СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профориентационное занятие в 10 классе на тему: «Мой профессиональный выбор»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Продолжить формировать реальное представление о возможностях своих профессиональных намерений (профессиональное самоопределение воспитанников).

Задачи мероприятия:

  • Воспитывать интерес и чувство ответственности к выбору профессии.
  • Определить мотив выбора профессии.
  • Ознакомить воспитанников с житейским способом выбора профессий.
  • Информировать их о качествах, присущих людям тех или иных профессий.
  • Формировать актуальное для подростков “информационное поле” при выборе профессии;

ХОД ЗАНЯТИЯ

План мероприятия:

  1. Приветствие, представление гостей, интервью.
  2. Деление на группы по родам профессий
  3. Разминка “Цепочка”; «Самая, самая …»
  4. Задание  “Реклама профессии”;
  5. Рейтинг профессий
  6. Профессия. Специальность. Должность. Заполнение таблицы
  7. Ситуация –проба «Возьмите меня на работу»
  8. Просмотр видеоролика, комментарии.
  9. Рефлексия
  10. Притча

1. Приветствие. Представление гостей. (Слайд 1)

Если вы удачно выберете труд и  вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет. К.Д. Ушинский

Психолог: Ребята, недалек тот час, когда вы получите аттестаты об образовании и вступите в новую пору своей жизни. Прежде главным для вас была учеба в Гимназии, которую вы и дальше продолжите в высших учебных заведениях нашего региона, где вы будете получать знания не только по школьным дисциплинам, но и приобретать знания по выбранной профессии. И именно сейчас мы с вами серьезно задумываемся о выборе своей профессии.

В вашем возрасте это сделать нелегко. Помогают вам в этом выборе педагоги, психолог,  друзья, люди, к мнению которых вы прислушиваетесь, которые служат вам примером. Но свой выбор делаете вы сами.

И сегодня мы с вами продолжим говорить о том, как определиться с вашим выбором.

Психолог: И перед началом нашего занятия мне бы очень хотелось услышать ваше мнение о том, чего вы ждете от него сегодня.

Круг (в кругу дети высказываются).

Ведущий: Сейчас у нас с Вами пройдет мини пресс-конференция с нашими гостями.

Цель данной мини пресс-конференции почувствовать себя журналистом – тоже, кстати очень интересной профессии, и задать те вопросы, которые дадут более точную информацию о профессии наших гостей. Сегодня каждый из вас попробует себя в этой профессии.

 Примерные вопросы ребят.

1. Почему Вы выбрали именно эту профессию?

2. Кто влиял на Ваш выбор?

3. Какие качества характера нужны для этой профессии?

4. Пользуется ли спросом эта профессия на рынке труда?

6. Полезна ли эта профессия для общества?

7. Где можно обучиться этой профессии?

8. Где можно работать, получив данную профессию?

9. Какой карьерный рост может быть в этой профессии?

12. Есть ли у Вас запасная профессия?

Ведущий: А теперь мы начнем с разминки.

(Слайд 2)

Разминка

Игра называется “Цепочка”

Эта игра похожа на игру “Города”, только в этой игре необходимо называть профессии. Например, одна группа называет профессию “геолог”, а следующая группа профессию на последнюю букву профессии “геолог”, букву “Г” - географ. Все поняли правила? Ну тогда начнем.

(игра “Цепочка профессий” продолжается 2 минуты).

Ну вот, размялись немного? Хочу предложить вам еще одну игру-разминку, которая называется «Самая, самая…». Эта игра тоже проверит, хорошо ли вы ориентируетесь в мире профессий.

Игра «Самая-самая».

Назовите профессии:

1. Самая зелёная (садовод, лесник, цветовод …).

2. Самая сладкая (кондитер, кулинар …).

3. Самая денежная (банкир, бизнесмен, профессиональные спортсмены …).

4. Самая смешная (клоун, пародист …).

5. Самая общительная (комментатор, журналист, экскурсовод …).

6. Самая детская (воспитатель, учитель, педиатр, няня …).

7. Самая серьёзная (сапёр, хирург, политик, разведчик …).

 

Мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей.

 

У вас на столах сигнальные карточки. Как только вы выполните задание, пожалуйста, просигнальте нам о том, что вы готовы.

Ведущий: А сейчас нас с вами ждут более серьезные задания.

