СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ФОС Русский язык 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ФОС Русский язык 8 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№44»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ















ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ


по русскому языку

8-А, 8-Б, 8-В классы



















Разработчик: Хусаинова Э.Э.

г. Симферополь

2019-2020 гг.





Учебник «Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / (Л.М. Рыбченкова, О.М. Алесандрова, О.В.Загоровская, А.Г.Нарушевич). 5-е изд.- М.: Просвещение, 2017.

Класс 8

Паспорт

фонда оценочных средств

по дисциплине ________русский язык_______________

№ п/п

Контролируемые разделы (темы) дисциплины*

Наименование

оценочного средства

Повторение

Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием по теме «Повторение»

Развитие связной речи

Контрольное изложение №1.

Развитие связной речи

Контрольное сочинение –

рассуждение № 1

Двусоставные предложения

Контрольная работа №1 по теме «Двусоставные предложения»

Развитие связной речи

Контрольное сочинение-рассуждение № 2

Предложение с однородными членами

Контрольная работа №2 по теме «Предложение с однородными членами»

        1. Развитие связной речи

Контрольное изложение №2

        1. Развитие связной речи

Контрольное сочинение-рассуждение № 3.

Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями

Контрольный диктант№2 с грамматическим задание по теме «Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями».





Перечень оценочных средств

№ п/п

Наименование оценочного средства

Краткая характеристика оценочного средства

Представление оценочного средства в фонде

1

2

3

4

Контрольная работа

Средство проверки умений применять полученные знания для решения заданий определенного типа по теме или разделу

Комплект контрольных заданий по вариантам

Контрольный диктант

Средство проверки умений применять полученные знания для решения заданий определенного типа по теме или разделу

Текст диктанта с грамматическим заданием

Контрольное изложение

Продукт самостоятельной работы учащегося, представляющий собой краткое изложение в письменном виде

Текст изложения

Проект

Конечный продукт, получаемый в результате планирования и выполнения комплекса учебных и исследовательских заданий. Позволяет оценить умения обучающихся самостоятельно конструировать свои знания в процессе решения практических задач и проблем, ориентироваться в информационном пространстве и уровень сформированности аналитических, исследовательских навыков, навыков практического и творческого мышления. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся.

Темы групповых и/или индивидуальных проектов

Реферат

Продукт самостоятельной работы учащегося, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Темы рефератов

Доклад, сообщение

Продукт самостоятельной работы учащегося, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы

Темы докладов, сообщений

Творческое задание

Частично регламентированное задание, имеющее нестандартное решение и позволяющее диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся.

Темы групповых и/или индивидуальных творческих заданий

Тест

Система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося.

Комплект тестовых заданий

Тренажер

Техническое средство, которое может быть использовано для контроля приобретенных учащимися навыков и умений.

Комплект заданий для работы на тренажере

Эссе

Средство, позволяющее оценить умение обучающегося письменно излагать суть поставленной проблемы, самостоятельно проводить анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, делать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

Тематика эссе








Контрольный диктант№2 с грамматическим заданием по теме «Повторение»

Гроза

Помню застигнувшую нас в дороге грозу.

Я сидел с матерью в деревянном сарае под соломенной крышей. В открытых, мутных от проливного дождя во­ротах голубыми зигзагами полыхала молния. Торопливо крестилась мать, крепко прижимая меня к груди. Я при­слушивался к шуму дождя, к тяжким раскатам грома, к раздиравшему слух треску ударов, к беспокойному шур­шанию мышей в овсяной соломе.

Поднявшись, мы увидели в воротах алмазную сетку дождя, а сквозь прозрачные капли уже сияло, перелива­ясь лучами, радостное летнее солнце.

