Фрагмент урока в 7 классе по теме:
«Функция»
Цель: формирование представления о функции, как математической модели описания реальных процессов
Тип урока: изучение нового материала
Задачи:
личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; проявляют самостоятельность, личную ответственность.
регулятивные: формулируют учебную задачу урока; контролируют свою деятельность и деятельность партнеров в группе и паре; корректируют свои действия, оценивают собственную деятельность – выделяют и осознают то, что уже усвоено, и то, что еще нужно усвоить; способны к саморегуляции.
познавательные: формулируют познавательную цель; выделяют необходимую информацию, структурируют знания; анализируют, сравнивают; устанавливают причинно-следственные связи; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление.
коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнеров; достаточно полно и четко выражают свои мысли; стремятся развивать навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; уважают всех участников группы, при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов.
Цели урока (триед):
Образовательные: научить решать задачи; сформировать познавательный интерес к математике.
Развивающие: развить познавательные процессы (особенно, внимание, восприятие, мышление); развить эмоциональную сферу; развить коммуникативные умения развить мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация и другие)
Воспитательные: воспитать умение слушать; воспитание умения работать в парах и в группе;
Трудовые действия учителя:
-Формирование способности к логическому рассуждению и коммуникации, установки на использование этой способности, на ее ценность
-Формирование способности к постижению основ математических моделей реального объекта или процесса, готовности к применению моделирования для построения объектов и процессов, определения или предсказания их свойств
-Формирование конкретных знаний, умений и навыков в области математики и информатики
-Формирование внутренней (мысленной) модели математической ситуации (включая пространственный образ)
-Формирование у обучающихся умения проверять математическое доказательство, приводить опровергающий пример
- Формирование у обучающихся умения выделять подзадачи в задаче, перебирать возможные варианты объектов и действий
- Формирование у обучающихся умения пользоваться заданной математической моделью, в частности, формулой, геометрической конфигурацией, алгоритмом, оценивать возможный результат моделирования (например – вычисления)
-Формирование материальной и информационной образовательной среды, содействующей развитию математических способностей каждого ребенка и реализующей принципы современной педагогики
Этапы:
Последовательность и длительность этапов урока:
Этап | Продолжительность |
Организационный момент | 3 мин |
Актуализация ранее усвоенных знаний | 8-10 мин |
Этап усвоения новых знаний и способов действий | 20 мин |
Этап применения знаний и способов действий | 8 мин |
Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий | 3 мин |
Этап информации о домашнем задании | 2 мин |
Фрагмент урока (Этап усвоения новых знаний и способов действий)
Задачи этапа:
1.Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление уч-ся изучаемого материала:
-существенных признаков понятий, знаков, теорий и др.;
-правил и построенных на их основе алгоритмов.
2.Содействовать усвоению уч-ся способов, которые привели к определенному выводу (обобщению)
3.Создать содержательные и организационные условия усвоения уч-ся методики воспроизведения изучаемого материала
Этап | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Рассмотрение подводящей задачи | Учитель дает задание :Построить в одной системе координат графики функций у = 2х и у = – 3х. Что особенного в этих графиках? Чем они отличаются? | Строят график, отвечают на вопросы учителя |
2.Введение определения функции. Задание функции формулой | Давайте сформулируем определение Линейная функция – это функция, которую можно задать формулой y = kx + b, где x – независимая переменная, k и b – некоторые числа. Вместо «k» и «b» могут стоять любые числа (положительные, отрицательные или дроби). Другими словами, можно сказать, что «y = kx + b» — это семейство всевозможных функций, где вместо «k» и «b» стоят числа. | Записывают определение |
