СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы и методы обучения на современном учебном занятии

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разработке  представлены материалы о типах  современного учебного занятия, структуре  и требованиях к нему. 

Просмотр содержимого документа
«Формы и методы обучения на современном учебном занятии»

Методическая разработка « Формы и методы обучения на современном учебном занятии»

Методическая разработка

« Формы и методы обучения на современном учебном занятии»

 Учебное занятие и урок   Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897, в ред. от 11.12.2020): П. 13. «Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность… Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет организация, осуществляющая образовательную деятельность». • П. 18.3.1. «Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5 267 часов и более 6 020 часов».

Учебное занятие и урок

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897, в ред. от 11.12.2020):

П. 13. «Основная образовательная программа основного общего

образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность… Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет организация, осуществляющая образовательную деятельность».

• П. 18.3.1. «Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5 267 часов и более 6 020 часов».

Что такое учебное занятие?   • занятие, в котором прослеживаются определенные этапы; • занятие, на котором учитель ставит перед обучающимися те или иные учебные задачи; • занятие, на котором используются разнообразные формы организации учебной деятельности

Что такое учебное занятие?

• занятие, в котором прослеживаются определенные этапы;

• занятие, на котором учитель ставит перед обучающимися те или иные учебные задачи;

• занятие, на котором используются разнообразные формы

организации учебной деятельности

Что такое современное учебное занятие? в основе содержания – современные научные подходы и практики; дидактический материал – это гармонично соединенный классический и аутентичный учебный контент; сверхзадача преподавания – формирование функциональной грамотности в различных ее аспектах (читательская, естественнонаучная, математическая и др.).

Что такое современное учебное занятие?

  • в основе содержания – современные научные подходы и практики;
  • дидактический материал – это гармонично соединенный классический и аутентичный учебный контент;
  • сверхзадача преподавания – формирование функциональной грамотности в различных ее аспектах (читательская, естественнонаучная, математическая и др.).
 Типы уроков: СТАЛО: 1. Развивающий (системно –деятельностный) урок 2. Урок «открытия» новых знаний (урок-исследование) 3. Урок комплексного применения новых знаний 4. Урок рефлексии 5. Урок построения системы знаний (урок общеметодологической направленности) 6. Урок самоконтроля и самокоррекции БЫЛО: 1. Комбинированный урок 2. Урок усвоения новых знаний 3. Урок закрепления изучаемого материала 4. Урок повторения 5. Урок систематизации и обобщения 6. Урок проверки и оценки знаний

Типы уроков:

СТАЛО:

1. Развивающий (системно –деятельностный) урок

2. Урок «открытия» новых знаний

(урок-исследование)

3. Урок комплексного применения новых знаний

4. Урок рефлексии

5. Урок построения системы знаний

(урок общеметодологической направленности)

6. Урок самоконтроля и самокоррекции

БЫЛО:

1. Комбинированный урок

2. Урок усвоения новых знаний

3. Урок закрепления изучаемого материала

4. Урок повторения

5. Урок систематизации и обобщения

6. Урок проверки и оценки знаний

Структура учебного занятия 1 этап. Мотивационно-целевой. Актуализация знаний. 2 этап .Поисково-исследовательский 3. этап. Практико-ориентированный 4 этап. Контрольно-оценочный 5 этап. Рефлексивно-обобщающий

Структура учебного занятия

1 этап. Мотивационно-целевой. Актуализация знаний.

2 этап .Поисково-исследовательский

3. этап. Практико-ориентированный

4 этап. Контрольно-оценочный

5 этап. Рефлексивно-обобщающий

Структура учебного занятия Актуализация знаний • Это извлечение освоенного материала из долговременной или кратковременной памяти с целью последующего его использования. • Это более широкое понятие, чем опрос. • Это не повторение изученного, а часть изучения нового. • Это реализация педагогических принципов преемственности, движения от простого к сложному, от известного к неизвестному и др.

Структура учебного занятия

Актуализация знаний

• Это извлечение освоенного материала из долговременной или кратковременной памяти с целью последующего его использования.

• Это более широкое понятие, чем опрос.

• Это не повторение изученного, а часть изучения нового.

• Это реализация педагогических принципов преемственности, движения от простого к сложному, от известного к неизвестному и др.

Структура учебного занятия Мотивация осуществляется с опорой на: • эмоциональные проявления личности: яркость, новизну, занимательность; • побуждение к учению: значимость знания вообще, осознание социального, прикладного значения учебного материала, связь учебного материала с будущей профессией; • познавательные интересы и потребности: интерес к знаниям, увлеченность, любознательность.

