СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Глобус. Градусная сеть. Географические координаты

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

Ученики должны знать/понимать основные географические понятия и термины: глобус, параллели, меридианы – линии направлений.

Ученики должны уметь: по глобусу определять направления,   географические координаты объектов

Оборудование: глобусы , демонстрационный глобус большего масштаба,  мультимедийный  проектор, компьютор 

Тип урока – урок- объяснения нового материала.

ХОД УРОКА

I.Оргмомент : Добрый день, ребята!  Проверьте, готовы вы к уроку.

II.Мотивация Давайте улыбнемся друг другу :  ведь улыбка – это удачное начало путешествия .

Есть  два разряда путешествий

Один –пускаться с места в путь.

Другой сидеть себе на месте

Листать обратно календарь.

            Сегодня на уроке мы с вами продолжим наше путешествие по планете Земля на прекрасном паруснике.  

 

       III. Актуализация знаний

Итак, прежде чем двинуться дальше  выполните тест:

«Земля — планета Солнечной системы»

 

IV.Постановка учебных целей

Слайд 1-2

    V. Изучение нового материала

            Учитель: Глобусы стоят на ваших столах. Опишите мне, что перед вами?

После того как было высказано предположение о шарообразности Земли, ученые попытались воссоздать ее форму в уменьшенном виде.

               Слайд 3-4

- Чем глобус отличается от Земли?

Глобус во много раз меньше Земли, поэтому на нем нельзя изобразить все то, что существует на земной поверхности. На гло­бусе изображаются только важнейшие географические объекты: материки, океаны, моря, крупнейшие горы, реки и т. п.

Поскольку глобус — модель Земли, на нем находятся не ре­альные географические объекты, а их изображение с помощью условных знаков.

Внимательно посмотрите на глобус. Он покрыт сетью тонких линий. Эти линии образуют градусную сеть.

Запись определения в тетрадь. (стр.учебника 67)

Все линии градусной сети воображаемые, в природе их не существует. Люди придумали их для того, чтобы точно определять положе­ние любого объекта на Земле.

Слайд 5-6

Поперечные линии — это параллели, а вертикальные — меридианы.

Запись в тетрадь ( Стр63.-64)

Показ на глобусе и карте  параллелей и меридианов

- Найдите на глобусе  экватор, что вы знаете об этой линии? (что эта линия проведена на оди­наковом расстоянии от Северного и Южного полюсов) Слово «экватор» в пере­воде на русский язык означает «уравнитель». Он делит Землю на Северное и Южное полушария. По обе сторо­ны от экватора располагаются параллели

 

На глобусе все параллели име­ют форму окружностей, радиус которых уменьшается к полюсам, а все меридианы — форму дуг (полуокружностей) равной длины.

Поскольку мы имеем дело с дугами и окружностями, все расчеты следует делать в градусной мере (потому и сеть называется градусной). Все па­раллели - окружности и содержат 360°, в том числе и экватор, Его называют нулевой параллелью и от него ведут отсчет остальных параллелей. От экватора до каждого из полюсов градусное расстояние составляет 90°.

.

От нулевого (начального) меридиа­на ведут отсчет расстояния в градусах на восток от 0 до 180° и на запад от 00 до 180°. Нулевой меридиан разделяет земной шар на Западное и Восточное по­лушария. Меридианы показывают направление с севера на юг.

На глобусе линии меридианов и параллелей обычно проводят через 10°. Для меридианов градусы указывают вдоль экватора.

ОТ ЭКВАТОРА ВДОЛЬ МЕРИДИАНОВ ВЕДУТ ОТСЧЕТ РАССТОЯНИЙ В ГРАДУ­САХ НА СЕВЕР И НА ЮГ (ОТ 0ДО 900)

ВДОЛЬ ПАРАЛЛЕЛЕЙ ВЕДУТ ОТСЧЕТ РАССТОЯНИЙ В ГРАДУСАХ НА ЗАПАД И НА ВОСТОК (ОТ 00 ДО 180°).

- Для чего нужны географические координаты?

