силой существует особый рынок — рынок труда.

Рынок труда — это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы (трудовых услуг). Через рынок труда большинство работающего населения получает работу и доходы. На рынке труда предприниматели и продавцы рабочей силы совместно ведут переговоры, коллективные и индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.

Мы проанализировали, какие на сегодняшний день самые востребованные профессии на рынке труда в России? Если 10 лет назад требовались специалисты с экономическим и юридическим образованием, то сейчас рынок труда переполнен представителями подобных профессий, и у многих возникает вопрос, какие профессии будут самыми востребованными в будущем, и какое образование получать.

Казалось бы, очень трудно ответить на этот вопрос, так как рынок труда - сфера непредсказуемая, однако некоторые исследования и прогнозы сделать можно. Итак, согласно исследованиям социологов, пять самых востребованных профессий ближайшего будущего.

1. Инженеры. Именно инженеры технических специальностей займут лидирующие позиции на рынке трудоустройства.

2. Специалист по экологической безопасности. В нашей стране, к сожалению, всегда уделялось мало внимания защите окружающей среды и здоровью человека по причине экологических проблем. Однако в настоящее время масштаб антропогенных воздействий достиг такого уровня, что без грамотных специалистов в области экологии не обойтись.

3. Специалисты в области биотехнологий и биоинженерии. Понятие биотехнология означает современный метод, который использует любые биологические структуры, системы и их части для решения той или иной задачи в рамках заданного технологического процесса. Особенно часто биотехнологии применяются в современных сельскохозяйственных предприятиях, на которых с применением методов генной инженерии изменяют свойства выращиваемых продуктов, например, для повышения урожайности или устойчивости к вредителям. В фармакологии также применяют методы биотехнологий для создания лекарств на основе биологических организмов.

4. Специалисты в сфере маркетинга. Российский рынок постоянно обновляется огромным количеством всевозможных товаров и услуг.

5. Специалист в области логистики - управление информационными потоками и материальными ценностями в ходе выпуска и реализации продукции. При этом необходимо еще немного разбираться в технике, транспорте, экономических вопросах, иметь географические навыки.

По этим данным мы видим, что практически все самые востребованные профессии в России в той или иной степени связаны с географией.







Заключение

Таким образом, в результате проведенного нами исследования, можем сделать вывод, что изучение курса географии очень важно для профессионального самоопределения учащихся.

Мною были проанализированы все вузы и техникумы, колледжи Новосибирска и Новосибирской области с целью, показать спектр профессий с использованием географических знаний. Это не менее интересные профессии, которые являются востребованными и популярными в последнее время.

Несмотря на то, что такой предмет как география не входит в список наиболее сдаваемых предметов по Новосибирской области и Новосибирску, она всё равно является важной частью многих профессий и специальностей.

География способна раскрыть причины и следствия безработицы, обозначить требования к современному работнику в условиях рынка труда, сформировать мнение по поводу самоопределения в будущей профессии и требований, которые предъявляет общество к качеству трудовых ресурсов.

Практическая значимость исследования, заключается в возможности его использования на уроках географии для формирования о представлении, о важности предмета в жизни человека и общества, во внеурочной деятельности, в профориентационной работе с учащимися выпускных классов, работе с родителями.












Источники.



  1. http://otvet.expert/dlya-kakih-professiy-nuzhna-geografiya/

  2. http://umotnas.ru/

  3. http://vuz.edunetwork.ru/

  4. http://vuzopedia.ru/

  5. http://www.mintrud.nso.ru/page/228

  6. http://yunc.org/География_(географические_науки)

  7. https://thequestion.ru/questions/

  8. Г.Иванов, Л.Лямзина «Сколько профессий в мире?» //Москва: «Просвещение», 1999г.

