СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока в 6 классе: «Географическая долгота. Географические координаты.»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урокакомбинированный: изучение и первичное закрепления понятий, умений работы с картами; отработка способов деятельности определения географических координат

Форма урока проблемно-диалоговый с использованием ИКТ

Методы обучения: наглядно – иллюстративный, объяснительно – иллюстративный,  частично – поисковый.

 

Цель  урока: сформировать представление о географической долготе, географических координатах и определять их.

Задачи:

Обучающие:

- теоретические: повторить понятия экватор, начальный меридиан, градусная сетка;                                           отработать понятия широта, долгота, географические координаты.

- практические: научить определять географические координаты объектов;

  определять объекты по географическим координатам.

Развивающие:

- формировать навыки работы с географическими картами;

- развивать представление о возможностях географических карт;

- развивать познавательную деятельность, умение применять полученные знания на практике;

- формировать умение слушать и оценивать ответы учащихся.

Воспитательные:

- воспитывать умения радоваться собственным успехам и достижениям одноклассников.

Базовый уровень: знать основные географические понятия и термины; знать результаты выдающихся географических открытий и путешествий. Уметь определять географические координаты и местоположение географических объектов. Использовать знания и умения в повседневной жизни: читать физические карты; самостоятельно проводить поиск географической информации.

Повышенный уровень: знать вклад соотечественников  в развитие географических открытий и путешествий; уметь определять расстояния по градусной сетке и географическим координатам; ориентироваться,  определять стороны света и объекты относительно друг друга.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока в 6 классе: «Географическая долгота. Географические координаты.»»


МКОУ «Извековская ООШ»



Методическая разработка урока в 6 классе:

«Географическая долгота. Географические координаты.»










Открытый урок. Неделя географии.

Подготовила учитель географии: Головатая И.А.









Методическая разработка урока в 6 классе: «Географическая долгота. Географические координаты.»

Открытый урок. Неделя географии.

Подготовила учитель географии Головатая И.А.


Тип урокакомбинированный: изучение и первичное закрепления понятий, умений работы с картами; отработка способов деятельности определения географических координат

Форма урока проблемно-диалоговый с использованием ИКТ

Методы обучения: наглядно – иллюстративный, объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый.

Цель урока: сформировать представление о географической долготе, географических координатах и определять их.

Задачи:

Обучающие:

- теоретические: повторить понятия экватор, начальный меридиан, градусная сетка; отработать понятия широта, долгота, географические координаты.

- практические: научить определять географические координаты объектов;

определять объекты по географическим координатам.

Развивающие:

- формировать навыки работы с географическими картами;

- развивать представление о возможностях географических карт;

- развивать познавательную деятельность, умение применять полученные знания на практике;

- формировать умение слушать и оценивать ответы учащихся.

Воспитательные:

- воспитывать умения радоваться собственным успехам и достижениям одноклассников.

Базовый уровень: знать основные географические понятия и термины; знать результаты выдающихся географических открытий и путешествий. Уметь определять географические координаты и местоположение географических объектов. Использовать знания и умения в повседневной жизни: читать физические карты; самостоятельно проводить поиск географической информации.

Повышенный уровень: знать вклад соотечественников в развитие географических открытий и путешествий; уметь определять расстояния по градусной сетке и географическим координатам; ориентироваться, определять стороны света и объекты относительно друг друга.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная.

Методы познания: картографический, исторический, сравнительный.

Средства обучения:

Учебник Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс. М.: Дрофа, 2005.

Физическая карта полушарий, контурная карта полушарий.

Раздаточный материал.

Техническое и программное обеспечение: компьютер, проектор, презентация Microsoft Power Point, Microsoft Word.

Интернет – ресурсы:

Ресурс: Анимация "Определение географических координат"

Аннотация: Позволяет увидеть в трехмерном пространстве способ определения географических координат.

Ресурс: Анимация "Географическая долгота"

Аннотация: Позволяет увидеть в трехмерном пространстве, что такое географическая долгота, показано угловое расстояние между нулевым меридианом и выбранной точкой.

Ресурс: Анимация "Географическая широта"

Аннотация: Позволяет увидеть в трехмерном пространстве, что такое географическая широта, показано угловое расстояние между экватором и выбранной точкой.

Ход урока

Организационный момент на котором учитель устанавливает контакт с учащимися; формирует творческую, комфортную атмосферу, мотивирует учащихся на активную позицию в урочной деятельности.

Учитель: Текст из рассказа А.П. Чехова « Ванька».

«Милый дедушка, Константин Макарыч! — писал он. — И пишу тебе письмо…»

Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку... Подумав немного, он умокнул перо и написал адрес:

На деревню дедушке.

Потом почесался, подумал и прибавил: «Константину Макарычу».

Сидельцы из мясной лавки, которых он расспрашивал накануне, сказали ему, что письма опускаются в почтовые ящики, а из ящиков развозятся по всей земле на почтовых тройках. Ванька добежал до первого почтового ящика и сунул драгоценное письмо в щель...

Учитель: Что надо знать, чтобы письмо дошло до дедушки?

Ученик: Адрес, по которому можно точно найти, где ты живешь: город, название улицы, номер дома и номер квартиры.

Учитель: Как определить "адрес" человека, если он едет в поезде, плывет на корабле по океану, летит на самолёте, идет по лесу или, как «последний герой», находится на необитаемом острове?

Ученик: Сообщить свои координаты.

Учитель: Сформулируйте тему урока.

Ученик: Координаты. Географические координаты.

Учитель: Цель урока – научиться определять географические координаты.

Определите географическую широту следующих объектов:

(Условие: ученики, которые сидят на 1 варианте, определяют широту только объектов северного полушария, а сидящие на 2 варианте – объектов в южном полушарии)

г. Санкт-Петербурга (690 с.ш.)

