Воронина Любовь Анатольевна,
учитель музыки МБОУ «СОШ №3»,
г. Исилькуль, Омская область
Функциональная грамотность обучающихся на уроках музыки.
Компетентный учитель - функционально грамотный ученик.
Самый банальный вопрос — что дети должны получать в школе? Самый очевидный ответ — знания. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Разве нет? Вроде бы всё логично. Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. Учёные-педагоги в своём кругу называют это «базовыми компетенциями», «функциональной грамотностью», «творческими когнитивными задачами» и прочими мудрёными словами.
Требования к современному образованию, её уровню и результатам резко изменились в последние годы. Они стали высокими и конкретными. На сегодняшний день главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы.
Зачем это всё, спросите вы, учителю музыки? Да потому что наш предмет за эти годы очень изменился! Раньше в школе проходил урок «пения», на котором учитель только разучивал и отрабатывал песни, а теперь это -урок «музыки». И такой урок как раз и требует огромной компетентности учителя, потому что на своих уроках мы формируем музыкальную грамотность личности, духовный мир подрастающего поколения через изучение творчества композиторов, музыкальных терминов и понятий. И, в первую очередь, учитель музыки должен грамотно построить свой урок так, чтобы ученикам было интересно и познавательно, не было скучно, они смогли расширить свой кругозор, и музыкальные знания, полученные в ходе урока, пригодились бы им в дальнейшей жизни. Часто ученики-подростки на уроке ведут дискуссии на тему: «Зачем нужна музыка?». И в итоге, после бурных обсуждений, соглашаются с тем, что за какой-то год обучения они стали духовно богаче и грамотней, могут отличить на слух ту или иную мелодию, звучащую по телевидению или на каком-нибудь мероприятии, применить свои знания по определению произведений, стиля того или иного композитора.
Что же включает в себя функциональная грамотность? И в чём должен быть компетентен учитель музыки, чтобы развить и воспитать грамотного ученика? Попытаемся разобраться в этих вопросах.
Функциональная грамотность (лат. – направление) – степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций.
Как я развиваю функциональную грамотность на уроках музыки? Рассмотрим индикаторы функциональной грамотности школьников и их показатели конкретно на моём примере учителя музыки.
Общая грамотность развивается у учащихся, когда я даю задание:
написать эссе (небольшое сочинение) - поделиться своими впечатлениями о прослушанном музыкальном произведении;
подготовить реферат по биографии и творчеству композитора;
ответить на вопросы по теме, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов, так как на столах лежат музыкальные словари с определениями настроения в музыке;
заполнить какие-либо анкеты на музыкальную тему, бланки с заданиями.
Компьютерная грамотность очень хорошо показала себя в условиях пандемии во время дистанционного обучения. В это время большую роль сыграла моя компетентность, как учителя. Ученики должны были:
найти информацию в сети Интернет;
уметь пользоваться электронной почтой и приложениями WhatsApp, Viber, ВКонтакте;
участвовать в онлайн-тестах;
работать с материалами Российской электронной школы и Инфоурок.
В этом случае также сработал индикатор: Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях. Никто ведь не ожидал, что будет обучаться дистанционно! И мы - взрослые, учителя и родители, должны были заботиться не только об образовании обучающихся, но и об их здоровье (задавать по минимуму, но так, чтобы учебный материал был усвоен). Я использовала в некоторых классах свой предмет в качестве отдыха между русским и математикой. Например, при изучении темы «Симфоническая сказка «Петя и волк» С.С. Прокофьева» во 2-м классе дала задание - посмотреть мультфильм. Ребёнок отдыхал и одновременно слушал музыку. А для того, чтобы выставить оценку было задание: выписать героев сказки и какой музыкальный инструмент его озвучивал.
Информационная грамотность развивается у обучающихся, когда я даю задание:
найти и подобрать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и других текстов;
посмотреть и найти картины художников, подходящие к музыкальным произведениям;
использовать данные из СМИ;
пользоваться услугами детской и школьной библиотеки;
анализировать информацию по теме урока.
Коммуникативная грамотность:
работать в парах, группе, команде;
расположить к себе других людей;
не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы, класса;
использование физминуток и рефлексии на уроках музыки.
Что я ещё стараюсь сделать, как компетентный учитель, чтобы построить интересно урок? Вот примеры из моей практики:
Как творческий человек, я сочинила четыре музыкальных приветствия и использую их: первое- в 1-2 классах, второе- в 3-4 классах, третье- в 5-6 классах, четвёртое- в 7-8 классах. Ученики об этом знают и ждут, когда перейдут в следующий класс, чтобы приветствовать учителя по-другому, т. е. это вызывает определённый интерес.
Использую на уроках самые современные физминутки, стараюсь к новому учебному году найти что-нибудь интересное. В разработки некоторых уроков включила прослушивание музыкального произведения через физминутку. Например, в 1-м классе при знакомстве с балетом «Щелкунчик» П.И.Чайковского мы не просто слушаем «Вальс цветов», а сами становимся артистами балета.
Каждый урок стараюсь построить по-разному с привлечением разного дидактического материала: видео уроки, презентации, учебные модули, аудио-видео-материал; работа в парах, группах, командах; опрос устный и письменный; анализ и обсуждение музыкальных произведений и т.д. Стараюсь идти в ногу со временем в использовании песенного материала.
Альберт Эйнштейн сказал: «…образование есть то, что остаётся после того, когда забывается всё, чему нас учили в школе…». В этих словах заключена практическая значимость функциональной грамотности. Я, как педагог, стремлюсь к тому, чтобы духовный мир ребёнка развивался, определились музыкальные предпочтения и данные знания помогли в жизни, потому что музыка вечна, она всегда с нами и в горе, и в радости. Если учитель будет функционально грамотен, то и функционально грамотный будет ученик!