Цель:
Ученики должны знать/понимать основные географические понятия и термины: глобус, параллели, меридианы – линии направлений.
Ученики должны уметь: по глобусу определять направления, географические координаты объектов
Оборудование: глобусы , демонстрационный глобус большего масштаба, мультимедийный проектор, компьютор
Тип урока – урок- объяснения нового материала.
ХОД УРОКА
I.Оргмомент : Добрый день, ребята! Проверьте, готовы вы к уроку.
II.Мотивация Давайте улыбнемся друг другу : ведь улыбка – это удачное начало путешествия .
Есть два разряда путешествий
Один –пускаться с места в путь.
Другой сидеть себе на месте
Листать обратно календарь.
Сегодня на уроке мы с вами продолжим наше путешествие по планете Земля на прекрасном паруснике.
III. Актуализация знаний
Итак, прежде чем двинуться дальше выполните тест:
«Земля — планета Солнечной системы»
IV.Постановка учебных целей
Слайд 1-2
V. Изучение нового материала
Учитель: Глобусы стоят на ваших столах. Опишите мне, что перед вами?
После того как было высказано предположение о шарообразности Земли, ученые попытались воссоздать ее форму в уменьшенном виде.
Слайд 3-4
- Чем глобус отличается от Земли?
Глобус во много раз меньше Земли, поэтому на нем нельзя изобразить все то, что существует на земной поверхности. На глобусе изображаются только важнейшие географические объекты: материки, океаны, моря, крупнейшие горы, реки и т. п.
Поскольку глобус — модель Земли, на нем находятся не реальные географические объекты, а их изображение с помощью условных знаков.
Внимательно посмотрите на глобус. Он покрыт сетью тонких линий. Эти линии образуют градусную сеть.
Запись определения в тетрадь. (стр.учебника 67)
Все линии градусной сети воображаемые, в природе их не существует. Люди придумали их для того, чтобы точно определять положение любого объекта на Земле.
Слайд 5-6
Поперечные линии — это параллели, а вертикальные — меридианы.
Запись в тетрадь ( Стр63.-64)
Показ на глобусе и карте параллелей и меридианов
- Найдите на глобусе экватор, что вы знаете об этой линии? (что эта линия проведена на одинаковом расстоянии от Северного и Южного полюсов) Слово «экватор» в переводе на русский язык означает «уравнитель». Он делит Землю на Северное и Южное полушария. По обе стороны от экватора располагаются параллели
На глобусе все параллели имеют форму окружностей, радиус которых уменьшается к полюсам, а все меридианы — форму дуг (полуокружностей) равной длины.
Поскольку мы имеем дело с дугами и окружностями, все расчеты следует делать в градусной мере (потому и сеть называется градусной). Все параллели - окружности и содержат 360°, в том числе и экватор, Его называют нулевой параллелью и от него ведут отсчет остальных параллелей. От экватора до каждого из полюсов градусное расстояние составляет 90°.
.
От нулевого (начального) меридиана ведут отсчет расстояния в градусах на восток от 0 до 180° и на запад от 00 до 180°. Нулевой меридиан разделяет земной шар на Западное и Восточное полушария. Меридианы показывают направление с севера на юг.
На глобусе линии меридианов и параллелей обычно проводят через 10°. Для меридианов градусы указывают вдоль экватора.
ОТ ЭКВАТОРА ВДОЛЬ МЕРИДИАНОВ ВЕДУТ ОТСЧЕТ РАССТОЯНИЙ В ГРАДУСАХ НА СЕВЕР И НА ЮГ (ОТ 00 ДО 900)
ВДОЛЬ ПАРАЛЛЕЛЕЙ ВЕДУТ ОТСЧЕТ РАССТОЯНИЙ В ГРАДУСАХ НА ЗАПАД И НА ВОСТОК (ОТ 00 ДО 180°).
- Для чего нужны географические координаты?
Любая точка на земном шаре имеет свой географический адрес. Этот адрес состоит из двух частей. Когда вы играете в морской бой, то тоже используете «адрес» клеточки из двух частей — буквы и цифры. Две части географического адреса — широта и долгота. Определить их нам позволяет градусная сеть. Широта показывает место точки на определенной параллели, а долгота — место этой же точки на конкретном меридиане. Место их пересечения и есть нужный нам адрес — географические координаты.
