СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование научной грамотности учащихся на уроках «Человек и мир» и внеклассной деятельности по предмету

Нажмите, чтобы узнать подробности

На каждом уроке по предмету «Человек и мир» я использую материалы книги Г.В.Трафимова «Человек и мир» о чем в учебнике не прочитаешь.

Предлагаемая книга содержит практический материал, который поможет учителю сделать более яркими, запоминающимися, интересными уроки по курсу «Человек и мир». Данное пособие составлено с учётом требований национальной Программы обучения по курсу «Человек и мир» в начальной школе, утверждённой Министерством образования Республики Беларусь.

Просмотр содержимого документа
«Формирование научной грамотности учащихся на уроках «Человек и мир» и внеклассной деятельности по предмету»


Формирование научной грамотности учащихся на уроках «Человек и мир» и внеклассной деятельности по предмету


Изведав мучения жажды,

я попробовал вырыть колодец,

чтобы из него черпали и другие.

Э. Сетон- Томпсон


На каждом уроке по предмету «Человек и мир» я использую материалы книги Г.В.Трафимова «Человек и мир» о чем в учебнике не прочитаешь.

Предлагаемая книга содержит практический материал, который поможет учителю сделать более яркими, запоминающимися, интересными уроки по курсу «Человек и мир». Данное пособие составлено с учётом требований национальной Программы обучения по курсу «Человек и мир» в начальной школе, утверждённой Министерством образования Республики Беларусь.

В рубрике «Пословица недаром молвится» приведены пословицы народов мира по изучаемым темам. Они помогут школьникам глубже осознать смысл изучаемого, особенности тех или иных объектов природы, понять правила поведения людей, выработанные веками. Обсуждение познавательной стороны народных изречений позволит развивать сообрази­тельность учеников, их мышление и воображение. Расскажем о некоторых возможных вариантах использования пословиц на уроках.

Учитель может предложить учащимся прочитать пословицы, которые написаны на классной доске, и определить, о чём пойдёт речь на уроке.

Народные высказывания могут быть использованы для деления учащихся на группы. Если групп будет пять, то учитель заранее выбирает из списка пять пословиц. Он записывает их на пяти полосках разноцветного картона, затем каждую пословицу разрезает на кусочки (по количеству учеников в группе). Общее количество кусочков должно быть равно количеству учащихся в классе. На уроке учитель раскладывает карточки с частями пословиц на столе. Ученики подходят к столу, выбирают себе по одной. По цвету карточек они объединяются в группы. Каждая группа из кусочков складывает текст пословицы, которую вслух читает классу.

Пословицы можно использовать и для организации групповой работы. Например, несколько пословиц по теме урока учитель разбивает на две смысловые части, записывает их на разных карточках. Группы получают конверты с карточками. Задача школьников — так сложить карточки по парам, чтобы пословицы сложились правильно. Можно устроить соревнование между группами учащихся, затем прочитать пословицы и обсудить их.

При работе над новым материалом пословицы могут стать своеобразным учебным материалом. Например, на уроке «Чистый воздух — залог здоровья» учитель просит учащихся прочитать текст рубрики «Пословица недаром молвится», вдуматься и объяснить смысл народных высказываний, а также о чём эти пословицы заставляют задуматься.

На уроке по теме «Вода в природе, её значение» можно ученикам дать задание: выбрать из предлагаемого списка пословицы, в которых речь идёт о свойствах воды.

На уроке по теме «Значение растений. Охрана растений. Красная книга Республики Беларусь» учитель может предложить учащимся прочитать текст рубрики «Пословица недаром молвится» и с помощью пословиц заполнить схему «Значение растений».

Большие возможности использования пословиц открываются перед учителем при организации работы по закреплению и проверке знаний учащихся.

Так, на уроке по теме «Рыбы» можно предложить ученикам объяснить с научной точки зрения, почему в народе говорят: «Всё, что с жабрами, — рыба», «Рыбе не жить без воды», «Возраст рыбы узнают по чешуе» и т. д.

Можно провести игру «Хлопки». На уроке по теме «Съедобные и несъедобные грибы» учитель предлагает ученикам прослушать пословицы. Если в них речь идёт о съедобных грибах, дети хлопают в ладоши, а если о несъедобных — не хлопают. Список пословиц для чтения: «Где родился один маслёнок, там маслята ползут из пелёнок», «Красота мухомора мух не радует», «Грибник без боровика — что солдат без медали», «Грузди всегда играют в прятки — попадают под пятки», «Мухомор красен, да для здоровья опасен», «Гнилой гриб в лукошко не кладут», «Мухомор красив, да в пищу не идёт».

