СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование способности к организации своей учебной деятельности на уроках английского языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость приобретает формирование способности к организации учебной деятельности учащихся на уроке.Статья выявляет особенности УУД, так как именно они определяют то, чему научится ученик.

Просмотр содержимого документа
«Формирование способности к организации своей учебной деятельности на уроках английского языка.»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» (ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»)

Факультет дополнительного образования

Кафедра методики гуманитарного и поликультурного образования



Итоговая аттестационная работа

на тему:

«Формирование способности к организации своей учебной деятельности на уроках английского языка»


Работу выполнила:

Шалаева Наталья Александровна,

слушатель курсов группы ИНО-9,

учитель английского языка

МБОУ СШ № 72

г. Ульяновска



Рецензент:

_____________________







г. Ульяновск

2017 г.



Содержание

Введение 3

Глава 1. Формирование способности к организации своей учебной 5 деятельности на уроках английского языка.

Глава 2. Организация учебной деятельности на уроке английского 18 языка на практике.

Заключение 25

Список использованной литературы 26







































Введение

На сегодняшний день мы наблюдаем школу, которая, стремительно меняясь, старается попасть в ногу со временем и удовлетворить запросы общества. Общество же запрашивает человека, не только имеющего определенный багаж знаний, но способного применить этот багаж в разных сферах своей жизни; человека, способного обучаться, переучиваться, саморазвиваться и развивать жизнь вокруг себя. В данных условиях задачей школьного образования является не только передача знаний в рамках конкретных учебных предметов, а вооружение обучающегося такими универсальными умениями и способностями, которые помогут ему развиваться и совершенствоваться вместе со стремительно меняющимся обществом и быть востребованным в этом обществе. На необходимость решения обозначенной задачи и ориентирует федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Формирование самостоятельной, инициативной и творческой личности всегда рассматривалось как одна из основных задач образования. Такую социальную задачу ставили перед школой передовые педагоги и общественные деятели уже более ста лет назад.

Так, в «золотой» период развития дидактики К. Д. Ушинский и его последователи–революционеры–демократы Н. М. Пирогов, Л. Н. Толстой утверждали, что самый тяжелый грех казенной школы – это отказ от обучения методу работы, способам и средствам самостоятельной деятельности. Сегодня способность школьников часто бывает ограничена подражанием, дублированием правил, алгоритмов, предъявляемых учителем и воспроизведением их по его указанию. Залогом успешного выполнения учебной работы обычно является ее точное соответствие предъявленному образцу.

В то же время нельзя не отличить стремление многих учителей предоставить ученикам свободу, например, в тех случаях учебной работы, когда неправильность или неточность выполнения заданий не будут влиять на общую картину успеваемости (усвоения, результативности). Это различные творческие задания по
предмету на завершающем этапе изучения темы, внеклассные мероприятия на учебном материале и т.д. Можно сказать, что учитель располагает возможностями и может создать условия для целенаправленного развития самостоятельности ученика. Психологический дискомфорт (кто-нибудь не справится, появится слишком много способов решения, и дети не овладеют основным учебным содержанием...) и недостаточная разработанность
вопроса на общеметодическом уровне (понятно, как развивать способности при изучении темы 1, и непонятно – темы 2) не позволяют сделать процесс
формирования данной способности составляющей частью процесса обучения.





















Глава 1. Формирование способности к организации своей учебной деятельности на уроках английского языка.

В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость приобретает формирование способности к организации учебной деятельности учащихся на уроке. При формировании организации такой деятельности выступают такие важные аспекты как тема урока, сообщение целей и задач, планирование, практическая деятельность, осуществление контроля, коррекции, оценивание учащихся, подведение итогов урока и запись домашнего задания. Все вместе это направляет учащихся приобретать умение учиться.

Базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться» ФГОС НОО выдвигает формирование метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных).

Но хотелось бы остановиться именно на практической деятельности учащихся с контролем, поскольку они вызывают много вопросов при построении урока, и выявлении особенностей универсальных учебных действий, потому что именно они определяют то, чему научится ученик.

В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном три формы учебной деятельности – фронтальная, индивидуальная и групповая. Первая предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя, вторая – самостоятельную работу каждого ученика в отдельности; групповая – учащиеся работают в группах из 3-6 человек или в парах. Задания для групп могут быть одинаковыми или разными.

