Балбекова Ольга Николаевна.
Формы и методы экологического воспитания младших школьников.
"Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы.
А человеку нужна Родина. И охранять природу -
значит, охранять Родину"
Михаил Пришвин. (слайд 2)
Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Основная цель экологического воспитания - формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции.
Экологическое воспитание должно начинаться с раннего детства. Дети восприимчивы к добру, они очень любознательны. И в это время следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы. Младший школьный возраст – это этап формирования этих основ.
Успешность обучения ребенка в школе родители часто связывают с тем, как хорошо он умеет читать, считать и писать. И потому их внимание в большей степени направлено на усвоение знаний детьми по математике, чтению и письму. А вот предмет окружающий мир многими родителями недооценивается и рассматривается как второстепенный и даже необязательный. Для решения данной проблемы учителю начальных классов требуется не только знание методики преподавания, но и умение направить свою деятельность на экологическое воспитание в учебной деятельности. Поэтому одним из важнейших направлений воспитательной работы в начальных классах является экологическое воспитание. Экологические представления формируются на уроках окружающего мира. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Дети, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относиться к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.
Экологическое воспитание учащихся осуществляется в урочной и внеурочной деятельности. Классная работа содержит больше информации, а внеурочная - более интересна для детей своей свободной и своеобразной формой. Для того, чтобы вызвать интерес у учащихся, уроки тоже стоит сделать оригинальными, чтобы они были разнообразными, интересными и увлекательными. Как правило, в педагогической практике применяются разные формы и методы проведения уроков. Необходимо, чтобы учащиеся были не только слушателями, но и сами активно участвовали по ходу проведения урока.
Успешному решению поставленных задач, содействуют различные формы работы. Особенно, это уроки - путешествия, уроки - игры, экскурсии, этические беседы, обобщающие уроки, уроки - конференции, которые дают возможность раскрыть мир природы через разнообразные виды ощущений, присущие для всего живого, дать основную информацию о неживой природе и живой природе, развить познавательные интересы. При применении этих форм используются различные приёмы: инсценировка, чтение стихотворений, сказок, викторины, загадки, что способствует поднятию интереса к живому, пониманию гармонии и красоты природы. (слайд 3)
В своей работе применяю разные методы и приемы экологического воспитания младших школьников.
1. «Экологические беседы». Беседы расширяют экологические знания, формируют бережное отношение к природе.
2. «Экологические чтения». Это получение дополнительной информации экологического характера из художественных произведений В.Бианки, М.Пришвина, Л.Н.Толстого, С.Есенина, и других. Через стихотворение дети видят красоту природы. Рассказы и сказки учат бережному отношению к окружающему миру, развивают познавательный интерес к животным нашего края.
3.«Экологические игры». Игра – важная форма экологического воспитания. Играя, ученики приобретают разнообразный опыт взаимодействия с природой: играя, они выполняют вполне конкретную природоохранную работу; играя, они усваивают правила поведения в окружающей среде; играя, они становятся добрыми, чуткими, отзывчивыми на чужую беду. Игра обогащает личный опыт учеников примерами позитивного взаимодействия с окружающей их средой. Существует большое разнообразие игр экологического характера (игры-путешествия, познавательные игры, творческие игры, викторины и т.д.).
Говорят, школьники проводят немало времени за своими смартфонами и планшетами. Сделаем это увлечение полезным!
Игра «Мобильные технологии для экологии» (слайд 4)
Цель игры: рассказать детям, как помогать природе с помощью современных гаджетов, мобильных приложений и интернет-технологий. Сажать деревья, сообщать об экологических нарушениях, находить велопарковки и пункты приёма вторсырья и многое другое!
Игра «В страну экологической математики» (слайд 5)
Цели игры: отработка практических умений и навыков действий с числами, применение знаний при решении задач экологического содержания, знакомство учащихся с экологическими проблемами и нахождением путей решения этих проблем.
Все знания, полученные на уроке, дети смогут легко применить в повседневной жизни!
4.«Час творчества». (слайд 6, 7) Большой эмоциональный всплеск дают занятия, на которых дети рисуют или что-то мастерят. На этих занятиях они учатся видеть и изображать красоту природы. Школьники включаются в творческую деятельность, результатом которой бывают их собственные рисунки, аппликации, коллективные работы. Данный прием успешно можно использовать не только на уроках окружающего мира, но и на уроках изо, технологии.
Помимо традиционных форм экологического воспитания младших школьников в настоящее время получают широкое распространение такие инновационные формы, как природоохранные акции. (слайд 8)
Дети активно участвуют в эколого-благотворительном проекте «Добрые крышечки», инициаторами которого стали учащиеся 10 классов под руководством Слуцкой Елены Павловны. Данный проект имеет двойную цель: сделать наш мир чище и помочь детям, которым нужна поддержка.
Необходимыми принципами экологического воспитания младших школьников являются обеспечение максимальной наглядности и практического взаимодействия с объектами окружающего мира. Как пишет В.С. Мухина: «Младший школьник - это не зритель, а активный участник учебного процесса… маленький естествоиспытатель».
Широкое применение в педагогической деятельности получили ИКТ-технологий. Использование ИКТ на уроках позволяет расширить рамки учебника, представить его образно и показать завораживающую красоту растительного и животного мира.