Ещё одна игра — «Сигнальщики». На уроке по теме «Культурные растения огорода и сада» учитель может раздать ученикам по одной зелёной, красной, жёлтой карточке. Учащимся предстоит послушать пословицы. Если в них идёт речь об овощных растениях, дети поднимают вверх зелёную карточку, если о фруктовых деревьях, — красную, если о ягодных кустарниках, — жёлтую. Список пословиц: «Самый лучший чеснок не заменит лук», «Картошка — хлебу присошка»,

Хорош садовник, хорош и крыжовник», «Слива себя не хвалит, а дорожка к ней всегда протоптана», «Лук всегда имеет один запах», «Яблоньку за яблочки любят, а пчёлку за мёд», «Хрен редьки не слаще», «Баклажаны чем больше, тем нежнее», «Когда в тыкве много семечек, в ней мало мякоти»,

Любишь смородину, люби и оскомину», «У перца хоть мелкие зёрнышки, да острые».

Подспорьем для работы на уроке учителю станет и материал рубрики «Загадка — для ума зарядка». С загадками можно организовать фронтальную работу. Например, учитель читает загадки классу, а дети должны сказать отгадку и доказать, что она верна.

Можно с помощью загадок провести игру «Молчанка». Так, на уроке по теме «Ядовитые растения» учитель вывешивает на классной доске рисунки растений с цифрами: 1 — бе­лена, 2 — вороний глаз, 3 — дурман, 4 — лютик едкий. Затем он читает загадки, а дети с помощью цифр на карточках должны молча показать отгадку.

Можно прочитать учащимся загадки по теме урока, а слова отгадки попросить вписать в кроссворд, нарисованный на классной доске.

Для групповой работы можно предложить игру «Пишущая машинка». Учитель делит учащихся на группы. Каждая группа получает набор карточек с буквами. Затем педагог читает загадки, а дети в группах выстраиваются в ряд с карточками так, чтобы можно было прочитать слово-отгадку. Например, на уроке по теме «Азбука питания» группы получают карточки с буквами 3, Е, О, С, Л, Ь, Ф, Б, И, Р, М, А, К, Ы, X. Учитель читает загадки о хлебе, кефире, масле, сыре, зефире, соли.

Для индивидуальной работы учащихся можно предложить такое задание: прочитать текст рубрики «Загадка — для ума зарядка» и найти загадку о каком-то конкретном растении или животном, а потом доказать, что их догадка верна.

Ребусы, которые предлагаются в данной книге, тоже могут быть использованы на разных этапах урока. Так, на уроке по теме «Разнообразие животных. Кто чем кормится» можно разделить учащихся на шесть групп. Каждой группе предстоит отгадать один из шести написанных на классной доске ребу­сов. Ответы детей учитель записывает рядом с загадочными рисунками. А затем просит ещё раз перечитать слова-отгадки и подумать, как их можно назвать одним словом (животные). После ответов учитель объявляет, что на уроке пойдёт речь о разнообразии животных.

На уроке по теме «Рыбы» при изучении нового материала можно предложить первой группе отгадать ребус 4, а второй — ребус 5. Затем найти соответствующий рассказ в учебнике, прочитать его и подготовить для одноклассников ответы на вопросы в конце текстов.

На уроке по теме «Насекомые. Пчёлы. Муравьи» можно при закреплении учебного материала предложить школьникам отгадать ребусы по данной теме, записать слова-отгадки на классной доске и объяснить каждое из них.

Материалы рубрики «Вопросы знатокам» можно использовать для фронтальной беседы при закреплении учебного материала. А можно провести игру «Эрудит». К классной доске выходят два желающих отвечать школьника. На столе учителя — десять карточек с вопросами. Каждый ученик берёт по одной карточке, читает вслух вопрос и отвечает на него. Выигрывает тот, кто даст больше полных, правильных ответов.

В рубриках «А это вы знаете?» и «Неразгаданные тайны» предлагаются разнообразные сведения по темам уроков, которые учитель может использовать в своём рассказе в процессе изучения нового материала. Эти рубрики можно рекомендовать ученикам и для чтения дома. А можно с помощью этих материалов организовать на уроках «Минутки для любознательных», в ходе которых заранее подготовленные ученики выступают с интересными сообщениями перед одноклассниками.

Собранный в этой книге дидактический материал может быть использован учителем и во внеклассной работе по предмету, при проведении викторин и конкурсов, тематических часов занимательного природоведения, при подготовке классных и школьных стенгазет.




Скачать

© 2017, 318 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!