Главная трудность вызвана неумением найти оптимальное сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы при обучении английскому языку. Другие трудности связаны с определением индивидуальных особенностей личности учащихся и организацией на этой основе деятельности учителя, направленной на развитие умственных способностей каждого ученика. Эффективность обучения иностранному языку в значительной мере зависит от четкой и гибкой организации учебного процесса на уроке, от умения педагога учитывать реальное усвоение учащимися конкретного программного материала, а также от индивидуальных особенностей каждого ученика.

Наиболее полно формы организации учебной деятельности представлены в работах И.М. Чередова, Ю.Б. Зотова, Х.И. Лийметса, И.Э. Унт, М.Д. Виноградовой, И.Б. Первина, В.К. Дьяченко, М.Н. Скаткина и др. Авторы этих работ едины в том, что именно в организационных формах осуществляется главное дидактическое отношение – связь взаимодействия преподавания и учения.

Рассмотрим, что представляет собой каждая из перечисленных форм организации учебной деятельности учащихся на уроке.

Фронтальная форма организации учебной деятельности.

Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называется такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты ее. Учитель ведет работу со всем классом одновременно, общается с учащимися непосредственно в ходе своего рассказа, объяснения, показа, вовлечения школьников в обсуждение рассматриваемых вопросов и т.д. Это способствует установлению особенно доверительных отношений и общения между учителем и учащимися, а также учащихся между собой, воспитывает в детях чувство коллективизма, позволяет учить школьников рассуждать и находить ошибки в рассуждениях своих товарищей по классу, формировать устойчивые познавательные интересы, активизировать их деятельность. От учителя, естественно, требуется большое умение найти посильную работу мысли для всех учащихся, заранее проектировать, а затем и создавать учебные ситуации, отвечающие задачам урока; умение и терпение выслушать всех желающих высказаться, тактично поддержать и в то же время внести необходимые коррекции в ходе обсуждения. В силу своих реальных возможностей ученики, конечно, могут в одно и то же время делать обобщения и выводы, рассуждать по ходу урока на разном уровне глубины. Это учитель должен учитывать и опрашивать их соответственно их возможностям. Такой подход учителя при фронтальной работе на уроке позволяет учащимся и активно слушать, и делиться своими мнениями, знаниями с другими, со вниманием выслушивать чужие мнения, сравнивать их со своими, находить ошибки в чужом мнении, вскрывать его неполноту. В этом случае на уроке царит дух коллективного думанья. Учащиеся работают не просто рядом, когда каждый в одиночку решает учебную задачу, а требуется совместно активно участвовать в коллективном обсуждении. Что же касается учителя, то он, применяя фронтальную форму организации работы учащихся на уроке, получает возможность свободно влиять на весь коллектив класса, излагать учебный материал всему классу, достигать определенной ритмичности в деятельности школьников на основе учета их индивидуальных особенностей. Все это несомненные достоинства фронтальной формы организации учебной работы учащихся на уроке. Вот почему в условиях массового обучения эта форма организации учебной работы учащихся является незаменимой и наиболее распространенной в работе современной школы.

Фронтальная форма организации обучения может быть реализована в виде проблемного, информационного и объяснительно-иллюстративного изложения и сопровождаться репродуктивными и творческими заданиями. При этом творческое задание может быть расчленено на ряд относительно простых заданий, что позволит привлечь всех учащихся к активной работе. Учителю это дает возможность соотносить сложность заданий с реальными учебными возможностями каждого ученика, учитывать индивидуальные возможности школьников, создавать на уроке атмосферу дружественных отношений между учителем и учащимися, вызывать у них чувства сопричастности в общих достижениях класса.

