СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие функциональной грамотности у младших школьников» «Проблемы формирования функциональной грамотности учащихся начальной школы и пути их решения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одно из требований современного образования - развитие функциональной грамотности у младших школьников. 

Просмотр содержимого документа
««Развитие функциональной грамотности у младших школьников» «Проблемы формирования функциональной грамотности учащихся начальной школы и пути их решения»»


«Развитие функциональной грамотности у младших школьников»
«Проблемы формирования функциональной грамотности учащихся начальной школы и пути их решения»

Слайд

-Начнем с притчи - «Чайная церемония»

«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.

Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.

Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.

Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

- «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, –

с гордостью сказал первый ученик.

- «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник,» –

добавил второй.

- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник,»

подхватил третий.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.

Только последний ученик ничего не сказал.

Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило: «Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».

- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.

Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.


Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на практике, говоря иначе «функциональная грамотность школьников»


Функциональная грамотность является одним из основных факторов, который помогает людям активно участвовать во многих сферах деятельности и самостоятельно обучаться в течение всей жизни.

На сегодняшний день под функциональной грамотностью подразумевают не только владение чтением и письмом, но компьютерную грамотность, политическую, экономическую и т.д.

Слайд

Исходя из данного определения, можно прийти к выводу, что человек в современном быстро меняющемся мире непременно должен быть всесторонне развитым, образованным и способным к самообучению, обладать навыками функциональной грамотности.                                                                        

Таким образом, развитие функциональной грамотности в начальном образовании является актуальной задачей педагога в настоящее время.





Слайд

Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:

коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной;

информационная грамотность - умение осуществлять поиск информации, используя различные источники: … (аудитория)

учебники, справочная литература, Интернет-ресурс, компакт-диски учебного содержания,

А также перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;

деятельностная грамотность - это проявление организационных умений (регулятивные УУД) и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.


Слайд

На концепции функциональной грамотности основаны международные оценочные исследования - оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов (TIMSS) и международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (PISA), которые оценивают способности обучающихся использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.

    В международном исследовании образовательных достижений учащихся PISA, которое с 2000 года трижды проходило более чем в сорока странах мира, российские школьники ни разу не поднялись выше 27-го места.


Слайд

Таким образом, результаты участия России в PISA показывают, что педагоги общеобразовательных школ дают сильные предметные знания, а вот умению самостоятельно выявлять проблему, находить способы ее решения, гибко реагировать на новые жизненные ситуации – то есть применять на практике полученные теоретические знания, опираясь при этом на собственный жизненный опыт, российских школьников не учат.

Слайд

Проблемы российского образования

Российские школьники резко уступают своим сверстникам во многих странах мира:

  • в умении работать с информацией;

  • в умении решать практические, социально- и личностно-значимые проблемы: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения;

  • в умении «увязывать» с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт.


Вот и встают перед учителем вопросы: как научить ребенка учиться, ориентироваться в большом объеме информации, работать с текстом? Как вызвать активную познавательную деятельность? Как вызвать положительное отношение к учебе? Как формировать функциональную грамотность? Что делать для того, чтобы каждый школьник стал функционально грамотной личностью?

Слайд

Функционально грамотная личность – это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. (А.А. Леонтьев, доктор психологических наук и доктор филологических наук, действительный член РАО)

ФГОС описывает функционально грамотную личность с помощью трёх групп результатов: предметных, метапредметных и личностных.

Слайд

- Для достижения предметных и метапредметных результатов, для выращивания ФГЛ существует два главных компонента:

1. Продуктивные творческие задания. Их выполнение способствует формированию метапредметных навыков и личностным достижениям.

2. Технологии деятельностного типа.

Они развивают регулятивные, коммуникативные и познавательные УУД, а также способствуют развитию личностных результатов.


- Как показывает практика, учителя чаще на своих уроках используют не продуктивные задания, а репродуктивные. Предлагаем вам обсудить следующие вопросы:

1. Какие задания относятся к репродуктивным заданиям, а какие к продуктивным.

2. В чём отличие репродуктивных и продуктивных заданий.

3. Практически поработаем с заданиями данных типов.

