Методическая разработка
« Формы и методы обучения на современном учебном занятии»
Учебное занятие и урок
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897, в ред. от 11.12.2020):
П. 13. «Основная образовательная программа основного общего
образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность… Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет организация, осуществляющая образовательную деятельность».
• П. 18.3.1. «Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5 267 часов и более 6 020 часов».
Что такое учебное занятие?
• занятие, в котором прослеживаются определенные этапы;
• занятие, на котором учитель ставит перед обучающимися те или иные учебные задачи;
• занятие, на котором используются разнообразные формы
организации учебной деятельности
Что такое современное учебное занятие?
- в основе содержания – современные научные подходы и практики;
- дидактический материал – это гармонично соединенный классический и аутентичный учебный контент;
- сверхзадача преподавания – формирование функциональной грамотности в различных ее аспектах (читательская, естественнонаучная, математическая и др.).
Типы уроков:
СТАЛО:
1. Развивающий (системно –деятельностный) урок
2. Урок «открытия» новых знаний
(урок-исследование)
3. Урок комплексного применения новых знаний
4. Урок рефлексии
5. Урок построения системы знаний
(урок общеметодологической направленности)
6. Урок самоконтроля и самокоррекции
БЫЛО:
1. Комбинированный урок
2. Урок усвоения новых знаний
3. Урок закрепления изучаемого материала
4. Урок повторения
5. Урок систематизации и обобщения
6. Урок проверки и оценки знаний
Структура учебного занятия
1 этап. Мотивационно-целевой. Актуализация знаний.
2 этап .Поисково-исследовательский
3. этап. Практико-ориентированный
4 этап. Контрольно-оценочный
5 этап. Рефлексивно-обобщающий
Структура учебного занятия
Актуализация знаний
• Это извлечение освоенного материала из долговременной или кратковременной памяти с целью последующего его использования.
• Это более широкое понятие, чем опрос.
• Это не повторение изученного, а часть изучения нового.
• Это реализация педагогических принципов преемственности, движения от простого к сложному, от известного к неизвестному и др.
Структура учебного занятия
Мотивация осуществляется с опорой на:
• эмоциональные проявления личности: яркость, новизну, занимательность;
• побуждение к учению: значимость знания вообще,
осознание социального, прикладного значения учебного
материала, связь учебного материала с будущей
профессией;
• познавательные интересы и потребности: интерес
к знаниям, увлеченность, любознательность.
Понятие учебной задачи
• Учебное задание – задание, направленное на усвоение
учебного материала.
• Учебная задача – вид учебного задания, требующий
от обучающегося освоения обобщенного способа решения
данной задачи в рамках учебной деятельности (= системы
учебных действий и операций).
• Учебная задача – вид учебного задания, имеющий
определенную цель, личностно значимую для обучающегося
(= цель, которую перед собой ставит обучающийся).
Понятие учебной задачи
Формы организации учебной деятельности
- Фронтальная
- Групповая
- Парная
- Индивидуальная
Эвристический метод
Эвристический метод способствует усвоению школьниками методов анализа литературного произведения , понятий по теории литературы, фактов и закономерностей историко-литературного процесса.
Приемы:
- Построение логически четкой системы вопросов (по анализу текста художественного произведения, по критической статье, по теоретическим или историко-литературным вопросам), которые бы последовательно вели мысль учащихся от наблюдения над явлением к его анализу, от выводов частного характера к выводам более обобщающим; система вопросов, составляющая эвристическую беседу, должна не только привести учащихся к самостоятельно добытым знаниям, но и раскрыть пути, методы приобретения этих знаний.
- Построение системы знаний по тексту художественного произведения или по критическим статьям (задания выполняются устно или письменно).
- Постановка проблемы учителем или по его предложению учащимися, проведение диспута.