Фронтальная форма учебной работы, как отмечают ученые-педагоги – Чередов И.М., Зотов Ю.Б. и другие, имеет ряд существенных недостатков. Она по своей природе нацелена на некоего абстрактного ученика, в силу чего в практике работы школы весьма часто проявляются тенденции к нивелированию учащихся, побуждению их к единому темпу работы, к чему ученики в силу своей разной работоспособности, подготовленности, реального фонда знаний, умений и навыков не готовы. Ученики с низкими учебными возможностями работают медленно, хуже усваивают материал, им требуется больше внимания со стороны учителя, больше времени на выполнение заданий, больше различных упражнений, чем ученикам с высокими учебными возможностями. Сильные же ученики нуждаются не в увеличении количества заданий, а в усложнении их содержания, заданий поискового, творческого типа, работа над которыми способствует развитию школьников и усвоению знаний на более высоком уровне. Поэтому для максимальной эффективности учебной деятельности учащихся необходимо использовать наряду с данной формой организации учебной работы на уроке и другие формы учебной работы. Так, при изучении нового материала и его закрепления, пишет Ю.Б. Зотов, наиболее эффективна фронтальная форма организации урока, а вот применение полученных знаний в измененных ситуациях лучше всего организовать, максимально используя индивидуальную работу. Лабораторные работы организуют фронтально, однако, и здесь надо искать возможности максимального развития каждого ученика. Можно, например, работу заканчивать ответом на вопросы-задания различной степени сложности. Таким образом, удается оптимально сочетать на одном уроке лучшие стороны разных форм обучения.

 Индивидуальная форма организации учебной деятельности.

Эта форма организации предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. В качестве таких заданий может быть работа с учебником, решение задач, примеров; написание рефератов, докладов; проведение всевозможных наблюдений и т.д.

В педагогической литературе выделяют два вида индивидуальных форм организации выполнения заданий: индивидуальную и индивидуализированную. Первая характеризуется тем, что деятельность ученика по выполнению общих для всего класса заданий осуществляется без контакта с другими школьниками, но в едином для всех темпе, вторая предполагает учебно-познавательную деятельность учащихся при выполнении специфических заданий. Именно она позволяет регулировать темп продвижения в учении каждого школьника сообразно его подготовке и возможностям.                                                                                            

Таким образом, один из наиболее эффективных путей реализации индивидуальной формы организации учебной деятельности школьников на уроке являются дифференцированные индивидуальные задания, особенно задания с печатной основой, которые освобождают учащихся от механической работы и позволяют при меньшей затрате времени значительно увеличить объем эффективной самостоятельной работы. Однако этого недостаточно. Не менее важным является контроль учителя за ходом выполнения заданий, его своевременная помощь в разрешении возникающих у учащихся затруднений. Причем для слабоуспевающих учеников дифференциация должна проявляться не столько в дифференциации заданий, сколько в мере оказываемой помощи учителем. Он наблюдает за их работой, следит, чтобы они работали правильными приемами, дает советы, наводящие вопросы, а при обнаружении, что многие ученики не справляются с заданием, учитель может прервать индивидуальную работу и дать всему классу дополнительное разъяснение.

Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах урока, при решении различных дидактических задач; для усвоения новых знаний и их закреплении, для формирования и закрепления умений и навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля, для овладения исследовательским опытом и т.д. Конечно, проще всего использовать эту форму организации учебной работы школьников при закреплении, повторении, организации различных упражнений. Однако она не менее эффективна и при самостоятельном изучении нового материала, особенно при его предварительной домашней проработке.

Для слабоуспевающих учащихся необходимо составлять такую систему заданий, которые бы содержали в себе образцы решений и задачи, подлежащие решению на основе изучения образца; различные алгоритмические предписания, позволяющие ученику шаг за шагом решить определенную задачу – различные теоретические сведения, поясняющие теорию, явление, процесс, механизм процессов и т.д., позволяющие ответить на ряд вопросов, а также всевозможные требования сравнивать, сопоставлять, расклассифицировать, обобщать и т.п. Такая организация учебной работы учащихся на уроке дает возможность каждому ученику в силу своих возможностей, способностей, собранности постепенно, но неуклонно углублять и закреплять полученные и получаемые знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной деятельности, формировать у себя потребности в самообразовании. В этом достоинства индивидуальной формы организации учебной работы учащихся, в этом ее сильные стороны. Но эта форма организации содержит и серьезный недостаток. Способствуя воспитанию самостоятельности учащихся, организованности, настойчивости в достижении цели, индивидуализированная форма учебной работы несколько ограничивает их общение между собой, стремление передавать свои знания другим, участвовать в коллективных достижениях. Эти недостатки можно компенсировать в практической работе учителя сочетанием индивидуальной формы организации учебной работы учащихся с такими формами коллективной работы как фронтальная и групповая.