Структура учебного занятия

Мотивация осуществляется с опорой на:

• эмоциональные проявления личности: яркость, новизну, занимательность;

• побуждение к учению: значимость знания вообще,

осознание социального, прикладного значения учебного

материала, связь учебного материала с будущей

профессией;

• познавательные интересы и потребности: интерес

к знаниям, увлеченность, любознательность.

Понятие учебной задачи • Учебное задание – задание, направленное на усвоение учебного материала. • Учебная задача – вид учебного задания, требующий от обучающегося освоения обобщенного способа решения данной задачи в рамках учебной деятельности (= системы учебных действий и операций). • Учебная задача – вид учебного задания, имеющий определенную цель, личностно значимую для обучающегося (= цель, которую перед собой ставит обучающийся).

Понятие учебной задачи

• Учебное задание – задание, направленное на усвоение

учебного материала.

• Учебная задача – вид учебного задания, требующий

от обучающегося освоения обобщенного способа решения

данной задачи в рамках учебной деятельности (= системы

учебных действий и операций).

• Учебная задача – вид учебного задания, имеющий

определенную цель, личностно значимую для обучающегося

(= цель, которую перед собой ставит обучающийся).

Понятие учебной задачи

Понятие учебной задачи

Формы организации учебной деятельности   Фронтальная Групповая Парная Индивидуальная

Формы организации учебной деятельности

  • Фронтальная
  • Групповая
  • Парная
  • Индивидуальная
Эвристический метод  Эвристический метод способствует усвоению школьниками методов анализа литературного произведения , понятий по теории литературы, фактов и закономерностей историко-литературного процесса. Приемы: Построение логически четкой системы вопросов (по анализу текста художественного произведения, по критической статье, по теоретическим или историко-литературным вопросам), которые бы последовательно вели мысль учащихся от наблюдения над явлением к его анализу, от выводов частного характера к выводам более обобщающим; система вопросов, составляющая эвристическую беседу, должна не только привести учащихся к самостоятельно добытым знаниям, но и раскрыть пути, методы приобретения этих знаний. Построение системы знаний по тексту художественного произведения или по критическим статьям (задания выполняются устно или письменно).  Постановка проблемы учителем или по его предложению учащимися, проведение диспута.

Эвристический метод

Эвристический метод способствует усвоению школьниками методов анализа литературного произведения , понятий по теории литературы, фактов и закономерностей историко-литературного процесса.

Приемы:

  • Построение логически четкой системы вопросов (по анализу текста художественного произведения, по критической статье, по теоретическим или историко-литературным вопросам), которые бы последовательно вели мысль учащихся от наблюдения над явлением к его анализу, от выводов частного характера к выводам более обобщающим; система вопросов, составляющая эвристическую беседу, должна не только привести учащихся к самостоятельно добытым знаниям, но и раскрыть пути, методы приобретения этих знаний.
  • Построение системы знаний по тексту художественного произведения или по критическим статьям (задания выполняются устно или письменно).
  • Постановка проблемы учителем или по его предложению учащимися, проведение диспута.
Результаты обучения: Личностные результаты Предметные результаты Метапредметные результаты:  - регулятивные - познавательные - коммуникативные

Результаты обучения:

  • Личностные результаты
  • Предметные результаты
  • Метапредметные результаты:

- регулятивные

- познавательные

- коммуникативные

Предметные результаты:

  • овладение умениями эстетического и смыслового анализа произведений художественной литературы, умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать художественную картину мира, отражённую в литературных произведениях, с учётом неоднозначности заложенных в них художественных смыслов: умение анализировать произведение в единстве формы и содержания;
  • определять тематику и проблематику произведения, родовую и жанровую принадлежность произведения; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика, авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и воплощённые в нём реалии;
  • характеризовать авторский пафос;
  • выявлять особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи;
  • овладение теоретико-литературными понятиями и использование их в процессе анализа, интерпретации произведений и оформления собственных оценок и наблюдений : художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; факт, вымысел; литературные направления, роды , жанры ; форма и содержание литературного произведения; тема, идея, проблематика, пафос, сюжет, композиция, эпиграф; стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог; авторское отступление; конфликт; система образов; образ автора, повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой, лирический персонаж, речевая характеристика героя; реплика, диалог, монолог; ремарка; портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь, символ, подтекст, психологизм; сатира, юмор, ирония, сарказм, гротеск; эпитет, метафора, сравнение; олицетворение, гипербола; антитеза;
- умение рассматривать изученные произведения в рамках историко-литературного процесса (определять и учитывать при анализе принадлежность произведения к историческому времени, определённому литературному направлению); - выявлять связь между важнейшими фактами биографии писателей и особенностями исторической эпохи, авторского мировоззрения, проблематики произведений; - умение сопоставлять произведения, их фрагменты , образы персонажей, литературные явления и факты, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры, приёмы, эпизоды текста; развитие умения участвовать в диалоге о прочитанном произведении, в дискуссии на литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями участников дискуссии; - давать аргументированную оценку прочитанному; - овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально изученных художественных произведений древнерусской, классической русской и зарубежной литературы и современных авторов.

