СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование метапредметных компетенций

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методический семинар "Формирование метапредметных компетенций на основе развития видов речевой деятельности учащихся"

Наш мир во многом состоит из информации, которую нужно уметь понять, выбрать в ней главное и суметь применить в жизни. Чтобы реализовать данную задачу в образовании надо грамотно организовать деятельность школьников.

Просмотр содержимого документа
«Формирование метапредметных компетенций»


Методический семинар

Пакина Татьяна Александровна,

учитель русского языка и литературы

1 — ый слайд

Формирование метапредметных компетенций

на основе развития видов речевой деятельности учащихся

Кто владеет информацией, владеет миром

Натан Ротшильд

Наш мир во многом состоит из информации, которую нужно уметь понять, выбрать в ней главное и суметь применить в жизни. Чтобы реализовать данную задачу в образовании надо грамотно организовать деятельность школьников.


3- ой Слайд Компетенции


Философ Сенека говорил: «Не для школы, а для жизни мы учимся».


В наши дни эти слова приобретают особую актуальность, так как одной из ключевых идей модернизации образования является идея формирования компетЕнций, проявляющихся в умении учащихся использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях.


Речь идет о метапредметных компетЕнциях, т.е. универсальных способах деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.


Предметные результаты учитель легко формирует – это, по сути, классические знания, умения, навыки, прописанные в содержании.


4 -ый слайд Метапредметные коомпетенции


Но, как показывает современный опыт, этого недостаточно. Ученик обладает разрозненными знаниями и не может применить их в жизни.

К сожалению, знания учащихся имеют мозаичную структуру, состоящую из предметных фрагментов. Однако мир не разложен на подобные кусочки, а обладает целостной формой. Важно сформировать у ребят целостную картину мира, основанную на общих законах диалектики.

5 — й слайд (Метапредметность)

Использование метапредметного подхода в образовании позволяет решить эту проблему.

Метапредметность – это образовательная форма, которая включает в себя множество уже известных методик и технологий. Каждый учитель выбирает свою методику, апробирует новые технологии.

6- ый слайд Виды текста


Для меня же, в первую очередь учителя — словесника, текст — самая благодатная почва для развития всех и образовательных, и метапредметных компетенций учащихся, поэтому работа с текстом стала неотъемлемой частью каждого моего урока.


Именно работа с текстом позволяет соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития.


Схематически это можно представить следующим образом:

Аудирование ↔ Чтение

Текст ↕

Говорение ↔ Письмо



В Стандартах нового поколения всех уровней: начальной, основной и старшей школы – умению работать с текстом как метапредметному результату обучения придается большое значение.

М.М. БахтИн (известный мыслитель ХХ века) говорил: «Где нет текста, там нет объекта для исследования и мышления».

А тексты окружают современного человека на каждом шагу: реклама, доклад на собрании, статья в газете или интернете, SMS-сообщение, заявление о приеме на работу, школьное сочинение.

8 -ый слайд (Логотип школа 2100)



Существует множество методик и приемов для работы с текстом. Одна из них разработана образовательной системой «Школа 2100». Технология формирования правильной читательской деятельности.



9 — ый слайд


Автором является доктор педагогических наук, профессор Н.Н. Светловская. В основе данной технологии также лежат исследования по психологии читательской деятельности доктора педагогических наук Г.Г. Граник и её соавторов.


10 — ой слайд (ПРИЕМЫ работы с текстом)


Эта технология направлена на формирование метапредметных компетенций через различную речевую деятельность и подразумевает следующие приемы работы с текстом:


Приемы работы с текстом


Выделение важной информации в тексте.

Разработка системы опорных конспектов

Сопоставительный анализ текстов.

Организация творческой деятельности.

Работа с текстом-миниатюрой

11— ый слайд (технология продуктивного чтения)


Технология продуктивного чтения – это образовательная технология, которая опирается на законы читательской деятельности и обеспечивает с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору. Приемы работы с текстом разработали методисты О.В. Чиндялова, Е.В. Бунеева.


На первое место ставится решение задач литературного образования и предполагает поиск сочетания устойчивых законов психологии, филологии и педагогики и неповторимости их проявления в каждом конкретном тексте.

