СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на педчтения МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД НА ЗАНЯТИЯХ МАТЕМАТИКИ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ СПО

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД НА ЗАНЯТИЯХ МАТЕМАТИКИ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ СПО

Просмотр содержимого документа
«Статья на педчтения МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД НА ЗАНЯТИЯХ МАТЕМАТИКИ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ СПО»

Пшеничная Елена Федоровна,

преподаватель математики

ГБПОУ «Сахалинский техникум

отраслевых технологий и сервиса»,

г. Холмск



МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД НА ЗАНЯТИЯХ МАТЕМАТИКИ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ СПО


АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается проблема развития компетентностей через метапредметность на занятиях учебной дисциплины «математика». Предлагается модель формирования метакомпетенций, построенная на принципах метапредметного подхода в обучении. Определены общие подходы к организации образовательного процесса.

Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому

и я научусь.

Конфуций

Принятие ФГОС нового поколения повлекло за собой пересмотр сложившейся системы образования. Ряд законодательных и нормативно-правовых документов, принятых в последние годы, таких как Федеральная целевая программа развития образования до 2025 года, Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения, Концепция профильного обучения в учреждениях среднего общего образования нацеливают общеобразовательные учреждения на формирование у обучающихся универсальных знаний, целостного восприятия окружающего мира, на развитие их творческого и критического мышления, на создание условий для саморазвития и самореализации личности.

Новые требования, которые предъявляются к результатам освоения программы обучающимися, предполагают изменение содержания образования, опираясь на принципы метапредметности. По новым требованиям, метапредметные образовательные результаты обучающихся должны не только проверять и оценивать, но и вначале обеспечить (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

По мнению А.В. Хуторского, «включение метапредметности в общеобразовательные стандарты, является прогрессивным шагом, однако сама суть такого содержания, в стандартах не раскрыта» [8], что особо подчеркивает актуальность темы данного исследования. Опираясь на труды известных учёных современной отечественной педагогики (А.В. Хуторского, Н.В. Громыко, Ю.В. Громыко, О. В. Лебедева), охарактеризуем метапредметный подход в образовании. И, самое главное, как развить мыслительную деятельность учащихся на уроках математики, опираясь на эти компетенции (ПРИЛОЖЕНИЕ 4). Таким образом, целью данного исследования стало изучение концептуальных основ метапредметного подхода и путей развития метапредметных компетенций на занятиях математики в разрезе ФГОС. Для достижения поставленной цели необходимо, во-первых, рассмотреть принципы научного осмысления интеграции метапредметности в образовательный процесс. Во-вторых, следует провести анализ методологического обеспечения развития метапредметности у студентов, в частности – конкретные методы и технологии развития мыслительной деятельности. И, в-третьих, сопоставив требования к формированию общих и профессиональных компетенций студентов, определить приоритетные направления разрешения проблемы исследования.

Согласно ФГОС СПО, компетенция – это способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. При этом от компетентности ее отличает то, что последняя «это, прежде всего, общая способность и готовность личности к деятельности…» [3].

Федеральные государственные образовательные стандарты призваны реализовывать идею метапредметного подхода. Именно он дает возможность переориентации образовательного процесса с преимущественного транслирования определенной совокупности знаний, умений и навыков на создание условий для развития личностного потенциала, подготовки выпускника к продуктивному самостоятельному действию в профессиональной сфере и повседневной жизни.

Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. По-мнению А.А. Кузнецова, метапредметные (компетентностные) результаты образовательной деятельности - способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. [4] Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирования целостной картины мира в сознании студента.

Так, внедрение метапредметного подхода в профессиональное образование является острой необходимостью, т.к. традиционные средства и методы педагогической деятельности не соответствуют современным реалиям, уровню развития технического прогресса. Общеобразовательные программы построены на основе более чем полувековой давности и не ставят перед собой задачу обновления знаний. Метапредметный подход предлагает такую реорганизацию образования, когда студент воспринимает знания не как сведения для запоминания, а как знания, которые он осмысливает и может применить в жизни. Используя такой подход, преподаватель способен сформировать у студента представление о дисциплине, как о системе знаний о мире, выраженном в числах (математика), телах (физика), веществах (химия) и т.д.