 Групповая форма организации учебной деятельности.

 Главными признаками групповой работы учащихся являются:

  • класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

  • каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

  • задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

  • состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.

Величина групп различна. Она колеблется в пределах 3-6 человек. Состав группы не постоянный. Он меняется в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины его должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой.

Руководители групп и сам их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, внеурочной информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и компенсировать достоинства недостатки друг друга. В группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учащихся.

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и учащихся консультантов. Это объясняется тем, что при фронтальной и индивидуальной форме урока учителю труднее помогать всем ученикам. Пока он работает с одним - двумя школьниками, остальные, нуждающиеся в помощи, вынуждены дожидаться своей очереди. Совсем другое положение таких учащихся в группе.    

Наряду с помощью учителя, нуждающиеся в ней, получают помощь и со стороны сильных учеников-консультантов в своей группе, а также из других групп. Причем, помогающий ученик получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. Сменяемость консультантов предупреждает опасность появления зазнайства у отдельных учащихся.

 Групповая форма работы учащихся на уроке наиболее применима и целесообразна при проведении практических работ, лабораторных и работ-практикумов. В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации при выполнении сложных вычислений или расчетов. И все это сопровождается интенсивной самостоятельной работой.

Групповая форма несет в себе и ряд недостатков. Среди них наиболее существенными являются: трудности комплектования групп и организации работы в них; учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате, слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах. Только в сочетании с другими формами обучения учащихся на уроке – фронтальной и индивидуальной – групповая форма организации работы учащихся приносит ожидаемые положительные результаты. Сочетание этих форм, выбор наиболее оптимальных вариантов этого сочетания определяется учителем в зависимости от решаемых учебно-воспитательных задач на уроке, от учебного предмета, специфики содержания, его объема и сложности, от специфики класса и отдельных учеников, уровня их учебных возможностей и, конечно, от стиля отношений учителя и учащихся, отношений учащихся между собой, от той доверительной атмосферы, которая установилась в классе, и постоянной готовности оказывать друг другу помощь.

Группы могут быть постоянного и сменного состава. При отборе школьников в группу постоянного состава следует учитывать их психологическую совместимость. Как показала практика нецелесообразно составлять группу только из слабоуспевающих учеников. Нужно, чтобы в ее составе были среднеуспевающие, а также хорошо и отлично успевающие учащиеся.

Также при организации учебной деятельности на уроках английского языка учитываются индивидуальный и дифференцированный подходы. Интересу к учению способствует не только самостоятельная, но и творческая, поисковая работа, применение знаний в новой ситуации, использование средств наглядности, эмоционального воздействия. В качестве компонентов обучения на уроках английского языка выступают контроль и самоконтроль.

При самоконтроле предстоит осмыслить цель деятельности и тот образец, с которым он может сличить ход и результат учебного труда. Учитель комментирует образец действия, подробное его выполнение. Элементы самоконтроля закладываются уже при первоначальном планировании учеником своей работы.

Проиллюстрируем сказанное на примере контроля чтения на уроке английского языка.

Для осуществления дифференцированного подхода к школьникам при контроле чтения учителю необходимо решить ряд организационных вопросов:

  • Исходя из уровня языковой подготовки учащихся, ему следует разбить класс условно на подгруппы, равные по подготовке;

  • Ему необходимо иметь психологическую характеристику класса, в которую должны войти уровень развития тех индивидуально-психологических особенностей учеников, которые обуславливают успешность овладения чтением иноязычных текстов (память, мышление, внимание, уровень общего развития).

При подборе и составлении дифференцированных заданий учителю иностранных языков важно побеседовать с учителями по другим предметам, чтобы узнать об интересах и склонностях детей.

При контроле понимания текста основная группа учеников (со средним уровнем подготовки) может получить вопросы к тексту, ответы на которые довольно подробно передадут содержание текста. Цель – только контроль понимания прочитанного, поэтому некоторые задания, зафиксированные на карточках, можно предложить учащимся выполнить дома. Но выполнение их учитель проверяет.

Следует заметить, что задания в виде вопросов могут предъявляться как на слух, так и письменном варианте (их целесообразно задавать ученикам, которые отличаются недостаточным уровнем развития речевого слуха, внимания или слуховой памяти).

