Фрагмент урока по работе с иллюстрацией Гайфулиной Марины Степановны
Тема урока: «Как христианство пришло на Русь»
Цель работы с иллюстрацией: показать значимость Крещения Руси князем Владимиром, помочь учащимся осмыслить факт Крещения Руси, принятия православия и осознать сущность взаимосвязи культуры и религии (православия).
Задачи работы с иллюстрацией:
Развивать у учащихся интерес к культуре своей страны, мотивацию к изучению православной культуры, обогащение словаря учащихся.
Развивать у детей навык и умение работать с иллюстративным материалом
Работа с иллюстративным материалом – иллюстрацией В.М. Васнецова «Крещение Руси»
Вопросы и задания к иллюстрации:
Что вы видите на картине В.М. Васнецова?
(князя Владимира и священников с крестом и иконами;
князь стоит с распростертыми к небу руками;
священник читает Библию;
священник прикладывает руку к головам людей.)
Что происходит на картине?
(На картине мы видим Крещение людей)
Что позволяет Вам сделать такой вывод?
(Люди находятся в воде, а священник их крестит;
другой священник держит в руках Библию;
рядом с князем Владимиром священнослужитель держит крест)
Как вы думаете, на картине изображено явление или событие? То, что происходит на картине - частое или единичное явление?
(Конечно же, событие. Крещение Руси - это важное событие. Такие события происходят редко)
Как расположены фигуры на картине: поодиночке, группами, строем? Как вы думаете, почему?
(Герои расположены и группами и строем;
Князь Владимир и его дружина в окружении монахов;
Хор певцов;
Люди в воде, принимающие Крещение: старики, молодежь, дети, женщины, мужчины;
Сверху ангелы на облаке, от которого расходятся лучи Божьей благодати;
Это очень важное событие в жизни людей)
Как изображены действующие лица?
(В центре князь Владимир , вокруг него священники;
На князе дорогая одежда с золотой вышивкой. Он стоит на расшитом ковре и простирает руки к небу. Наверное, он просит у Бога милости для своего народа;
На переднем плане люди в воде, которых крестит пожилой священник;
На заднем плане очень много людей, которые ждут своей очереди;
Священники держат деревянный крест и икону и помогают князю крестить народ;
В воде мы видим усталых и измученных людей, которых князь крестит;
Пожилой священник радостно проводит обряд Крещения)
Рассмотрите портрет главного героя картины. Какие черты характера героя и особенности его облика подчеркнул художник?
(Лицо князя Владимира решительное и сосредоточенное;
Князь как будто в своих блестящих одеждах излучает свет;
Князь сам принял новую веру – православную, и хочет, чтобы его народ тоже стал православным)
Какими деталями одежды художник передает национальную и религиозную принадлежность изображенных персонажей?
(На князе дорогая одежда с золотой сверкающей вышивкой. Видно, что он – князь;
Рядом с ним священники в белой монашеской одежде)
Как художник передал эмоциональную и смысловую суть изображаемой сцены?
(Князь стоит на возвышении, покрытом дорогим узорчатым ковром. Это подчеркивает важность происходящего;
Художник показал важность события эмоциями на лицах героев картины)
Как бы вы назвали эту картину?
(Крещение Руси;
Крещение Руси князем Владимиром;
Крещение русского народа)
Какие эмоции вызвала данная картина у Вас?
(Радостные. Князь Владимир и священники рады, что русский народ принимает новую веру;
Непонятные. На лицах простых людей страх и боязнь. Люди боятся Крещения;
Но люди все равно стремятся к новой вере, которую принял князь Владимир и сейчас должны принять они как Божью благодать;
На лицах людей недоверие, какое - то сомнение)
В чем ценность информации, которую несет в себе данное произведение живописи?
(Ангелы на облаках держат крест и радуются такому решению народа и их князя;
Теперь сам Бог будет защищать русский народ)
Подведение итогов анализа иллюстрации учителем:
Если я правильно вас поняла, то вы считаете, что картина В.М. Васнецова «Крещение Руси» помогает понять важность события, которое произошло много - много веков назад , и показывает, что Россия и русский народ находятся под покровительством и защитой высших Божьих сил.
А теперь поделитесь своими впечатлениями от увиденного на иллюстрации:
(метод незаконченного предложения).
Я был удивлен(а) тем, что ___________________________________________.
Мне понравилось, что ______________________________________________.
Для меня Крещение – это ___________________________________________.