Зная географические координаты любой точки, можно найти любой объект на земном шаре. И наоборот, можно нанести новый объект на карту, определив с помощью приборов его географические координаты, как это делали все первооткрыватели.
Уметь определять координаты по карте должен каждый человек. Для некоторых профессий это особенно важно, например, для штурманов и военных. Штурманы прокладывают с помощью географических координат путь корабля, самолета, подводной лодки. Иногда приходится искать в открытом океане терпящих кораблекрушение, а для этого необходимо знать место их нахождения. Геологи, геодезисты, географы, находясь в экспедиции, определяют координаты исследуемых ими объектов.
В настоящее время координаты на местности определяют с помощью прибора спутникового позиционирования (GPS — джи пи эс). Этот прибор определяет свое местоположение, получая информацию с нескольких искусственных спутников Земли. При перемещении его по местности на мониторе прибора вычерчивается траектория движения.
Слайд7,8
- Итак, что же значит определить географическую широту?
Для всех точек, лежащих на одной и той же параллели, широта одинакова. Широта отсчитывается от экватора. Все точки, располагающиеся к северу от экватора, имеют северную широту (с. ш.), а располагающиеся к югу от экватора, тора — южную широту (ю. ш.). Россия, например, целиком лежит в Северном полушарии. Поэтому все географические объекты в нашей стране имеют северную широту.
Для того чтобы узнать широту заданной точки, нужно найти параллель, на которой она расположена. Отсчет начинаем от экватора, следуя строго вдоль меридиана на север или на юг. Все точки экватора имеют нулевую широту. Расстояние от экватора до полюса 90°. Чем больше мы будем удаляться от экватора, тем больше будет градусное расстояние до нужной нам параллели, тем больше будет ее широта. Поэтому широты в полярных областях так и называются — высокие, а вблизи экватора — низкие.
Некоторые параллели специально подписывают и отмечают на картах. Это тропики и полярные круги. (Северный тропик иногда называют тропиком Рака. Южный тропик — тропиком Козерога).
-Вспомните, почему им придают такое важное значение?
Географическая широта — это расстояние в градусах от экватора до параллели, проведенной через заданную точку.
- Определяем географическую широту
Чтобы определить широту объекта, необходимо:
1. Найти объект на карте.
2. Определить, в каком полушарии, Северном или Южном, он находится.
3. Определить широту параллели, на которой расположен объект.
- Определяем географическую долготу.
Меридианы называют линиями долготы. На меридиане все точки имеют одинаковую долготу. Для того чтобы узнать долготу заданной точки, нужно найти меридиан, на котором она расположена.
Географическая долгота — это расстояние в градусах от нулевого меридиана до меридиана, проведенного через заданную точку.
Вы уже знаете, что нулевым является Гринвичский меридиан. Его долгота 0°. От Гринвичского меридиана и начинаем отсчет в градусах, следуя строго вдоль параллели на запад или на восток (рис. 40). К западу от нулевого меридиана в точки имеют западную долготу (з. д.), к востоку — восточную долготу (в. д.) Западная и восточная долгота изменяется от 00 до 180°. Россия располагается обоих полушариях — Восточном и Западном, поскольку территорию нашей страны пересекает 180-й меридиан.
Физминутка
Чтобы определить долготу объекта, необходимо:
1. Найти объект на карте.
2. Определить, в каком полушарии, Западном или Восточном, он находится.
3. Определить долготу меридиана, на котором расположен объект
VI. Закрепление:
Игра « Угадай на каком я материке»
Рефлексия
Мы знаем время растяжимо
Оно зависит от того,
каким содержанием наполним мы его.
Чем запомнилось сегодняшнее путешествие ….
VII. Итог урока : узнали, что такое градусная сеть , пытались научиться определять географические координаты. Цели достигнуты.
.Домашнее задание: § 17-18
Найти координаты 2 точек .