Ученикам с более слабой подготовкой вопросы формируются таким образом, чтобы ответы на них кратко передали основное содержание текста. Они могут также получать карточки с предложениями на родном языке, которые передают основную мысль текста (эквиваленты их на иностранном языке они должны найти в прочитанном тексте). Этим ученикам можно дать задания, предложенные автором. Например, найдите предложения, содержание которых противоречит прочитанному тексту.

Ученики с высоким уровнем обученности могут пересказать весь текст, высказать свое отношение к прочитанному или ответить на вопросы.

Возможны и другие способы контроля понимания прочитанного текста. Так, например, несколько учеников, которые умеют хорошо рисовать, получают домашнее задание: проиллюстрировать текст двумя – тремя рисунками, другие - передать одним рисунком основное содержание текста.

Эффективным является также следующий способ контроля прочитанного: для “сильной” группы дается задание составить подробный план к тексту, для более “слабой” – пронумеровать данные учителем в неправильной последовательности пункты плана.

Таким образом, организация учебной деятельности при индивидуальном и дифференцированном подходах необходима на всех этапах усвоения знаний и умений:

1. Этап изложения новых знаний, умений.

На этом этапе нужно провести более тщательную подготовку к усвоению нового материала именно с теми детьми, которые в этом нуждаются. А затем после первичного фронтального объяснения нужно его повторить.

2. Этап закрепления и применения знаний и умений.

На этом этапе основой индивидуального и дифференцированного подходов является организация самостоятельной работы. Здесь более всего содержится возможностей для учета возможностей учащихся. Таким образом, индивидуальный и дифференцированный подходы осуществляются преимущественно в виде заданий различной трудности и характера. Удобно предъявлять их в форме индивидуальных карточек.

3. Контроль и самоконтроль.

Этап проверки и оценки знаний и умений.

На этом этапе должны осуществляться следующие условия осуществления индивидуального и дифференцированного подходов: знание индивидуальных и типологических особенностей отдельных учащихся и групп учащихся; умение анализировать учебный материал, выявлять возможные трудности, с которыми встретятся разные группы учащихся; составление развернутого плана урока, включая вопросы разным группам и отдельным учащимся; умение “спрограммировать” обучение разных групп учащихся; осуществление оперативной обратной связи.

Итак, реализация поэтапной организации учебной деятельности с учетом уровня знаний, умений повышает эффективность индивидуального и дифференцированного подходов.

Не маловажную роль в организации учебной деятельности играют УУД (универсальные учебные действия). Их выделяют четыре типа: личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные.

Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира (действие смыслообразования (интерес, мотивация); действие нравственно-этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»); формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру; формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребенок задает вопросы); эмоциональное осознание себя и окружающего мира; формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру; формирование желания выполнять учебные действия; использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий). В сфере личностных УУД будут сформированы: внутренняя позиция школьника; личностная мотивация учебной деятельности; ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели – через планирование действий – к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции (целепологание; планирование; прогнозирование; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий). В сфере регулятивных УУД ученики смогут овладеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.); составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем); использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования;  овладеют широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач).

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю); формирование невербальных способов коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.); формирование умения работать в парах и малых группах; формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов). В сфере коммуникативных УУД ученики смогут учитывать позицию собеседника (партнера); организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками; адекватно передавать информацию; отображать предметное содержание и условия деятельности.

Можно сделать вывод, что формирование способности к организации своей учебной деятельности на уроках английского языка это сложная система, которая состоит из множества факторов.











Глава 2. Организация учебной деятельности на уроке английского языка на практике.

Организация учебной деятельности на уроке английского языка имеет свой алгоритм. Как мы уже говорили в первой главе, каждая такая организация имеет свои аспекты, в зависимости от типа урока. Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:

  1. Объявление темы урока, которую формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы). Используются познавательные общеучебные, коммуникативные УУД.

  2. Сообщение целей и задач. Их формулируют опять же учащиеся, определив границы знания и незнания. Используются регулятивные целеполагания, коммуникативные УУД.

  3. Планирование. Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует). Регулятивные планирования.

