СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Функциональна грамотность. Проблемы, пути решения...

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практика доказала неэффективность существующей долгие годы предметной или дисциплинарной модели содержания образования, ориентированной на знания. Именно поэтому ключевым ориентиром для совершенствования качества образования должен стать план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2018–2022 годы. В условиях социально-экономической модернизации обществу необходим человек, функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Все данные качества формируются в школе.   В данной статье    приводится  разработка  алгоритма  по осуществлению организации  методической работы по  формированию  функциональной грамотности школьников для развития образования в целом, а также улучшения результатов показателей  российских и  международных монитроинговых  исследований на муниципальном уровне.

Просмотр содержимого документа
«Функциональна грамотность. Проблемы, пути решения...»

Формирование теоретических основ и методических приемов у учителей предметов естественно-математического цикла по развитию функциональной грамотности школьников

Мухамадеева Юлдуз Саяфовна,

[email protected]

методист по учебным дисциплинам МКУ «Отдел образования»

исполнительного комитета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан

Аннотация. Практика доказала неэффективность существующей долгие годы предметной или дисциплинарной модели содержания образования, ориентированной на знания. Именно поэтому ключевым ориентиром для совершенствования качества образования должен стать план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2018–2022 годы. В условиях социально-экономической модернизации обществу необходим человек, функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Все данные качества формируются в школе. В данной статье приводится разработка алгоритма по осуществлению организации методической работы по формированию функциональной грамотности школьников для развития образования в целом, а также улучшения результатов показателей российских и международных монитроинговых исследований на муниципальном уровне.

В сегодняшних условиях забота о профессиональном росте учителя для методических служб - является проблемой номер один. Как ее организовать? Готовых рецептов не существует, есть только тернистый путь проб, действий, есть  видение деятельности, позволяющее не топтаться на месте, а идти в ногу со временем, прогнозируя желаемый результат.

Рис.1. Модель методической работы учителей предметов естественно-математического цикла Мамадышского муниципального района.

Представленная модель методической сети, по которому мы работали - способствовала созданию благоприятных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого педагога в процессе включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и  коллективную деятельность. Работа, построенная таким образом, приносила свои плоды. Каждый год у нас есть достижения учащихся в предметных олимпиадах школьников различного уровня. Многие учащиеся занимают призовые места и на различных конкурсах и научно-практических конференциях. Системная работа с учителями и учащимися по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, давала возможность достичь стабильных результатов и в этой области. Есть достижения учителей и во многих республиканских и федеральных конкурсах.

Но жизнь вносит свои коррективы. В последние годы Международные исследования оказали наибольшее влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России. Не учитывать их результаты мы сегодня не можем, поскольку вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро. А результаты российских учащихся на международных исследованиях, в которых изучается предметные и метапредметные умения, находятся не на лучших позициях.

Качество школьного образования в основном, определяется качеством профессиональной подготовки педагогов, а качество образовательных достижений школьников - определяется качеством учебных заданий, предлагаемых им педагогами. А сегодня мы наблюдаем недостаточную подготовку педагогов в области формирования функциональной грамотности.

Чтобы изучить и устранить эту проблему, мы с руководителями районных методических объединений естественно-математического цикла обсудили проблему и, создали проект, который предполагает разработку и внедрение эффективного механизма по методическому сопровождению формирования, развития и оценки естественнонаучной и математической функциональной грамотности обучающихся.

Наши первоочередными задачам при этом были:

  • Формирование команды и творческих групп для реализации проекта;

  • Разработка механизма внедрения проекта;

  • Разработка дорожной карты;

  • Разработка индивидуальных планов педагогов (дорожных карт);

  • Внедрение новых подходов и технологий для формирования функциональной грамотности на каждом уроке;

  • Разработка системы мониторинга по оценке уровня сформированности естественнонаучной и математической функциональной грамотности;

  • Повышения квалификации педагогов;

  • Внедрение конкурсных механизмов в деятельность педагогов и учащихся.

А главная цель нашего проекта - создать единое методическое пространства, обеспечивающее эффективное сопровождение освоения и внедрения педагогами ЕМЦ методов и технологий формирования и развития естественнонаучной и математической функциональной грамотности обучающихся.

Рис.2. Ресурсы и система управления проектом.

Работа по внедрению этого проекта уже началась: определена базовая школа (школа для всех областей ФГ), есть и творческие партнеры. Будем работать в тесном контакте с ними. Созданы: рабочая группа, которая занимается нормативной документацией, и творческие группы, которые объединяют учителей, готовых к переменам в своей работе и исследованиям в этой области. В эту группу вошли учителя физики, химии, географии, и биологии. Основная цель работы групп – это разработка форм и методов работы по формированию умений и навыков школьников для развития функциональной грамотности этих областей, также разработка заданий и пилотная апробация их в предметных областях. Реализация проекта состоит из трех этапов. На подготовительном этапе, временные рамки которого с марта по август 2020 года, предусмотрено:

Ознакомление с теоретической базой,

Разработка дорожной карты,

Анкетирование учителей и анализ готовности к внедрению проекта,

Разработка индивидуальных планов педагогов (дорожные карты) по формированию функциональной грамотности обучающихся, который предполагает: изучение технологий и методов обучения по совершенствованию естественно - научной и математической грамотности учащихся.

Основной этап проекта, который продлится с сентября 2020 по август 2021года, уже предполагает реализацию общей дорожной карты, индивидуальных планов педагогов, создание банка заданий из открытого доступа, разработку заданий по математической и естественно- научной грамотности, апробацию разработанных материалов, проведение вебинаров, семинаров, мастер - классов и т.п.

На обобщающем этапе (август, сентябрь 2021 года.) произойдет осуществление коллективной рефлексии результатов деятельности в сообществе педагогов.

В конце работы мы ожидаем что у нас будет налажена конкретная система работы, обеспечивающая взаимодействие всех участников образовательной деятельности, по формированию, развитию и оценке естественно - научной и математической функциональной грамотности обучающихся, которая позволит нам улучшить наши показатели как в работе с одаренными детьми, так и во всех остальных направлениях работы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!