В современном мире, отсутствие интереса к чтению является проблемой, усугубляющая ситуацию с развитием устной и письменной речи. Прочитанное произведение заставляет задумываться, анализировать поведение героев, отвечать на вопросы, поднимаемые автором, возникает потребность в обсуждении с кем-то прочитанного произведения.
Просмотр содержимого документа
«Формирования связной письменной речи на уроках русского языка»
Формирования связной письменной речи на уроках русского языка
Одна из важнейших задач учителя русского языка и литературы – обучение детей навыкам устной и письменной речи, которые являются главными составляющими развития критического мышления.
Как показывает практика большинство проблем при подготовке к экзамену и уроку у детей вызывает построение собственного текста. Появлению этих проблем способствует то, что ежедневное общение в социальных сетях, с помощью мобильного телефона требует краткости, многие дети выражают свое мнение и чувства смайликами и нажатием кнопки «класс», поэтому, оказавшись перед классом, с целью ответа на вопрос, ребята с трудом формулируют мысли, а то и вовсе не способны этого сделать, когда обсуждаемая тема им не понятна (например, не прочитано художественное произведение). Отсутствие интереса к чтению - проблема, усугубляющая ситуацию с развитием устной и письменной речи. Прочитанное произведение заставляет задумываться, анализировать поведение героев, отвечать на вопросы, поднимаемые автором, возникает потребность в обсуждении с кем-то прочитанного произведения.
Часто ребята, увидев тему сочинения, задаются вопросом: «О чём писать?» Составление кластера, как основы для устного ответа и письменной творческой работы значительно облегчает задачу, помогает подготовить материалы. Например, обучающимся 6 класса при подготовке к написанию сочинения о весне в рамках изучения темы «Описание состояния окружающей среды» предлагаю работу с кластером «Весна». Отвечая на вопросы, заполняем таблицу: Что такое весна? Какая она бывает (прилагательные, эпитеты)? Что видим весной? Что слышим? Какие чувства испытываем? На что похожа весна (сравнения, метафоры)? Что делаем весной? После того, как работа с кластером закончена, не возникает вопросов, дети просто приступают к работе, каждый из них выбирает свой путь написания сочинения. Ту же работу пробовали проделывать при подготовке к написанию сочинения по произведению или творчеству автора, работает безотказно, только необходимо продумать вопросы для заполнения кластера.
Одной из распространённых ошибок при написании сочинения является нарушение логики построения текста: отсутствие связи между предложениями, нарушение логики развертывания мысли, композиционно-текстовые ошибки, связанные с нарушениями требований к последовательности и смысловой связности изложения. Существуют задания, выполняя которые, ребята учатся замечать подобные ошибки и избегать их в дальнейшем.
На уроках литературы в ходе работы над конкретным произведением использую афоризмы, пословицы, цитаты. Предпочитаю делать это после того, как произведение изучено, проанализировано, на заключительных уроках. Это позволяет обучать детей формулированию мысли логически выверено и обосновано, в том числе и с использованием выразительных средств языка (если таковые были в афоризме). Причем работу можно организовывать по-разному. Начинаю с того, что подбираю афоризмы сама и организую обсуждение.
Вариант обсуждения: Как вы думаете каким образом может быть связан данный афоризм с нашим произведением? К какому из героев он применим и почему?
При этом ответ должен быть аргументированным. Зачастую попытка отстоять свою точку зрения приводит к тому, что ребята, сами того не замечая, дают развернутый логически верный ответ, потому что ответить однозначно нельзя. Рассуждать на основе афоризма, когда произведение не прочитано, тоже не получится.