Отец запряг лоснившихся от дождя, напуганных гро­зой лошадей, нетерпеливо и беспокойно переступавших ногами. Ещё веселей показалась обсаженная берёзами, омытая дождём дорога. Многоцветная радуга висела над лугом, яркое солнце блестело на спинах бодро бе­жавших лошадей. Я сидел рядом с отцом, глядел на бле­стевшую лужами, извивающуюся впереди дорогу, на ухо­дившую темную, освещённую солнцем и всё ещё грозную тучу, на столб белого дыма, поднимавшегося вдалеке над зажжённым грозою сараем. Я слушал весёлые голоса птиц в открывшемся мне умытом, чудесном солнечном мире.

(И. Соколов-Микитов)                        (153 слова)

Грамматическое задание.

1. Фонетический разбор слова сияло (1 вариант), омытая (2 вариант).

2. Подчеркните причастия, выделите в них суффиксы, оп­ределите, причастия какого вида не встретились.

3. Произведите синтаксический разбор предложения с при­частным оборотом (I вариант) и с деепричастным оборотом (II вариант).









Контрольный диктант№2 с грамматическим заданием по теме «Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями»


Неизвестная тропа

 

   Напуганный двумя дурными, по его мнению, предзнаменованиями, наш проводник отказался идти дальше. Мы пытались его уговорить. Это, по всей вероятности, нам удалось бы, но один из путников решил над ним подшутить. Проводник рассердился, повернулся и быстро пошёл по тропе обратно. Задерживать теперь его было, конечно, бесполезно. Через несколько минут он скрылся в чаще леса. Обсудив положение, мы решили продолжать путь без проводника, но, к величайшей нашей досаде, совсем потеряли тропу и не могли её найти. Мы направились на шум прибоя. Но наши приключения не закончились. Мы попали в очень глубокие овраги с крутыми склонами. Один раз наш соратник чуть было не сорвался. К счастью, он вовремя ухватился за корни старой ели. Значит, необходимо держаться от берега на незначительном расстоянии, слышать и видеть морскую гладь. К несчастью, мы ещё попали в бурелом. Сделав значительный крюк назад, мы благополучно из него выбрались. Посоветовавшись, мы решили идти прямо к морю и продолжать путь. (150 слов)

 

(По В. Арсеньеву)

 

 Грамматическое задание:

 

1.Выписать из текста вводные слова и предложения, определить их значение.

 

2.Произвести фонетический разбор слова:

 

1 вариант: обсудив

2 вариант: потеряли

 

3.Произвести синтаксический разбор предложения:

 

1 вариант: Обсудив положение, мы решили продолжать путь без проводника, но, к величайшей нашей досаде, совсем потеряли тропу и не могли её найти.


2 вариант: Это, по всей вероятности, нам удалось бы, но один из путников решил над ним подшутить.









Контрольная работа №1 по теме «Двусоставные предложения»

I вариант

Часть А

1.Чем выражено подлежащее в предложении Мы с Аликом принялись за работу.

а) существительным;

б) местоимением;

в) словосочетанием.

2. Определить вид сказуемого в предложении Всем хотелось принять участие в вечере.

а) простое глагольное;

б) составное глагольное;

в) составное именное.

3. Определить, в каком предложении нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым.

а) Пруд как блестящая сталь.

б) Книга источник знаний.

в) Бедность не порок.

4. Указать прямое дополнение.

а) обсуждать с друзьями;

б) увлекаться спортом;

в) слушать песню.

5. Каким членом предложения является выделенное слово в предложении Сменила мудрость молодости пыл.

а) подлежащее;

б) дополнение;

в) определение.

6. Определить вид обстоятельства в предложении При старании вы можете добиться больших успехов.

а) причины;

б) условия;

в) цели.

7. Обстоятельство – второстепенный член предложения, который:

а) обозначает предмет, поясняет сказуемое или другой член предложения;

б) обозначает качества, свойства и признаки предметов и явлений;

в) обозначает различные обстоятельства, при которых происходит действие.

8. Укажите неверное утверждение:

а) подлежащее может быть выражено местоимением в именительном падеже;

б) подлежащее может быть выражено неопределенной формой глагола;

в) подлежащее может быть выражено кратким прилагательным.

9. В каком приложении неверно поставлен дефис?

