СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ФОСы по русскому языку 4 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФОСы по русскому языку  для 4 класса .  Проверочные и контрольные работы по русскому языку .

Просмотр содержимого документа
«ФОСы по русскому языку 4 класс»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПЕТРОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»

БЕЛОГОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ







РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

на заседании МО Заместитель директора по УВР Директор школы

Протокол № 1 ________ З.Ш.Мухтерем

от 30.08. 2021 г. 30.08.2021 г. _________Т.З.Сеитвелиев Руководитель МО

________Э.Э.Эмирова Приказ №110 от 30.08.2021 г.





ФОНД
ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по русскому языку

4 класс

(ФГОС НОО)

2021 -2022 учебный год










Составитель:

Эмирова Э.Э.

учитель начальных классов





с. Петрово, 2021 г



Пояснительная записка.

Фонд оценочных средств (далее – ФОС) являются неотъемлемой частью нормативно методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы НОО и обеспечивает повышения качества образовательного процесса школы.

Проверочные работы по русскому языку предназначены для оценки достижения планируемых результатов содержательной линии обучения русскому языку (определение уровня усвоения опорной системы знаний и уровня овладения учебными действиями с языковым материалом) и носят рекомендательный характер; они могут быть использованы учителем и в качестве итогового контроля, и в качестве текущей проверки обученности школьников. Проверочные работы представлены такими видами, как диктанты, списывание, контрольное изложение, контрольное сочинение, тесты. Диктанты позволяют проверить умение учащихся применять изученные правила правописания (в объёме содержания курса), писать под диктовку предложенный текст. Проверять его, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. При диктовке слов с неизученными орфограммами учитель орфографически проговаривает или называет правильно букву-орфограмму в слове из «Слов для справок».

Материал для списывания (как вид орфографических упражнений) может быть предъявлен на интерактивной доске или на индивидуальных карточках. Этот вид работы поможет учителю проверить орфографическую зоркость детей при списывании, а также умение проводить самоконтроль. Списывание может проводиться без задания или с определенным видом заданий (по выбору учителя).

В разделе «Грамматические задания» представлены задания на определение изученных орфограмм в слове. Задания в тестовой форме предполагают выбор ответа (буквы или ряда букв, звука или ряда звуков, слога, слова или группы слов, предложения и др.) из ряда возможных, один или несколько из которых будут правильными. Выбранный ответ отмечается значком.

Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях. Проверочные работы по развитию речи представлены текстами для изложений и предполагают проверку владения учащимися речевыми умениями (умением оценивать употребление лексических и синтаксических средств в речи, использовать языковые средства при построении речевого высказывания, правильно строить словосочетания и предложения), проверку сформированности текстовых умений (умения определять тему и главную мысль текста, озаглавливать текст, выделять смысловые части в тексте, определять тип и стили речи, составлять план текста, логически правильно и последовательно воспроизводить текст, а также составлять свой текст и др.) все перечисленные умения в качестве частных входят в состав универсального учебного действия (УУД) – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме. Выполнение заданий требует также владения такими УУД, как восприятие и передача содержания текстов художественного и научного стилей, поиск и извлечение необходимой информации; понимание и адекватная оценка языковых средств.

Проверочные работы комплексного характера состоят из двух частей. Для выполнения заданий первой части потребуются формируемые на уроках русского языка и литературного чтения умения осмысленно работать с научно-познавательными текстами, выбирать предложения на определенную тему, подбирать к тексту заголовок. Объяснять значения слова и выражения, а также некоторые знания из мира окружающей среды. Вторая часть заданий направлена на проверку конкретных достижений обучающихся в ходе изучения разных разделов курса русского языка и может предполагать выбор учащимися заданий из ряда предложенных для самостоятельного выполнения.



ФОС используется для определения уровня образовательных достижений, их содержание соответствует реализуемым образовательным программам и составлен в соответствии с Положением о фонде оценочных средств



Критерии оценивания

Контроль за уровнем учебных достижений учащихся по русскому языку проводится в форме различных письменных работ: диктантов, контрольных списываний, словарных диктантов, грамматических заданий, изложений, сочинений, тестовых заданий.

Для проведения диктанта подбирается текст, включающий достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст диктанта включает слова на изученные правила. Если встречаются новые слова, они заранее записываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения. Тематику текста следует подбирать такую, которая была бы интересной детям. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением тех синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).

Формы организации проверочных работ (на усмотрение педагога):

  • диктант;

  • диктант с грамматическим заданием;

  • словарный диктант;

  • тест.



Проверка орфографических и пунктуационных умений (диктант)

Оценка «5» – нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (возможно одно исправление графического характера).

Оценка «4» – допущено 1 - 2 орфографические ошибки; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.

Оценка «3» – допущено 3 - 5 орфографических ошибок, работа написана небрежно.

Оценка «2» – допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.


Ошибкой в диктанте следует считать:

  • нарушение правил орфографии при написании слов;

  • пропуск и искажение букв в словах;

  • замену слов;

  • отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;

  • неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (изучаются в каждом классе).

За ошибку не считаются:

  • ошибки на разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались ранее;

  • единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;

  • единичный случай замены одного слова без искажения смысла;

  • неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило.

За одну ошибку в диктанте считаются:

  • два исправления;

  • две пунктуационные ошибки;

  • повторение ошибок в одном и том же слове;

  • 2 негрубые ошибки.


Негрубыми ошибками считаются следующие:

  • повторение одной и той же буквы в слове;

  • недописанное слово;

  • перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;

  • дважды записанное одно и то же слово в предложении.