3.Построение графика функции | Графиком линейной функции y = kx + b является прямая. Рассмотрим первый пример - линейную функцию y = 0,5x − 2 . Здесь k = 0,5 и b = - 2
Для построения любой прямой необходимо знать две точки, найдем их: y = 0,5x − 2 Тогда: если x = 0, то y = −2; точка пересечения с осью ординат если x = 2, то y = −1; если x = 4, то y = 0 точка пересечения с осью абсцисс Точки пересечения с осями координат находят: Ox: Ордината любой точки, принадлежащей оси ОХ равна нулю y = kx + b = 0, x = -b/k, следовательно (-b/k; 0) – точка пересечения с осью абсцисс. Oy: Абсцисса любой точки, принадлежащей оси ОY равна нулю. y = 0k + b = b, следовательно (0; b) – точка пересечения с осью ординат. Чтобы построить график данной функции, нам нужны координаты двух точек, принадлежащих графику функции. Построим на координатной плоскости xOy точки (0; −2) и (4;0) и проведём через них прямую. Рассмотрим второй пример - линейную функцию y = −2x + 1 если x = 0, то y = 1; точка пересечения с осью ординат если x = -3, то y = 2; если x = 7, то y = -3 и т.д. Построим на координатной плоскости xOy точки (−3;7) и (2;−3) и проведём через них прямую. В уравнении функции y = kx + b коэффициент k отвечает за наклон графика функции: если k0, то график наклонен вправо. Причем, чем больше значение k, тем круче идет прямая. если k Коэффициент b отвечает за сдвиг графика вдоль оси OY: если b0, то график функции y = kx + b получается из графика функции y = kx сдвигом на b единиц вверх вдоль оси OY если b Геометрический смысл коэффициента b – длина отрезка, который отсекает прямая по оси Oy, считая от начала координат. Геометрический смысл коэффициента k – угол наклона прямой к положительному направлению оси Ox, считается против часовой стрелки. | Строят график |
4. Исследование свойств функции | Давайте попробуем ,глядя на графики, сформулировать свойства линейной функции: 1) Область определения линейной функции есть вся вещественная ось; 2) Если k ≠ 0, то область значений линейной функции есть вся вещественная ось. Если k = 0, то область значений линейной функции состоит из числа b; 3) Четность и нечетность линейной функции зависят от значений коэффициентов k и b. a) b ≠ 0, k = 0, следовательно, y = b – четная; b) b = 0, k ≠ 0, следовательно y = kx – нечетная; c) b ≠ 0, k ≠ 0, следовательно y = kx + b – функция общего вида; d) b = 0, k = 0, следовательно y = 0 – как четная, так и нечетная функция. 4) Свойством периодичности линейная функция не обладает; 5) Точки пересечения с осями координат: Ox: y = kx + b = 0, x = -b/k, следовательно (-b/k; 0) – точка пересечения с осью абсцисс. Oy: y = 0k + b = b, следовательно (0; b) – точка пересечения с осью ординат. Замечание.Если b = 0 и k = 0, то функция y = 0 обращается в ноль при любом значении переменной х. Если b ≠ 0 и k = 0, то функция y = b не обращается в ноль ни при каких значениях переменной х. 6) Промежутки знакопостоянства зависят от коэффициента k. a) k 0; kx + b 0, kx -b, x -b/k. y = kx + b – положительна при x из (-b/k; +∞), y = kx + b – отрицательна при x из (-∞; -b/k). b) k y = kx + b – положительна при x из (-∞; -b/k), y = kx + b – отрицательна при x из (-b/k; +∞). c) k = 0, b 0; y = kx + b положительна на всей области определения, k = 0, b 7) Промежутки монотонности линейной функции зависят от коэффициента k. k 0, следовательно y = kx + b возрастает на всей области определения, k 8) Графиком линейной функции является прямая. Для построения прямой достаточно знать две точки. Положение прямой на координатной плоскости зависит от значений коэффициентов k и b | Формулируют определения, записывают свойства |
5. Первичное закрепление определения, свойств функции посредством упражнений | Начертите графики функций: f1(x)=1−x, f2(x)=12x+3, f3(x)=2x−4. На рисунке построены графики функций: f1(x)=2−3x, f2(x)=12x−2, f3(x)=−2x−4. Сопоставьте прямые и соответствующие функции. Ответы. Ответ к первому представлен на рисунке Ответ: прямые 1 2 3 функции f3(x) f1(x) f2(x) | Выполняют задания учителя |