а) Красавец – мужчина;

б) Завод – гигант;

в) Зима – волшебница.

10. В каком предложении нет определения?

а) Страшны ночные голоса.

б) Это всё дневные радости.

в) Живое замерзло вокруг.

11. В каком предложении есть обстоятельство причины?

а) Спросонья она даже не поняла, кто пришёл.

б) Они улетели в более укромное место.

в) Хозяйка сушила бельё во дворе, на воздухе вольном, на летней жаре.

12. В этом предложении есть обстоятельство цели:

а) В такой ливень надо бегать босиком по лужам.

б) По земле шагает осень-гостья и разносит радость по домам.

в) Мальчишка сходил в магазин за тетрадкой.

13. Укажите предложение с прямым дополнением.

а) Девочки в поле собирали васильки.

б) Я расскажу вам, ребята, о трудных днях войны.

в) На стене висел портрет А. Пушкина.

14. Какое приложение пишется через дефис?

а) Волга (речка)

б) (товарищ) полковник

в) (газета) «Жизнь»

Часть В

15.2. Как вы понимаете значение слова РАСКАЯНИЕ? Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое раскаяние?» (не менее 70 слов). Аргументируйте свой тезис, приведите один пример (из литературного произведения либо из жизненного опыта), подтверждающих ваши рассуждения.



































Контрольная работа №1 по теме «Двусоставные предложения»

II вариант

Часть А

1.Чем выражено подлежащее в предложении К славному подвигу каждый готов.

а) существительным;

б) местоимением;

в) числительным.

2. Определить вид сказуемого в предложении Рад учиться языку.

а) простое глагольное;

б) составное глагольное;

в) составное именное.

3. Определить, в каком предложении нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым.

а) Сады сажать жизнь украшать.

б) Злой язык что стрела.

в) Ртуть тоже металл.

4. Указать прямое дополнение.

а) просить встретиться;

б) желание свободы

в) накупить тетрадей.

5. Каким членом предложения является выделенное слово в предложении Врач запретил мне читать лежа.

а) сказуемое;

б) дополнение;

в) обстоятельство.

6. Определить вид обстоятельства в предложении Сгоряча он не почувствовал боли.

а) причины;

б) условия;

в) цели.

7. Дополнение – второстепенный член предложения, который:

а) обозначает предмет, поясняет сказуемое или другой член предложения;

б) обозначает качества, свойства и признаки предметов и явлений;

в) обозначает различные обстоятельства, при которых происходит действие.

8. Укажите верное утверждение:

а) определение может быть выражено существительным в косвенном падеже;

б) определение может быть выражено причастием;

в) определение может быть выражено деепричастием.

9. Чем выражено определение в предложении Где роза без шипов растет?

а) наречием (где);

б) существительным (роза);

в) существительным в косвенном падеже (без шипов).

10. В каком предложении есть приложение?

а) С давних времён люди мечтали о том, чтобы управлять силами природы.

б) Фабрика «Акконд» выпустила новые конфеты.

в) Ещё в древности люди заметили, что некоторые звёзды образуют на небе причудливые фигуры, которые они называли созвездиями.

11. В каком предложении есть обстоятельство уступки?

а) Несмотря на раннее утро, все уже собрались.

б) Нельзя было носа показать из-за дождей.

в) Ближе к вечеру небо затянуло тучами.

12. Укажите неверное утверждение.

а) Второстепенные члены предложения не входят в грамматическую основу.

б) Грамматические значения второстепенных членов распознаются по вопросам.

в) Второстепенные члены поясняют главные или другие второстепенные члены.

г) Второстепенные члены не поясняют главные или другие второстепенные члены.

13. Каким членом предложения является выделенное слово в предложении Сюда приезжают люди лечить сердце.

а) подлежащее г) приложение

б) сказуемое д) дополнение

в) определение е) обстоятельство

14. В каком предложении обстоятельство выражено неопределённой формой глагола?

а) Его сила заключалась в умении обращаться с людьми.