Грамматическое задание

Для проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений проводится выполнение грамматических заданий. Задания данного вида могут проводиться отдельно от контрольного диктанта и контрольного списывания или проводиться после диктанта (не более 4 видов грамматических разборов). В таком случае выставляются 2 отметки: за диктант и задание по отдельности.

Оценка «5» - выполнено без ошибок.

Оценка «4» - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.

Оценка «2» - правильно выполнено менее 1/2 заданий.


Словарный диктант

Оценка «5» - выполнено без ошибок и исправлений.

Оценка «4» - допущена 1- 2 ошибки или 1 ошибка и 1-2 исправления.

Оценка «3» - допущены 2- 3 ошибки и 1 исправление.

Оценка «2» - допущено 4 и более ошибок.


Контрольное списывание

Контрольное списывание – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков.

Оценка «5» - выполнено без ошибок и исправлений.

Оценка «4» - допущены 1-2 исправления или 1 ошибка.

Оценка «3» - допущены 3-5 исправлений или 2 - 3 ошибки.

Оценка «2» - допущено 6 и более исправлений или 4 и более ошибок.


Изложение, сочинение

Для проверки формирования навыка письменной речи, умения понимать и передавать основное содержание текста проводятся изложения и сочинения.

Основными критериями оценки изложений и сочинений является полное, последовательное воспроизведение содержания авторского текста или составление собственного, правильное употребление слов и построение предложений, орфографическая грамотность. Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Количество слов в текстах на 15-20 больше, чем в диктанте.

Сочинения и изложения в начальной школе носят обучающий характер, поэтому отрицательная оценка не выставляется и в классный журнал не заносится. Рекомендуется оценивать изложение одной отметкой –только за содержание. Грамотность проверяется, но не оценивается, так как на начальном этапе формирования навыка связной письменной речи очень важно, чтобы дети сосредоточили все свое внимание на передаче содержания текста и его речевом оформлении.

Контрольное изложение и контрольное сочинение оценивается двумя отметками: за содержание и грамотность (5/4).

При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.


Оценка «5» ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

  • правильное и последовательное воспроизведение авторского текста;

  • логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок;

  • богатство словаря, правильность речевого оформления (допускается не более одной речевой неточности);

б) грамотность:

  • нет орфографических и пунктуационных ошибок;

  • допускается 1 -2 исправления.


Оценка «4» ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

  • достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;

  • имеются отдельные фактические и речевые неточности;

  • допускается не более 3 речевых недочетов, недочетов в содержании и построении текста.

б) грамотность:

  • 1-2 орфографические и 1- 2 пунктуационные ошибки, 1-2 исправления.


Оценка «3» ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

  • допущены некоторые отступления от авторского текста;

  • допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений;

  • беден словарь;

  • имеются речевые неточности;

  • есть недочёты в построении и употреблении слов (допускается не более 5 речевых недочетов в содержании и построении текста);

б) грамотность:

  • 3 – 5 орфографических ошибок и 3 пунктуационные ошибки, 1–2 исправления.

Оценка «2» ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

  • работа не соответствует теме;

  • имеются значительные отступления от авторской темы;

  • много фактических неточностей;

  • нарушена последовательность изложения мыслей;

  • во всех частях работы отсутствует связь между ними;

  • словарь беден;

  • более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении теста;

б) грамотность:

  • более 5 орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок, 3–5 исправлений.



Оценка «5» – нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (возможно одно исправление графического характера).

Оценка «4» – допущено 1 - 2 орфографические ошибки; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.

Оценка «3» – допущено 3 - 5 орфографических ошибок, работа написана небрежно.

Оценка «2» – допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.



Тесты

Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Оценки:

«5» – верно выполнено более 3/4 заданий.

«4» – верно выполнено 3/4 заданий.

«3» – верно выполнено 1/2 заданий.

«2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.
































План-график проведения контрольно-оценочных мероприятий

по РУССКОМУ ЯЗЫКУ


№ п/п

Контролируемые разделы (темы) предмета*

Наименование оценочного средства

Сроки проведения по КТП

план

факт

1

Повторение

Контрольная работа №1. Диктант по теме «Повторение»»

14.09


2

Предложение


Контрольная работа №2. Диктант по теме «Предложение»

28.09


3

Слово в языке и речи

Контрольная работа № 3 по теме «Слово в языке и речи». Тестовые задания

26.10


4

Имя существительное


Контрольный словарный диктант №1.

24.11


5

Имя существительное


Контрольное списывание №1

15.12


6

Имя существительное





Контрольная работа № 4. Диктант по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе»

28.12


7

Имя существительное



Контрольная работа №5 по теме «Имя существительное». Тестовые задания.

19.01


8

Имя прилагательное



Контрольное изложение по коллективно составленному плану

22.02


9



Имя прилагательное



Контрольная работа № 6. Диктант по теме: «Имя прилагательное»

03.03


10

Местоимение


Контрольная работа № 7. Диктант по теме «Местоимение»

15.03


11

Глагол




Контрольное сочинение по репродукции картины Н. К. Рериха «Заморские гости»

06.04


12

Глагол



Контрольный словарный диктант № 2.

26.04


13

Глагол




Контрольная работа № 8. Диктант по теме: «Глагол»

28.04


14

Глагол

Контрольное списывание № 2

05.05


15

Повторение


Итоговая контрольная работа № 8.

