СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фрагмент урока "Второстепенные члены предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Второстепенные члены предложения

Цель урока: определить роль  второстепенных членов в предложении; вспомнить известные ранее сведения о второстепенных членах предложения

Просмотр содержимого документа
«Фрагмент урока "Второстепенные члены предложения"»

Фрагмент урока русского языка в 8 классе

Тема: Второстепенные члены предложения

Цель урока: определить роль второстепенных членов в предложении; вспомнить известные ранее сведения о второстепенных членах предложения

Задачи:

  • Закрепить знания о второстепенных членах предложения.

  • Отработать навык выделения ВЧ в предложении.

  • Определить значимость изучаемого материала.

  • Воспитывать навык самостоятельной работы, навык самоконтроля, навык работы в группах.

  • Воспитывать интерес к изучаемому материалу.

  • Развивать умение выполнять творческие проекты.

  • Развивать память, речь.


Ход урока

1. Организационный момент. Психологический настрой на урок.

2. Подготовка к восприятию изученного материала. Обобщение, повторение и закрепление.

- Здравствуйте, ребята! Я вижу у вас сегодня хорошее настроение. Желаю, чтобы оно длилось на протяжении всего урока.

- Ребята, я предлагаю вам рассмотреть картину осеннего леса и понаблюдать за его красотой. И начнем мы с двух предложений. Послушайте их внимательно и подумайте, что в них общего и чем они отличаются?

Лес стоит. Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

И.А. Бунин «Листопад»


(В первом предложении одна грамматическая основа, второе предложение – распространенное).

- Какое предложение помогает нам представить картину леса осенью? (Второе.)

- Какие члены предложения дают возможность увидеть лес в осеннем наряде? (Второстепенные.)


3. Мотивация учебной деятельности.

- Как вы уже догадались, тема нашего урока: “Второстепенные члены предложения”

- Кто поставит цель нашего урока? (Дети отвечают)

  • определить роль второстепенных членов в предложении,   

  • вспомнить известные ранее сведения о второстепенных членах предложения

- Ребята, а стоит ли изучать второстепенные члены предложения? Нужны ли они в речи, в жизни?

Как вы думаете? Перед вами лежат карточки, выберете ответ.

Есть те, кто считает, что нужны второстепенные члены предложения? А те, кто считает, что не нужны? Мы видим, что мнения по данному вопросу разделились. (Если мнение у всех одинаковое, то можно задать другой вопрос: кто может дать полный ответ, зачем нужны второстепенные члены предложения?)

- Чтобы разобраться в этом вопросе, я предлагаю вам провести лингвистический эксперимент.

Вот перед нами вариант стихотворения:

Ночевала тучка.
Она умчалась;
Но остался след.
Он стоит, задумался,
И плачет он.



Что напоминает вам этот текст? Кто автор стихотворения? (Стихотворение «Ночевала тучка золотая…» М.Ю.Лермонтова)

- Какое впечатление производит этот текст? Почему? А чего не хватает в нем?

Прочитаем текст, который создал М.Ю.Лермонтов

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана.
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

- Что изменилось? А какое впечатление производит этот текст? Правильно, возникает целостная картина. Мы воспринимаем её всеми органами чувств. Продолжите предложения:

Мы видим …
Мы слышим …
Мы ощущаем …

- Благодаря чему возникает целостная картина, полный образ?



4. Систематизация знаний по теме

- Давайте найдем в этом тексте второстепенные члены предложения. (Листочки с текстами у каждого учащегося находятся на парте).

(Самостоятельная работа учащихся).

Проверьте, правильно ли вы нашли требуемые второстепенные члены предложения. (Самопроверка по тексту на слайде). Кто выполнил все верно, поднимает карточку «Да», у кого были ошибки «Нет»

- Какого члена предложения нет в этом тексте? (Дополнения) В этом мастерство поэта: нет дополнения, а значит, действия героев не переходит на предмет, ещё больше подчёркивая их одиночество.



Вывод: Какого стиля текст мы проанализировали? Какова роль в нём второстепенных членов предложения? (Второстепенные члены предложения в художественном стиле помогают нарисовать целостную картину, создать полный образ).



5. Защита проектов

Ребята, вы активно работаете по теме урока, и это значит, что вы плодотворно потрудились над опережающим домашним заданием: творческим проектом на тему «Второстепенные члены предложения».


Ребята, скажите, какой основной вопрос вы должны были раскрыть, работая над проектом: какова роль второстепенных членов в предложении?


Вы разделились на три группы,

Какие ставились перед каждой группой учебные вопросы:


Что называется дополнением?

Что называется определением?

Что называется обстоятельством?

1 группа создает рекламу для определения

2 группа сочиняет частушки о дополнении

3 группа пишет стихи об обстоятельстве

Выступление групп.



6. Закрепление изученного.

А теперь давайте используем знания, полученные вами в ходе урока и выполнения проекта для заполнения «Грамматического лото»



На доске располагается таблица



Второстепенный член предложения

Что обозначает?

На какие вопросы отвечает?

Способ выражения

Дополнение

 

 

 

Определение

 

 

 

Обстоятельство

 

 

 

Такие же таблицы находятся на каждой парте у учащихся. Рядом находятся карточки с ответами

Пример карточек для заполнения строки о дополнении:

На вопросы косвенных
падежей

    

Прямые и косвенные

    

  • Существительным

  • Местоимением

Реже – наречием, числительным,
неопределённой формой глагола,
синтаксически неделимым
словосочетанием

- У вас на партах находятся таблицы «Второстепенные члены предложения» и карточки. Распределите соответствующие карточки в ячейки этой таблицы. (2 ученика выполняют подобную работу на доске).

- Проверим, правильно ли мы сложили лото. Смотрим на первую строчку. Всё ли верно? Сформулируйте правильный ответ на вопрос «Что такое дополнение?» Проверьте вторую строку. Что такое определение? Проверьте третью строку. Дайте определение обстоятельства.

Я вижу, что теоретический материал по теме вы хорошо знаете.


7. Подведение итогов урока.

Итак, давайте подведём итоги урока.

- Для чего нужны ВЧП? (ВЧП поясняют, уточняют, дополняют, распространяют как главные, так и второстепенные члены; помогают более полно и точно описывать предметы и явления окружающей действительности; обогащают нашу речь)

- Какие ВЧП вы знаете? Как их отличить? (дополнение, определение, обстоятельство; ВЧП можно отличить по вопросам, которые мы задаём от определяемого слова)
- Какова была цель урока? (вспомнить сведения о ВЧП, изученные в курсе 5–7-х классов)
- Мы достигли поставленной цели? (да)



- Спасибо вам за урок! Желаю вам успехов в учебе и в изучении русского языка!













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!