Таким образом, своевременное внедрение метапредметного подхода в обучении математике в СПО, правильная оценка и контроль, обеспечат более качественную подготовку студентов к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстроменяющегося общества, а также качественное формирование общекультурных и профессиональных компетенций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1.  Болтаева Г. С. Возможности реализации метапредметного подхода в начальной школе // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 406-409.

2.  Громыко Н. В., Половкова М. В. Метапредметный подход как ядро российского образования // Сборник статей для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2009». – СПб, 2009. – 30 с.

3. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. – 2003. – №2. – С. 3-10..

4. О развитии ключевых компетенций у учащихся при решении задач // Математика в школе. – 2010. - № 5. – С. 28-32.

5. Компетентностный подход к решению неравенств // Математика: еженедельное приложение к газ. «Первое сентября». – 2010. - № 16. – С. 31-33.

6. Хуторской А.В. Метапредметное содержание образования с позиций человекосообразности. [Электронный ресурс]// Вестник Института образования человека; 02.03.2012 г. –  http://eidos-institute.ru/journal/2012/0302.htm.

7. Хуторской А.В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) // http://www.eidos.ru/ journal/2012/0229-10.htm

8. Хуторской А.В. Работа с метапредметным компонентом нового образовательного стандарта // Народное образование № 4 2013 – с. 157-171.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ГЛОССАРИЙ


"Мета" - («за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда - мыследеятельностью.

Метадеятельность - универсальная деятельность, которая является "надпредметной". Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т.е. уровнем развития личности.

Метазнания - знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний.

Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач. (Ю. Н. Кулюткин).

Метаумения - присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки.

Метапредмет – это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними.

Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении различных проблем в реальных жизненных ситуациях.




ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Устный опрос (экзамен, дифференцированный зачет) – диалог преподавателя со студентом, цель которого – систематизация и уточнение имеющихся у студента знаний, проверка его индивидуальных возможностей усвоения материала.

Тесты – инструмент, с помощью которого педагог оценивает степень достижения студентом требуемых знаний, умений, навыков. Составление теста включает в себя создание выверенной системы вопросов, собственно процедуру проведения тестирования и способ измерения полученных результатов.

Контрольная работа – средство промежуточного контроля остаточных знаний и умений, обычно состоящее из нескольких вопросов или заданий, которые студент должен решить, выполнить.

Практическая работа – оценка способности студента применить полученные ранее знания для проведения анализа, опыта, эксперимента и выполнения последующих расчетов, а также составления выводов.

Проектная деятельность – воплощение имеющегося замысла, идеи, образа решения какой-либо проблемы в подходящей для этого форме (описание, обоснование, расчеты, чертежи).

Творческие задания – самостоятельная творческая деятельность студента, в которой он реализует свой личностный потенциал, демонстрирует умение грамотно и ясно выражать свои мысли, идеи.

Презентация – представление студентом наработанной информации по заданной тематике в виде набора слайдов и спецэффектов, подготовленных в выбранной программе.

Деловая игра – средство проверки знаний, умений, навыков студента принимать решения в условиях смоделированной проблемной ситуации.

Кейс-задача – проблемное задание, в котором обучающемуся предлагают осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы. Студент самостоятельно формулирует цель, находит и собирает информацию, анализирует ее, выдвигает гипотезы, ищет варианты решения проблемы, формулирует выводы, обосновывает оптимальное решение ситуации.

Доклад, сообщениепродукт самостоятельной работы студента, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы.

Реферат продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемого вопроса, приводит различные точки зрения, а также собственное понимание проблемы.

















ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПЛАН ПОДГОТОВКИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ЗАНЯТИЯ


  1. Сформулируйте тему занятия.

  2. Сформулируйте цели занятия: предметные, метапредметные, методологические (оргдеятельностные).