17.05


Примерный перечень оценочных средств


№ п/п

Наименование оценочного средства

Краткая характеристика оценочного средства

Представление оценочного средства в фонде

1

Итоговая контрольная работа

Средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме или разделу

Комплект контрольных заданий по вариантам

2

Контрольная работа. Диктант

Одна из основных форм проверки орфографи­ческой и пунктуационной грамотности.


Текст диктанта

3

Контрольная работа. Диктант с грамматическим заданием

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.


Тексты с заданиями

Поурочные разработки по  русскому языку к УМК В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого (Школа России) 4 класс


Контрольная работа. Тестовые задания

Система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося.

Тексты с заданиями

Поурочные разработки по  русскому языку к УМК В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого (Школа России) 4 класс


Словарный диктант

Средство для проверки умений воспринимать на слух слова, а затем воспроизводить их в письменном виде.

Текст для словарного диктанта

Контрольное списывание

Способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков ученика. Проверка умения списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Комплект учебных нормативов

Контрольное изложение

Средство, позволяющее проверить умение ученика пересказывать текст (устный или письменный), для развития речи учащихся, формирования и закрепления навыков стилистического построения и правописания.

Текст для изложения

Контрольное сочинение

Средство, позволяющее оценить умение обучающегося письменно излагать суть поставленной проблемы, самостоятельно проводить анализ этой проблемы, делать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

Комплект учебных нормативов







Контрольная работа №1.

Диктант по теме: «Повторение»


Методика проведения диктанта

Текст диктанта читается три раза.

  1. Целевая установка на аудирование:

−Учитель медленно и выразительно читает весь текст диктанта в соответствии с произносительными нормами русского языка. Чтение не должно быть орфографическим, «подсказывающим».

−Обучающиеся слушают.

−На данном этапе возможно выявление и объяснение лексического значения незнакомых обучающимся слов (целесообразно спросить у обучающихся, все ли слова им понятны).

  1. Целевая установка на письмо под диктовку

−Текст диктанта читается по отдельным предложениям. Учитель читает предложение. Обучающиеся слушают. Обучающиеся приступают к записи предложения только после того, как оно прочитано учителем до конца. Учитель диктует предложение для записи, при необходимости разделяя его на небольшие смысловые отрезки.

−Обучающиеся записывают.

−Диктуя предложение, учитель выдерживает равномерный темп, спокойный тон, предупреждая тем самым отставание в письме. При этом важно читать громко и внятно, четко произнося слова.

−Учитель может сообщить обучающимся о постановке неизученного пунктуационного знака в предложении, а также при диктовке слов с не изученными орфограммами использовать орфографическое проговаривание.

3. Целевая установка на самопроверку

− По окончании записи всего текста учитель читает его снова целиком от начала до конца, делая паузы между отдельными предложениями.

− Обучающиеся проверяют написанное.


Клюква

Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт летом, а собирают её поздно осенью. Самая сладкая клюква бывает весной, когда пролежит всю зиму в снегу. В начале апреля дети отправились на болото. Сначала дорога была широкая. Потом она превратилась в узкую тропу. Вдоль тропы стояли сухие травы. Можно долго ходить по болоту и не понять, что под ногами клюква. Ягоды прячутся в болотных кочках и не видны. Наклонился взять одну ягодку, а вытянул длинную зелёную ниточку с многими клюквинками. (80 сл.)

В основе оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.


Контрольная работа № 2. Диктант по теме «Предложение»

Трусиха.

Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не принимали. Валя была трусихой. А Андрюша умел только ползать.

Вдруг ребята услышали крики. Пёс Лохмач сорвался с цепи. Дети бросились врассыпную, только Андрюша остался на улице.

Валя кинулась к брату. Огромный пёс нёсся прямо на девочку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала.

Наперерез Лохмачу бежал сторож. Он схватил пса за ошейник и увёл.



Слова для справок: врассыпную, нёсся, заслонила, наперерез.

Грамматические задания:

1. Разобрать по членам предложения и указать части речи следующего предложения:

Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала.

2. Найти в тексте сложное предложение, обозначить его основы.


Контрольная работа № 3 по теме:

«Слово в языке и речи». Тестовые задания.


Вариант 1

1.Ст…ит жаркое лето. 2.Мы идем лесом, отдыхаем в т…нистой чаще осин, молодых берез. 3.Там дыш…м запахом трав. 4.Теплый в…терок быстро бежит по веточ…кам. 5.Летом л…сная опушка – самое в…селое место. 6.Весело жужж…т шмель. 7.Прол…тают птицы, проб…гают зв…рьки. 8.Пестрый ковер укрыл п…ля и луга. 9.Много р…боты у птиц. 10.Целый день носят они малышам пищ…. 11.Хорош… летние дни!

1. Внимательно прочитайте текст, озаглавьте его.

2. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Текст не списывать!

3.Предложение 4 разберите по членам, обозначьте части речи. В тексте!

4.Выписать 3 слова с безударной гласной в корне, подобрать проверочное слово и записать.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Разобрать по составу: веточкам, жаркое, пробегают, тенистой

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.В предложении 8 укажите, какими членами предложения являются однородные члены.

