Открытый урок по алгебре и началам анализа 10 класс
«Формулы приведения»
учителя математики МБОУ Семеновской СОШ им. С.Ф.Абельханова Сафина Н.В.
Цели урока:
Образовательные:
- Повторить основные тригонометрические формулы и соотношения
- Закрепить умение находить четверть и знак тригонометрический функций
- Закрепить умение использовать формулы сложения
- Выработать навыки использования формул приведения
- Отработать алгоритм применения формул приведения
Общеучебные:
- Пользоваться справочными таблицами
- Работать с интерактивной приставкой Мимио
Развивающие:
- Развивать умение обобщать, систематизировать на основе сравнения, делать вывод
- Активизировать самостоятельную и групповую деятельность учащихся
- Развивать познавательный интерес
- Развивать информационно-коммуникативную компетентность
Воспитательные:
- Воспитывать коммуникативную культуру учащихся
Деятельность учителя: осуществление дифференцированного и развивающего обучения, поддержание обратной связи с учащимися.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: урок-практикум с элементами исследования
Форма организации обучения: индивидуальная, парная, фронтальная
В результате обучения учащиеся должны
Знать: Алгоритм получения формул приведения
Уметь: Определять четверть и знак тригонометрических функций;
Использовать формулы сложения для упрощения тригонометрических выражений;
Использовать формулы приведения для вычисления значений тригонометрических функций нетабличных углов.
Оборудование:
- Компьютер, проектор, интерактивная приставка Мимио;
- Плакаты с определениями синуса, косинуса угла, тригонометр;
- Презентация, поддерживающая проведение урока (приложение 1);
- Раздаточный материал (приложение 2).
План урока:
№
|
Этапы урока
|
Основная деятельность
|
Планируемое время
|
1.
|
Организационный момент
|
Постановка целей
|
2 мин.
|
2.
|
Актуализация знаний
|
Фронтальный опрос
Формирование схемы знаков
|
7 мин.
|
3.
|
Изучение нового материала
|
Работа в парах с элементами исследования
Анализ полученных результатов
Вывод
|
11 мин.
|
4.
|
Закрепление нового материала
|
Совместное решение задач с использованием формул приведения
|
15 мин.
|
5.
|
Контроль обученности
|
Тестирование
|
5 мин.
|
6.
|
Подведение итогов урока
|
Рефлексия
Выставление отметок
Домашнее задание
|
5 мин.
|
Ход урока
- Организационный момент
- формирование психологического настроя на урок,
- введение в тему урока, запись темы урока (слайд 1)
- формирование целей (слайд 2)
- Актуализация знаний
выполнение ряда заданий на использование изученных ранее формул
а) закончить формулы, озвучить их название (слайд 3)
б) расставить знаки функций и пояснить расстановку (слайд 4)
в) определить четверть, в которой находятся предложенные углы (слайд 5)
г) обобщить данные б) и в) в одну схему (раздаточный материал)
д) вычислить с помощью формул сложения cos 240°, sin150° (доска)
- Изучение нового материала
Итак, мы повторили использование формул сложения для нахождения значений тригонометрических функций нетабличных углов. И в очередной раз убедились, что наша довольно трудозатратная работа привела к достаточно простому ответу за счет обнуления одной из частей формулы. Проделывать эту работу каждый раз для разных углов нерационально, давайте выведем общие формулы, которыми и будем в дальнейшем пользоваться. Для этого разобьем нашу большую работу на небольшие части. Каждая пара выполнит свою маленькую часть работы.
Учащимся выдается таблица и каждой паре необходимо заполнить только 2 ячейки, выделенные цветом.
После выполнения работы каждой группой на доске формируется общая таблица. Все учащиеся заполняют свою таблицу полностью с доски. (слайд 6,7)
После вопросов учителя учащиеся должны сформировать алгоритм получения формул приведения и записать в тетрадь. (слайд 8)
- Закрепление нового материала
Выполнение на доске и в тетрадях следующих примеров:
№ 524-527 (учебник Алгебра и начала анализа. 10-11 класс. Ш.А. Алимов и др.)
- Контроль обученности
Учащимся выдается 5 минутный тест (4 варианта)
- Подведение итогов урока
Учащимся задаются вопросы:
- Что нового вы узнали за сегодняшний урок?
