Инструкционная карта №3
Тақырыбы/ Тема: «Функция. Способы задания функции. График функции. Обратная функция.»
Мақсаты/ Цель:
1. Познакомить учащихся с понятием функции, ее способами задания функции, понятием графика функции и понятием обратной функции. Нахождением области определения функции.
2. При решении упражнений, развивать у учащихся умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, обучить умению рационально находить правильное решение изучаемого вопроса.
3. Развивать самостоятельность и рациональность при решении упражнений, развивать логику мышления.
Теоретический материал:
Определение. Правило, или закономерность, при котором каждому значению х из множества Х соответствует единственное значение у из множества Y, называется функцией. Обозначение: . Функция считается заданной, если указаны:
область определения ;
правило, или закономерность, между значениями х и у;
множество значений .
Графиком функции y = f(x) называется множество всех точек плоскости Oxy , для каждой из которых x является значением аргумента, а y – соответствующим значением функции.
Чтобы задать функцию y = f(x), необходимо указать правило, позволяющее, зная x , находить соответствующее значение y.
Наиболее часто встречаются три способа задания функции: аналитический, табличный, графический.
Аналитический способ: функция задается в виде одной или нескольких формул или уравнений.
Если область определения функции y = f(x) не указана, то предполагается, что она совпадает с множеством всех значений аргумента, при которых соответствующая формула имеет смысл.
Аналитический способ задания функции является наиболее совершенным, так как к нему приложены методы математического анализа, позволяющие полностью исследовать функцию y = f(x).
Графический способ: задается график функции.
Преимуществом графического задания является его наглядность, недостатком – его неточность.
Табличный способ: функция задается таблицей ряда значений аргумента и соответствующих значений функции. Например, известные таблицы значений тригонометрических функций, логарифмические таблицы.
Пример 1
Рассмотрим функцию
Рассмотрим теперь область определения. Извлечь квадратный корень из выражения (х - 2) можно, только если эта величина неотрицательная, т. е. х - 2 ≥ 0 или х ≥ 2. Находим
Пример 2
Рациональная функция определена при х - 2 ≠ 0, т. е. x ≠ 2. Поэтому область определения данной функции - множество всех не равных 2 действительных чисел, т. е. объединение интервалов (-∞; 2) и (2; ∞).
Возвращаясь к примеру, можно записать:
Пример 3
Найдем область определения дробно-рациональной функции:
Знаменатели дробей обращаются в нуль при х = 2, х = 1 и х = -3. Поэтому область определения данной функции
Пример 4
Найти область определения функции у = х2 +2х – 5
Если функция задана в виде многочлена, то ее значение можно вычислить при любом значении аргумента, следовательно, D (у) = R
Четность и нечетность функций.
Функция f называется четной, если для любого х из её области определения выполняется равенство f(-x) = f(x).
Функция f называется нечетной, если для любого х из её области определения выполняется равенство f(-x) = -f(x).
Понятие об обратной функции
Если функция y=f(x) такова, что для любого ее значения yo уравнение f(x)=yo имеет относительно х единственный корень, то говорят, что функция f обратима. Если функция y=f(x) определена и возрастает (убывает) на промежутке Х и областью ее значений является промежуток Y, то у нее существует обратная функция, причем обратная функция определена и возрастает(убывает) на Y. Таким образом, чтобы построить график функции, обратной к функции y=f(x), надо график функции y=f(x) подвергнуть преобразованию симметрии относительно прямой y=x. |
Пример
Для функции у = 2х - 4 найдем обратную функцию: у + 4 = 2х, откуда х = 1/2у + 2. Введем переобозначения х ↔ у и запишем обратную функцию в виде у = 1/2х + 2. Таким образом, для функции f(х) = 2х – 4 обратная функция f-1(x) = 1/2х + 2. Построим графики этих функций. Видно, что графики симметричны относительной прямой у = х.
Практическая часть:
1 вариант | 2 вариант | 3 вариант | 4 вариант |
Найти область определения функции: 1. у=х3-3х2+2х-6; 2. у=; 3. у=. | Найти область определения функции: 1. у=2х3-5х2+7х-1; 2. у=; 3. у=. | Найти область определения функции: 1. у=-х3+х2-7х-34; 2. у=; 3. у=. | Найти область определения функции: 1. у=-4х3-14х2+2х-100; 2. у=; 3. у=. |
Какие функции являются четными (нечетными): 1. у=3; 2. у=; 3. у= . | Какие функции являются четными (нечетными): 1. у=4; 2. у=; 3. у= . | Какие функции являются четными (нечетными): 1. у=; 2. у=; 3. у= . | Какие функции являются четными (нечетными): 1. у=-; 2. у=; 3. у=х(5- . |
Начертите эскиз графика функции f: f – четная функция, хmax=-3, хmin=0, f(-3)=4, f(0)=0. | Начертите эскиз графика функции f: f – нечетная функция, хmax=2, хmin=5, f(2)=3, f(5)=-4. | Начертите эскиз графика функции f: f – четная функция, хmax=0, хmin=4, f(4)=-2, f(0)=2. | Начертите эскиз графика функции f: f – нечетная функция, хmax=-1, хmin=-4, f(-4)=-3, f(-1)=1. |
Найти обратную функцию к заданной функции: у=3х-7 | Найти обратную функцию к заданной функции: у=6-2х | Найти обратную функцию к заданной функции: у = | Найти обратную функцию к заданной функции: у=х2+1,х |
Контрольные вопросы:
Что такое числовая функция?
Какое множество соответствует области определения функции?
Назовите способы задания функции?
Дайте определение четной (нечетной) функции.
Всякой ли функции можно найти обратную функцию?