Слайд

Репродуктивные задания – это задания, результат выполнения которых (ответ на вопрос) содержится в учебнике в готовом, легко воспроизводимом виде. Они помогут получить предметные знания и умения.

Продуктивные задания – это задания, результат выполнения которых (ответ на вопрос) не содержится в учебнике в готовом, легко воспроизводимом виде, в тексте и иллюстрациях есть подсказки, помогающие их выполнить. Они часто проверяют, сможет ли ученик в жизни воспользоваться полученными знаниями, и поэтому они, как правило, более интересные.

Слайды (пример)

-УМК «Школа России» содержит в основном репродуктивные задания. Перед вами один из примеров.

Слайд

- Продуктивные в свою очередь могут быть устными и письменными.

К устным продуктивным заданиям можно отнести следующие задания:

-задай вопросы по теме урока,

-сформулируй тему урока, главную мысль, пункты плана урока,

-придумай научно-популярное название уроку,

-объясни тему урока товарищам как можно проще с примерами.


Письменные продуктивные задания:

-запиши слова на новое изучаемое правило,

-составь опорные сигналы (символа, схемы, таблицы, словаря опорных слов по данной теме),

- придумай метафоры, загадки, стихотворение, синквейн по теме,

- раскрой тему урока в форме сказки и т.д.


Слайд

- Существует алгоритм выполнения продуктивного задания:

  • 1 шаг. Сформулируй вопрос, ответ на который будешь искать (что надо сделать?).

  • 2 шаг. Вспомни всё, что ты знаешь об интересующем тебя объекте и найди нужную информацию, которой не хватает.

  • 3 шаг. Преобразуй информацию и сообрази, как следует ответить на твой вопрос (решить проблему).

  • 4 шаг. Сформулируй ответ на свой вопрос.


- Перейдём к практической работе.

- Каждому педагогу необходимо уметь корректно и лаконично, формулировать продуктивные задания.

Для этого рекомендуем использовать   речевые клише, озвучьте, пожалуйста, их.

Каким образом можно…использовать для…?

Что подразумевается под…?

На что похоже…?

Каким образом…связано с тем, что мы изучили ранее?

В чем разница между …и…?

Какой аргумент можно привести против…?

Что, на ваш взгляд, является причиной… и почему?

Чем вы можете аргументировать свой ответ?

Что случится, если…?

В чем сильные и слабые стороны…?

Что мы уже знаем о…?

Каким образом…влияет на…?

Объясните, почему…? Объясните, как…?

В чем смысл…? Почему важно…?

Чем похожи…и…?

Какой…является лучшим и почему?

Сравните … и … на основании…

Согласны ли вы с утверждением, что…?


Карточки с заданием

- Разделите задания на продуктивные и репродуктивные.

   *«Перечисли, чего в природе делать нельзя, можешь воспользоваться схемами».
   *«Представь, что ты с родителями выехал на отдых в лес. Рядом отдыхают другие семьи. За какие действия этих людей тебе было бы стыдно?»

* «Запиши имена собственные, подчеркни орфограмму».



* «Составь письменное поздравление своему другу с Днем рождения, не забудь подписать своё поздравление».

* «Что такое имя прилагательное?»

*«Почему имя прилагательное получило такое название?»  

*«Вычислите площадь прямоугольника со сторонами 6 м и 8 м».

*«Сколько линолеума (кв. м) потребуется для того, чтобы застелить пол класса, если размеры класса 6 м х 8 м».

*«Для новогодних подарков привезли 48 кг конфет. В пакетах было 12 кг конфет, в коробках в 3 раза меньше, чем в пакетах, а остальные конфеты были в ящиках. Сколько конфет было в ящиках?» 

*«Найдите в задаче лишние данные: «Для новогодних подарков привезли 48 кг конфет в двух коробках, трех пакетах и восьми ящиках. В пакетах было 12 кг конфет, в коробках в 3 раза меньше, чем в пакетах, а остальные конфеты были в ящиках. Сколько конфет было в ящиках?» Измените условие и решите задачу».


Слайд

Рекомендации по формированию функциональной грамотности

  1. Вместо оценки авторской предложить ученику оценить ситуацию самому.

  2. Связать задание с повседневным опытом ученика через жизненную ситуацию. Отрабатывать учебные алгоритмы на материале жизненных ситуаций.