- умение рассматривать изученные произведения в рамках историко-литературного процесса (определять и учитывать при анализе принадлежность произведения к историческому времени, определённому литературному направлению);

- выявлять связь между важнейшими фактами биографии писателей и особенностями исторической эпохи, авторского мировоззрения, проблематики произведений;

- умение сопоставлять произведения, их фрагменты , образы персонажей, литературные явления и факты, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры, приёмы, эпизоды текста;

  • развитие умения участвовать в диалоге о прочитанном произведении, в дискуссии на литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями участников дискуссии;

- давать аргументированную оценку прочитанному;

- овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально изученных художественных произведений древнерусской, классической русской и зарубежной литературы и современных авторов.

Метапредметные результаты Регулятивные УУД:

1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности,

• определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

• обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

Обучающийся сможет:

• определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

• выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

• выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

• ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

• формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

• обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов .

Регулятивные УУД:

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийся сможет:

• определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

• систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

• отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

• определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

• анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

• свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

• оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

• обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

• фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

Познавательные УУД:

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

• выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

• объединять предметы и явления в группы по определенны признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

• определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

• строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

• строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки.

Смысловое чтение.

Обучающийся сможет:

• находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

• ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

• устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

• резюмировать главную идею текста;

• критически оценивать содержание и форму текста

Коммуникативные УУД

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

• определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

• отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

• представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

• соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

• высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:

находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

− определять возможные роли в совместной деятельности;

− играть определенную роль в совместной деятельности;

− корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;

Нормативные документы,  регламентирующие оценочную деятельность учителя Федеральный закон от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации» ст. статьи 58, 59 и 95  ФГОС. Требования к структуре программы …. Пункт. Система оценки ….  Примерная основная образовательная программа ООО, СОО. Раздел «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы …» Примерная программа по предмету  Универсальный кодификатор, распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения образовательной программы по Предмету  Локальные акты ОО, в том числе о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Нормативные документы, регламентирующие оценочную деятельность учителя

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской

Федерации» ст. статьи 58, 59 и 95

  • ФГОС. Требования к структуре программы …. Пункт. Система оценки ….
  • Примерная основная образовательная программа ООО, СОО.

Раздел «Система оценки достижения планируемых результатов освоения

основной образовательной программы …»

Примерная программа по предмету

  • Универсальный кодификатор, распределенных по классам проверяемых

требований к результатам освоения образовательной программы по

Предмету

  • Локальные акты ОО, в том числе о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочная деятельность учителя    Для соответствия требованиям ФГОС необходимо обеспечить: o общие подходы (при сохранении индивидуальных отличий) к отбору содержания и структуре оценочной деятельности всех учителей в ОО; o координацию оценочной деятельности всех учителей, работающих в данном классе; o взаимосвязь оценочной деятельности учителей и внутреннего мониторинга образовательных достижений обучающихся в данной ОО;  взаимосвязь инструментария оценочной деятельности учителей и инструментов внешней оценки

Оценочная деятельность учителя

Для соответствия требованиям ФГОС необходимо обеспечить:

  • o общие подходы (при сохранении индивидуальных отличий) к отбору содержания

и структуре оценочной деятельности всех учителей в ОО;

  • o координацию оценочной деятельности всех учителей, работающих в данном классе;
  • o взаимосвязь оценочной деятельности учителей и внутреннего мониторинга образовательных достижений обучающихся в данной ОО;
  • взаимосвязь инструментария оценочной деятельности учителей и инструментов внешней оценки
Арсенал методов, форм и видов оценки учебных достижений    Формы оценки:  индивидуальная  групповая  фронтальная  Методы проверки учителем:  устные опросы (индивидуальные, фронтальные)  письменные опросы (в том числе в тестовой форме, диктанты, изложения, сочинения, рефераты, кейсы, решение задач и т.д.)  практические работы (лабораторные работы, практикум и т.д.)  компьютерные опросы  наблюдение за деятельностью  Методы взаимопроверки и самопроверки обучающихся

Арсенал методов, форм и видов оценки учебных достижений

Формы оценки:

  • индивидуальная
  • групповая
  • фронтальная

Методы проверки учителем:

  • устные опросы (индивидуальные, фронтальные)
  • письменные опросы (в том числе в тестовой форме, диктанты, изложения,
  • сочинения, рефераты, кейсы, решение задач и т.д.)
  • практические работы (лабораторные работы, практикум и т.д.)
  • компьютерные опросы
  • наблюдение за деятельностью

Методы взаимопроверки и самопроверки обучающихся

Арсенал методов, форм и видов оценки учебных достижений  Виды оценочных процедур по отношению Формы фиксации результатов оценки: ко времени их проведения:  классическая система поурочного выставления отметок  зачетная система проверки знаний и умений учащихся  критериальная система оценки  стартовая диагностика  текущее оценивание  тематический контроль  промежуточная аттестация  итоговый контроль, в том числе и государственная итоговая аттестация Виды оценочных процедур по отношению к целям их проведения:  диагностические  проверочные контрольные

Арсенал методов, форм и видов оценки учебных достижений

Виды оценочных процедур по отношению

Формы фиксации результатов оценки:

ко времени их проведения:

  • классическая система
  • поурочного выставления
  • отметок
  • зачетная система проверки
  • знаний и умений учащихся
  • критериальная система оценки
  • стартовая диагностика
  • текущее оценивание
  • тематический контроль
  • промежуточная аттестация
  • итоговый контроль, в том числе
  • и государственная итоговая аттестация

Виды оценочных процедур по отношению

к целям их проведения:

  • диагностические
  • проверочные
  • контрольные
Требования ФГОС к системе оценки учебных достижений   Системно-деятельностный подход  Обеспечивается содержанием и критериями оценки Уровневый подход Реализуется по отношению к содержанию оценки и интерпретации результатов  Комплексный подход  Реализуется по отношению к содержанию оценки и оценочным процедурам

Требования ФГОС к системе оценки учебных достижений

  • Системно-деятельностный подход

Обеспечивается содержанием и критериями оценки

  • Уровневый подход

Реализуется по отношению к содержанию оценки и интерпретации результатов

  • Комплексный подход

Реализуется по отношению к содержанию оценки и оценочным процедурам

Тема методической разработки:   «Применение эвристического метода на уроке литературы по теме «Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа Л.Н.Толстого «После бала» в 8 классе».

Тема методической разработки:

«Применение эвристического метода на уроке литературы по теме «Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа Л.Н.Толстого «После бала» в 8 классе».

Этапы учебного занятия I. Организационный этап ( до начала урока) Форма работы – индивидуальная. Прочитать произведение. Подготовить историческую справку о времени, изображённом в рассказе. Подготовить сообщение об истории создания рассказа с использованием цифровых образовательных ресурсов. Литература 8 класс. Урок 14. Лев Николаевич Толстой «После бала»  (https://resh.edu.ru/subject/lesson/2289/train/#161419РЭШ )

Этапы учебного занятия

I. Организационный этап ( до начала урока)

Форма работы – индивидуальная.

  • Прочитать произведение.
  • Подготовить историческую справку о времени, изображённом в рассказе.
  • Подготовить сообщение об истории создания рассказа с использованием цифровых образовательных ресурсов. Литература 8 класс. Урок 14. Лев Николаевич Толстой «После бала»

(https://resh.edu.ru/subject/lesson/2289/train/#161419РЭШ )

II.Мотивационно-целевой этап Задание Прослушайте два эпизода из рассказа: «Бал» и «После бала».  ( фонохрестоматия) Как соотносятся эти эпизоды? Целеполагание ( Совместно с учитель обучающиеся формулируют тему и цели урока)

II.Мотивационно-целевой этап

Задание

  • Прослушайте два эпизода из рассказа: «Бал» и «После бала».

( фонохрестоматия)

  • Как соотносятся эти эпизоды?

Целеполагание

( Совместно с учитель обучающиеся формулируют тему и цели урока)

Целеполагание  Задание - Сформулируйте цели с помощью опорных глаголов.  Вспомнить содержание произведения, жанр, что такое композиция, идея  Узнать , что такое контраст, как литературный прием, какова идея произведения Л.Н. Толстого  Понять, какова роль контраста в раскрытии идеи рассказа Л.Н.Толстого «После бала».

Целеполагание

Задание

- Сформулируйте цели с помощью опорных глаголов.

Вспомнить содержание произведения, жанр, что такое композиция, идея

Узнать , что такое контраст, как литературный прием, какова идея произведения Л.Н. Толстого

Понять, какова роль контраста в раскрытии идеи рассказа Л.Н.Толстого «После бала».