Магелланова пролива ( 540 ю.ш.)

г. Берлина (530 с.ш.)

станции Мирный (700 ю.ш.)

влк. Фудзияма (350 с.ш.)

г. Лондон (520 с.ш.)

самой крайней южной точки Африки (340 ю.ш.)

влк. Котопахи (20 ю.ш.)

3. Теперь поговорим о другой важной характеристике местоположения – географической долготе. Она не менее важна, так как, чтобы найти неизвестный объект на глобусе, нужно знать не только широту, но и долготу точки.

Для определения географической долготы мы обратимся к линиям меридианов. Вспомним, что такое меридиан? (Это линии на глобусе и карте, соединяющие полюса Земли)

Какой меридиан географы считают самым важным, от которого начинают отсчёт всех долгот? (нулевой, он же Лондонский, начальный, Гринвичский) На каком меридиане долготы заканчиваются? (на 1800 меридиане) Итак, все меридианы которые проведены на глобусе к востоку от нулевого и до 1800 меридиана – обозначают восточные

долготы. Наоборот, западные долготы обозначают меридианы, западнее нулевого меридиана. Западные долготы тоже заканчиваются на 180-ом меридиане.

Схема в тетради: (слайд № 3)


З.Д. В.Д.


1800 00 1800

4. Первичное закрепление изученного. (слайды № 4, 5)

  • Определите географическую долготу следующих объектов:

(Условие: ученики, которые сидят на 1 варианте, определяют долготу только объектов восточного полушария, а сидящие на 2 варианте – объектов в западном полушарии)

г. Сан-Франциско (1210 з.д.)

г. Алжир (30 в.д.)

г. Лондон (00 д.)

влк. Орисаба (970 з.д.)

г. Багдад (440 в.д.)

влк. Эребус (1680 в.д.)

г. Буэнос-Айрес (590 з.д.)

Положение объекта относительно экватора и начального меридиана – это географические координаты. Две координаты – это широта и долгота. По ним можно точно определить любое место на земном шаре.

Ресурс: Анимация «Географические координаты»

Аннотация: Позволяет увидеть в трехмерном пространстве определение географических координат.

  1. Закрепление материала в форме викторины.

  • 1. По физической карте мира определите географические координаты:

а) городов: Каир, Париж, Мельбурн, Вашингтон;

(слайды № 7,8,9,10)

б) Суэцкого и Панамского каналов; (слайд № 11)

в) вулканов: Камерун и Ключевская Сопка. (слайд № 12)

ОТВЕТЫ:

А) Каир – 31º с.ш. 32º в.д.;

Париж - 48º с.ш. 3º в.д.;

Мельбурн - 38º ю.ш. 146º в.д.;

Вашингтон - 39º с.ш. 77º з.д.

Б) Суэцкий канал – 31º с.ш. 33º в.д.;

Панамский канал - 9º с.ш. 79º з.д..

В) вулкан Камерун – 4º с.ш. 9º в.д.;

вулкан Ключевская Сопка – 57º с.ш. 162º в.д.

  • 2. По физической карте мира определите координаты географических объектов: Кейптаун, вулкан Эребус, устье реки Амазонка.

ОТВЕТЫ:

Кейптаун - 33º ю.ш. 19º в.д.;

Эребус - 79º ю.ш. 169º в.д.;

устье реки Амазонка - 6º с.ш. 61º з.д..

  • 3. Где на Земле можно построить дом, у которого все четыре стороны будут обращены на юг?

ОТВЕТ: на Северном полюсе

  • 4. Какие меридианы в западном полушарии являются продолжением

20-го 40-го 70-го меридианов восточного?

ОТВЕТ: меридианы 1600 з.д 1400 з.д. 1100 з.д.

  • 5. Батискаф «Триест» совершил рекордное погружение на глубину 7 025 метров в точке с координатами 130 с.ш. и 1450 в.д. В каком океане это произошло? Покажите это место на глобусе. (В Тихом)

  • 6. На 540 с.ш. и 270 в.д. находится столица дружественной нам страны. Какая? ОТВЕТ: Минск, столица Белоруссии.

  • 7. Какие острова расположены между:

12 – 260 ю.ш. и 43 – 510 в. д. (Мадагаскар)

53 – 550 ю.ш. и 65 – 710 з.д. (Огненная Земля)

Ученики: работают с текстом учебника.

Учебник Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. Начальный курс географии - § 12-13).

Дополнительное задание:

Учитель: Какое кругосветное путешествие короче?

а) по экватору б)10* с.ш. в) 50*с.ш. г) 70*с.ш.

(если осталось время на уроке выполнить практическую работу на определение географических координат)

Итог урока

Учитель: Сообщи свои координаты…

  • Часто говорим мы в обычной жизни.

  • Географические координаты – определяют положение объекта на земном шаре.

Координаты используются не только в географии:

  • Математические координаты - задают положение точки на координатной плоскости.

  • Астрономические координаты - это величины, определяющие положение планет и звезд на небе.

  • Геодезические координаты - ширина, долгота и высота - задают положение точки на земной поверхности.  

  • Сегодня пользуемся современными технологиями для определения координат: мобильные телефоны, навигаторы GPRS и GPS Учитель: прошло много времени с эпохи Великих географических открытий, но сегодня знания географических координат используется ежедневно людьми разных профессий.

И кто-то из вас свяжет свою судьбу с гражданскими профессиями, с военным делом,но кем бы вы ни стали, я желаю вам, чтобы в жизни вы отличались широтой души и долготой терпенья, как в стихотворении А. Прокопова:


Меня просили: "Русских опиши!"
Я в двух словах о них дал представленье:
Они известны широтой души
И долготой терпенья.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!