б) Ребята решили перейти к делу.

в) Все вышли на улицу посмотреть на салют.

Часть В

15.2. Как вы понимаете значение выражения СИЛА ХАРАКТЕРА? Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое подвиг?» (не менее 70 слов). Аргументируйте свой тезис, приведите один пример (из литературного произведения либо из жизненного опыта), подтверждающих ваши рассуждения.





Контрольная работа №2 по теме «Однородные члены предложения»

Вариант I


Часть 1


1. Какое утверждение является НЕВЕРНЫМ?

Однородные члены предложения

а) соединяются между собой сочинительной связью

б) отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения

в) могут быть распространенными

г) выполняют разную синтаксическую функцию


2. Какой союз является противительным?

а) либо б) не только… но и в) не то… не то г) однако


3. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите ответ, в котором перечислены все цифры, обозначающие запятые при однородных членах.

Алёна, (1) закрыв дверь,(2) села в окно, (3) облокотилась на его мягкий валик и тихо заплакала.


а) 1, 2 б) 3 в) 2 г) 1, 2, 3


4. В каком предложении нужно поставить только одну запятую?

а) На стол постелена красивая льняная скатерть.

б) Что ты встал ни свет ни заря?

в) Человек с трудом переносит как мороз так и жару.

г) Радостно было на небе и на земле и в сердце человека.


5. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

а) Крупнейшие реки Западной Сибири: Обь, Енисей, Лена впадают в Северный Ледовитый океан.

б) Отовсюду веяло запахом весны: и от влажной земли, и от набухающих почек, и от невидимой за садами реки.

в) За туманом не видно ни поля, ни леса.

г) В степи, за рекой, по дорогам – везде было пусто.


6. В каком варианте ответа указаны все предложения с однородными членами, связанными сочинительными соединительными союзами?


1) Ветер то стихал, то задувал вновь.

2) Устюг поставлял в Сибирь товары как собственного производства, так и привозные из других городов.

3) Мы старались не приближаться к веткам или же сперва шлёпали по ним прутьями, стряхивая крупные дождевые капли.

4) Левицкий писал не только домашние портреты, но и парадные.

а) 1, 4 б) 2, 3 в) 1, 3 г) 2, 4

7. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых союз И связывает однородные члены? (Знаки препинания не расставлены).


1) Вагонные составы словно проваливались в метель и нелегко было отыскать нужный вагон.

2) Царское правительство не заинтересовалось «тунгусским феноменом» и экспедицию в тайгу не послало.

3) Окончен рассказ и полуулыбка тронула бесцветные губы.

4) Волны медленно шли к берегу и замедлились на отмелях.


а) 1, 3 б) 3, 4 в) 2, 4 4) 1, 2


8. В каком варианте ответа указаны все предложения, в которых пред союзом ДА должна стоять запятая?


1) Мир наполнен запахом сосны, солнцем да кипеньем земляники.

2) Мал золотник да дорог.

3) Волк линяет да нрава не меняет.

4) В настоящую лесную глушь забираются только белка да пёстрый дятел.


а) 1, 3 б) 3, 4 в) 2, 3 г) 1, 4


9. В каком варианте ответа указаны все предложения с несколькими рядами однородных членов?


1) Он остановился под деревом, откинул капюшон плаща и посмотрел вокруг.

2) Крупные капли дождя шлёпали по листьям деревьев и кустов и скатывались на землю.

3) По вечерам мы собирались за столом и читали вслух книги, просматривали журналы.

4) По дорогам тянулись обозы с яблоками, капустой и грузовик с зерном.


а) 1,2 б) 2, 4 в) 2, 3 г) 1, 4


10. В каком варианте ответа указаны предложения, строение которых соответствует схеме:  : Ο, O, O - ... (союзы в схеме не указаны)? (Знаки препинания в предложениях не расставлены.)


1) Сад двор дом всё было в холодной тени.

2) Ни один след ни лыжный ни пеший ни человеческий не пересекал дорожную тропу.