  3. Перенести акцент с воспроизведения на анализ информации.

  4. Дать задание в паре или группе, распределив роли участников.


Слайд

- Приведём примеры продуктивных приёмов, используемых на различных этапах урока.

«Шаг за шагом» - ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала. («Снежный ком»)

«Да-нет», «Верите ли вы …»

«Корзина идей» - прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Позволяет выяснить всё, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. В корзину идей можно «сбрасывать» понятия, мнения, имена, факты, проблемы, имеющие отношение к теме.

«Лови ошибку». Учитель заранее подбирает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Тексты подбираются таких речевых жанров, которые актуальны для практики общения: письма, поздравления, инструкции, рассказы о жизни.   Задание содержит ошибки явные и скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал. «Толстые и тонкие вопросы».    Этот прием развивает умение задавать вопросы. «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие однословного ответа (репродуктивные). «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать (продуктивные).

Игра «Задай вопрос», «Ты мне, я тебе».



Примеры продуктивных домашних заданий:

1.Мини-проект: 1) оживи букву представить себе имя существительное и нарисовать его портрет; 2) написать сказку «Удивительное имя существительное».

2.Составьте «шпаргалку» / алгоритм / синквейн и т.п. по данной теме, которая поможет пропустившему урок разобраться в определении понятий «одушевлённое и неодушевлённое существительное».
 3.Подберите из интернет - источников небольшой текст, в котором встречаются имена прилагательные с изученной орфограммой. Запишите его, обозначьте изученную орфограмму.

Слайд

Пример техники активно-продуктивного чтения (переставленные буквы)


Слайд

Рефлексия

- Вернёмся к притче «Чайная церемония»

-Какие методические приёмы по формированию функциональной грамотности мы можем отметить в деятельности этого учителя?

  • самостоятельная работа по приобретению знаний (прочные знания)

  • «обучение в сотрудничестве» (как интерактивный метод)

  • значимость практических знаний (умение применять знания в жизни)


Давайте представим ФГЛ в виде яблони. Перед вами картинки, на которых изображены; дерево, яблоки, лейка, вода. Подумайте, как связаны эти картинки с темой нашего мастер-класса?

Дерево – функционально грамотная личность

Вода – педагогические технологии

Яблочки – ключевые компетенции

Лейка – учитель

Как каждому дереву нужны забота, увлажнение, тепло, свет, так и ученику, нужны познания. «Поливая» данное дерево, спланированной, обдуманной, гармоничной работой, учитель увидит плоды – прекрасные яблоки (ключевые компетенции). Для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием).

Слайд

Применение в педагогической деятельности современных образовательных технологии и использование на каждом уроке продуктивных заданий помогут развить предметные, метапредметные УУД и личностные результаты, что позволит сформировать функционально грамотную личность.

Слайд

На первых порах, пока школьники не освоили умение учиться, главная задача состоит не в том, чтобы всё открыли сами дети, а в том, чтобы они учились самостоятельно добывать знания хоть по чуть-чуть, но на каждом уроке.

«Хочешь накормить человека один раз –дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь –научи его рыбачить» (Конфуций)


«Чайная церемония»

(притча)


«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.

Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.

Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.

Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

- «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, –

с гордостью сказал первый ученик.

- «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник,» –

добавил второй.

- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник,»

подхватил третий.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.

Только последний ученик ничего не сказал.

Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило: «Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».

- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.

Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.






  

*«Перечисли, чего в природе делать нельзя, можешь воспользоваться схемами»


*«Сколько линолеума (кв. м) потребуется для того, чтобы застелить пол класса, если размеры класса 6 м х 8 м».

*«Представь, что ты с родителями выехал на отдых в лес. Рядом отдыхают другие семьи. За какие действия этих людей тебе было бы стыдно?»

*«Найдите в задаче лишние данные: «Для новогодних подарков привезли 48 кг конфет в двух коробках, трех пакетах и восьми ящиках. В пакетах было 12 кг конфет, в коробках в 3 раза меньше, чем в пакетах, а остальные конфеты были в ящиках. Сколько конфет было в ящиках?» Измените условие и решите задачу».