7. Подобрать к именам прилагательным антонимы:

тёплый ветерок – _____________________________

молодые берёзы – ___________________________________

Вариант 2

1.Стояло тёпл…е летн…е утро. 2.Ле…кий ветерок порхал от ромашк… к ромашке, переб…гал от колокольчика к колокольчику. 3.Они тихо позванивали. 4.На лужайк… около реч…ки отдыхал художник. 5.Он х…рошо понимал язык красок. 6.Художник нарисовал на своём холсте огромное поле, голубое небо, тонкую берё…ку с зелёными косич…ками в бел…м платьице. 7.А над пол…м расцвела радуга. 8.В ней соед…нились все краски. 9.Художник улыбнулся и нарисовал ромашку с лепестками всех цв…тов радуги. 10.Краски притихли. 11.Они поняли, что только все вместе могут д…рить людям радость.

1. Внимательно прочитайте текст, озаглавьте его.

2. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Текст не списывать!

3.Предложение 4 разберите по членам, обозначьте части речи. В тексте!

4.Выписать 3 слова с безударной гласной в корне, подобрать проверочное слово и записать.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Разобрать по составу: ветерок, летнее, перебегал, берёзку

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.В предложении 9 укажите, какими членами предложения являются однородные члены.

7. Подобрать к именам прилагательным антонимы:

летнее утро – _____________________________

огромное поле – __________________________


Максимальный балл за выполнение работы - 34

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

0-15

16-22

23 - 29

30-34


Задание №1 оценивается в 1 балл, если заглавие соответствует теме текста.

В заданиях №2, №4,№5,№7 каждое правильное слово оценивается в 1 балл.

Задание № 3оценивается в 5 баллов: верно определены все части речи в предложении 3балла, верно обозначены члены предложения 2 балла, за ошибку снимается по 1 баллу

Ключи

1 Вариант

№ задания

Правильный ответ

Баллы

1


1

2

Стоит , тенистой ,дышим ,ветерок, по веточкам,лесная, веселое жужжит, пролетают, пробегают зверьки, поля, работы, пищу,хороши


15

3

Прил. Сущ. Нар. Гл. пр. сущ.

Теплый ветерок быстро бежит по веточка

5

4


6

5

веточкам, жаркое, пробегают, тенистой

4

6

Второстепенные (дополнение)

1

7

тёплый –прохладный; молодые-старые

2


2 вариант

№задания

Правильный ответ

Баллы

1

Если заглавие соответствует теме текста

1

2

Теплое летнее, лёгкий ромашки ,перебегал ,лужайке,речки, хорошо, берёзку, косичками в белом, полем, соединились цветов ,дарить

15

3

Пр. сущ. Пр. Сущ. Гл. сущ.

На лужайке около речки отдыхал художник

5

4


6

5

ветерок, летнее, перебегал, берёзку

4

6

сказуемое

1

7

летнее –зимнее; огромное –маленькое (крошечное, небольшое)

2


Контрольное списывание № 1

Контрольное списывание – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков.


Зелёный друг

У нас есть чудесный зелёный друг – лес. Он защищает реки, пруды и озёра от горячих лучей солнца и высыхания. Народ выращивает леса там, где наши обширные поля надо спасать от ветра и песка. Мы сажаем лес там, где овраги жадно гложут края пашен. Зелёный друг – лес своими могучими корнями укрепит почву, остановит овраги.

Лесничества выращивают молодые деревца в специальных питомниках. Рассаду сажают ранней весной или поздней осенью. В питомнике часто работают студенты лесотехнического института.(76сл.)



Словарный диктант №1

Восемь учеников, килограмм яблок, директор магазина, работа инженера, столичный вокзал, адрес товарища, шестнадцатый год, гость издалека, лунный календарь, около огорода, яркое горение, молодой агроном, уютное жилище, крыло самолёта, шли по шоссе.



Контрольная работа№4

Диктант с грамматическим заданием по теме:

«Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

в единственном числе»


Дельфины – наши друзья

Однажды рыболов Максим вышел в море. К вечеру разыгрался шторм. Волны качали лодку. Максим лежал на дне лодки. Он крепко уцепился за спасательный матрас. Огромная волна обрушилась на рыбака. Максим выпал из лодки вместе с матрасом.

Наступила ночь. Шторм стал стихать. И вдруг стая дельфинов окружила Максима. Один дельфин толкнул головой матрас. Всю ночь дельфины толкали матрас к берегу. Соль разъедала спину. Максим стонал от боли и усталости.

С вышки заметили стаю дельфинов и человека. Скоро подоспела помощь.


Грамматическое задание:

  1. Разбери по членам предложения, выпиши словосочетания: Огромная волна обрушилась на рыбака.

  2. Определи склонение и падеж существительного:

на дне лодки, толкали на берег, стонал от боли.




Контрольная работа № 5 по теме «Имя существительное». Тестовые задания.



1. Заполни пропуски.

К первому склонению относятся имена существительные__________________и_________________рода

с окончаниями___________________________________,

2. Заполни пропуски.

Имена существительные среднего рода относятся к__________________склонению.

3. Заполни пропуски.

К третьему склонению относятся имена существительные ___________ рода с___________окончанием.

4. Заполни пропуски.

Имена существительные в дательном падеже отвечают на вопросы__________________, употребляются с предлогами__________________

5. Сколько в отрывке имен существительных, стоящих в творительном падеже?

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный на воле орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном... (А. Пушкин)

1)3 2)2 3)1

6. В каком словосочетании допущена ошибка

    1) жить в деревне     

    2) писать о честносте

    3) встретить  по дороге   

    4) отчалить  от пристани

7. Укажи имя существительное 1-го склонения

    1) у яблони                 2) за тополем              3) под дубом              4) из-за ели

8. В каком слове пропущено окончание -И?

