СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фрагмент урока в 7 классе по теме: «Функция»

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фрагмент урока  в 7 классе по теме:

 «Функция»

Просмотр содержимого документа
«Фрагмент урока в 7 классе по теме: «Функция»»

Фрагмент урока в 7 классе по теме:

«Функция»



Цель: формирование представления о функции, как математической модели описания реальных процессов

Тип урока: изучение нового материала

Задачи:

личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; проявляют самостоятельность, личную ответственность.

регулятивные: формулируют учебную задачу урока; контролируют свою деятельность и деятельность партнеров в группе и паре; корректируют свои действия, оценивают собственную деятельность – выделяют и осознают то, что уже усвоено, и то, что еще нужно усвоить; способны к саморегуляции.

познавательные: формулируют познавательную цель; выделяют необходимую информацию, структурируют знания; анализируют, сравнивают; устанавливают причинно-следственные связи; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление.

коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнеров; достаточно полно и четко выражают свои мысли; стремятся развивать навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; уважают всех участников группы, при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов.

Цели урока (триед):

Образовательные: научить решать задачи; сформировать познавательный интерес  к математике.

Развивающие: развить познавательные процессы (особенно, внимание, восприятие, мышление); развить эмоциональную сферу; развить коммуникативные умения развить мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация и другие)

Воспитательные: воспитать умение слушать; воспитание умения работать в парах и в группе;

Трудовые действия учителя:

-Формирование способности к логическому рассуждению и коммуникации, установки на использование этой способности, на ее ценность

-Формирование способности к постижению основ математических моделей реального объекта или процесса, готовности к применению моделирования для построения объектов и процессов, определения или предсказания их свойств

-Формирование конкретных знаний, умений и навыков в области математики и информатики

-Формирование внутренней (мысленной) модели математической ситуации (включая пространственный образ)

-Формирование у обучающихся умения проверять математическое доказательство, приводить опровергающий пример

- Формирование у обучающихся умения выделять подзадачи в задаче, перебирать возможные варианты объектов и действий

- Формирование у обучающихся умения пользоваться заданной математической моделью, в частности, формулой, геометрической конфигурацией, алгоритмом, оценивать возможный результат моделирования (например – вычисления)

-Формирование материальной и информационной образовательной среды, содействующей развитию математических способностей каждого ребенка и реализующей принципы современной педагогики



Этапы:

Последовательность и длительность этапов урока:

Этап

Продолжительность

Организационный момент

3 мин

Актуализация ранее усвоенных знаний

8-10 мин

Этап усвоения новых знаний и способов действий

20 мин

Этап применения знаний и способов действий

8 мин

Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий

3 мин

Этап информации о домашнем задании


2 мин







Фрагмент урока (Этап усвоения новых знаний и способов действий)

Задачи этапа:

1.Обеспечить вос­приятие, осмыс­ление и первичное закрепление уч-ся изучаемого мате­риала:

-существенных признаков поня­тий, знаков, тео­рий и др.;

-правил и постро­енных на их ос­нове алгоритмов.

2.Содействовать усвоению уч-ся способов, которые привели к опреде­ленному выводу (обобщению)

3.Создать содер­жательные и орга­низационные ус­ловия усвоения уч-ся методики воспроизведения изучаемого мате­риала















Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Рассмотрение подводящей задачи


Учитель дает задание :Построить в одной системе координат графики функций у = 2х и у = – 3х.

Что особенного в этих графиках?

Чем они отличаются?


Строят график, отвечают на вопросы учителя

2.Введение определения функции.

Задание функции формулой


Давайте сформулируем определение

Линейная функция – это функция, которую можно задать формулой

y = kx + b,

 где x – независимая переменная, k и b – некоторые числа.

Вместо «k» и «b» могут стоять любые числа (положительные, отрицательные или дроби).


Другими словами, можно сказать, что «y = kx + b» — это семейство всевозможных функций, где вместо «k» и «b» стоят числа.

Записывают определение





3.Построение графика функции

Графиком линейной функции y = kx + b является прямая.


Рассмотрим первый пример -  линейную функцию y = 0,5x − 2 . 