  9. С.Н. Левиева «Мир профессий» //Москва: «Просвещение», 2000

Приложение №1


№п/п

Специальность

СПО

ВУЗ

1

1.1

Геология

Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых

Новосибирский геологоразведочный техникум


-Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (НГУ)

-

1.2

Геодезия

-Колледж геодезии и картографии Новосибирского государственного университета геодезии и картографии;

-Новосибирский геологоразведочный техникум;

-Сибирский государственный университет геосистем и технологий(СГУиТ)


1.3

Геоэкология



-Новосибирский государственный аграрный университет(НГАУ)

- Сибирский государственный университет геосистем и технологий(СГУГиТ)


2

Гидрология


Новосибирский гидрометеорологический колледж

- Сибирский государственный университет геосистем и технологий(СГУГиТ)



2.1

Гидрогеология и инженерная геология



-Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин)


3

Метеорология


Новосибирский гидрометеорологи

ческий колледж


4

Картография


Новосибирский геологоразведочный техникум


- Сибирский государственный университет геосистем и технологий(СГУГиТ)


5

Лесное хозяйство



-Новосибирский государственный аграрный университет(НГАУ)


5.1

Лесоинженерное дело


-Новосибирский государственный аграрный университет(НГАУ)


6

Регионоведение



-Сибирский институт международный отношений и регионовединия(СИМОиР)


7

Садово-парковое и ландшафтное строительство



-Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин)


8

Туризм


Новосибирский колледж легкой промышленности и сервиса



10

Экология и природопользование




-Сибирский государственный университет геосистем и технологий(СГУГиТ)

-Новосибирский государсвенный технический университет(НГТУ)

-Новосибирский государственный университет экономики и управления(НГУЭУ)
























Приложение №2



п/п


Название профессии


Использование знаний и законов географии


1.

Агроном

-Особенности климата данной территории для выращивания определённых видов культурных растений (влажность воздуха, количество выпадающих осадков, продолжительность вегетационного периода растений, наступление заморозков, направление ветра и его скорость и др.);

-типы почв района;

-применение и назначение сельхозтехники;

-использование удобрений для повышения плодородия почвы и урожайности культурных растений.


2.

Эколог

-Закономерности распространения животного и растительного мира определённого района;

-Климатические особенности территории (направление и скорость ветра, количество выпадающих осадков, продолжительность тёплого и холодного сезонов, сроки наступления весеннего половодья)

-исчезающие виды животных и растений;

-тесное общение с флорой и фауной;

-антропогенное воздействие на окружающую среду;

-составление экологических мониторингов и нанесение результатов на различные карты.

3.

Лесник

-Ориентирование в лесном пространстве;

-типы почв лесного угодья;

-закономерности распространения животных и растений в лесу, на болотах, вдоль рек, речек и ручьёв;

-особенности климата данной территории;

-экология леса.

4.

Геоморфолог

-Изучение рельефа земной поверхности;

-составление прогнозов (наличие полезных ископаемых в недрах определённой территории, заболачивание берегов, развитие форм рельефа и т.д.);

-составление геоморфологических карт определённых территорий или районов;

-съёмка местности.

5.

Климатолог

-Особенности климата определённой местности или территории (направление и силу ветра, влажность воздуха, количество осадков, продолжительность вегетационного периода, высоту снежного покрова, максимальные и минимальные значения температуры воздуха зимы и лета и др.);

-влияние деятельности человека на изменения климата.

6.

Геодезист

-Нивелирная съёмка территории;

-выполнение измерений на местности;

-топографическая съёмка местности.

7.

Метеоролог

-Атмосфера (ветер, сила ветра, направление ветра, облака, виды облаков, температура воздуха, солнечная радиация, дождь, снег, град, иней и другое).

-Изменения климата, вызванные деятельностью человека.

8.

Медицинский

географ

Географическое положение определённой территории, где вспыхнула эпидемия;

-географическое распространение болезней;

-влияние географической среды на здоровье человека;

-составление медицинских карт.

9.

Ландшафтный дизайнер

-Природно-климатические условия обустраиваемой территории (климат данной территории, продолжительность тёплых дней в году, типы почв, количество солнечной радиации, направление и силу ветра, количество осадков, влажность воздуха и др.)

10.

Картограф

-Разработка общегеографических, тематических карт различных масштабов;

-знание рельефа местности, расположения различных природных и хозяйственных объектов на местности;

-создание PND-навигаторов и GPS- приемников с использованием в них картографических изданий.

























Приложение №3

Анкетирование 9-11 классов

















Приложение №4

Стенд «География основа многих профессий»
















15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!