    1) в июл_            2) по дорог_            3) о проигрыш_             4) в задумчивост_

9. Найди словосочетание, в котором существительное употреблено

в винительном падеже:

    1) жил у сестры                   2) видеть корабль                 3) лететь без шума


10. В каких словосочетаниях имена существительные имеют окончание -е?

1) лететь на самолет...

2) рассказ об агроном...

3) жить в роскош...

4) мечтать о богатств...

5) появился на горизонт...

6) отметить в тетрад...

7) встретиться на вокзал...

8) урожай гречих...

11. Обозначь склонение имен существительных.

пылинка –

снег –

ночка –

озимь –

сахар –

тигр –

12. Вставь пропущенные окончания.

До опушк__ леса я шёл по тропинк___. От осинк__ к берёзк__ пролетела птичка. У кроват__ на стул ___ лежала книга. На капуст__ и морков___ появились гусеницы.

13 .Запиши имена существительные в творительном падеже, укажи склонение.

лисица - _______________ тюлень - __________________________

берёза - _______________ ландыш - _________________________


Максимальный балл за выполнение работы - 32

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»


Первичные баллы

0 – 15

16 – 21

22 – 27

28 – 32

Контрольная работа состоит из 13 заданий

Задания №1-4 оценивается в 1 балл за верное утверждение.

В заданиях № 5-9 необходимо выбрать один правильный ответ из предлагаемых

В заданиях №10-13 каждое правильное слово оценивается в 1 балл.

Ключи

№ задания

Правильный ответ

Баллы

1

К первому склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями а,я

1

2

Имена существительные среднего рода относятся к 2 склонению

1

3

К третьему склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием

1

4

Имена существительные в дательном падеже отвечают на вопросы кому? чему?, употребляются с предлогами к, по


1

5

1

1

6

2

1

7

1

1

8

4

1

9

2

1

10

1,2,4,5,7

5

11

пылинка –1, снег –2, ночка –1, озимь –3 ,сахар –2, тигр-2

6

12

До опушки леса я шёл по тропинке. От осинки к берёзке пролетела птичка. У кровати на стуле лежала книга. На капусте и моркови появились гусеницы

8

13

лисицей 1скл. Тюленем 2скл.

берёзой 1скл. Ландышем 2скл

4




Контрольное изложение по коллективно составленному плану


Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.

     Он смотрел , как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвинёнок. Ему было страшно броситься в море. Наконец он решился и подошёл к краю скалы.

      Маленький голый пингвинёнок стоял на краю. Его сносил ветер . От страха малыш закрыл глаза и бросился вниз. Вынырнул, выкарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.

        Это был отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном море.

 

Грамматическое задание:

- Подумайте, как лучше озаглавить текст?

Слова для справок: пингвинёнок, маленького, купаются, броситься, выкарабкался.

 

Оценивание: 

При проверке изложений 2 оценки: за содержание и грамотность.
«5» - ставится за правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), за логически последовательное раскрытие темы (сочинение), если в них отсутствуют недочеты в употреблении слов, в построении предложений и словосочетаний, а также нет орфографических ошибок (допускаются 1-2 исправления).

«4» - ставится, если в работе правильно, достаточно полно передается авторский текст (изложение), раскрывается тема (сочинение), но незначительно нарушается последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, а также 1-2 ошибки в правописании, 1-2 исправления. 
«3» - ставится, если в работе имеются некоторые отступления от авторского текста (изложение), некоторые отклонения от темы (сочинение), допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, допущены 3-6 ошибок и 1-2 исправления.
«2» - ставится, если в работе имеются значительные отступления от авторского текста (изложение), от темы (сочинение): пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, допущены более 6 ошибок, 3-5 исправлений.





Контрольная работа № 6.

Диктант по теме: «Имя прилагательное»

Зимний день

Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снежным ковром. Яркий свет слепит глаза. Мы въехали в лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе высокой сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи дружно подбирают сосновые семена. Рыжая белка быстро мелькнула среди деревьев. Под сосной видны следы. Это заяц-беляк пробежал по нетронутому снегу. Хорошо в лесу! Легко дышать свежим морозным воздухом! (74сл.)



Контрольная работа № 7. Диктант по теме «Местоимение».

Воробей.

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она остановилась. Я посмотрел вдоль дороги и увидел молодого воробья. Он упал из гнезда и сидел неподвижно.

Моя собака медленно приближалась к нему. С ближнего дерева камнем упал старый воробей.

Он заслонил собой свое детище. Всё его маленькое тельце трепетало от страха. Он замирал. Он жертвовал собой.

Мой Трезор остановился и попятился. Я поспешно отозвал его и удалился из сада. (74 слова)


Слова для справок: неподвижно, детище, трепетало, замирал, жертвовал.



Грамматическое задание:


1 вариант

1. Выпиши первое предложение и подчеркни главные члены предложения. Определи части речи.

2. Выпиши из первого предложения местоимение и определи у него лицо, число, падеж.

3.* Запиши местоимения в начальной форме.

меня – тебе – нас –

4.* Поставь местоимение в нужной падежной форме. Запиши полученные предложения.

Павлик взял краску, подержал (она) в руках, походил с (она) по комнате и отдал сестре. (Он) не нужна была краска. (Он) думал теперь о волшебном слове. (В. Осеева)


2 вариант

1. Выпиши четвёртое предложение и подчеркни главные члены предложения. Определи части

речи.

2. Выпиши из четвёртого предложения местоимение и определи у него лицо, число, падеж.

3.* Запиши местоимения в начальной форме.