3) И в этой росе в саду под моим окном уже пел и заливался чёрный дрозд.

4) Вокруг всё ожило и леса и пруды и степи засияло яркими весенними красками.


а) 2, 3 б) 3, 4 в) 1, 2 г) 2, 4



Часть 2


Прочитайте текст и выполните задания.


(1) Вся ночь слилась в какую-то волшебную чарующую сказку. (2) Взошёл месяц, и его сияние причудливо, пёстро и таинственно рассветило лес, легло среди мрака неровными, бледными пятнами на корявые стволы, на изогнутые сучья, на мягкий, как плюшевый ковёр, мох. (3) Тонкие стволы берёз белели резко и отчётливо, а на их редкую листву, казалось, были наброшены серебристые, прозрачные, газовые покровы.(4) Местами свет вовсе не проникал под густой навес сосновых ветвей. (5) Там стоял полный, непроницаемый мрак. (6) И только в самой середине его скользнувший неведомо откуда луч вдруг ярко озарил всё: и длинный ряд деревьев, и землю с узкой правильной дорожкой, и аллею, убранную эльфами. (7) И мы шли, обнявшись, среди этой улыбающейся живой легенды, без единого слова, подавленные своим счастьем и жутким безмолвием леса.

(По А.И. Куприну)


1. Среди предложений 1 – 3 найдите предложение (-я) с неоднородными определениями. Напишите номер (-а) этого (-их) предложения (-ий).


2. Среди предложений 3 – 5 найдите простые предложения с однородными определениями, связанными интонацией перечисления. Напишите номера этих предложений.


3. Среди предложений 4 – 7 найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах. Напишите номер этого предложения.




Контрольная работа №2 по теме «Однородные члены предложения»

Вариант II


Часть 1


1. Какое утверждение является НЕВЕРНЫМ?

а) однородными могут быть и главные, и второстепенные члены предложения

б) между однородными членами, соединёнными повторяющимися союзами, ставится запятая

в) между неоднородными определениями запятая не ставится

г) во фразеологическом обороте между однородными членами запятая ставится


2. Какой союз является разделительным?

а) ни … ни б) как … так и в) зато г) то … то


3. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите ответ, в котором перечислены все цифры, обозначающие запятые при однородных членах.

Человек, (1) оставшись в лесу один,(2) обыкновенно или разговаривает сам с собой, (3) или свистит, (4) или сшибает палкой сухие листья..


а) 1, 2 б) 2, 3 в) 3, 4 г) 1, 2, 3, 4


4. В каком предложении нужно поставить только одну запятую?

а) Медведи – животные большие сильные ловкие.

б) Цветы могут быть как однолетними так и многолетними.

в) Пушкин собирал народные песни и сказки в Одессе и в Кишинёве и в Псковской губернии.

г) Стоял тихий сентябрьский денёк.


5. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

а) Теплоход останавливался в крупных волжских городах – Ярославле, Саратове, Волгограде.

б) Все породы смолистых деревьев, как то: ель, сосна, пихта – называют красным лесом.

в) На крышах, на деревьях, на скамейках – везде была изморозь.

г) На болотах и солончаках не растёт ни хлопок, ни пшеница.


6. В каком варианте ответа указаны все предложения с однородными членами, связанными сочинительными разделительными союзами?


1) Белка насторожилась, но не убежала.

2) Каждая фраза должна точно, полно выражать мысль или образ.

3) Он обращался то к одному, то к другому посетителю.

4) Он бежал быстро, но осторожно.


а) 1, 4 б) 1, 3 в) 2, 3 г) 3, 4

7. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых союз И связывает однородные члены? (Знаки препинания не расставлены).


1) Они остановились перед входом на веранду и отряхнули снег с одежды.

2) Воздух чист и в предзакатном свете отчётливо выделяется каждая тропинка.

3) Река пенится на камнях и сверкает в лучах вечернего солнца.

4) Двинулась рать и как будто огнём вся земля запылала.