Просмотр содержимого документа
«Глобус. Градусная сеть. Географические координаты»
Урок №5 Глобус. Градусная сеть. Географические координаты
Цель:
Ученики должны знать/понимать основные географические понятия и термины: глобус, параллели, меридианы – линии направлений.
Ученики должны уметь: по глобусу определять направления, географические координаты объектов
Оборудование: глобусы , демонстрационный глобус большего масштаба, мультимедийный проектор, компьютор
Тип урока – урок- объяснения нового материала.
ХОД УРОКА
Оргмомент : Добрый день, ребята! Проверьте, готовы вы к уроку.
Мотивация Давайте улыбнемся друг другу : ведь улыбка – это удачное начало путешествия .
Есть два разряда путешествий
Один –пускаться с места в путь.
Другой сидеть себе на месте
Листать обратно календарь.
Сегодня на уроке мы с вами продолжим наше путешествие по планете Земля на прекрасном паруснике.
III. Актуализация знаний
Итак, прежде чем двинуться дальше выполните тест:
«Земля — планета Солнечной системы»
IV.Постановка учебных целей
Слайд 1-2
V. Изучение нового материала
Учитель: Глобусы стоят на ваших столах. Опишите мне, что перед вами?
После того как было высказано предположение о шарообразности Земли, ученые попытались воссоздать ее форму в уменьшенном виде.
Слайд 3-4
- Чем глобус отличается от Земли?
Глобус во много раз меньше Земли, поэтому на нем нельзя изобразить все то, что существует на земной поверхности. На глобусе изображаются только важнейшие географические объекты: материки, океаны, моря, крупнейшие горы, реки и т. п.
Поскольку глобус — модель Земли, на нем находятся не реальные географические объекты, а их изображение с помощью условных знаков.
Внимательно посмотрите на глобус. Он покрыт сетью тонких линий. Эти линии образуют градусную сеть.
Запись определения в тетрадь. (стр.учебника 67)
Все линии градусной сети воображаемые, в природе их не существует. Люди придумали их для того, чтобы точно определять положение любого объекта на Земле.
Слайд 5-6
Поперечные линии — это параллели, а вертикальные — меридианы.
Запись в тетрадь ( Стр63.-64)
Показ на глобусе и карте параллелей и меридианов
- Найдите на глобусе экватор, что вы знаете об этой линии? (что эта линия проведена на одинаковом расстоянии от Северного и Южного полюсов) Слово «экватор» в переводе на русский язык означает «уравнитель». Он делит Землю на Северное и Южное полушария. По обе стороны от экватора располагаются параллели
На глобусе все параллели имеют форму окружностей, радиус которых уменьшается к полюсам, а все меридианы — форму дуг (полуокружностей) равной длины.
Поскольку мы имеем дело с дугами и окружностями, все расчеты следует делать в градусной мере (потому и сеть называется градусной). Все параллели - окружности и содержат 360°, в том числе и экватор, Его называют нулевой параллелью и от него ведут отсчет остальных параллелей. От экватора до каждого из полюсов градусное расстояние составляет 90°.
.
От нулевого (начального) меридиана ведут отсчет расстояния в градусах на восток от 0 до 180° и на запад от 00 до 180°. Нулевой меридиан разделяет земной шар на Западное и Восточное полушария. Меридианы показывают направление с севера на юг.
На глобусе линии меридианов и параллелей обычно проводят через 10°. Для меридианов градусы указывают вдоль экватора.
ОТ ЭКВАТОРА ВДОЛЬ МЕРИДИАНОВ ВЕДУТ ОТСЧЕТ РАССТОЯНИЙ В ГРАДУСАХ НА СЕВЕР И НА ЮГ (ОТ 00 ДО 900)
ВДОЛЬ ПАРАЛЛЕЛЕЙ ВЕДУТ ОТСЧЕТ РАССТОЯНИЙ В ГРАДУСАХ НА ЗАПАД И НА ВОСТОК (ОТ 00 ДО 180°).
- Для чего нужны географические координаты?