мне – тобой – вас –

4.* Поставь местоимение в нужной падежной форме. Запиши полученные предложения.

Родился ландыш в майский день, и лес (он) хранит. (Я) кажется, (он) задень – (он) тихо зазвенит. (Е. Серова)






Итоговая контрольная работа за 3 четверть.

Вариант 1

1. Чем отличается имя прилагательное от других частей речи?
1) Обозначает признак предмета.
2) Обозначает предмет.
3) Обозначает действие предмета.
2. С какой частью речи связано имя прилагательное?


1) С именем существительным.
2) С именем прилагательным.
3) С местоимением.

3. Найди имя прилагательное:

    1) гербарий                 2) санаторий                    3) узкий                  4) дежурный

4. Найди словосочетание,  в котором имя прилагательное  употреблено

в мужском роде:

    1) у бурого медведя     

    2) без яркого солнца

    3) с рыжей лисой    

5. Найди имя прилагательное в родительном падеже:

    1) в ночном небе                                              3) из спелой вишни

    2)  по широкой дороге                                    4) с новым учителем

6. В каком слове пропущена буква Е?

    1) в бескрайн_х степях

    2) бескрайн_я дорога

    3) по бескрайн_м просторам

    4) бескрайн_е поле

7. Прочитай отрывок из стихотворения. Сколько в нём прилагательных?

 Край ты мой, родимый край!

 Конский бег на воле!

 В небе крик орлиных стай!

 Волчий голос в поле!

     1) 3                          2) 4                         3) 5

8. Укажите имя прилагательное мужского рода в единственном числе:

1) о новой (книге);

2) в новом (пальто);

3) новому (дому);

4) о новых (окнах).

9. Вставь пропущенные буквы. Образуй от данных имен существительных имена прилагательные мужского рода.
эл..ктричество-___________________________
п...беда - _______________________________
...бед –__________________________________
адр...с — _________________________________
в...кзал — ________________________________
автом...биль –______________________________


10. Соедини стрелкой близкие по смыслу имена прилагательные.
медицинский прочный
красный умный
крепкий богатый
мудрый лечебный
обильный рубиновый

11.Выберите верное утверждение:

1) Местоимение – это часть речи, которая называет предмет

2) Местоимения 3 лица единственного числа изменяются по родам.

12. Подчеркните местоимения:

 ты, ель, я, у него, край, с вами, ем, его, у них, у друзей.


13.Вставьте в текст подходящие местоимения. Обозначьте их лицо и число.

В воскресенье _______ пришли в лес. В этот день солнце было яркое и веселое. _______ даже пригревало немного. Деревья стояли в красивом снежном уборе. _______ были украшены серебристым инеем. Неожиданно ____ увидел дятла. Своим клювом ____ долбил дерево. А вот и белка. Ловко  прыгала ______ по веткам.


Вариант 2

1. Чем отличается имя прилагательное от других частей речи?
1) Обозначает действие предмета.
2) Обозначает признак предмета.
3) Обозначает предмет.


2. С какой частью речи связано имя прилагательное?
1) С местоимением.
2) С именем прилагательным.
3) С именем существительным.
3. Найди имя прилагательное:

    1) санаторий                 2) дежурный                   3) гербарий                  4) узкий

4. Найди словосочетание,  в котором имя прилагательное  употреблено

в мужском роде:

    1) у пушистой белки     

    2) по широкому полю

    3) в настенном календаре    

5. Найди имя прилагательное в родительном падеже:

    1) из глубокой норы                                                                                           

    2) по синему морю  

  3) в сложной   задаче                                      

  4) с лучшим другом

6. В каком слове пропущена буква Е?

    1) по бескрайн_м просторам

    2) бескрайн_е поле

    3) бескрайн_я дорога

    4) в бескрайн_х степях

7. Прочитай отрывок из стихотворения. Сколько в нём прилагательных?

Тихой ночью, поздним летом,

Как на небе звёзды рдеют,

Как под сумрачным их светом

Золотые нивы зреют.

    1) 3                               2) 4                              3) 5

 8. Укажите имя прилагательное мужского рода в единственном числе:

1) о новой (книге);

2) в новом (пальто);

3) новому (дому);

4) о новых (окнах).

9. Вставь пропущенные буквы. Образуй от данных имен существительных имена прилагательные мужского рода.
г…рох-___________________________
б…реза - _______________________________
...бед –__________________________________
з…мляника — _________________________________
д…кабрь — ________________________________
з…вод –______________________________


10. Соедини стрелкой близкие по смыслу имена прилагательные.
рассветный крепкий
росистый полный
прочный обильный
тучный утренний
богатый влажный



11.Выберите верное утверждение:

1) Местоимения 3 лица изменяются по родам

2) Местоимение – это часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него.

12. Подчеркните местоимения:

 ты, ель, я, у него, край, с вами, ем, его, у них, у друзей.


13. Вставьте в текст подходящие местоимения. Обозначьте их лицо и число.

В воскресенье _______ пришли в лес. В этот день солнце было яркое и веселое. _______ даже пригревало немного. Деревья стояли в красивом снежном уборе. _______ были украшены серебристым инеем. Неожиданно ____ увидел дятла. Своим клювом ____ долбил дерево. А вот и белка. Ловко  прыгала ______ по веткам.


