СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Географические координаты

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта содержит задания для отработки навыка определения географических координат.

Просмотр содержимого документа
«Географические координаты»



Технологическая карта урока географии в 5 классе.

Тема урока: Географические координаты

Технологическая карта

Предмет: география

Класс: 5

Тема урока - «Географические координаты»

Тип урока - изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель урока - формирование понятия географические координаты и умение их определять на географических картах, глобусе.

Задачи урока:

  • образовательная: сформировать представление о географических координатах точки; познакомить с профессиями, где в жизни могут пригодиться знания о географических координатах;

  • развивающая: продолжить работу по формированию умения работать в парах,группе; находить нужную информацию в тексте учебника, в электронном приложении к учебнику; развитие умения определять географические координаты на физической карте полушарий, , электронной контурной карте; находить по географическим координатам нужный объект;

  • воспитывающая: воспитывать чувство любви к животным; воспитывать в себе потребность оказание помощи животным и людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать понятия: географические координаты -географическая широта, географическая долгота,

Определять по картам географичес­кую широту и географическую дол­готу объектов.

Находить объекты на карте и глобу­се по географическим координатам.

Сравнивать местоположение объек­тов с разными географическими координатами.


Регулятивные.

Уметь организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Познавательные.

Умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации.

Коммуникативные. Владение устной речью. Развитие компетенции в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции). Умение организовывать учебное сотрудничество в группе, в паре, с учителем, со сверстниками.

Умение использовать географические знания для созидательной деятельности.

Понимание значимости знаний о географических координатах для практической жизни людей.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Географические координаты, географическая широта, географическая долгота

Используемые педагогические технологии

Игровая; деятельностного подхода: проблемно-диалогического обучения, ИКТ; здоровьесберегающая

Виды используемых на уроке средств


Учебник по УМК «Полярная звезда»: «География. Природа и люди. 5-6 классы, автор А.И. Алексеев и др., издательство «Просвещение», 2018 год»; атласы; физическая карта полушарий; глобусы; инструктивные карточки.



Этап урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Учащиеся приветствуют учителя


2. Актуализация знаний

Стадия вызова.

Мотивационно-целеполагающий


Вспомни! Что такое меридиан, параллель, экватор, полюс.

Прием: «Ассоциация»

«100 лет назад, 14 апреля 1912 года, один из крупнейших лайнеров того времени "Титаник" пошёл ко дну вовремя своего первого и последнего путешествия в Америку. Место гибели точка 42 с.ш., 50 з.д.»

Какие вопросы и ассоциации возникли после прослушивания текста? Можем ли сейчас показать место гибели корабля? Почему? Что для этого мы должны сделать?

Задумываются о теме урока.

Слушают текст. Отвечают на вопрос учителя.


3. Целеполагание

Узнай! Что такое географическая широта и долгота.

Научись! Определять географические координаты.


4. Изучение нового материала: «Географические координаты»

Работа с картой.

-На карте полушарий покажите параллели. Чем они отличаются друг от друга? (показана величина в градусах)

- От какой параллели идет отсчет? (от экватора 0º), где наибольшая величина? (на полюсах 90º)

Покажите параллель 20º, величина одна, но линии в разных полушариях. Схема№1 Широта: северная и южная. (географическая широта показывает, как удалена точка от экватора, в каком направлении и на сколько градусов)

Определим широту

г. Москвы: 56º с.ш.

г. Сидней: 340 ю.ш

-Можно ли зная лишь широту точки найти ее на карте? Для точного определения местоположения объекта знать еще и долготу. Долгота – это расстояние в градусахт Гринвичского (00) меридиана к Востоку (восточная долгота) и к Западу (западная долгота) до 180 меридиана.

- По каким линиям определяется долгота? Найдите меридиан 0º, максимальный показатель 180º Схема№2 Долгота: западная и восточная Вернемся к записи на доске, определим долготу Москвы и Сиднея. На доске запись:

г. Москвы: 56º с.ш., 38ºв.д

г. Сидней: 340 ю.ш.,150ºв. д.

Широта и долгота точки – это географические координаты!


Показывают линии на карте полушарий, некоторые в северном полушарии, некоторые в южном полушарии


Физкульт минутка

Гимнастика для глаз

Север-юг, запад-восток, север, юг.

Движение: повернуться в указанную сторону, рукой показать противоположную.

Ведущий называет стороны горизонта, учащиеся смотрят в эту сторону

Стадия осмысления


-Работа с учебником. Прием «Взаимоопрос»

Беседа с использованием рисунка в учебнике и вопросов к нему.

- Работа с глобусом

Покажите на глобусе важнейшие параллели Земли. Рассмотрите, их показывают пунктиром.

Мы будем обращаться к этим линиям всегда, когда станем

говорить о климате и природе территорий.

Долгое время каждая страна вела счёт долготы от своего меридиана. Франция – от Парижского, Англия – от Гринвичского, Россия – от Пулковского (г. Санкт-Петербург). Это было неудобно. С 1884 года страны договорились считать нулевым меридиан, проходящий через Гринвичскую обсерваторию в Лондоне.