а) 1, 4 б) 2, 3 в) 2, 4 4) 1, 3


8. В каком варианте ответа указаны все предложения, в которых пред союзом ДА должна стоять запятая?


1) Венчики трав качались над головами да осыпали плечи жёлтой цветочной пылью.

2) Мал золотник да дорог.

3) Я бы сам к вам явился да побоялся гнева отца.

4) Алёша отыскивал любимые уголки да вспоминал друзей детства.


а) 1, 4 б) 2, 3 в) 3, 4 г) 1, 3


9. В каком варианте ответа указаны все предложения с несколькими рядами однородных членов?


1) Вдоль набережной и на мосту гулял и веселился народ.

2) Доктор надел пальто и шляпу и вышел из дома.

3) Каждый день мы сыпали на подоконник крошки хлеба и крупу для птиц.

4) Сквозь пелену дождя проступали очертания острова и заросли кустов на нём.


а) 1, 4 б) 1, 2 в) 2, 3 г) 3, 4


10. В каком варианте ответа указаны предложения, строение которых соответствует схеме:: Ο, O, O ̶ ... (союзы в схеме не указаны)? (Знаки препинания в предложениях не расставлены.)


1) Кругом мох и под ногами и на камнях и на ветвях деревьев.

2) Ни справа ни слева ни на берегу никого не было.

3) Среди птиц насекомых в сухой траве всюду чувствовалось приближение осени.

4) Море порт город – всё превратилось в порывистую от ветра тьму.


а) 1, 3 б) 2, 4 в) 3, 4 г) 2, 3



Часть 2


Прочитайте текст и выполните задания.


Земля родная


(1) Земля родная. (2) Во все времена года привлекает она неповторимой красотой своей. (3) Всегда на ней легко и покойно.(4) И весной, когда оживает всё: вода, птицы, деревья. (5) И в пору жаркого лета прекрасна она, когда можно пройтись босиком по мягкой душистой мураве, подышать ароматами подсыхающего сена и душистого донника. (6) А в июльские дни случается удивительное: начинают ходить по полям беззвучные зарницы, вспыхивает и гаснет над поспевающими хлебами розоватое яркое пламя.

(7) Недели через две после зарниц вовсю разворачивается на русском поле жатва, и пекут каравай из зерна нового урожая, и торжественно преподносят его отличившимся комбайнёрам...

(8) Тут вскоре сады поспевают, и уж другими красками, другими запахами манит нас родная земля. (9) Леса задумчиво вспыхивают золотом, изумрудно играют озими на лёгких осенних морозцах.

(10) И вот уже легла на поля первая пороша, петли заячьих следов повели к стогам, из полыньи на речке, где берут воду для бани, целый день идёт пар…

(11) Всегда хороша она, земля родная. (12) она ведь не только плодородная нива. (13) Она – Родина наша, Отчизна.

(По Ю. Грибову)

1. Среди предложений 1 – 5 найдите предложения, в которых есть однородные члены. Напишите номера этих предложений.


2. Среди предложений 11 – 13 найдите простое предложение с однородными сказуемыми, связанными интонацией перечисления. Напишите номер этого предложения.


3. Среди предложений 4 – 8 найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах. Напишите номер этого предложения.







Ответы


Часть I


Вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

г

г

б

в

а

г

в

в

б

г

2

г

г

в

б

а

в

г

б

б

в


Часть II


Вариант

1

2

3

1

1

3, 5

6

2

3, 4, 5

13

4



Контрольное изложение №1


Далеко на севере, среди студеного моря, на одиноком острове раскинулось королевство, погруженное чуть не круглый год в холодные сумерки и туманы. Зима была здесь длинная, а лето короткое. Дикие скалы лишь ненадолго бывали покрыты седыми мхами, а затем опять их заносило снегом.

Мало тут было зелени и цветов, но люди, жившие в королевстве, любили свою родину, свое суровое море, любили и ценили всякую жизнь, всякую былинку, а бледные цветы их полей радовали их больше, чем радуют роскошные цветники избалованных жителей юга. Поэтому, когда наступала весна и солнце ласково пригревало землю, король устраивал пышный народный праздник, к которому все готовились еще с осени и которого с нетерпением дожидались целую долгую зиму.