Максимальный балл за выполнение работы - 44

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»


Первичные баллы

0 – 21

22 – 29

30 – 37

38 – 44

Контрольная работа состоит из 13 заданий

Задания №1-8,№11 оцениваются в 1 балл за один правильный ответ из предлагаемых

Задание № 9 оценивается каждое слово в 2 балла ( верно вставленная буква 1 балл, верно образованное прилагательное 1 балл)

Задание № 10 за верное соединение 1 балл

Задание № 12 за верно подчеркнутое местоимение 1 балл

Задание № 13 за подходящее местоимение 1 балл, верное определение лица и числа 1 балл

Ключи

1 вариант

№ задания

Правильный ответ

Баллы

1

1

1

2

1

1

3

3

1

4

1

1

5

3

1

6

4

1

7

2

1

8

3

1

9

Электричество-электрический
п
обеда - победный
обед –обеденный
адр
ес -адресный
в
окзал -вокзальный
автом
обиль –автомобиль

12

10

медицинский прочный
красный умный
крепкий богатый
мудрый лечебный
обильный рубиновый

5

11

2

1

12

ты, я, у него,с вами, его, у них,

6

13

В воскресенье мы (1л.,мн.ч.) пришли в лес. В этот день солнце было яркое и веселое. Оно(3 л.,ед.ч.) даже пригревало немного. Деревья стояли в красивом снежном уборе. Они(3 л.,мн.ч) были украшены серебристым инеем. Неожиданно я (1л.,ед.ч.)увидел дятла. Своим клювом он (3 л.,ед.ч.)долбил дерево. А вот и белка. Ловко  прыгала она(3 л.ед.ч) по веткам.


12



2 вариант

№ задания

Правильный ответ

Баллы

1

2

1

2

3

1

3

4

1

4

3

1

5

1

1

6

2

1

7

2

1

8

3

1

9

горох-гороховый
б
ереза - берёзовый
обед –обеденный
з
емляника — земляничный
д
екабрь — декабрьский
з
авод –заводской

12

10

рассветный крепкий
росистый полный
прочный обильный
тучный утренний
богатый влажный

5

11

2

1

12

ты, я, у него,с вами, его, у них

6

13

В воскресенье мы (1л.,мн.ч.) пришли в лес. В этот день солнце было яркое и веселое. Оно(3 л.,ед.ч.) даже пригревало немного. Деревья стояли в красивом снежном уборе. Они(3 л.,мн.ч) были украшены серебристым инеем. Неожиданно я (1л.,ед.ч.)увидел дятла. Своим клювом он (3 л.,ед.ч.)долбил дерево. А вот и белка. Ловко  прыгала она(3 л.ед.ч) по веткам.


12


Контрольное сочинение

 

Контрольное сочинение по репродукции картины Н. К. Рериха «Заморские гости»

По учебнику.

 

Оценивание: 

При проверке сочинений выводится 2 оценки: за содержание и грамотность.
«5» - ставится за правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), за логически последовательное раскрытие темы (сочинение), если в них отсутствуют недочеты в употреблении слов, в построении предложений и словосочетаний, а также нет орфографических ошибок (допускаются 1-2 исправления).

«4» - ставится, если в работе правильно, достаточно полно передается авторский текст (изложение), раскрывается тема (сочинение), но незначительно нарушается последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, а также 1-2 ошибки в правописании, 1-2 исправления. 
«3» - ставится, если в работе имеются некоторые отступления от авторского текста (изложение), некоторые отклонения от темы (сочинение), допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, допущены 3-6 ошибок и 1-2 исправления.
«2» - ставится, если в работе имеются значительные отступления от авторского текста (изложение), от темы (сочинение): пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, допущены более 6 ошибок, 3-5 исправлений

 

 


Словарный диктант №2

Трамвайные пути, спелая пшеница, острый топор, богатая библиотека .лёгкий ужин, двухкомнатная квартира, лесной орех, весенние месяцы, комнатное растение, вокруг кровати. рядом с тарелкой, сочное яблоко. продуктовый магазин, спасибо.




Контрольная работа № 8.

Диктант с грамматическим заданием по теме:

«Глагол»

Совесть

Нина не приготовила урок, решила не идти в школу, а украдкой пошла в рощу. Она положила завтрак и книги под куст, а сама побежала за красивой бабочкой. На тропинке Нине встретился малыш. В руке он держал букварь с тетрадкой. Девочка решила подшутить над ним и назвала малыша прогульщиком. Оказалось, что мальчик убегал от собаки и заблудился. Нина провела его через рощу. Забрать завтрак и книги она постыдилась и оставила их под кустом. Прибежала собака. Книги не тронула, а завтрак съела. Нина заплакала. Она не жалела завтрак, её грызла беспощадная совесть. (90 слов

Грамматическое задание:

  1. Выписать из текста три глагола, указать их время, лицо, число и род. 2. Поставить глаголы в неопределённую форму: пришла, идёт, посмотрит.



Контрольное списывание № 2


Память сердца


Чарующе прекрасна русская осень. Но почему мы называем осень грустной? Так ли это? Оглянись вокруг. Ведь лес нынче прекрасней, чем летом. Недавно ещё шумел он зелёной листвой и был весь пушистый. Но однотонный-одна зелень кругом. А теперь посмотри: вот дерево вытянуло корявые свои руки вслед за солнцем, словно хочет задержать его. А вокруг пламенно-красивые осины, светло-жёлтые берёзки, бурый палый лист. А берёзка и сейчас нарядна и нежна.

Красив лес в золотом уборе! А память уносит сердце к ушедшим дням знойного лета.




Итоговая контрольная работа № 8.

Вариант 1

1.Найдите глагол:

1) переход;

2) трудолюбивый;

3) решал;

4) меньше.