Любая точка на земном шаре имеет свой географический адрес. Этот адрес состоит из двух частей. Когда вы играете в морской бой, то тоже используете «адрес» клеточки из двух частей — буквы и цифры. Две части географического адреса — широта и долгота. Определить их нам позволяет градусная сеть. Ши­рота показывает место точки на определенной параллели, а долгота — место этой же точки на конкретном меридиане. Место их пересечения и есть нужный нам адрес — географические координаты.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Зная географические координаты любой  точки, можно найти любой объект на земном шаре.   И наоборот, можно нанести новый объект на карту,  определив  с  помощью  приборов  его  географические  координа­ты, как это делали все первооткрыватели.

Уметь определять координаты по карте должен каждый человек. Для некото­рых профессий это особенно важно, например, для штурманов и военных. Штур­маны прокладывают с помощью географических координат путь корабля, самоле­та, подводной лодки. Иногда приходится искать в открытом океане терпящих кораблекрушение, а для этого необходимо знать место их нахождения. Геологи, геодезисты, географы, находясь в экспедиции, определяют координаты исследуе­мых ими объектов.

В настоящее время координаты на местности определяют с помощью прибора спут­никового позиционирования (GPS — джи пи эс). Этот прибор определяет свое местопо­ложение, получая информацию с нескольких искусственных спутников Земли. При пере­мещении его по местности на мониторе прибора вычерчивается траектория движения.

Слайд7,8

-  Итак, что же значит определить географическую широту?

Для всех точек, лежащих на одной и той же параллели, широта одинакова. Широта отсчитывается от экватора. Все точки,  располагающиеся  к  северу  от экватора, имеют северную широту (с. ш.), а  располагающиеся  к  югу  от  экватора, тора — южную широту (ю. ш.). Россия, например,  целиком лежит  в  Северном полушарии.   Поэтому   все   геогра­фические  объекты  в  нашей  стра­не имеют северную широту.

Для того чтобы узнать широ­ту заданной точки, нужно найти параллель, на которой она распо­ложена. Отсчет начинаем от экватора, следуя строго вдоль меридиана на север или на юг.    Все  точки  экватора  имеют  нулевую широту.  Расстояние от экватора до полюса 90°.  Чем больше мы  будем удаляться от экватора, тем  больше  будет  градусное  расстояние до нужной нам паралле­ли, тем больше будет ее широта. Поэтому широты в полярных областях так и называются — высо­кие, а вблизи экватора — низкие.

Некоторые параллели специально подписывают и отмечают на картах. Это  тропики и полярные круги. (Северный тропик иногда называют тропиком Рака. Южный тропик — тропиком Козерога).

-Вспомните, почему им придают такое  важное значение?

Географическая широта —  это расстояние в градусах от экватора до паралле­ли, проведенной через заданную точку.

- Определяем географическую широту

 Чтобы определить широту объекта, необходимо:

1.   Найти объект на карте.

2.  Определить,  в каком полушарии,  Северном или  Южном, он находится.

3.  Определить широту параллели, на которой расположен объект.

- Определяем  географическую долготу.

Меридианы называют линиями долготы. На меридиане все точки имеют одинаковую долготу. Для того чтобы узнать долготу заданной точки,  нужно найти меридиан,  на  котором  она распо­ложена.

Географическая долгота — это расстояние в градусах от нулевого меридиана до меридиана, проведенного через заданную точку.

Вы уже знаете, что нулевым является Гринвичский меридиан. Его долгота 0°. От Гринвичского меридиана   и   начинаем   отсчет   в   градусах, следуя строго вдоль па­раллели на запад или на восток (рис. 40). К западу от нулевого меридиана в точки имеют западную долготу (з. д.), к востоку — восточную долготу (в. д.) Западная и восточная долгота изменяется от 00 до 180°. Россия располагается обоих полушариях — Восточном и Западном, поскольку территорию нашей страны пересекает 180-й меридиан.

Физминутка

Чтобы  определить долготу объекта, необходимо:

1.   Найти объект на карте.

2.  Определить, в каком полушарии,  Западном или  Восточном,  он находится.

3.  Определить   долготу   меридиана,   на   котором   расположен   объект

 

VI. Закрепление:

Игра « Угадай на каком я материке»

 

Рефлексия

Мы знаем время растяжимо

Оно зависит от того,

каким содержанием наполним мы его.

Чем запомнилось сегодняшнее путешествие ….

 

VII.  Итог урока  : узнали, что такое градусная сеть , пытались научиться определять географические координаты. Цели достигнуты.