Обыкновенно к этому празднику съезжались в гости чужеземные принцы. Все любили старого короля за ум и редкую доброту, всем хотелось научиться у него заботам о людях, которым, несмотря на стужу и долгую зиму, жилось легко и хорошо в королевстве.

У короля была красавица дочь, принцесса Изольда. Такая же добрая, как отец, она всегда помогала больным и несчастным, и король одобрял в ней эти стремления. Он говорил ей, что настоящее счастие только и есть в милосердии, а если мы будем жестоки, то и нам самим изменит наше счастье.





Контрольное изложение №2


ЛЕДОХОД

Перед изложением дайте задание понаблюдать ледоход. Можно дать план (см. ниже), по которому учащиеся составляют устный рассказ.
Бык – промежуточная опора моста.
Ряса – верхняя длинная одежда с широкими рукавами у православного духовенства.

– Лед тронулся! – слышны звуки среди ясного весеннего дня. 
– Ребята, лед идет.

Лед трогается аккуратно каждую весну, но тем не менее ледоход всегда составляет событие и злобу дня. Заслышав крики, вы, если живете в городе, бежите к мосту, причем на лице у вас такое серьезное выражение, как будто бы на мосту совершается убийство или грабеж. Такое же выражение и у мальчишек, которые бегут мимо вас, и у извозчиков, и у торговок.

На мосту уже собралась публика. Тут гимназисты с ранцами, две-три рясы, черномазый мальчишка, держащий за уши только что сшитые сапоги, солдатки. Все, свесившись через перила, молчат, не двигаются и вопросительно глядят вниз на реку. Вы тоже глядите на реку и – какое разочарование! – вы ожидали треска и грохота, но ничего не слышите, кроме глухого, однозвучного шума, похожего на очень отдаленный гром. Вместо чудовищной ломки, столкновений и дружного натиска вы видите безмятежно лежащие неподвижные груды изломанного льда, наполняющего всю реку от берега до берега. Поверхность реки изрыта и взбудоражена, точно по ней прошелся великан пахарь и тронул ее своим громадным плугом.

Воды не видно ни капли, а только лед, лед и лед. Ледяные холмы стоят неподвижно, но у вас кружится голова, и кажется, что мост вместе с вами куда-то уходит. Тяжелый мост мчится вдоль реки вместе с берегами и рассекает своими быками груды льда. Вот одна большая льдина, упершись о бык, долго не пускает мост бежать от нее, но вдруг, как живая, начинает ползти по быку вверх, прямо к вашему лицу, словно хочет проститься с вами, но, не выдержав своей тяжести, ломается на два куска и бессильно падает. Вид у льдин грустный, унылый. Они как будто сознают, что их гонят из родных мест куда-то далеко, в страшную Волгу, где, насмотревшись ужасов, они умрут, обратятся в ничто.

Скоро холмы начинают редеть, и между льдинами показывается темная, стремительно бегущая вода. Теперь обман исчезает, и вы начинаете видеть, что двигается не мост, а река.

К вечеру река уже почти совсем чиста от льда; изредка попадаются на ней отставшие льдины, но их так мало, что они не мешают фонарям глядеться в воду, как в зеркало.

(342 слова)

Анализ текста по вопросам

1. Видели ли вы когда-нибудь такой ледоход в Москве? Почему?
(Вода почти не замерзает: химические выбросы.)

2. И все-таки ледоход – это волнующее событие. Почему? (Стихийное явление, бывает редко, хочется посмотреть, «поучаствовать».)

3. Почему Чехов так подробно описывает участников этого зрелища? (Это явление интересно для всех – гимназистов, служителей церкви, мальчишки-подмастерья, солдаток. Все серьезны, внимательны; ледоход застал их врасплох.)