Результаты обучения:
- Личностные результаты
- Предметные результаты
- Метапредметные результаты:
- регулятивные
- познавательные
- коммуникативные
Предметные результаты:
- овладение умениями эстетического и смыслового анализа произведений художественной литературы, умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать художественную картину мира, отражённую в литературных произведениях, с учётом неоднозначности заложенных в них художественных смыслов: умение анализировать произведение в единстве формы и содержания;
- определять тематику и проблематику произведения, родовую и жанровую принадлежность произведения; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика, авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и воплощённые в нём реалии;
- характеризовать авторский пафос;
- выявлять особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи;
- овладение теоретико-литературными понятиями и использование их в процессе анализа, интерпретации произведений и оформления собственных оценок и наблюдений : художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; факт, вымысел; литературные направления, роды , жанры ; форма и содержание литературного произведения; тема, идея, проблематика, пафос, сюжет, композиция, эпиграф; стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог; авторское отступление; конфликт; система образов; образ автора, повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой, лирический персонаж, речевая характеристика героя; реплика, диалог, монолог; ремарка; портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь, символ, подтекст, психологизм; сатира, юмор, ирония, сарказм, гротеск; эпитет, метафора, сравнение; олицетворение, гипербола; антитеза;
- умение рассматривать изученные произведения в рамках историко-литературного процесса (определять и учитывать при анализе принадлежность произведения к историческому времени, определённому литературному направлению);
- выявлять связь между важнейшими фактами биографии писателей и особенностями исторической эпохи, авторского мировоззрения, проблематики произведений;
- умение сопоставлять произведения, их фрагменты , образы персонажей, литературные явления и факты, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры, приёмы, эпизоды текста;
- развитие умения участвовать в диалоге о прочитанном произведении, в дискуссии на литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями участников дискуссии;
- давать аргументированную оценку прочитанному;
- овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально изученных художественных произведений древнерусской, классической русской и зарубежной литературы и современных авторов.
Метапредметные результаты Регулятивные УУД:
1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
• определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
• обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
Обучающийся сможет:
• определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
• выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
• выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
• ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
• формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
• обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов .
Регулятивные УУД:
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
• определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
• систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
• отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
• определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
• анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
• свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
• оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
• обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
• фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Познавательные УУД:
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
• выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
• объединять предметы и явления в группы по определенны признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
• определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
• строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
• строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки.
Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:
• находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
• ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
• устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
• резюмировать главную идею текста;
• критически оценивать содержание и форму текста
Коммуникативные УУД
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
• определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
• отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
• представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
• соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
• высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
− определять возможные роли в совместной деятельности;
− играть определенную роль в совместной деятельности;
− корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;
Нормативные документы, регламентирующие оценочную деятельность учителя
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской
Федерации» ст. статьи 58, 59 и 95
- ФГОС. Требования к структуре программы …. Пункт. Система оценки ….
- Примерная основная образовательная программа ООО, СОО.
Раздел «Система оценки достижения планируемых результатов освоения
основной образовательной программы …»
Примерная программа по предмету
- Универсальный кодификатор, распределенных по классам проверяемых
требований к результатам освоения образовательной программы по
Предмету
- Локальные акты ОО, в том числе о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочная деятельность учителя
Для соответствия требованиям ФГОС необходимо обеспечить:
- o общие подходы (при сохранении индивидуальных отличий) к отбору содержания
и структуре оценочной деятельности всех учителей в ОО;
- o координацию оценочной деятельности всех учителей, работающих в данном классе;
- o взаимосвязь оценочной деятельности учителей и внутреннего мониторинга образовательных достижений обучающихся в данной ОО;
- взаимосвязь инструментария оценочной деятельности учителей и инструментов внешней оценки
Арсенал методов, форм и видов оценки учебных достижений
Формы оценки:
- индивидуальная
- групповая
- фронтальная
Методы проверки учителем:
- устные опросы (индивидуальные, фронтальные)
- письменные опросы (в том числе в тестовой форме, диктанты, изложения,
- сочинения, рефераты, кейсы, решение задач и т.д.)
- практические работы (лабораторные работы, практикум и т.д.)