  4. Практическая деятельность учащихся. Применяется фронтальный, индивидуальный и групповой методы. Познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД.

  5. Осуществление контроля. Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля). Регулятивный контроль (самоконтроль), коммуникативные УУД.

  6. Осуществление коррекции. Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует. Коммуникативные, регулятивные коррекции УУД.

  7. Оценивание учащихся. Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует. Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные УУД.

  8. Итог урока. Проводится рефлексия. Регулятивные саморегуляции, коммуникативные УУД.

  9. Домашнее задание. Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей. Познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД.



Хотелось бы рассмотреть данный алгоритм на примере урока в 3 классе.

Конспект урока



Тема урока: "Умные животные"

Возраст обучающихся: 3 класс

Продолжительность: 40 минут

Название предмета: английский язык

Авторы: Н. Быкова, М. Поспелова, В. Эванс, Д. Дули (авторы УМК “Spotlight 3” / "Английский в фокусе 3 класс"– учебник для общеобразовательных учреждений; Москва, "Просвещение")

Тип урока: комбинированный

Цель урока:

  • совершенствование коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме на английском языке с учетом речевых возможностей, потребностей и интересов учащихся

Задачи урока:

  • формировать навыки употребления в речи модального глагола "can" в утвердительных, отрицательных и вопросительных предложениях;

  • развивать навыки говорения (строить монологическое высказывание); развивать речемыслительные и познавательные способности;

  • воспитывать любовь к животным, воспитывать культуру общения.

Планируемые результаты:

предметные  – знать лексические единицы по теме "Животные", "Глаголы движения"; уметь использовать языковой материал во всех видах речевой деятельности (продуктивной и репродуктивной); формирование и развитие речемыслительных способностей;

регулятивные – планировать личную деятельность; осуществлять самоконтроль; прогнозировать результаты;

познавательные – уметь осознанно строить речевое высказывание, формулировать ответы на вопросы учителя и одноклассников; уметь извлекать нужную информацию из текста; осуществлять актуализацию полученных знаний;

коммуникативные – формировать умения слушать и вступать в диалог; развивать умения взаимодействовать в группе;

личностные – формировать умения выбирать оптимальные формы во взаимоотношениях с одноклассниками; формировать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Оборудование: наглядные пособия (карточки с названиями животных), презентация Power Point, компьютер, экран, проектор, аудиосистема.

    1. Организационный момент: введение в иноязычную среду. (2 мин)

Учитель: Good morning, boys, and girls! I’m glad to see you. Sit down, please. How are you? - I'm fine too, thanks. My name is Olesya Igorevna. I will our teacher of English today. Let’s begin our lesson.

Учащиеся: Good morning! Отвечают на вопрос: I’m fine. How are you?

    1. Фонетическая зарядка и речевая зарядка. (3 мин)

Учитель: Прежде чем приступить к теме урока, давайте разомнем наши язычки. So, reaped after me.( Появляется слайд со словами для речевой зарядки.) Итак, повторяйте за мной:

I saw, I saw, I saw

A tiger at the zoo.

I saw, I saw, I saw

A baby tiger too.

I saw, I saw, I saw

A big grey kangaroo,

I saw, I saw, I saw

I saw them at the zoo.

Учащиеся: повторяют за учителем.

Учитель: Very well!

    1. Целеполагание и мотивация, постановка цели урока. (4 мин)

Учитель: So children, look at the screen!1)Who is it? 2) -Do you remember how we name these animals in English? 3) – Name the animals, please. (Работа с тематическими картинками) (1 picture, 2 picture…) - You are right. 4) - What do you think we'll speak about today? (Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить?) - What kind of animals? - That's right. We'll speak about clever animals, about things they can and can't do. (Сегодня мы будем говорить о том, что же умеют и что не умеют делать животные, почему мы называем их умными).

Учащиеся: Supposed answers: 1) It’s animals. 2) Yes. 3) Называют животных (elephant, dolphin, cat, dog, bear, horse, chimp). 4) О животных.

    1. Опрос по ранее изученному материалу. (5 мин)

Фронтальный опрос – повторение множественного числа имен существительных.

Учитель: показывает карточки со словами в единственном числе, дети должны назвать множественное число имен существительных.