- Формулы, которые мы вывели, облегчают нам работу?
- Кто лучше всех сегодня работал?
Выставление отметок за урок.
Домашнее задание: мы с вами сформировали таблицу формул приведения для синуса и косинуса, закончите, пожалуйста, эту таблицу и запишите формулы для тангенса и котангенса. С обсуждения результатов этой работы и результатов теста мы начнем следующий урок.
Спасибо за урок!!!
Просмотр содержимого документа
«Формулы приведения»
Открытый урок по алгебре и началам анализа 10 класс
«Формулы приведения»
учителя математики МБОУ Семеновской СОШ им. С.Ф.Абельханова Сафина Н.В.
Цели урока:
Образовательные:
Повторить основные тригонометрические формулы и соотношения
Закрепить умение находить четверть и знак тригонометрический функций
Закрепить умение использовать формулы сложения
Выработать навыки использования формул приведения
Отработать алгоритм применения формул приведения
Общеучебные:
Развивающие:
Развивать умение обобщать, систематизировать на основе сравнения, делать вывод
Активизировать самостоятельную и групповую деятельность учащихся
Развивать познавательный интерес
Развивать информационно-коммуникативную компетентность
Воспитательные:
Деятельность учителя: осуществление дифференцированного и развивающего обучения, поддержание обратной связи с учащимися.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: урок-практикум с элементами исследования
Форма организации обучения: индивидуальная, парная, фронтальная
В результате обучения учащиеся должны
Знать: Алгоритм получения формул приведения
Уметь: Определять четверть и знак тригонометрических функций;
Использовать формулы сложения для упрощения тригонометрических выражений;
Использовать формулы приведения для вычисления значений тригонометрических функций нетабличных углов.
Оборудование:
Компьютер, проектор, интерактивная приставка Мимио;
Плакаты с определениями синуса, косинуса угла, тригонометр;
Презентация, поддерживающая проведение урока (приложение 1);
Раздаточный материал (приложение 2).
План урока:
№ | Этапы урока | Основная деятельность | Планируемое время |
1. | Организационный момент | Постановка целей | 2 мин. |
2. | Актуализация знаний | Фронтальный опрос Формирование схемы знаков | 7 мин. |
3. | Изучение нового материала | Работа в парах с элементами исследования Анализ полученных результатов Вывод | 11 мин. |
4. | Закрепление нового материала | Совместное решение задач с использованием формул приведения | 15 мин. |
5. | Контроль обученности | Тестирование | 5 мин. |
6. | Подведение итогов урока | Рефлексия Выставление отметок Домашнее задание | 5 мин. |
Ход урока
Организационный момент
- формирование психологического настроя на урок,
- введение в тему урока, запись темы урока (слайд 1)
- формирование целей (слайд 2)
Актуализация знаний
выполнение ряда заданий на использование изученных ранее формул
а) закончить формулы, озвучить их название (слайд 3)
б) расставить знаки функций и пояснить расстановку (слайд 4)
в) определить четверть, в которой находятся предложенные углы (слайд 5)
г) обобщить данные б) и в) в одну схему (раздаточный материал)
д) вычислить с помощью формул сложения cos 240°, sin150° (доска)
Изучение нового материала
Итак, мы повторили использование формул сложения для нахождения значений тригонометрических функций нетабличных углов. И в очередной раз убедились, что наша довольно трудозатратная работа привела к достаточно простому ответу за счет обнуления одной из частей формулы. Проделывать эту работу каждый раз для разных углов нерационально, давайте выведем общие формулы, которыми и будем в дальнейшем пользоваться. Для этого разобьем нашу большую работу на небольшие части. Каждая пара выполнит свою маленькую часть работы.
Учащимся выдается таблица и каждой паре необходимо заполнить только 2 ячейки, выделенные цветом.
После выполнения работы каждой группой на доске формируется общая таблица. Все учащиеся заполняют свою таблицу полностью с доски. (слайд 6,7)
После вопросов учителя учащиеся должны сформировать алгоритм получения формул приведения и записать в тетрадь. (слайд 8)
Закрепление нового материала
Выполнение на доске и в тетрадях следующих примеров:
№ 524-527 (учебник Алгебра и начала анализа. 10-11 класс. Ш.А. Алимов и др.)