Любая точка на земном шаре имеет свой географический адрес. Этот адрес состоит из двух частей. Когда вы играете в морской бой, то тоже используете «адрес» клеточки из двух частей — буквы и цифры. Две части географического адреса — широта и долгота. Определить их нам позволяет градусная сеть. Широта показывает место точки на определенной параллели, а долгота — место этой же точки на конкретном меридиане. Место их пересечения и есть нужный нам адрес — географические координаты.
Зная географические координаты любой точки, можно найти любой объект на земном шаре. И наоборот, можно нанести новый объект на карту, определив с помощью приборов его географические координаты, как это делали все первооткрыватели.
Уметь определять координаты по карте должен каждый человек. Для некоторых профессий это особенно важно, например, для штурманов и военных. Штурманы прокладывают с помощью географических координат путь корабля, самолета, подводной лодки. Иногда приходится искать в открытом океане терпящих кораблекрушение, а для этого необходимо знать место их нахождения. Геологи, геодезисты, географы, находясь в экспедиции, определяют координаты исследуемых ими объектов.
В настоящее время координаты на местности определяют с помощью прибора спутникового позиционирования (GPS — джи пи эс). Этот прибор определяет свое местоположение, получая информацию с нескольких искусственных спутников Земли. При перемещении его по местности на мониторе прибора вычерчивается траектория движения.
Слайд7,8
- Итак, что же значит определить географическую широту?
Для всех точек, лежащих на одной и той же параллели, широта одинакова. Широта отсчитывается от экватора. Все точки, располагающиеся к северу от экватора, имеют северную широту (с. ш.), а располагающиеся к югу от экватора, тора — южную широту (ю. ш.). Россия, например, целиком лежит в Северном полушарии. Поэтому все географические объекты в нашей стране имеют северную широту.
Для того чтобы узнать широту заданной точки, нужно найти параллель, на которой она расположена. Отсчет начинаем от экватора, следуя строго вдоль меридиана на север или на юг. Все точки экватора имеют нулевую широту. Расстояние от экватора до полюса 90°. Чем больше мы будем удаляться от экватора, тем больше будет градусное расстояние до нужной нам параллели, тем больше будет ее широта. Поэтому широты в полярных областях так и называются — высокие, а вблизи экватора — низкие.
Некоторые параллели специально подписывают и отмечают на картах. Это тропики и полярные круги. (Северный тропик иногда называют тропиком Рака. Южный тропик — тропиком Козерога).
-Вспомните, почему им придают такое важное значение?
Географическая широта — это расстояние в градусах от экватора до параллели, проведенной через заданную точку.
- Определяем географическую широту
Чтобы определить широту объекта, необходимо:
1. Найти объект на карте.
2. Определить, в каком полушарии, Северном или Южном, он находится.
3. Определить широту параллели, на которой расположен объект.
- Определяем географическую долготу.
Меридианы называют линиями долготы. На меридиане все точки имеют одинаковую долготу. Для того чтобы узнать долготу заданной точки, нужно найти меридиан, на котором она расположена.
Географическая долгота — это расстояние в градусах от нулевого меридиана до меридиана, проведенного через заданную точку.
Вы уже знаете, что нулевым является Гринвичский меридиан. Его долгота 0°. От Гринвичского меридиана и начинаем отсчет в градусах, следуя строго вдоль параллели на запад или на восток (рис. 40). К западу от нулевого меридиана в точки имеют западную долготу (з. д.), к востоку — восточную долготу (в. д.) Западная и восточная долгота изменяется от 00 до 180°. Россия располагается обоих полушариях — Восточном и Западном, поскольку территорию нашей страны пересекает 180-й меридиан.
Физминутка
Чтобы определить долготу объекта, необходимо:
1. Найти объект на карте.
2. Определить, в каком полушарии, Западном или Восточном, он находится.
3. Определить долготу меридиана, на котором расположен объект
VI. Закрепление:
Игра « Угадай на каком я материке»
Рефлексия
Мы знаем время растяжимо
Оно зависит от того,
каким содержанием наполним мы его.
Чем запомнилось сегодняшнее путешествие ….
VII. Итог урока : узнали, что такое градусная сеть , пытались научиться определять географические координаты. Цели достигнуты.
.Домашнее задание: § 17-18
Найти координаты 2 точек .