- компьютерные опросы
- наблюдение за деятельностью
Методы взаимопроверки и самопроверки обучающихся
Арсенал методов, форм и видов оценки учебных достижений
Виды оценочных процедур по отношению
Формы фиксации результатов оценки:
ко времени их проведения:
- классическая система
- поурочного выставления
- отметок
- зачетная система проверки
- знаний и умений учащихся
- критериальная система оценки
- стартовая диагностика
- текущее оценивание
- тематический контроль
- промежуточная аттестация
- итоговый контроль, в том числе
- и государственная итоговая аттестация
Виды оценочных процедур по отношению
к целям их проведения:
- диагностические
- проверочные
- контрольные
Требования ФГОС к системе оценки учебных достижений
- Системно-деятельностный подход
Обеспечивается содержанием и критериями оценки
Реализуется по отношению к содержанию оценки и интерпретации результатов
Реализуется по отношению к содержанию оценки и оценочным процедурам
Тема методической разработки:
«Применение эвристического метода на уроке литературы по теме «Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа Л.Н.Толстого «После бала» в 8 классе».
Этапы учебного занятия
I. Организационный этап ( до начала урока)
Форма работы – индивидуальная.
- Прочитать произведение.
- Подготовить историческую справку о времени, изображённом в рассказе.
- Подготовить сообщение об истории создания рассказа с использованием цифровых образовательных ресурсов. Литература 8 класс. Урок 14. Лев Николаевич Толстой «После бала»
(https://resh.edu.ru/subject/lesson/2289/train/#161419РЭШ )
II.Мотивационно-целевой этап
Задание
- Прослушайте два эпизода из рассказа: «Бал» и «После бала».
( фонохрестоматия)
- Как соотносятся эти эпизоды?
Целеполагание
( Совместно с учитель обучающиеся формулируют тему и цели урока)
Целеполагание
Задание
- Сформулируйте цели с помощью опорных глаголов.
Вспомнить содержание произведения, жанр, что такое композиция, идея
Узнать , что такое контраст, как литературный прием, какова идея произведения Л.Н. Толстого
Понять, какова роль контраста в раскрытии идеи рассказа Л.Н.Толстого «После бала».
Актуализация опорных знаний
ТЕСТ на знание текста
1. В какое время происходит действие в произведении «После бала»?
1) 1840-е годы
2) 1860-е годы
3) 1900-е годы
4) 1940-е годы
2. Чем занимался Иван Васильевич в годы описываемых им событий?
1) служил в гусарском полку
2) служил при канцелярии
3) учился в университете
3. Во время какого праздника происходят события в произведении?
1) под рождество
2) в день Петра и Павла
3) во время Пасхи
4) во время масленицы
III. Поисково-исследовательский
Беседа:
- Что такое контраст?
- Для чего нужен контраст в произведении? Что помогает передать?
Групповая работа
Вопросы:
1. Роль контраста в системе образов рассказа Л.Н.Толстого «После бала».
2.Роль контраста в композиции рассказа Л.Н.Толстого «После бала».
3. Роль контраста в системе языковых средств рассказа Л.Н.Толстого «После бала».
Первичное усвоение новых знаний
Выступление групп. Во время ответа одной группы две другие готовят ответ на вопрос: «Удалось ли группе, на ваш взгляд, определить роль контраста? »
Первичная проверка понимания
Эвристическая беседа
-Как изменилась жизнь героя после бала?
- Почему Иван Васильевич отказывается от службы? Какова его нравственная позиция?
IV. Практико-ориентированный этап
Первичное закрепление
Форма работы: фронтальная
Беседа:
- Как вы думаете, почему Л. Н. Толстой назвал свой рассказ, большая часть которого посвящена изображению бала, «После бала»?
- Какую из двух частей вы считаете главной в рассказе?
(Запись в тетрадь вывода).
- Сформулируйте художественную идею произведения.
V. Контрольно-оценочный этап
Письменная работа
-Дайте развёрнутый ответ на вопрос: «Актуален ли рассказ сегодня?»
Форма оценивания : индивидуальная
Информация о домашнем задании
Домашнее задание
(Задания распределяются с учетом дифференцированного подхода)
- 1. Вспомните и запишите в тетради, какие произведения литературы построены на приёме контраста.
- 2. РЭШ Литература 8 класс. Урок 14. Лев Николаевич Толстой «После бала»
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2289/train/#161419
- выполнить тренировочные задания;
- выполнить контрольные задания.
VI. Рефлексивно-обобщающий этап
Беседа:
- -Что нового вы узнали?
- - Какое открытие сделали?