.Домашнее задание: § 17-18

Найти координаты 2 точек .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Глобус. Градусная сеть. Географические координаты»


Урок №5 Глобус. Градусная сеть. Географические координаты

Цель:

Ученики должны знать/понимать основные географические понятия и термины: глобус, параллели, меридианы – линии направлений.

Ученики должны уметь: по глобусу определять направления, географические координаты объектов

Оборудование: глобусы , демонстрационный глобус большего масштаба, мультимедийный проектор, компьютор

Тип урока – урок- объяснения нового материала.

ХОД УРОКА

  1. Оргмомент : Добрый день, ребята! Проверьте, готовы вы к уроку.

  2. Мотивация Давайте улыбнемся друг другу : ведь улыбка – это удачное начало путешествия .

Есть два разряда путешествий

Один –пускаться с места в путь.

Другой сидеть себе на месте

Листать обратно календарь.

Сегодня на уроке мы с вами продолжим наше путешествие по планете Земля на прекрасном паруснике.


III. Актуализация знаний

Итак, прежде чем двинуться дальше выполните тест:

«Земля — планета Солнечной системы»


IV.Постановка учебных целей

Слайд 1-2

V. Изучение нового материала

Учитель: Глобусы стоят на ваших столах. Опишите мне, что перед вами?

После того как было высказано предположение о шарообразности Земли, ученые попытались воссоздать ее форму в уменьшенном виде.

Слайд 3-4

- Чем глобус отличается от Земли?

Глобус во много раз меньше Земли, поэтому на нем нельзя изобразить все то, что существует на земной поверхности. На гло­бусе изображаются только важнейшие географические объекты: материки, океаны, моря, крупнейшие горы, реки и т. п.

Поскольку глобус — модель Земли, на нем находятся не ре­альные географические объекты, а их изображение с помощью условных знаков.

Внимательно посмотрите на глобус. Он покрыт сетью тонких линий. Эти линии образуют градусную сеть.

Запись определения в тетрадь. (стр.учебника 67)

Все линии градусной сети воображаемые, в природе их не существует. Люди придумали их для того, чтобы точно определять положе­ние любого объекта на Земле.

Слайд 5-6

Поперечные линии — это параллели, а вертикальные — меридианы.

Запись в тетрадь ( Стр63.-64)

Показ на глобусе и карте параллелей и меридианов

- Найдите на глобусе экватор, что вы знаете об этой линии? (что эта линия проведена на оди­наковом расстоянии от Северного и Южного полюсов) Слово «экватор» в пере­воде на русский язык означает «уравнитель». Он делит Землю на Северное и Южное полушария. По обе сторо­ны от экватора располагаются параллели

На глобусе все параллели име­ют форму окружностей, радиус которых уменьшается к полюсам, а все меридианы — форму дуг (полуокружностей) равной длины.

Поскольку мы имеем дело с дугами и окружностями, все расчеты следует делать в градусной мере (потому и сеть называется градусной). Все па­раллели - окружности и содержат 360°, в том числе и экватор, Его называют нулевой параллелью и от него ведут отсчет остальных параллелей. От экватора до каждого из полюсов градусное расстояние составляет 90°.

.

От нулевого (начального) меридиа­на ведут отсчет расстояния в градусах на восток от 0 до 180° и на запад от 00 до 180°. Нулевой меридиан разделяет земной шар на Западное и Восточное по­лушария. Меридианы показывают направление с севера на юг.

На глобусе линии меридианов и параллелей обычно проводят через 10°. Для меридианов градусы указывают вдоль экватора.

ОТ ЭКВАТОРА ВДОЛЬ МЕРИДИАНОВ ВЕДУТ ОТСЧЕТ РАССТОЯНИЙ В ГРАДУ­САХ НА СЕВЕР И НА ЮГ (ОТ 00 ДО 900)

ВДОЛЬ ПАРАЛЛЕЛЕЙ ВЕДУТ ОТСЧЕТ РАССТОЯНИЙ В ГРАДУСАХ НА ЗАПАД И НА ВОСТОК (ОТ 00 ДО 180°).

- Для чего нужны географические координаты?