 

Здесь k = 0,5  и b = - 2 

Для построения любой прямой необходимо знать две точки, найдем их:

y = 0,5x − 2 Тогда:

если x = 0, то y = −2; точка пересечения с осью ординат

если x = 2, то y = −1;

если x = 4, то y = 0  точка пересечения с осью абсцисс


Точки пересечения с осями координат находят:

Ox: Ордината любой точки, принадлежащей оси ОХ равна нулю

y = kx + b = 0, x = -b/k, следовательно (-b/k; 0) – точка пересечения с осью абсцисс.

Oy: Абсцисса любой точки, принадлежащей оси ОY равна нулю. 

y = 0k + b = b, следовательно (0; b) – точка пересечения с осью ординат.


Чтобы построить график данной функции, нам нужны координаты двух точек, принадлежащих графику функции.

Построим на координатной плоскости xOy точки (0; −2) и (4;0) и проведём через них прямую.




Рассмотрим второй  пример - линейную функцию y = −2x + 1

если x = 0, то y = 1;  точка пересечения с осью ординат

если x = -3, то y = 2;

если x = 7, то y = -3 и т.д.

Построим на координатной плоскости xOy точки (−3;7) и (2;−3) и

проведём через них прямую.



В уравнении функции  y = kx + b коэффициент k отвечает за наклон графика функции:

если k0, то график наклонен вправо. Причем, чем больше значение k, тем круче идет прямая.

если k


Коэффициент b отвечает за сдвиг графика вдоль оси OY:

если b0, то график функции y = kx + b получается из графика функции y = kx сдвигом на b единиц вверх вдоль оси OY

если b


Геометрический смысл коэффициента b – длина отрезка, который отсекает прямая по оси Oy, считая от начала координат.

Геометрический смысл коэффициента k – угол наклона прямой к положительному направлению оси Ox, считается против часовой стрелки.



Строят график






































4. Исследование свойств функции

Давайте попробуем ,глядя на графики, сформулировать свойства линейной функции:


1) Область определения линейной функции есть вся вещественная ось;


2) Если k ≠ 0, то область значений линейной функции есть вся вещественная ось. Если k = 0, то область значений линейной функции состоит из числа b;


3) Четность и нечетность линейной функции зависят от значений коэффициентов k и b.


a) b ≠ 0, k = 0, следовательно, y = b – четная;


b) b = 0, k ≠ 0, следовательно y = kx – нечетная;


c) b ≠ 0, k ≠ 0, следовательно y = kx + b – функция общего вида;


d) b = 0, k = 0, следовательно y = 0 – как четная, так и нечетная функция.


4) Свойством периодичности линейная функция не обладает;


5) Точки пересечения с осями координат:


Ox: y = kx + b = 0, x =  -b/k, следовательно (-b/k; 0) – точка пересечения с осью абсцисс.


Oy: y = 0k + b = b, следовательно (0; b) – точка пересечения с осью ординат.


Замечание.Если b = 0 и k = 0, то функция y = 0 обращается в ноль при любом значении переменной х. Если b ≠ 0 и k = 0, то функция y = b не обращается в ноль ни при каких значениях переменной х.


6) Промежутки знакопостоянства зависят от коэффициента k.


a) k 0; kx + b 0, kx -b, x -b/k.


y = kx + b – положительна при x из (-b/k; +∞),


y = kx + b – отрицательна при x из (-∞; -b/k).


b) k


y = kx + b – положительна при x из (-∞; -b/k),


y = kx + b – отрицательна при x из (-b/k; +∞).


c) k = 0, b 0; y = kx + b положительна на всей области определения,


k = 0, b


7) Промежутки монотонности линейной функции зависят от коэффициента k.


k 0, следовательно y = kx + b возрастает на всей области определения,


k


8) Графиком линейной функции является прямая. Для построения прямой достаточно знать две точки. Положение прямой на координатной плоскости зависит от значений коэффициентов k и b



Формулируют определения, записывают свойства

5. Первичное закрепление определения, свойств функции посредством упражнений


  1. Начертите графики функций: f1(x)=1−x, f2(x)=12x+3, f3(x)=2x−4.

  2. На рисунке построены графики функций: f1(x)=2−3x, f2(x)=12x−2, f3(x)=−2x−4. Сопоставьте прямые и соответствующие функции.

Ответы. Ответ к первому представлен на рисунке

Ответ:
прямые 1 2 3

функции f3(x) f1(x) f2(x)



Выполняют задания учителя






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!