* «Запиши имена собственные, подчеркни орфограмму».


*«Для новогодних подарков привезли 48 кг конфет. В пакетах было 12 кг конфет, в коробках в 3 раза меньше, чем в пакетах, а остальные конфеты были в ящиках. Сколько конфет было в ящиках?» 


* «Что такое имя прилагательное?»



*«Вычислите площадь прямоугольника со сторонами 6 м и 8 м».


* «Составь письменное поздравление своему другу с Днем рождения, не забудь подписать своё поздравление».

*«Почему имя прилагательное получило такое название?»  




Каждому педагогу необходимо уметь корректно и лаконично, формулировать продуктивные задания. Для этого рекомендуем использовать   речевые клише.


Каким образом можно…использовать для…?

Что подразумевается под…?

На что похоже…?

Каким образом…связано с тем, что мы изучили ранее?

В чем разница между …и…?

Какой аргумент можно привести против…?

Что, на ваш взгляд, является причиной… и почему?

Чем вы можете аргументировать свой ответ?

Что случится, если…?

В чем сильные и слабые стороны…?

Что мы уже знаем о…?

Каким образом…влияет на…?

Объясните, почему…? Объясните, как…?

В чем смысл…? Почему важно…?

Чем похожи…и…?

Какой…является лучшим и почему?

Сравните … и … на основании…

Согласны ли вы с утверждением, что…


Продуктивные приёмы

  • «Шаг за шагом»

  • «Да-нет», «Верите ли вы…»

  • «Лови ошибку»

  • «Толстые и тонкие вопросы»

  • Игра «Задай вопрос», «Ты мне, я тебе»


Примеры продуктивных домашних заданий

  • Мини-проект: оживи букву, напиши букву;

  • Составь «шпаргалку», алгоритм, синквейн по теме;

  • Подбери из интернет-источника небольшой текст по теме.



Школа молодого педагога


«Проблемы формирования функциональной грамотности учащихся начальной школы и пути их решения»

«Развитие функциональной грамотности младших школьников»


Составители:

Антипина Е.А., Федотова Л.Ф.,

учителя МБОУ «Шалинская СОШ №45»


Функционально грамотная личность (ФГЛ)


предметные

результаты

метапредметные

результаты

личностные

результаты


Два главных компонента



продуктивные технологии

творческие деятельностного

задания типа


Продуктивные задания



устные письменные

-название урока;

-тема урока;

-вопрос по теме;

-главная мысль;

-пункт плана

-слова на новое правило;

-опорные сигналы;

-метафоры, загадки, стихотворения, синквейны


Формулировки продуктивных заданий

Каким образом можно…использовать для…?

Что подразумевается под…?

На что похоже…?

Каким образом…связано с тем, что мы изучили ранее?

В чем разница между …и…?

Какой аргумент можно привести против…?

Что, на ваш взгляд, является причиной… и почему?

Чем вы можете аргументировать свой ответ?

Что случится, если…?

В чем сильные и слабые стороны…?

Что мы уже знаем о…?

Каким образом…влияет на…?

Объясните, почему…? Объясните, как…?

В чем смысл…? Почему важно…?

Чем похожи…и…?

Какой…является лучшим и почему?

Сравните … и … на основании…

Согласны ли вы с утверждением, что…?

Алгоритм выполнения продуктивного задания:

  • 1 шаг. Сформулируй вопрос, ответ на который будешь искать (что надо сделать?).

  • 2 шаг. Вспомни всё, что ты знаешь об интересующем тебя объекте и найди нужную информацию, которой не хватает.

  • 3 шаг. Преобразуй информацию и сообрази, как следует ответить на твой вопрос (решить проблему).

  • 4 шаг. Сформулируй ответ на свой вопрос.

(Регулятивные, познавательные, личностные, коммуникативные)


Рекомендации по формированию функциональной грамотности

1. Вместо оценки авторской предложить ученику оценить ситуацию самому.

2. Связать задание с повседневным опытом ученика через жизненную ситуацию. Отрабатывать учебные алгоритмы на материале жизненных ситуаций.

3. Перенести акцент с воспроизведения на анализ информации.

4. Дать задание в паре или группе, распределив роли участников.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!