4. Какими органами чувств человек воспринимает ледоход? (Слухом – шум, как гром; зрением – неподвижные груды льда, отдельные льдинки.)

5. Какое необычное ощущение описывает А.П. Чехов?
(Кружится голова; мост мчится вместе с берегами.)

6. Какие сравнения использует автор в этом отрывке? (Льдина бежит как живая, словно хочет проститься, фонари глядятся в воду, как в зеркало; великан пахарь.)

7. От какого лица написан текст? (Безличная форма, хотя употребляется местоимение вы, не имеющее конкретного значения.)

А почему Чехов не использует форму личного местоимения я? (Более принята форма авторской скромности: мы, вы или он, они, тем более что участником подобного события может быть любой.)

Задание учащимся

1-й вариант. Опишите ледоход, используя текст и свои собственные наблюдения. Или:

2-й вариант. Опишите ледоход на основе собственных впечатлений.

План

1. Ледоход как событие.
2. Участники этого зрелища.
3. Поведение отдельных льдин.
4. Описание воды.
5. Личные чувства и ощущения.

(Можно текст прочитать еще раз.)







Критерии оценивания различных видов работ прописаны в нормах оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку

 «Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются:

единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания);

единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;

объем различных видов контрольных работ;

количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются:

знание полученных сведений о языке;

орфографические и пунктуационные навыки;

речевые умения.

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

полнота и правильность ответа; степень осознанности, понимания изученного;

языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик:

полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка диктантов.

Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

В переносе слов;

На правила, которые не включены в школьную программу;

На еще не изученные правила;

В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

В передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо «работает»), «дулпо» (вместо «дупло»), «мемля» (вместо «земля»).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

В исключениях из правил;

В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

В написании Ы и И после приставок;

В случаях трудного различия НЕ и НИ (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не ...; не кто иной как...; ничто иное не...; не что иное как... и др.);

В собственных именах нерусского происхождения;

В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются), в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

 Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки (0/0; 0/1).

 Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные (2/0; 1/3; 0/4).

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки (4/4; 3/5; 0/7).

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является

для оценки «4» - 2 орфографические ошибки,

для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок),

для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

 В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

Этими же критериями следует пользоваться при проверке зачетных и тестовых работ.

При проведении работ, готовящих учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ, следует пользоваться критериями оценки ГИА-9 и ЕГЭ -11.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».

С помощью сочинений и изложений проверяются:

умение раскрывать тему;

умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

Соответствие работы ученика теме и основной мысли;

Полнота раскрытия темы;

Правильность фактического материала;

Последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

Разнообразие словаря и грамматического строя речи;

Стилевое единство и выразительность речи;

Число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка «5»

Содержание работы полностью соответствует теме.

Фактические ошибки отсутствуют.

Содержание излагается последовательно.

Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.

Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Оценка «4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

Оценка «3»

В работе допущены существенные отклонения от темы.

Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

Оценка «2»

Работа не соответствует теме.

Допущено много фактических неточностей.

Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Оценка «1»

В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.

Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.

Примечания.

При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».

Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающихся работ учитывается:

степень самостоятельности учащегося;

этап обучения;

объем работы;

четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:«5» - 90 – 100 %;«4» - 78 – 89 %;«3» - 60 – 77 %;«2»- менее 59 %. 







Критерии оценивания работ учащихся контрольного списывания

Часть 1.

Оценка "5" выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1-й негрубой орфографической или 1-й негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка "4" выставляется при наличии в диктанте 2-х орфографических и 2-х пунктуационных ошибок, или 4-х пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка "4" может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка "3" выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка "3" может быть поставлена также при наличии 6-ти орфографических и 6-ти пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка "2" выставляется за диктант, в котором допущено до 7-ми орфографических и 7-ми пунктуационных ошибок, или 6-ти орфографических и 8-ми пунктуационных ошибок, 5-ти орфографических и 9-та пунктуационных ошибок, 8-ми орфографических и 6-ти пунктуационных ошибок.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!