2.Можно ли у глагола в неопределенной форме определить форму времени и числа?
1)Да. 2) Нет.


3. Какие глаголы близки по смыслу? Соедини стрелками.
дрожать кидать
бросать грустить
печалиться трепетать
сообщать расходовать
тратить коченеть
зябнуть извещать


4. Выбери глаголы первого спряжения.
1) скакать 4) гнать 7) молоть
2) распустить 5) кашлять 8) сеять
3) просить 6) мыть 9) чистить


5. Укажи, в каких глаголах нужно писать окончание -ешь.
1) зажига... 4) пиш... 7) боле...
2) слыш... 5) вспомн... 8) догоня...
3) проход... 6) вспомина... 9) укус...


6. Соедини стрелкой противоположные по смыслу глаголы.
идет приближается
темнеет плачет
удаляется стоит
смеется светлеет
прибавляет раздевает
одевает отнимает

7. Укажите существительное 1-го склонения:

1) на мосту;

2) в печке;

3) у дома;

4) ночью.

8. Укажите, в окончании какого слова пишется е:

1) в трамва...;

2) на скорост...;

3) у опушк...;

4) на площад...

9. Найдите существительное 3-го склонения:

1) олень;

2) пень;

3) дверь;

4) следователь.

10. Укажите, в окончании какого прилагательного пишется е:

1) син...ю ленту;

2) о свеж...й зелени;

3) с младш...м братом;

4) горяч..м молоком.

11. В каком предложении употреблен глагол в будущем времени?

1) Ирина прочитала книгу.

2) Иван рассказывает о своих друзьях.

3) Мы решим эту задачу.

4) Весь день светит яркое солнце.

12.Найдите глагол второго спряжения:

1) работать;

2) светить;

3) колоть;

4) мыть.

13. Укажите глагол в 3-м лице, множественном числе:

1) рисуют;

2) рисуем;

3) рисуешь;

4) рисует.

14. Найдите слово, в котором нужен ь:

1) гараж...;

2) боч...ка;

3) спешиш...;

4) кирпич.

2 вариант



1. Найдите глагол:

1) до свидания;

2) загорелый;

3) чтение;

4) был.

2. Можно ли у глагола в неопределенной форме определить форму времени и числа?
1)Да. 2) Нет.


3. Какие глаголы близки по смыслу? Соедини стрелками.
дрожать кидать
бросать грустить
печалиться трепетать
сообщать расходовать
тратить коченеть
зябнуть извещать


4. Выбери глаголы первого спряжения.
1) скакать 4) гнать 7) молоть
2) распустить 5) кашлять 8) сеять
3) просить 6) мыть 9) чистить


5. Укажи, в каких глаголах нужно писать окончание -ешь.
1) зажига... 4) пиш... 7) боле...
2) слыш... 5) вспомн... 8) догоня...
3) проход... 6) вспомина... 9) укус...


6. Соедини стрелкой противоположные по смыслу глаголы.
идет приближается
темнеет плачет
удаляется стоит
смеется светлеет
прибавляет раздевает
одевает отнимает

7. Укажите существительное первого склонения:

1) об окне;

2) о дедушке;

3) в печи;

4) во дворе.

8. Найдите существительное, в окончании которого пишется е:

1) в Сибир...;

2) в постел...;

3) на скорост...;

4) по тропинк...

9. Найдите существительное 3-го склонения:

1) олень;

2) пень;

3) дверь;

4) следователь.

10. Укажите имя прилагательное мужского рода в единственном числе:

1) о новой (книге);

2) в новом (пальто);

3) новому (дому);

4) о новых (окнах).

11. В каком предложении употреблен глагол в прошедшем времени?

1) Бурый медведь живет в дремучем лесу.

2) Пришла долгожданная весна.

3) Мы будем строить новый дом.

4) Наступит зима, и река покроется льдом.

12. Найдите глагол второго спряжения:

1) читать;

2) унести;

3) слышать;

4) решать.

13. Укажите глагол в 3-м лице, множественном числе:

1) рисуют;

2) рисуем;

3) рисуешь;

4) рисует.

14.Укажите, где нужен ь знак:

1) луч...;

2) товарищ...;

3) помогаеш...;

4) поч...ка.


Максимальный балл за выполнение работы - 32

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»


Первичные баллы

0 – 15

16 – 21

22 – 27

28 – 32



Ключи

1 вариант

№ задания

Правильный ответ

Баллы

1

3

1

2

2

1

3

д рожать кидать
бросать грустить
печалиться трепетать
сообщать расходовать
тратить коченеть
зябнуть извещать

6

4

1,5,6,7,8

5

5

1,4,6,7,8

5

6

и дет приближается
темнеет плачет
удаляется стоит
смеется светлеет
прибавляет раздевает
одевает отнимает

6

7

2

1

8

1

1

9

3

1

10

2

1

11

3

1

12

2

1

13

1

1

14

3

1







2 вариант

№ задания

Правильный ответ

Баллы

1

4

1

2

2

1

3

д рожать кидать
бросать грустить
печалиться трепетать
сообщать расходовать
тратить коченеть
зябнуть извещать

6

4

1,5,6,7,8

5

5

1,4,6,7,8

5

6

и дет приближается
темнеет плачет
удаляется стоит
смеется светлеет
прибавляет раздевает
одевает отнимает

6

7

2

1

8

4

1

9

3

1

10

3

1

11

2

1

12

3

1

13

1

1

14

3

1

























38



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!