Методисты уверены, что каждому учителю-словеснику необходимо освоить технологию продуктивного чтения, что позволит не только обеспечить преемственность в развитии детей, но и сохранить привычную для них структуру и атмосферу урока.

Данная технология предполагает три этапа работы с текстом (естественные для любого читателя).


I этап. Работа с текстом до чтения.

Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). О

Составление плана текста (для пересказа)

Поиск пропущенных слов.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

Цель этапа: понимание текста и создание его читательской интерпретации, первичное чтение текста.

Чтение текста «с карандашом»

Определение основных понятий (без чтения всего текста)

Составление таблиц (выборочное чтение)

III этап. Работа с текстом после чтения.

Цель этапа: достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли





Комплексный анализ текста. Лингвистический анализ текста.


Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9, 11 классах. Работа над анализом текста начинается в 5 классе на уроках русского языка и продолжается до 11 с учетом возраста и полученных знаний. Ученики приучаются к первичным основам лингвистического комплексного анализа текста.



5 класс. Тема: "Употребление имён прилагательных в речи"



К вечеру пошёл снег. ________________,_____________ снежинки закружились в воздухе. С каждой минутой они становились всё больше и больше. Наконец снег повалил хлопьями, затянул окрестность ______________ пеленой. В один миг крыльцо ________ сторожки и ветви ___________ сосен сделались __________ и __________. Воздух был _______. Из __________ неба сыпал и сыпал на землю ___________ пух зимы. (Г.Скребицкий)


Творческое списывание

к вечеру пошёл снег. Крупные мохнатые снежинки закружились в воздухе. С каждой минутой их становилось всё больше, больше. Наконец снег повалил хлопьями, затянул окрестность мутной дрожащей пеленой. 
В один миг крыльцо лесной сторожки и ветви старых сосен сделались белыми и пушистыми.

Воздух был чистый и свежий.

из мглистого вечернего неба сыпал и сыпал на землю белый пух зимы


Прочитайте текст.


Вопросы, направленные на формирование регулятивных УУД:


легко ли было читать?

Понятен ли вам смысл текста?

Объясните, в чём заключается трудность работы с текстом?

Какой вид работы нам предстоит выполнить?


Вопросы, направленные на формирование познавательных УУД:




слова какой части речи отсутствуют в тексте?

Дайте определение понятию «имя прилагательное».

Какую роль прилагательные выполняют в речи? Можно ли без них обойтись? В тексте какого стиля прилагательные будут преобладать? Чем это можно объяснить? Запишите текст, вставляя на месте пропусков подходящие по смыслу имена прилагательные.


Вопросы, направленные на формирование коммуникативных УУД: несколько учащихся зачитывают получившиеся тексты. Задание классу: внимательно прослушать тексты, получившиеся у ребят, и отметить достоинства каждого текста


Вопросы, направленные на формирование регулятивных УУД: сравним ученические тексты с авторским. Справились мы с работой?


Вопросы, направленные на формирование личностных УУД: выразительно прочитаем текст Скребицкого. Какие картины рисует ваше воображение? Какова идея текста? (показать красоту падения снега, красоту природы). Сделайте вывод: какова роль прилагательных в речи?


Прием Разные точки зрения. С кем из авторов вы согласны? Почему?

Что нужно читать?

а) Плохие книги - это яд для ума, они отравляют его. Единственное условие выбора хороших книг для чтения - не читать ничего плохого: ибо жизнь коротка, время и силы ограничены. (А. Шопенгауэр).


б) Не знаю, как другие, а я радуюсь. Лишь бы только читали. И романы, самые посредственные способствуют некоторым образом просвещению... Всякое приятное чтение имеет влияние на разум, без которого ни сердце не чувствует, не воображение не представляет. В самых

дурных романах есть уже некоторая логика и риторика: кто их читает, будет говорить лучше и связнее совершенного невежды, который в жизнь свою не раскрывает книги. (Н.М.Карамзин).