Задание

Реклама-презентация профессии вашей группы. В этом задании Вы должны обсудить в группе как лучше презентовать одну из профессий «человек-человек» или «человек-техника» и т.д., соответствующую вашей группе. Может быть найдете какие-нибудь особенности профессии, черты характера для данной профессии и качества, которыми должен обладать представитель данной профессии. (Слайд 7)

Время подготовки 7 минут.

Ведущий: Итак, кто начнет. Послушаем, как же нам прорекламируют профессию - ......

(выступления учащихся, презентация профессии).

Ведущий: Молодцы, все справились. А теперь следующее задание. Готовы? Начнем.

(Слайд 5)

Задание

Ведущий: Сейчас Вы в своих мини-группах попробуете составить рейтинг самых востребованных профессий в ДНР на сегодняшний день. Время подготовки 5 мин.

 (Слайд 5) Это топ самых востребованных направлений на рынке труда, пользующихся наибольшим спросом со стороны работодателей.

Задание

Ведущий: Для того, чтобы выполнить 3 задание, нам необходимо немного теории. Поговорим подробно о мире профессий. (Слайд 6)

Если рассмотреть работу одного предприятия, мы увидим, что количество необходимых профессий на нём не ограничится 5-6. Они выполняют очень разные функции в рамках одного рабочего места.

Например, на швейной фабрике необходимы люди таких профессий, как закройщик, швея, утюжильщица, контролёр отдела технического контроля, упаковщик, модельер-конструктор, слесарь-ремонтник, бухгалтер, директор.

- Как Вы думаете сколько существует в мире профессий?

В мире существует более 40 тысяч профессий.

Каждое десятилетие школьников привлекает свой перечень профессий. Те профессии, которые привлекали ваших родителей, могут показаться Вам неинтересными, непрестижными, несовременными. Технический прогресс рождает каждое десятилетие новые виды профессий, другие уходят на второй план или в небытие.

За последние 10 лет появились такие профессии, как менеджер, аудитор, брокер, дилер, предприниматель, маклер, программист, психолог, дизайнер.

Перечислите те профессии, которые Вам известны. Из них не все оказались непосредственно профессиями. В чём тут дело?

Итак, ребята, как Вы думаете, что такое профессия?

Профессия – это род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки и являющихся источником существования

Специальность - это вид занятия в рамках одной профессии

Должность – это служебная обязанность, это круг действий, возложенных на определенного человека и обязательных для исполнения.

Потренируемся немного для выполнения задания № 3:

Например, учитель – это профессия? А учитель биологии? А директор?

А теперь, Вы распределите предложенные профессии, должности и специальности на предмет их соответствия. Распределите в колонки – профессии, специальности и должности так, как мы это только что вместе делали. (Слайд 7)

Время на выполнение задания max 7 минут.

Не забывай сигнальные карточки. Готовы? Озвучьте свой выбор 1 группа, вторая, третья и четвертая.

Проверяем, правильно. (Слайд 8)

Молодцы, все справились.

А теперь давайте вспомним типичные ошибки при выборе профессии. (Слайд 12)

Правила выбора профессии.

  1. Знать мир профессий, требования к профессии.
  2. Знать свои интересы, склонности, возможности, состояние здоровья.
  3. Примерить на себя – нужна обществу, востребована на рынке труда, доступна и посильна, приносит радость и удовлетворение.

 

 

Есть два способа выбора профессии:

Первый - это метод «проб и ошибок»: человек ищет вслепую, пробуя себя в различных сферах, пока не найдет то, что будет приносить ему и средства для того, чтобы достойно существовать, и удовлетворение от процесса работы. Но это может быть очень трудный и длительный процесс, ведь существуют десятки тысяч профессий.

Возможен другой путь: прежде всего, необходимо изучить самого себя, все то, что делает каждого из нас единственным и неповторимым: свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, особенности нервной системы. Далее надо ознакомиться с миром профессий, узнать, какие требования предъявляет профессия к человеку, и только после этого соотносить их со своими личностными особенностями. Только тогда выбор профессии будет верным и удачным.

Следовательно, чтобы овладеть профессией, необходимо, во-первых, ориентироваться в мире профессий и знать о требованиях, которые она предъявляет к человеку, и, во-вторых, знать себя, свои индивидуальные особенности, интересы, возможности и способности, мотивы.