Контроль обученности
Учащимся выдается 5 минутный тест (4 варианта)
Подведение итогов урока
Учащимся задаются вопросы:
- Что нового вы узнали за сегодняшний урок?
- Формулы, которые мы вывели, облегчают нам работу?
- Кто лучше всех сегодня работал?
Выставление отметок за урок.
Домашнее задание: мы с вами сформировали таблицу формул приведения для синуса и косинуса, закончите, пожалуйста, эту таблицу и запишите формулы для тангенса и котангенса. С обсуждения результатов этой работы и результатов теста мы начнем следующий урок.
Спасибо за урок!!!
Источники:
Учебник Алгебры и начал анализа для 10-11 класса под ред. Ш.А. Алимова. М. «Просвещение» 2010 г.
В презентации использован стандартный шаблон. Таблицы, формулы, схемы выполнены самостоятельно.
Тест составлен самостоятельно.
Приложение 2
Ф.И. ______________________________________ Тест «Формулы приведения» Вариант 1 Вычислить: а) cos 210° ответ: ________________ б) sin 120° ответ: ________________ в) cos 405° ответ: ________________ Упростить: а) sin ответ: ________________ б) cos ответ: ________________ | Ф.И. ______________________________________ Тест «Формулы приведения» Вариант 2 Вычислить: а) cos 150° ответ: ________________ б) sin 390° ответ: ________________ в) cos 240° ответ: ________________ Упростить: а) sin ответ: ________________ б) cos ответ: ________________ |
Ф.И. ______________________________________ Тест «Формулы приведения» Вариант 3 Вычислить: а) sin 210° ответ: ________________ б) cos 120° ответ: ________________ в) sin 405° ответ: ________________ Упростить: а) cos ответ: ________________ б) sin ответ: ________________ | Ф.И. ______________________________________ Тест «Формулы приведения» Вариант 4 Вычислить: а) sin 150° ответ: ________________ б) cos 390° ответ: ________________ в) sin 240° ответ: ________________ Упростить: а) cos ответ: ________________ б) sin ответ: ________________ |
Ф.И. ______________________________________ Тест «Формулы приведения» Вариант 1 Вычислить: а) cos 210° ответ: ________________ б) sin 120° ответ: ________________ в) cos 405° ответ: ________________ Упростить: а) sin ответ: ________________ б) cos ответ: ________________ | Ф.И. ______________________________________ Тест «Формулы приведения» Вариант 2 Вычислить: а) cos 150° ответ: ________________ б) sin 390° ответ: ________________ в) cos 240° ответ: ________________ Упростить: а) sin ответ: ________________ б) cos ответ: ________________ |
Ф.И. ______________________________________ Тест «Формулы приведения» Вариант 3 Вычислить: а) sin 210° ответ: ________________ б) cos 120° ответ: ________________ в) sin 405° ответ: ________________ Упростить: а) cos ответ: ________________ б) sin ответ: ________________ | Ф.И. ______________________________________ Тест «Формулы приведения» Вариант 4 Вычислить: а) sin 150° ответ: ________________ б) cos 390° ответ: ________________ в) sin 240° ответ: ________________ Упростить: а) cos ответ: ________________ б) sin ответ: ________________ |
Ф.И. ______________________________________ Тест «Формулы приведения» Вариант 1 Вычислить: а) cos 210° ответ: ________________ б) sin 120° ответ: ________________ в) cos 405° ответ: ________________ Упростить: а) sin ответ: ________________ б) cos ответ: ________________ | Ф.И. ______________________________________ Тест «Формулы приведения» Вариант 2 Вычислить: а) cos 150° ответ: ________________ б) sin 390° ответ: ________________ в) cos 240° ответ: ________________ Упростить: а) sin ответ: ________________ б) cos ответ: ________________ |
Ф.И. ______________________________________ Тест «Формулы приведения» Вариант 3 Вычислить: а) sin 210° ответ: ________________ б) cos 120° ответ: ________________ в) sin 405° ответ: ________________ Упростить: а) cos ответ: ________________ б) sin ответ: ________________ | Ф.И. ______________________________________ Тест «Формулы приведения» Вариант 4 Вычислить: а) sin 150° ответ: ________________ б) cos 390° ответ: ________________ в) sin 240° ответ: ________________ Упростить: а) cos ответ: ________________ б) sin ответ: ________________ |