Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по русскому языку»»
«Формы и методы обучения на современном учебном занятии по русскому языку» - Космынина Т.И.
Урок русского языка в 6 классе.
Тема. Официально-деловой стиль речи.
Планируемые результаты обучения
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц
Метапредметные:
• познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;
• регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;
• коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме
Этапы урока
Этап урока | Содержание | Формирование УУД |
Мотивация | Поиграем в игру «Редактор». Задача учащихся – найти ошибку и исправить ее. 1. Повестка дня: обсуждение поведения прогульщика и лодыря А. Петрова. 2. Ввиду отсутствия средств (возможностей) команда не смогла принять участие в спортивных состязаниях. 3. Во избежание загрязнения воды в ставке (озере) мытье автомобилей запрещается. 4. Постановили: 1) Для проведения олимпиады по русскому языку создать совет. 2) В его состав включить А. Мокеева, Н. Крылову… 5. В школу учащиеся приходить обязаны своевременно. 6. Автобиография. Я, Тихомиров Борис Васильевич, родился 15 августа 1982 года в живописном уголке нашей необъятной Родины – станице Ермаковской Ростовской области. 7. С чувством огромной радости культмассовая комиссия сообщает, что насыщенный мероприятиями план работы выполнен. Почему в текстах допущены ошибки? | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов. |
Целеполагание | Как вы думаете, что нужно знать, чтобы не допустит такие ошибки? Каким образом можно сформулировать цель нашего урока? | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. |
Актуализация знаний | Посмотрите на таблицу (примечание 1). Видите ли вы тему этой таблицы? Понятно ли вам, что определить официально-деловой стиль речи можно по четырём признакам? Видите ли вы, что для официально-делового стиля речи характерна эмоциональность? (отсутствие эмоций!) Видите ли вы, что очерк относится к деловым бумагам? (не относится!) Как вы думаете, глядя на эту таблицу, мы можем дать полную характеристику официально-деловому стилю речи? Кто готов попробовать? Выполните задания Найдите правильные утверждения Назовите основные черты официально-делового стиля речи: А постоянное изменение Б устойчивость В эмоциональная насыщенность Г официальность Найдите неправильные утверждения Назовите виды жанров, которые не соответствуют официально-деловому стилю речи: А заявление Б эссе В справка Г рассказ К буквам, стоящим около текстов, подберите соответствующие цифры: А Обработка деревьев от вредителей производится в марте - начале апреля, при этом желательно использовать отечественные инсектициды. Б Школа № 22 приглашает Вас принять участие в литературном конкурсе на тему "О любви к Родине" Научный Официально-деловой | умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение |
Открытие новых знаний | Посмотрите внимательно теоретический материал на странице 49 (примечание 2) Назовите микротемы прочитанного текста. Составьте кластер по первой микротеме (первому абзацу) (примечание 4) Найдите особенность официально-делового стиля речи: А точность изложения Б непринуждённость В призывность Найдите неправильное суждение: А для официально-делового стиля возможна только письменная форма текстов Б для официально-делового стиля возможна устная форма текстов Соотнесите словесные выражения: А великолепный, изумительный, язык словно меч Б. в соответствие с постановлением, за указанный период 1.официально-деловой стиль речи 2.художественный стиль речи | умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы |
Практический этап современного урока | Задание к упр.89 (примечание 3) – Прочитайте образец заявления. – В чем заключаются особенности его оформления? – Учитываются ли эти особенности в следующем заявлении? Заявление. Уважаемый Виктор Иванович! Разрешите мне, пожалуйста, выехать на соревнования по лыжным гонкам. С уважением Климов Ю. – Запишите это заявление в исправленном виде. | умение создавать, применять и редактировать тексты умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации |
Рефлексия | – Над какой темой мы работали? – Какие задания выполняли? – Что вызвало у вас затруднения? Почему? – Как оцениваете свою работу на уроке? | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности |
Примечание 1.
Примечание 2.
Примечание 3.
Примечание 4.
Кластер «Где используется официально-деловой стиль? Жанры официально-делового стиля»