Кроме этого необходимо помнить, что одним из важнейших условий формирования экологической культуры являются непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями природы.
Большой и разнообразный материал для наблюдений дают прогулки. Ученики знакомятся с тем, что находится около школы и в соседнем парке, учатся наблюдать за природой.
Следующий широко используемый метод - эксперимент
Опыты направлены на то, чтобы ребята сами могли организовать наблюдения, узнавали, искали причины явления, самостоятельно добивались результатов, чтобы они почувствовали радость открытий, а это важная предпосылка для развития наблюдательности.
В качестве объектов исследования могут быть ростки овса, прорастание лука.
Экологическое воспитание немыслимо без экскурсий в мир природы. Еще в XVIII веке французский философ Жан-Жак Руссо высказал мысль о том, что экскурсии в природу развивают у детей творческую наблюдательность, пытливость и самостоятельность в исследовании окружающего мира.
Экскурсии в природу бывают:
вводными (по изучаемой теме) Примером вводной экскурсии может быть экскурсия по теме «Весенние изменения в природе» (2 класс), «Поверхность нашего края.» (4 класс)
текущими (в системе занятий по экологии) например, экскурсия в 4 классе по теме «Жизнь в пресных водах. Экскурсия к водоему»;
обобщающими (систематизирующими) Примером может служить экскурсия по теме «Осенние подарки».
Мы с детьми очень любим путешествовать и с удовольствием выезжаем на экскурсии.
Например:
Посещение Красной пещеры (Кизил-Коба) (слайд 9)
Зоологический музей КФУ(слайд 10)
Парк львов «Тайган» (слайд 11)
Посещение аквариумов в г.Севастополе и в г.Евпатория. (слайд 12)
Крымская астрофизическая обсерватория в Научном. (слайд 13)
Разновидностью экскурсий в природу являются целевые прогулки в природу. Такие прогулки могут проводиться как на территории образовательного учреждения, так и с выходом в природу.
Целевые прогулки позволяют в игровой форме организовать наблюдения детей за тем или иным объектом природы, способствуют чувственному восприятию детьми мира природы.
Проектная деятельность.
В начальной школе преобладают информационные проекты.
Информационный проект – направлен на сбор информации об объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо придуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Структура подобного проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность, источники информации, проведение «мозговой атаки», обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), результат (статья, реферат, доклад, видео и прочее). Презентация.
Проект «Красная книга» (слайд 14) Цель: познакомиться с Красной книгой России и нашего региона.
Проект "Охрана природы в нашем крае" (слайд 15) (о заповедниках, национальных парках, заказниках, памятниках природы, об экологических проектах в нашем крае)
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», предметными, готовыми к применению.
Проектная деятельность всегда ориентирована на самостоятельную работу учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Для взаимосвязи с учебной деятельностью последний этап проектной деятельности («презентацию результатов») можно проводить на уроке - научной конференции, когда проектные группы защищают свои идеи, демонстрируя глубину исследованной ими экологической проблемы.
Таким образом, методы и формы экологического воспитания могут быть успешно использованы как в учебной, так и во внеучебной работе с младшими школьниками.
При подготовке к педсовету я провела диагностику отношения учащихся к окружающей природе.
(слайд 16) АНКЕТА «МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ» (С.Н. Глазычев)
Цель данной диагностики: изучить отношение учащихся к окружающей среде.
Детям необходимо было ответить на вопросы выбрав один из вариантов ответа: да, нет, по-разному.
Были предложены такие вопросы:
Всё ли в окружающей природе вас интересует?
Всегда ли вы обращаете внимание на окружающую вас природу?
Влияет ли природа на ваше настроение?
Часто ли вы отдыхаете среди природы (в скверах, парках и т.п.)?
В анкетировании принимало участие 31 ученик.
По результатам анкетирования было выявлено:
Детей с эгоистичным отношение к природе Нет. Это очень радует.
3% (1 ученик) НЕАКТИВНОЕ отношение к природе.
Данный результат говорит о том, что его отношение к природе мало осознано и не очень активно. Необходимо уделять природе больше внимания.
61% (19 человек) ОСОЗНАННОЕ отношение к природе.
Данный результат очень меня обрадовал. Он говорит о том, что отношение к природе осознается детьми глубоко и правильно.
36% (11 человек) ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ отношение к природе.
Данный результат говорит о том, что отношение к природе недостаточно осмыслено. Эмоциональность детей нередко мешает критически рассматривать свои мысли, чувства, поступки. Необходимо чаще анализировать их, быть искренними и самокритичными по отношению к себе и своим действиям.
Данное анкетирование позволяет сделать вывод, что у большинства детей преобладает осознанное отношение к природе. Однако, некоторые выбранные ответы говорят, что не все в этом отношении благополучно. Детям необходимо постараться быть внимательнее к природе и поведению окружающих людей. Активно выступать в защиту окружающей среды. Чаще интересоваться произведениями искусства: читать, слушать музыку, знакомиться с пейзажной живописью и графикой. Это поможет сделать отношение к природе более глубоким и действенным.
Свою работу в дальнейшем хочу направить на улучшение данного результата.
(слайд 17)
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Спасибо за внимание! (слайд 18)