Учащиеся читают §19,пункт 1-2 останавливаясь после каждого абзаца, а потом задают вопросы друг другу, можно - учителю






Закрепление материала

По физической карте мира определите географические координаты:

а) городов: Каир, Париж, Мельбурн, Вашингтон;

б) Суэцкого и Панамского каналов;

в) вулканов: Камерун и Ключевская Сопка.

Придумать задание по теме!

По физической карте мира определяют географические координаты объектов, кто справился раньше предлагают свои задания.


6. Рефлексия

- Отметить на контурной карте место гибели «Титаника».

Прием «Перепутанные цепочки»

Правильно соотнести объект и географические координаты, найти ошибку: Каир – 38º ю.ш. 146º в.д.; Париж - 31º с.ш. 32º в.д.; Мельбурн - 39º с.ш. 77º з.д. Вашингтон - 48º с.ш. 3º з.д.; (Каир – 31º с.ш. 32º в.д.; Париж - 48º с.ш. 3º в.д.; Мельбурн - 38º ю.ш. 146º в.д.; Вашингтон - 39º с.ш. 77º з.д.)



Показывают степень понимания логики изучаемого приема, установление причинно- следственных связей

7. Подведение итогов.

Учитель сообщает координаты объектов, в которых зашифровано слово по первым буквам. Определив верно географические объекты, по первым буквам ребята должны получить пароль.

1. 59 с.ш. 11 в.д. Осло

2. 35 с.ш. 51 в.д. Тегеран

3. 13 ю.ш. 76 з.д Лима

4. 52 с.ш. 105 в.д. Иркутск

5. с.ш. 115 в.д. Чита

6. 42 с.ш 78 з.д. Нью-Йорк

7. 46 с.ш. 75 з.д. Оттава

Задание повышенного уровня.

Зашифровать с помощью географических координат свою фамилию и имя.

Записать домашнее задание, выполнить один из вариантов.

Подумайте, ответьте на вопросы.

Инструктивная карточка №1

Определение географической широты

Экватор делит Землю на северное и южное полушарие

1. Найти объект на карте.

2. Определить в каком он полушарии? (Такая и будет широта: северная или южная)

Правило 1. Точки, расположенные к северу от экватора, находятся в северном полушарии, следовательно, имеют северную широту, которая сокращенно записывается – с.ш.

Правило 2. Точки, расположенные к югу от экватора, находятся в южном полушарии, следовательно, имеют южную широту, которая сокращенно записывается – ю.ш.

ПОМНИТЕ! Отсчет географической широты всегда начинается от экватора!!!

ПОМНИТЕ! Значение широты подписывают на рамке карты.

Правило 3. Найти параллель, которая проходит через объект, это и будет широта.

Правило 4. Если объект находится не на изображённых параллелях, между ними, надо определить широту ближайшей к объекту параллели со стороны нулевого экватора. Затем к полученной величине следует прибавить число градусов дуги параллели до объекта.


Инструктивная карточка № 2

Определение географической долготы

Меридианы 0°и 180° делят Землю на восточное и западное полушарие.

1. Найти объект на карте.

2. Определить в каком полушарии он находится? (Такая и будет долгота: западная или восточная)

Правило 1. Точки, расположенные к западу от нулевого меридиана, находятся в западном полушарии, следовательно, имеют западную долготу, которая сокращенно записывается – з.д.

Правило 2. Точки, расположенные к востоку от нулевого меридиана, находятся в восточном полушарии, следовательно, имеют восточную долготу, которая сокращенно записывается – в.д.

Правило 3. Отсчет географической долготы всегда начинается от нулевого меридиана!!!

Правило 4. Значение долготы подписывается на экваторе.

Правило 5. Найти меридиан, который проходит через объект, это и будет долгота.

Правило 6. Если объект находится не на изображённых меридианах, между ними, надо определить долготу ближайшего к объекту меридиана со стороны нулевого меридиана. Затем к полученной величине следует прибавить число градусов дуги параллели до объекта.



Инструктивная карточка № 3

Определение географических координат точек

Географические координаты - это географическая широта (северная и южная)

и географическая долгота (восточная и западная) - это географический адрес

объекта на глобусе или карте.

Определение географических координат начинается с географической широты - это улица,

а затем определяют географическую долготу - это номер дома.


Инструктивная карточка №4

Правила определения объекта по заданным координатам

Как найти широту:

1.Посмотреть координаты точки. Определить какая широта указана (северная или южная).

2. Найти экватор.

3. Определить, в каком направлении двигаться до заданной точки: к северу или к югу.

4. Найти параллель с заданной величиной.

5.Мысленно или карандашом провести новую параллель с заданной величиной.


Как найти долготу:

1.Посмотреть координаты точки. Определить какая долгота указана (западная или восточная).

2. Найти нулевой меридиан.

3. Определить, в каком направлении двигаться до заданной точки: к западу или востоку.

4. Найти меридиан с заданной величиной.

5. Мысленно или карандашом провести новый меридиан с заданной величиной



Соединить проведенные параллель и меридиан до точки пересечения. В ней и будет расположен объект.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!