 

Предлагаю вам послушать одну интересную притчу.  (Слайд   ). Как вы думаете, о чем она нам говорит?

 

Хочу вам предложить небольшой видеоролик из известного когда-то тележурнала «Ералаш».

(Просмотр видеоролика). Какой вывод вы можете сделать?  

«Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова)

Данная методика позволяет определить ведущий тип мотивации при выборе профессии. Текст опросника состоит из двадцати утверждений, характеризующих любую профессию. Необходимо оценить, в какой мере каждое из них повлияло на выбор профессии. С помощью методики можно выявить преобладающий вид мотивации (внутренние индивидуально-значимые мотивы, внутренние социально-значимые мотивы, внешние положительные мотивы и внешние отрицательные мотивы).

Инструкция: ниже приведены утверждения, характеризующие любую профессию. Прочтите и оцените, в какой мере каждое из них повлияло на ваш выбор профессии. Назовите эту профессию, специальность. Ответы могут быть 5 видов:  «очень сильно повлияло» - 5 баллов;  «сильно повлияло» - 4 балла;  «средне повлияло» - 3 балла;  «слабо повлияло» - 2 балла;  «никак не повлияло» - 1 балл.  Поставьте напротив каждого утверждения соответствующий вашему ответу балл.

Обработка данных Внутренние индивидуально значимые мотивы: 1, 5, 8, 15, 20.  Внутренние социально значимые мотивы: 3, 7, 12, 14, 17.  Внешние положительные мотивы: 4, 9, 10, 16, 19.  Внешние отрицательные мотивы: 2, 6, 11, 13, 18.  Внутренние мотивы выбора той или иной профессии - ее общественная и личная значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения, руководства другими людьми и т.д. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления.  Внешняя мотивация - это заработок, стремление к престижу, боязнь осуждения, неудачи и т.д. Внешние мотивы можно разделить на положительные и отрицательные. К положительным мотивам относятся: материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, т.е. стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия.

К отрицательным мотивам относятся воздействия на личность путем давления, наказаний, критики, осуждения и других санкций негативного характера.  Исследования показывают, что преобладание внутренних мотивов наиболее эффективно с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности. То же самое можно сказать и относительно положительной внешней мотивации.

 

Психолог: А сейчас, как обычно, я попрошу вас встать в круг и поделиться своими впечатлениями от сегодняшнего занятия. Участники берут клубочек, делятся впечатлениями и пожеланиями о сегодняшнем занятии, гости также участвуют в рефлексии. Озвучивают свой выбор.

  • Получили ли Вы то, что хотели?
  • Что бы еще Вам хотелось бы узнать?
  • Какие ощущения от сегодняшнего мероприятия у вас?

Закончить сегодняшнее занятие мне хотелось бы стихотворением Ю. Левитанского. Думаю, оно вновь заставить вас задуматься о том важном выборе, который вы делаете сейчас.

Хочу поблагодарить всех, кто сегодня принял участие в нашем занятии, и сказать спасибо нашим дорогим гостям, которые нашли время для того, чтобы прийти к нам и даже поучаствовать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф.И. ______________________________________ Класс _________________ Дата ____________

Текст опросника «Мотивы выбора профессии»

Утверждения

Оценка

Тип мотивации

 

1.Требует общения с разными людьми 

2. Нравится родителям

3. Предполагает высокое чувство ответственности 

4. Требует переезда на новое место жительства

5. Соответствует моим способностям

6. Позволяет ограничиться имеющимся оборудованием

7. Дает возможность приносить пользу людям

8. Способствует умственному и физическому развитию

9. Является высокооплачиваемой

10. Позволяет работать близко от дома

11. Является престижной

12. Дает возможность для роста профессионального мастерства

13. Единственно возможная в сложившихся обстоятельствах

14. Позволяет реализовать способности к руководящей работе

15. Является привлекательной

16. Близка к любимому школьному предмету

17. Позволяет сразу получить хороший результат труда для других

18. Избрана моими друзьями

19. Позволяет использовать профессиональные умения вне работы

20. Дает большие возможности проявить творчество

 

 

Шкала оценок: 5 – очень сильно повлияло, 4 – сильно, 3 – средне, 2 – слабо, 1 – никак не повлияло.