Для выполнения заданий ЕГЭ требуется вдумчивое, внимательное аналитическое чтение. Учащимся предлагается

прочитать текст два раза. При повторном чтении они выделяют в тексте различные его аспекты. Для этого разработана система знаков: одной чертой подчёркиваются ключевые слова, двумя – теоретические положения (в тексте по обществознанию), волнистой линией – оценочные суждения, галочками – факты. Основные мысли, а также положения, содержащие авторскую позицию, обводятся. Такая работа помогает лучше разобраться в содержании текста и выполнить целый ряд заданий. В экзаменационной работе по русскому языку это задания № 1 (выбор предложений, передающих главную информацию текста), №20 (выбор предложений, соответствующих содержанию текста). Кроме того, подобная работа помогает при написании сочинения-рассуждения (выделение проблемы, позиции автора, аргументов).



Наиболее сложным заданием считается составление текста. Это задание № 27 в работе по русскому языку (написание сочинения с опорой на предложенный текст) сочинение предлагается написать в соответствии с определёнными критериями.

Необходимо сформулировать одну из проблем, поднятых в тексте (цитате), прокомментировать её, определить позицию автора по этой проблеме, выразить своё отношение к ней, привести аргументы.



Учащимся предлагается известная формула ПОПС:


П – проблема, позиция

О – обоснование

П – примеры

С – следствие


2. Выделение важной информации в тексте.



Наивно полагать, что если ученик умеет читать и у него нормальный интеллект, то он понимает текст, умеет извлечь информацию, в нем заложенную. Но практика показывает, что это далеко не так.


Несформированность умения понимать информацию, заложенную в тексте, выделять в тексте главное серьезно затрудняет учебный процесс. Несмотря на то, что учителя-словесники на уроках развития речи формируют эти компетенции, разобщенность школьных дисциплин приводит к тому, что навыки, полученные учащимися при изучении одного предмета, не используются на занятиях по другим дисциплинам.

Между тем на любом уроке можно использовать некоторые универсальные приемы извлечения из текста информации, что поможет не только при подготовке к ЕГЭ, но и в работе с учебником, любой справочной литературой и т.д.


Выявление главной информации в тексте по словам «маркерам»


Даже в небольшом по объему тексте эта работа может вызвать затруднения


Что в тексте главное, что второстепенное?

Оказывается, в любом тексте, а в текстах из школьных учебников – особенно, имеются маркеры (указатели) важной информации.


Это некоторые вводные слова, союзы следствия, противительные союзы, усилительные частицы


итак, наконец, таким образом;

поэтому, следовательно;

именно, даже, как раз, особенно;

но, зато, однако, тем не менее.

Выявление основной мысли текста по ключевым словам.


Тексты избыточны, главную мысль обрамляют предложения, так или иначе ее раскрывающие, уточняющие, доказывающие. Главная мысль в чистом виде – афоризм.

Главная мысль будет ответом на вопрос: "Что хотел сказать автор этим текстом?" или "Что я нового узнал из текста после его прочтения?"

Алгоритм действий для нахождения главной мысли в любом тексте таков:

подчеркиваем ключевые слова;

находим главную мысль;

создаем ее образ.


Со временем учащимся уже не потребуется подчеркивать слова – мозг сам автоматически будет выделять ключевые слова в тексте.



Выделение главной мысли текста путем его "сворачивания".

Часто текст содержит множество синонимичных понятий, выделив которые можно сформулировать главную мысль. Таким образом, смысл текста "сворачивается" в короткое предложение.



Современные дети обладают клиповым вниманием (8 сек. удерживают информацию), это недостаточно для формирования метапредметных компетенций. Технология продуктивного чтения - выход из сложившейся ситуации.


Психологи считают, что успешность в обучении на 90% зависит от того, насколько ребенок может воспринимать текст как источник информации.

13— ый слайд (таблица)

Класс

% освоения информации

% создания собственных текстов



1 класс

5 - 10

2- 3

4 класс

20 - 30

15

5 класс

45 - 50

25

11 класс

80 - 90

90

По этой таблице можно судить, насколько ещё трудно детям начальной школы извлекать информацию из заданий ВПР и как легко создавать собственные тексты на ЕГЭ


Слайды «Результативность»

14 — ый слайд


Результативность работы

- Нетрадиционные педагогические методы, приемы повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, следовательно повышается и качество знания

По мнению В. Г. МарАнцмана, «труд читателя измеряется не количеством прочитанного, а способностью вдумываться и вглядываться в текст, ставить перед собой вопросы, находить ответы и радоваться».






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!