СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование навыков словоизменения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование навыков словоизменения»

Формирование навыков словоизменения у дошкольников Подготовила: Требушная Виктория

Формирование навыков словоизменения у дошкольников

Подготовила: Требушная Виктория

Словоизменение – образование словоформ той же лексемы, имеющих разные грамматические значения. Осуществляющие словоизменения морфемы называются флексиями (окончаниями). Частными случаями словоизменения является склонение по падежам, спряжение по лицам, изменение по родам и времени. Множество словоформ одной лексемы образует словоизменительную парадигму.
  • Словоизменение – образование словоформ той же лексемы, имеющих разные грамматические значения.
  • Осуществляющие словоизменения морфемы называются флексиями (окончаниями).
  • Частными случаями словоизменения является склонение по падежам, спряжение по лицам, изменение по родам и времени.
  • Множество словоформ одной лексемы образует словоизменительную парадигму.
Ведущее место в современных научно-практических исследованиях занимает проблема изучения грамматического строя речи . Вопрос о механизмах его формирования у дошкольников с общим недоразвитием речи и выработке на этой основе рекомендаций логопедического воздействия является особо актуальным. Так как для дошкольников с общим недоразвитием речи не характерно спонтанное формирование грамматических категорий, с ними следует проводить логопедическую работу по развитию грамматического строя речи.
  • Ведущее место в современных научно-практических исследованиях занимает проблема изучения грамматического строя речи . Вопрос о механизмах его формирования у дошкольников с общим недоразвитием речи и выработке на этой основе рекомендаций логопедического воздействия является особо актуальным. Так как для дошкольников с общим недоразвитием речи не характерно спонтанное формирование грамматических категорий, с ними следует проводить логопедическую работу по развитию грамматического строя речи.
Одним из аспектов развития грамматического строя речи у детей является формирование навыков словоизменения , под которым принято понимать парадигму, совокупность всех его словоформ (в частном смысле) и соответствие, при котором каждому слову отвечает его парадигма (в общем смысле).

Одним из аспектов развития грамматического строя речи у детей является формирование навыков словоизменения , под которым принято понимать парадигму, совокупность всех его словоформ (в частном смысле) и соответствие, при котором каждому слову отвечает его парадигма (в общем смысле).

Так как от овладения словоизменением зависит состояние грамматической системы языка и языковой компетенции ребенка, проблема изучения особенностей формирования системы словоизменения дошкольников с общим недоразвитием речи является значимой. Своевременное развитие грамматического строя речи обеспечивает успешную подготовку к школьному обучению и является профилактикой дисграфии.
  • Так как от овладения словоизменением зависит состояние грамматической системы языка и языковой компетенции ребенка, проблема изучения особенностей формирования системы словоизменения дошкольников с общим недоразвитием речи является значимой. Своевременное развитие грамматического строя речи обеспечивает успешную подготовку к школьному обучению и является профилактикой дисграфии.
По мере формирования морфологического строя языка выделяются: 1 этап - Ребенок обнаруживает нормативное чувство «языкового правила», начинает соотносить данное высказывание с некоторым языковым стандартом. 2 этап - Овладение конструктивной синтагматической грамматикой, ребенок создает линейные грамматические конструкции, которые не имеют аналога во «взрослой» речи.

По мере формирования морфологического строя языка выделяются:

1 этап - Ребенок обнаруживает нормативное чувство «языкового правила», начинает соотносить данное высказывание с некоторым языковым стандартом.

2 этап - Овладение конструктивной синтагматической грамматикой, ребенок создает линейные грамматические конструкции, которые не имеют аналога во «взрослой» речи.

Практическое применение Упражнения с пальцами рук: мизинец стоит отдельно – один дом, далее 2, 3, 4-й палец нарисованы вместе, т.к. и существительные с этими числительными звучат одинаково (2 дома, 3 дома, 4 дома), отдельно от них стоит пятый большой палец – там мы должны сказать уже по-другому — 5 домов.

Практическое применение

Упражнения с пальцами рук:

  • мизинец стоит отдельно – один дом,
  • далее 2, 3, 4-й палец нарисованы вместе, т.к. и существительные с этими числительными звучат одинаково (2 дома, 3 дома, 4 дома),
  • отдельно от них стоит пятый большой палец – там мы должны сказать уже по-другому — 5 домов.
Игра
  • Игра " Назови, что видишь "
  • Цель: научить правильно употреблять в речи имена существительные в форме единственного, множественного числа.
  • Описание игры: ребёнку предлагается картинка, на которой изображены один предмет и много таких же предметов.
  • Назови, что видишь? Ребенок называет их (бабочка- бабочки).

Игра
  • Игра "Чего не стало много"
  • Цель: научить правильно употреблять форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив).
  • Описание игры: на столе раскладываются игрушки, фрукты, овощи и другие предметы.
  • Ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает какой-либо предмет.
  • Инструкция: "Запомни предметы и закрой глаза. А теперь открой и скажи, чего не стало во множественном числе?
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!