 

Просмотр содержимого документа
«Профориентационное занятие в 10 классе на тему: «Мой профессиональный выбор»»

Мой профессиональный выбор Если вы удачно выберете труд и   вложите в него всю свою душу, то  счастье само вас отыщет.  Константин Дмитриевич Ушинский

Мой профессиональный выбор

Если вы удачно выберете труд и  вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет.

Константин Дмитриевич Ушинский

Цель занятия:   Продолжить формировать реальное представление о возможностях своих профессиональных намерений (профессиональное самоопределение обучающихся).

Цель занятия:  

Продолжить формировать реальное представление о возможностях своих профессиональных намерений (профессиональное самоопределение обучающихся).

Разминка Игра «Цепочка» геоло г -геогра ф – ф….

Разминка

Игра «Цепочка»

геоло г -геогра ф – ф….

Разминка Самая…

Разминка

Самая…

 Упражнение «Чья это профессия?»    Психолог называет профессию, все участники обдумывают, кому из товарищей она более всего подходит. По сигналу все показывают рукой на выбранного человека.   Из десятков тысяч профессий и специальностей вам предстоит выделить одну – свою, которая может приносить удовлетворение и радость доступна и посильна нужна людям и обществу.   В вашем выборе должны соединиться и ужиться три базовых фактора:  Я -хочу, Я -могу, Я –надо.

Упражнение «Чья это профессия?»

Психолог называет профессию, все участники обдумывают, кому из товарищей она более всего подходит. По сигналу все показывают рукой на выбранного человека.

Из десятков тысяч профессий и специальностей вам предстоит выделить одну – свою, которая

  • может приносить удовлетворение и радость
  • доступна и посильна
  • нужна людям и обществу.

В вашем выборе должны соединиться и ужиться три базовых фактора:

Я -хочу, Я -могу, Я –надо.

Задание Реклама профессии Особенности Черты характера качества

Задание

Реклама профессии

  • Особенности
  • Черты характера
  • качества

Рейтинг востребованных профессий в ДНР  в 2020 году    Врач Водитель Бухгалтер Воспитатель детского сада Артист Рабочий

Рейтинг востребованных профессий в ДНР в 2020 году

Врач

Водитель

Бухгалтер

Воспитатель детского сада

Артист

Рабочий

Что такое профессия? Профессия – это род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки и являющихся источником существования Специальность  – это вид занятия в рамках одной профессии Должность  –это служебная обязанность, это круг действий, возложенных на определенного человека и обязательных для исполнения .

Что такое профессия?

Профессия – это род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки и являющихся источником существования

Специальность – это вид занятия в рамках одной профессии

Должность –это служебная обязанность, это круг действий, возложенных на определенного человека и обязательных для исполнения .

Распределите профессии, специальности и должности по колонкам таблицы Профессия  Специальность  Должность  Главный бухгалтер, кассир, бухгалтер; Учитель, учитель начальных классов, завуч; Педиатр, врач, главврач; Продавец, заведующий магазином, продавец продовольственных товаров

Распределите профессии, специальности и должности по колонкам таблицы

Профессия

Специальность

Должность

Главный бухгалтер, кассир, бухгалтер;

Учитель, учитель начальных классов, завуч;

Педиатр, врач, главврач;

Продавец, заведующий магазином, продавец продовольственных товаров

Проверяем! Профессия Бухгалтер Специальность Учитель Кассир Должность Главный бухгалтер Учитель начальных классов врач  Завуч педиатр продавец Главврач Продавец продовольственных товаров Заведующий магазином

Проверяем!

Профессия

Бухгалтер

Специальность

Учитель

Кассир

Должность

Главный бухгалтер

Учитель начальных классов

врач

Завуч

педиатр

продавец

Главврач

Продавец продовольственных товаров

Заведующий магазином

Ситуация – проба  «Возьмите меня на работу» Вам необходимо устроится на работу в условиях конкурса претендентов. Вы пришли на большую фирму для разговора с руководителем.   Задание. Составьте рекламное резюме о себе, своих возможностях, умениях, знаниях и т.д., постарайтесь, чтобы вас приняли на любую работу на интересующую вас работу.   Социально – приемлемые позиции: Объективность (не лгать) Умение показать свои достоинства Скромность и открытость Вежливость и доброжелательность Поиск оптимального решения Учет законов маркетинга

Ситуация – проба «Возьмите меня на работу»

Вам необходимо устроится на работу в условиях конкурса претендентов. Вы пришли на большую фирму для разговора с руководителем.