Любая точка на земном шаре имеет свой географический адрес. Этот адрес состоит из двух частей. Когда вы играете в морской бой, то тоже используете «адрес» клеточки из двух частей — буквы и цифры. Две части географического адреса — широта и долгота. Определить их нам позволяет градусная сеть. Ши­рота показывает место точки на определенной параллели, а долгота — место этой же точки на конкретном меридиане. Место их пересечения и есть нужный нам адрес — географические координаты.

Зная географические координаты любой точки, можно найти любой объект на земном шаре. И наоборот, можно нанести новый объект на карту, определив с помощью приборов его географические координа­ты, как это делали все первооткрыватели.

Уметь определять координаты по карте должен каждый человек. Для некото­рых профессий это особенно важно, например, для штурманов и военных. Штур­маны прокладывают с помощью географических координат путь корабля, самоле­та, подводной лодки. Иногда приходится искать в открытом океане терпящих кораблекрушение, а для этого необходимо знать место их нахождения. Геологи, геодезисты, географы, находясь в экспедиции, определяют координаты исследуе­мых ими объектов.

В настоящее время координаты на местности определяют с помощью прибора спут­никового позиционирования (GPS — джи пи эс). Этот прибор определяет свое местопо­ложение, получая информацию с нескольких искусственных спутников Земли. При пере­мещении его по местности на мониторе прибора вычерчивается траектория движения.

Слайд7,8

- Итак, что же значит определить географическую широту?

Для всех точек, лежащих на одной и той же параллели, широта одинакова. Широта отсчитывается от экватора. Все точки, располагающиеся к северу от экватора, имеют северную широту (с. ш.), а располагающиеся к югу от экватора, тора — южную широту (ю. ш.). Россия, например, целиком лежит в Северном полушарии. Поэтому все геогра­фические объекты в нашей стра­не имеют северную широту.

Для того чтобы узнать широ­ту заданной точки, нужно найти параллель, на которой она распо­ложена. Отсчет начинаем от экватора, следуя строго вдоль меридиана на север или на юг. Все точки экватора имеют нулевую широту. Расстояние от экватора до полюса 90°. Чем больше мы будем удаляться от экватора, тем больше будет градусное расстояние до нужной нам паралле­ли, тем больше будет ее широта. Поэтому широты в полярных областях так и называются — высо­кие, а вблизи экватора — низкие.

Некоторые параллели специально подписывают и отмечают на картах. Это тропики и полярные круги. (Северный тропик иногда называют тропиком Рака. Южный тропик — тропиком Козерога).

-Вспомните, почему им придают такое важное значение?

Географическая широта — это расстояние в градусах от экватора до паралле­ли, проведенной через заданную точку.

- Определяем географическую широту

Чтобы определить широту объекта, необходимо:

1. Найти объект на карте.

2. Определить, в каком полушарии, Северном или Южном, он находится.

3. Определить широту параллели, на которой расположен объект.

- Определяем географическую долготу.

Меридианы называют линиями долготы. На меридиане все точки имеют одинаковую долготу. Для того чтобы узнать долготу заданной точки, нужно найти меридиан, на котором она распо­ложена.

Географическая долгота — это расстояние в градусах от нулевого меридиана до меридиана, проведенного через заданную точку.

Вы уже знаете, что нулевым является Гринвичский меридиан. Его долгота 0°. От Гринвичского меридиана и начинаем отсчет в градусах, следуя строго вдоль па­раллели на запад или на восток (рис. 40). К западу от нулевого меридиана в точки имеют западную долготу (з. д.), к востоку — восточную долготу (в. д.) Западная и восточная долгота изменяется от 00 до 180°. Россия располагается обоих полушариях — Восточном и Западном, поскольку территорию нашей страны пересекает 180-й меридиан.

Физминутка

Чтобы определить долготу объекта, необходимо:

1. Найти объект на карте.

2. Определить, в каком полушарии, Западном или Восточном, он находится.

3. Определить долготу меридиана, на котором расположен объект


VI. Закрепление:

Игра « Угадай на каком я материке»


Рефлексия

Мы знаем время растяжимо

Оно зависит от того,

каким содержанием наполним мы его.

Чем запомнилось сегодняшнее путешествие ….


VII. Итог урока : узнали, что такое градусная сеть , пытались научиться определять географические координаты. Цели достигнуты.

.Домашнее задание: § 17-18

Найти координаты 2 точек .


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!