СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование навыка словоизменения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о формировании навыков словоизменения у старших дошкольников

Просмотр содержимого документа
«Формирование навыка словоизменения»








ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПЯТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
















Выполнил:

Воспитатель

Ксения Евгеньевна Манчук





Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики.

Анализ состава детей, поступающих в специальные учреждения с заключением общее недоразвитие речи, показывает, что к этой группе относят детей с выраженной речевой патологией различной этиологии.

Тема нашей выпускной квалификационной работы выбрана в связи с ее актуальностью. Так как дети с общим недоразвитием речи являются основным контингентом логопедических групп дошкольных образовательных учреждений, то для успешной реализации учебного процесса необходимо создать такое методическое пособие, благодаря которому этот контингент воспитанников будет лучше усваивать изучаемый материал.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. изучить литературу по теме;

  2. изучить онтогенетические принципы формирования процесса словоизменения;

  3. изучить особенности формирования процесса словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи;

  4. организовать и произвести экспериментальное исследование состояние словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи;

  5. изучить принципы коррекционно-логопедической работы по формированию навыков словоизменения имен прилагательных у детей с общим недоразвитием речи;

  6. составить систему упражнений коррекционно-логопедического воздействия на формирование навыков словоизменения имен прилагательных у дошкольников пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи.

Гипотеза: предполагается, что коррекционно-логопедическое воздействие по формированию навыка словоизменения у детей с общим недоразвитием речи будет эффективным, если создать обучающую среду с использованием специального разработанного методического пособия.

Теория порождения речи, созданная Л.С. Выготским, получила дальнейшее развитие в трудах других ученых (А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Н.И. Жинкин, Л.С. Цветкова, И.А. Зимняя, Т.В. Ахутина и др.).

Своеобразие развития словарного состава и грамматического строя речи при общем ее недоразвитии показано в исследованиях Р.Е.Левиной, В.К. Орфинской, Н.Н. Трауготт и других.

В настоящее время в логопедии в обращении находятся две классификации речевых нарушений, одна - клинико-педагогическая, вторая - психолого-педагогическая, или педагогическая представленная Р. Е. Левиной.

При проведении констатирующего эксперимента мы руководились рекомендациями к проведению коррекционной работы над формированием словоизменения, которую разработали Р. И. Лалаева и Н. В. Серебрякова.

Формирование навыка словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с учетом закономерностей нормального онтогенеза взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтаксической системы языка. В процессе коррекционно-логопедической работы рекомендуется постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала.

Нами было проведено экспериментальное исследование, направленное на изучение состояния навыков словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.


По результатам первого задания можно предположить, что наибольшую трудность у детей вызвал подбор прилагательного. Из-за этого получаемые словосочетания были однообразны (вкусный огурец, вкусная морковка). Как показало исследование, практически все дети в данном задании использовали производные формы существительных морковка, помидорка, но при этом сохраняли грамматическую конструкцию согласования. Эксперимент показал, что нарушено согласование в основном у детей с ЗПР и детей с алалией, для последних так же характерны пропуски ответов в устной речи.

Суммарный балл за первое задание 165 баллов, что ровняется 69 процентам от общего процента.

Второе задание было направлено на выявление сформированности навыка образования множественного числа имен существительных. Специфические ошибки четко выделили на первый план детей с алалией и некоторых детей с ЗПР. Нарушенные языковые операции не позволили этим детям образовать множественное число в таких парах как : стул-стулы, лев-левы, дерево-деревы, дом-домы. На данном примере видно, что дети переносят усвоенную флексийную форму на многие слова. Несколько детей с ЗПР нашли уместным такой ответ: медведь-медведев, аналогичный ответ был у ребенка с дизартрией: конь-конев.

Группа справилась с этим заданием хуже, набрав всего 124 балла, что равно всего 52 %.

Третье задание показало сформированность навыка согласования глагола и существительного в роде. Наибольшую сложность вызвало образование глагола освежают, его не называли дети с алалией, один ребенок с ЗПР сказал: «Роса свежит». В целом, справились хорошо. Низкие баллы набрали дети, которые не смогли ответить. Суммарный балл за задание равен 187, в процентах – 78.

Четвертое задание, на наш взгляд, было показательным. Так, согласовывая числительные с существительным, были такие ответы: одна лиса, две лис, пять лис (лисов); один заяц, два зайцев, пять зайцев; одна коровка, две коровков (коров), пять коровов; одна коза, две кОзы, пять кОзы; одна кошка, две коты, пять коты (без числительного).

За данное задание дети экспериментальной группы показали наименьшее количество баллов - 151, что равно 63 процентам.

Завершающее упражнение было направлено на выявление сформированности навыка употребления предлогов. Группа показала результаты близкие к норме, но были такие ответы: «Птица летает по небу», «Цветы на столе», что нельзя считать ошибкой. Такие ответы давали дети, имеющие задержку развития. Общее количество баллов - 210, это рано 88 процентам.

Из проведенного нами эксперимента можно сделать вывод, что уровень сформированности грамматических средств языка у детей с общим недоразвитием речи отстает от развития грамматических средств у детей без речевой патологии почти наполовину. Так же были выявлены типичные ошибки в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Сравнительный анализ уровня сформированности грамматических средств языка представлен в таблице № 1.

Таблица №1

Сравнительный анализ уровня сформированности грамматических средств языка.




Экспериментальная группа

Контрольная группа


1.

69 %

100%

2.

52 %

95%

3.

63 %

97%

4.

78 %

100 %

5.

88 %

100 %

Средний % выполнения




70 %



98 %



Эксперимент не стал для нас показательным, так как на его проведение было отведено недостаточное количество времени. Выводы, сделанные в ходе эксперимента, можно назвать обобщенными, поверхностными.

Продолжая рассматривать коррекционную работу, предложенную Р. И. Лалаевой и Н. В. Серебряковой можно выделить следующую последовательность формирования навыков словоизменения прилагательных.

Согласование имени прилагательного с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа:

- формы мужского рода (с ударным окончанием, с безударным окончанием);

- формы женского рода ( с ударным окончанием, с безударным окончанием);

- формы среднего рода (с ударным окончанием, с безударным окончанием).

Согласование имени прилагательного с именем существительным в косвенных падежах единственного числа:

- в беспредложных конструкциях;

- в предложных конструкциях.

Согласование имени прилагательного с именем существительным в косвенных падежах множественного числа:

- в беспредложных конструкциях;

- в предложных конструкциях.

Закрепление согласования имени прилагательного с именем существительным проводится сначала в словосочетании, затем в предложениях различной структуры, далее - в связной речи.

Направление и содержание педагогических исследований речевой патологии у детей определяются принципами их анализа, составляющими метод логопедической науки: 1) принципом развития; 2) принципом системного подхода; 3) принципом рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития.

В нашей работе мы решили подобрать лингвистический материал, с помощью которого будет осуществляться коррекционная работа по формированию навыков словоизменения имен прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи. Мы руководились принципом системного подхода, который заключается в развитии всех компонентов речи: звуковой стороны, фонематических процессов, лексико-грамматического строя.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!