Задание. Составьте рекламное резюме о себе, своих возможностях, умениях, знаниях и т.д., постарайтесь, чтобы вас приняли

  • на любую работу
  • на интересующую вас работу.

Социально – приемлемые позиции:

  • Объективность (не лгать)
  • Умение показать свои достоинства
  • Скромность и открытость
  • Вежливость и доброжелательность
  • Поиск оптимального решения
  • Учет законов маркетинга
Ошибки при выборе профессии: увлечение внешней или частной стороной профессии; незнание мира профессий, выбор «за компанию»; неумение разбираться в своих способностях; неумение разбираться в мотивах выбора и т.д.; незнание пути получения профессии; неправильное отношение к различным обстоятельствам выбора; перенос отношения к человеку – представителю той или иной профессии – на отношение к самой профессии; отождествление школьного учебного предмета с профессией; устарелое представление о характере труда в сфере материального производства.

Ошибки при выборе профессии:

  • увлечение внешней или частной стороной профессии;
  • незнание мира профессий, выбор «за компанию»;
  • неумение разбираться в своих способностях;
  • неумение разбираться в мотивах выбора и т.д.;
  • незнание пути получения профессии;
  • неправильное отношение к различным обстоятельствам выбора;
  • перенос отношения к человеку – представителю той или иной профессии – на отношение к самой профессии;
  • отождествление школьного учебного предмета с профессией;
  • устарелое представление о характере труда в сфере материального производства.
Правила выбора профессии. Знать мир профессий, требования к профессии. Знать свои интересы, склонности, возможности, состояние здоровья. Примерить на себя – нужна обществу, востребована на рынке труда, доступна и посильна, приносит радость и удовлетворение.
  • Правила выбора профессии.
  • Знать мир профессий, требования к профессии.
  • Знать свои интересы, склонности, возможности, состояние здоровья.
  • Примерить на себя – нужна обществу, востребована на рынке труда, доступна и посильна, приносит радость и удовлетворение.

Притча

Мужчина приходит устраиваться дворником в компанию Microsoft.

Менеджер отдела кадров сначала задает ему несколько вопросов, потом проводит небольшой тест: предлагает подмести часть территории, и, наконец, объявляет решение:

Вы приняты, оставьте ваш электронный адрес, чтобы мы могли вам сообщить, в какое место и в какой день вам нужно будет в первый раз прийти на работу.

Но у меня и компьютера-то нет, — растерянно отвечает мужик, — не то что электронного адреса.

В таком случае мы не можем взять вас на работу, поскольку виртуально вы не существуете.

Мужик выходит грустный, не зная, что делать, когда в кармане осталось всего 10 долларов. Однако тут ему в голову пришла мысль: он заходит на рынок и покупает 10 кг помидоров.

Затем он начинает ходить по домам и предлагать товар, и за 2 часа ему удается удвоить капитал. После того, как он повторил то же самое 3 раза, у него в кармане было уже 160 баксов. И тут он понимает, что с такими доходами вполне можно жить и без работы! Каждое утро он выходит из дома все раньше и возвращается все позднее, каждый день удваивая, а то и утраивая капитал.

Через какое-то время он покупает машину, затем грузовик, а еще через некоторое время открывает фирму по доставке товаров населению.

Спустя 5 лет он уже является владельцем крупной сети супермаркетов.

И тут, задумавшись о будущем, он вдруг решил застраховать свою жизнь и жизнь всей своей семьи.

После переговоров со страховым агентом тот просит его оставить электронный адрес, на который можно было бы отправить наиболее выгодное предложение, на что коммерсант, как и несколько лет назад, отвечает, что у него нет ни электронного адреса, ни даже компьютера.

Это удивительно! — недоумевает страховой агент. — У вас такой крупный бизнес, и нет электронного адреса! Вы только представьте себе, кем бы вы стали, если бы у вас был компьютер!

Поразмыслив, коммерсант отвечает:

—     Я бы стал дворником компании Microsoft...

Рефлексия  «Волшебный клубок»

Рефлексия «Волшебный клубок»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!