Актуализация опорных знаний ТЕСТ на знание текста 1. В какое время происходит действие в произведении «После бала»? 1) 1840-е годы 2) 1860-е годы 3) 1900-е годы 4) 1940-е годы 2. Чем занимался Иван Васильевич в годы описываемых им событий? 1) служил в гусарском полку 2) служил при канцелярии 3) учился в университете 3. Во время какого праздника происходят события в произведении? 1) под рождество 2) в день Петра и Павла 3) во время Пасхи  4) во время масленицы

Актуализация опорных знаний

ТЕСТ на знание текста

1. В какое время происходит действие в произведении «После бала»?

1) 1840-е годы

2) 1860-е годы

3) 1900-е годы

4) 1940-е годы

2. Чем занимался Иван Васильевич в годы описываемых им событий?

1) служил в гусарском полку

2) служил при канцелярии

3) учился в университете

3. Во время какого праздника происходят события в произведении?

1) под рождество

2) в день Петра и Павла

3) во время Пасхи

4) во время масленицы

III. Поисково-исследовательский Беседа: - Что такое контраст? - Для чего нужен контраст в произведении? Что помогает передать? Групповая работа Вопросы:  1. Роль контраста в системе образов рассказа Л.Н.Толстого «После бала».  2.Роль контраста в композиции рассказа Л.Н.Толстого «После бала».  3. Роль контраста в системе языковых средств рассказа Л.Н.Толстого «После бала».

III. Поисково-исследовательский

Беседа:

- Что такое контраст?

- Для чего нужен контраст в произведении? Что помогает передать?

Групповая работа

Вопросы:

1. Роль контраста в системе образов рассказа Л.Н.Толстого «После бала».

2.Роль контраста в композиции рассказа Л.Н.Толстого «После бала».

3. Роль контраста в системе языковых средств рассказа Л.Н.Толстого «После бала».

Первичное усвоение новых знаний Выступление групп. Во время ответа одной группы две другие готовят ответ на вопрос: «Удалось ли группе, на ваш взгляд, определить роль контраста? » Первичная проверка понимания Эвристическая беседа -Как изменилась жизнь героя после бала? - Почему Иван Васильевич отказывается от службы? Какова его нравственная позиция?

Первичное усвоение новых знаний

Выступление групп. Во время ответа одной группы две другие готовят ответ на вопрос: «Удалось ли группе, на ваш взгляд, определить роль контраста? »

Первичная проверка понимания

Эвристическая беседа

-Как изменилась жизнь героя после бала?

- Почему Иван Васильевич отказывается от службы? Какова его нравственная позиция?

IV. Практико-ориентированный этап Первичное закрепление Форма работы: фронтальная Беседа: - Как вы думаете, почему Л. Н. Толстой назвал свой рассказ, большая часть которого посвящена изображению бала, «После бала»? - Какую из двух частей вы считаете главной в рассказе? (Запись в тетрадь вывода). - Сформулируйте художественную идею произведения.

IV. Практико-ориентированный этап

Первичное закрепление

Форма работы: фронтальная

Беседа:

- Как вы думаете, почему Л. Н. Толстой назвал свой рассказ, большая часть которого посвящена изображению бала, «После бала»?

- Какую из двух частей вы считаете главной в рассказе?

(Запись в тетрадь вывода).

- Сформулируйте художественную идею произведения.

V. Контрольно-оценочный этап Письменная работа -Дайте развёрнутый ответ на вопрос: «Актуален ли рассказ сегодня?» Форма оценивания : индивидуальная

V. Контрольно-оценочный этап

Письменная работа

-Дайте развёрнутый ответ на вопрос: «Актуален ли рассказ сегодня?»

Форма оценивания : индивидуальная

Информация о домашнем задании  Домашнее задание  (Задания распределяются с учетом дифференцированного подхода) 1. Вспомните и запишите в тетради, какие произведения литературы построены на приёме контраста. 2. РЭШ Литература 8 класс. Урок 14. Лев Николаевич Толстой «После бала»  https://resh.edu.ru/subject/lesson/2289/train/#161419 - выполнить тренировочные задания; - выполнить контрольные задания.

Информация о домашнем задании

Домашнее задание

(Задания распределяются с учетом дифференцированного подхода)

  • 1. Вспомните и запишите в тетради, какие произведения литературы построены на приёме контраста.
  • 2. РЭШ Литература 8 класс. Урок 14. Лев Николаевич Толстой «После бала»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2289/train/#161419

- выполнить тренировочные задания;

- выполнить контрольные задания.

VI. Рефлексивно-обобщающий этап Беседа: -Что нового вы узнали? - Какое открытие сделали?

VI. Рефлексивно-обобщающий этап

Беседа:

  • -Что нового вы узнали?
  • - Какое открытие сделали?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!