СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирования связной письменной речи на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном мире, отсутствие интереса к чтению является проблемой, усугубляющая ситуацию с развитием устной и письменной речи. Прочитанное произведение заставляет задумываться, анализировать поведение героев, отвечать на вопросы, поднимаемые автором, возникает потребность в обсуждении с кем-то прочитанного произведения.

Просмотр содержимого документа
«Формирования связной письменной речи на уроках русского языка»

Формирования связной письменной речи на уроках русского языка


Одна из важнейших задач учителя русского языка и литературы – обучение детей навыкам устной и письменной речи, которые являются главными составляющими развития критического мышления.

Как показывает практика большинство проблем при подготовке к экзамену и уроку у детей вызывает построение собственного текста. Появлению этих проблем способствует то, что ежедневное общение в социальных сетях, с помощью мобильного телефона требует краткости, многие дети выражают свое мнение и чувства смайликами и нажатием кнопки «класс», поэтому, оказавшись перед классом, с целью ответа на вопрос, ребята с трудом формулируют мысли, а то и вовсе не способны этого сделать, когда обсуждаемая тема им не понятна (например, не прочитано художественное произведение). Отсутствие интереса к чтению - проблема, усугубляющая ситуацию с развитием устной и письменной речи. Прочитанное произведение заставляет задумываться, анализировать поведение героев, отвечать на вопросы, поднимаемые автором, возникает потребность в обсуждении с кем-то прочитанного произведения.

Часто ребята, увидев тему сочинения, задаются вопросом: «О чём писать?» Составление кластера, как основы для устного ответа и письменной творческой работы значительно облегчает задачу, помогает подготовить материалы. Например, обучающимся 6 класса при подготовке к написанию сочинения о весне в рамках изучения темы «Описание состояния окружающей среды» предлагаю работу с кластером «Весна». Отвечая на вопросы, заполняем таблицу: Что такое весна? Какая она бывает (прилагательные, эпитеты)? Что видим весной? Что слышим? Какие чувства испытываем? На что похожа весна (сравнения, метафоры)? Что делаем весной? После того, как работа с кластером закончена, не возникает вопросов, дети просто приступают к работе, каждый из них выбирает свой путь написания сочинения. Ту же работу пробовали проделывать при подготовке к написанию сочинения по произведению или творчеству автора, работает безотказно, только необходимо продумать вопросы для заполнения кластера.

Одной из распространённых ошибок при написании сочинения является нарушение логики построения текста: отсутствие связи между предложениями, нарушение логики развертывания мысли, композиционно-текстовые ошибки, связанные с нару­шениями требований к последовательнос­ти и смысловой связности изложения. Существуют задания, выполняя которые, ребята учатся замечать подобные ошибки и избегать их в дальнейшем.

На уроках литературы в ходе работы над конкретным произведением использую афоризмы, пословицы, цитаты. Предпочитаю делать это после того, как произведение изучено, проанализировано, на заключительных уроках. Это позволяет обучать детей формулированию мысли логически выверено и обосновано, в том числе и с использованием выразительных средств языка (если таковые были в афоризме). Причем работу можно организовывать по-разному. Начинаю с того, что подбираю афоризмы сама и организую обсуждение.

Вариант обсуждения: Как вы думаете каким образом может быть связан данный афоризм с нашим произведением? К какому из героев он применим и почему? 

При этом ответ должен быть аргументированным. Зачастую попытка отстоять свою точку зрения приводит к тому, что ребята, сами того не замечая, дают развернутый логически верный ответ, потому что ответить однозначно нельзя. Рассуждать на основе афоризма, когда произведение не прочитано, тоже не получится.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!