Учащиеся: называют множественное число имен существительных (fox-foxes, dog-dogs, chimp-chimps, horse-horses, cat-cats, frog-frogs, rabbit-rabbits, bear-bears)

    1. Этап изучения нового материала. Введение и отработка лексики/лексических структур. (4 мин)

Фронтальный опрос.

Учитель: And now children let’s learn new words. Listen and reaped after me climb, jump, swim, draw, walk, fly, talk.

Учащиеся: Слушают и проговаривают новую лексику.

Учитель: I will say our verbs and you name animals who can do it (Я называю слова, ученики должны сказать какое животное умеет это делать)

-swim – jump – draw – walk – climb - You are right!

Учащиеся: называют животных: dog, dolphin, elephant, bear, chimp

    1. Повторение употребления глагола can в утвердительном и отрицательном предложениях. (2 мин)

Фронтальный опрос.

Учитель: And now answer my questions, please.

- Can you jump? Can you fly? Can you dance? Can you walk? Can you sing? Can you talk?

Учащиеся: Отвечают на вопросы: Yes, I can. No, I can’t. Yes, I can. Yes, I can. Yes, I can. Yes, I can.

    1. Динамическая пауза. (2 мин)

Учитель: Now it’s time to play. Stand up. (музыкальная физкультминутка)

Sit down, please.

Учащиеся: повторяют за учителем движения.

    1. Активизация знаний учащихся, речевое развитие, мотивация учащихся на работу в парах (или в группах). (4 мин)

Учитель: Look at the pictures, use prompts, and what these animals can and can’t do. Do it in pairs.

(Посмотрите на картинки и скажите, используя образец, что эти животные умеют и не умеют делать.)

Образец: Frog can swim and jump, but can’t fly.

Учащиеся: составляют предложения по образцу.

    1. Развитие навыков чтения. (5 мин.)

Индивидуальная работа.

Учитель:1) Have you got a pet?

Larry has got a pet too. He writes a letter your friends Lulu and would talk about his pet. Help him put verbs.

Answer my questions:

1) How old is Chuckles?

2) Has he got big ears?

3) Has he got a thin body?

4) Can he climb?

5) Can he swim?

6) Can he dance?

Учащиеся: 1)Yes, I have. Учащимся даётся время, чтобы прочитать текст и вставить пропущенные слова. Читают текст по цепочке. Отвечают устно на вопросы.

    1. Аудирование. (3 мин)

Осуществляется самоконтроль, взаимоконтроль.

Учитель: Попробуйте отгадать загадку, нарисовать животное в тетради. Обменяйтесь с соседом по парте и проверьте, правильно ли вы отгадали. This animal is big and grey. It has got big ears, four legs and a short tail. It is from India. It can walk and run. (an elephant) You are right!

Учащиеся: отгадывают загадку. It’s elephant!

    1. Рефлексия. Подведение итогов. (2 мин)

Учитель: You worked very well today. But before we finish our lesson I'd like you tell me what we have done today. Вы работали очень хорошо сегодня. Что нового вы сможете рассказать о себе?

Закончите предложения:

Сегодня я узнал ___________

Я научился _______________

Я могу рассказать другу ____

Я умею _________________

Учащиеся: дополняют предложения.

    1. Объяснение домашнего задания. Выставление оценок. (4 мин)

Учитель: Open you direst and write our homework.

Ex.4 P.79 At home your task will be to write and then tell about your pet. (Дома вы должны написать и потом в классе рассказать о своём питомце или питомце вашего друга) Thank you for your work. You were active and friendly. Now your marks. Our lesson is over. Goodbye.

Учащиеся: записывают домашнее задание упр. 4 с. 79 (у). Прощаются.

































Заключение

Итак, учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.

Как было выше сказано и проанализировано, формирование способности к организации своей учебной деятельности довольно таки не простой процесс, имеющий множество факторов и условий. При правильно выстроенной структуре урока, возможно, достигнуть максимально высоких результатов учебной деятельности.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. Учителям ещё предстоит овладеть технологией проведения таких уроков. Сегодня же учитель, используя возможности традиционного урока, также может успешно формировать у учащихся и предметные, и метапредметные результаты. Для этого необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов и форм обучения, обучения ставить цели и задачи, развития самоконтроля, взаимоконтроля, коррекции и саморегуляции, умений и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке. Ввести в практику работы разработанные наукой и практикой инновационные технологии.