  3. Перечислите фундаментальные образовательные объекты (объект), с которыми планируется деятельность студентов.

  4. Перечислите, какого рода способности Вы предполагаете задействовать (или обнаружить, например: общеучебные и частнопредметные; или - креативные, когнитивные и оргдеятельностные).

  5. Предложите, как Вы обеспечите личное целеполагание студентов на занятии.


Ядром творческого метапредметного урока является образовательная ситуация:

- сформулируйте одну или несколько ключевых проблем, с помощью которых студенты захотят и смогут проявить себя. Проблема или тема должна быть "зажигающая", носить метапредметный характер;

- сформулируйте задания обучающимся на каждом этапе занятия;

- назовите конкретный образовательный продукт, который должны будут создать студенты на занятии;

- продумайте, какие культурно-исторические аналоги будут предложены студентам по рассматриваемой проблеме;

- решите, Каким образом Вы предполагаете обеспечить рефлексию студентом своей деятельности;

- продумайте, как Вы предполагаете продиагностировать образовательный продукт студента.



ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

(проверка сформированности метапредметных компетенций)

Пример 1.

Светлана открыла прачечную. Стоимость электроэнергии, которая потребляется прачечной, зависит от дня недели и времени. В таблице приведена стоимость электроэнергии за 1 час при условии, что непрерывно работает одна стиральная машина.


Время


Дни недели

Стоимость 1 часа потребления электроэнергии

одной стиральной машиной

7.00 – 19.00

19.00 – 23.00

23.00 – 7.00

Понедельник – пятница

7 руб.

10 руб.

3 руб.

Суббота, воскресенье

9 руб.

10 руб.

2 руб.



1.1. В прачечной Светланы во вторник с 9.00 до 17.00 работала одна стиральная машина. Сколько она должна заплатить за электроэнергию за этот день?


Правильный ответ: 56 рублей (39%).


1.2. На какой диаграмме верно отражены денежные траты Светланы, если в пятницу у неё непрерывно работало каждый час по две стиральных машины с 11.30 до 16.30, а в субботу каждый час работала только одна стиральная машина – с 19.00 до 23.00?


1)

Правильный ответ – 52%

2)

3)

4)



Пример 2.

1. Известно, что вклад, находящийся в банке с начала года, возрастает к концу года на определенный процент (свой для каждого вклада). В начале года 5/6 некоторого количества денег положили в первый банк. К концу года сумма этих вкладов стала равной 6700 руб., к концу следующего года – 7490. Было подсчитано, что если бы первоначально 5/6 исходного количества денег положили во второй банк, а оставшуюся часть – в первый, то по истечении одного года сумма вкладов в эти банки стала бы равной 7100 денежным единицам. В предположении, что исходное количество денег первоначально целиком положено в первый банк, определить величину вклада по истечении двух лет.


2.  Рабочий получил за месяц 43000 руб. Из них 65% он израсходовал на питание, 6% на квартиру и отопление, 4% - на газ, электричество и радио, 10% на культурные нужды и 15% сберег. Сколько денег израсходовано на указанные в задаче нужды?


3. Сбербанк дает вкладчикам 3% дохода, а Инвестбанк 2% дохода. Сколько дохода получит вкладчик за год положив в Сбербанк 200 тыс. рублей, а в Инвестбанк 100 тыс. рублей. В каком банке он получит прибыли больше?



Пример 3.

  1. Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь курильщика. В общем, люди которые курят сокращают себе жизнь на 15%, что составляет 8,4 года. Какова средняя продолжительность жизни в России?

  2. Норма суточной потребности учащихся в различных витаминах составляет в среднем 125 мг. Одна выкуренная сигарета уничтожает 20% витаминов. Сколько мг витаминов ворует у себя тот, кто курит?

  3. В отделении больницы 20 человек с диагнозом рак легких. 0,9 всех больных – курильщики. Сколько человек могли бы избежать этого заболевания?