Список использованной литературы



Нормативные документы

  1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года. ОД в О, № 35, 2008 г.

  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009 г.

  3. Концепция Областной целевой Программы «Развитие и модернизация системы Образования Ульяновской области до 2012 года». – г. Ульяновск, С.И. Морозов.

  4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Минобр. науки. – М., 2009 г.

  5. Стандарты второго поколения. Оценка достижений планируемых результатов. Москва: Просвещение, 2009 г.

  6. Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования. – Москва: Просвещение, 2009 г.

  7. Стандарты второго поколения. Примерные программы начального общего образования. – Москва: Просвещение, 2009 г.

  8. Стандарты второго поколения. Примерные программы основного общего образования. – Москва: Просвещение, 2009 г.

  9. Стандарты второго поколения. Проектные задачи в начальной школе. – Москва: Просвещение, 2009 г.

  10. Стандарты второго поколения. Фундаментальное ядро содержания общего образования. – Москва: Просвещение, 2009 г.

  11. Стратегия развития системы образования Ульяновской области на 2008-2012 год. – г. Ульяновск, С.И. Морозов.

  12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010 г.


Методическая литература

  1. Барышников Н.В. Методика обучения второму иностранному языку в школе / Н.В. Барышников. – М: Просвещение. – 2003. – 159 с.

  2. Болтнева О.Ю. Английский язык. Развитие навыков повседневной и академической письменной речи (Дидактические материалы) / О.Ю. Болтнева. – М: Дрофа. – 2004. – 212 с.

  3. Брюс Монк Английский язык. Обучающие диалоги. ( Дидактический материал) / Монк Брюс. – М: Дрофа. – 2002. – 352 с.

  4. Брюсова Н.Г. Английский язык: Учимся, играя на уроках английского языка.2-4 класс. Пособие для учителя / Н.Г. Брюсова. – М: Дрофа. – 2003. – 160 с.

  5. Вербицкая М.В. Английский язык. 2 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 частях / М.В. Вербицкая. – М: Вентана-Граф. – 2010.

  6. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя-2 издание / Н.Д. Гальскова. – М: АРКТИ. – 2003. – 192 с.

  7. Колкова М.К. Методика обучения иностранному языку в средней школе / М.К. Колкова. – СПб: КАРО. – 2006. – 224 с.

  8. Ощепкова В.В. Учебное пособие по страноведению (США) / В.В.Ощепкова. – М: Новая школа. – 1995. – 208 с.

  9. Петрова Е.Р. Увлекательность встреч с английским языком. Методическое пособие для педагогов / Е.Р. Петрова. – М: Просвещение. – 2008. – 175 с.

  10. Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку. 1-4 классы. Пособие для учителей и студентов педвузов / Г.В. Рогова. – М: Просвещение. – 2008. – 223 с.


Методическая литература (дополнительная)

1. Бим, И.Л. Личностно ориентированный подход – основная стратегия обновления школы. Иностр. языки в школе. 2002, № 2 с. 11.

2. Конобеев, А. Вопросы теории и практики обучения английскому языку. Английский язык в школе № 2, 2004 год.

3. Материалы сайта http://www.ege.edu.ru

4. Материалы сайта http://www.english.language.ru/ege/

5. Материалы сайта http://www.alleng.ru

6. Материалы сайта http://www.gotovkege.ru

7. Материалы сайта http://www.eltarea.ru

8. Материалы сайта http://school-collection.edu.ru

9. Материалы сайта http://wwwl.ege.edu.ru

10. Материалы сайта http://www.englishteachers.ru

11. Материалы сайта Федерального института педагогических измерений http://www.fipi.ru

12. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» – Минобрнауки России. – Москва, 2009.

13. Соловова, Е.Н. Разработка авторских программ и курсов. // ИЯШ. 2004. № 5 Демонстрационный вариант КИМ 2009

14. Штарина, А.Г. Английский язык: компетентностный подход в преподавании: технологии, разработки уроков / авт.-сост. А.Г. Штарина. – Волгоград: Учитель, 2008. – 191 с.

15. Яшина, С.Л. «Учитесь говорить на современном английском». Издательский центр «МарТ» Москва, 2004 год, с. 173.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!