  4. Одна сигарета разрушает 25 мг витамина С. Известно, что если человек пробыл в накуренном помещении 1ч., то это равноценно 4 выкуренным сигаретам. Сколько человек потерял витамина С, если он пробыл в накуренном помещении 2ч.?


Пример 4.

Банковские задачи

1. 1 января 2016 года пенсионерка взяла в банке 1,5 млн. рублей в кредит. Схема выплаты кредита следующая: 1 числа каждого следующего месяца банк начисляет 10 процентов на оставшуюся сумму долга (то есть увеличивает долг на 10%), а затем пенсионерка переводит в банк платеж. На какое минимальное количество месяцев пенсионерка может взять кредит, чтобы ежемесячные платежи составили не более 350 тыс. рублей?


2. 1 января 2016 года пенсионерка взяла в банке 1,1 млн. рублей в кредит. Схема выплаты кредита следующая: 1 числа каждого следующего месяца банк начисляет 3 процента на оставшуюся сумму долга (то есть увеличивает долг на 3%), а затем пенсионерка переводит в банк платеж. На какое минимальное количество месяцев пенсионерка может взять кредит, чтобы ежемесячные платежи составили не более 220 тыс. рублей?


3. 15 января планируется взять кредит в банке на сумму 1,2 млн. рублей на 24 месяца. Условия его возврата таковы:

– 1-го числа каждого месяца долг возрастает на 1% по сравнению с концом предыдущего месяца;

– со 2-го по 14-е число каждого месяца необходимо выплатить часть долга;

– 15-го числа каждого месяца долг должен быть на одну и ту же величину меньше долга на 15-е число предыдущего месяца.

Какую сумму нужно вернуть банку в течение первого года (первых 12 месяцев) кредитования?


4. 15 января планируется взять кредит в банке на 24 месяца. Условия его возврата таковы:

– 1-го числа каждого месяца долг возрастает на 3% по сравнению с концом предыдущего месяца;

– со 2-го по 14-е число каждого месяца необходимо выплатить часть долга;

– 15-го числа каждого месяца долг должен быть на одну и ту же величину меньше долга на 15-е число предыдущего месяца.

Известно, что в течение первого года (первых 12 месяцев) кредитования нужно вернуть банку 933 тыс. рублей. Какую сумму нужно вернуть банку в течение второго года (последних 12 месяцев) кредитования?


5. 15 января планируется взять кредит в банке на 24 месяца. Условия его возврата таковы:

– 1-го числа каждого месяца долг возрастает на 1% по сравнению с концом предыдущего месяца;

– со 2-го по 14-е число каждого месяца необходимо выплатить часть долга;

– 15-го числа каждого месяца долг должен быть на одну и ту же величину меньше долга на 15-е число предыдущего месяца.

Известно, что в течение второго года (последних 12 месяцев) кредитования нужно вернуть банку 798,75 тыс. рублей. Какую сумму нужно вернуть банку в течение первого года (первых 12 месяцев) кредитования?


6. 15 января планируется взять кредит в банке на 24 месяца. Условия его возврата таковы:

– 1-го числа каждого месяца долг возрастает на 3% по сравнению с концом предыдущего месяца;

– со 2-го по 14-е число каждого месяца необходимо выплатить часть долга;

– 15-го числа каждого месяца долг должен быть на одну и ту же величину меньше долга на 15-е число предыдущего месяца.

Известно, что в течение первого года (месяцев первых 12) кредитования нужно вернуть банку 1399,5 тыс. рублей. Какую сумму планируется взять в кредит?


7. 15 января планируется взять в кредит в банке на 24 месяца. Условия его возврата таковы:

– 1-го числа каждого месяца долг возрастает на 2% по сравнению с концом предыдущего месяца;

– со 2-го по 14-е число каждого месяца необходимо выплатить часть долга;

– 15-го числа каждого месяца долг должен быть на одну и ту же величину меньше долга на 15-е число предыдущего месяца.

Известно, что в течение второго года (последних 12 месяцев) кредитования нужно вернуть банку 1695 тыс. рублей. Какую сумму планируется взять в кредит?


8. 15 января планируется взять в кредит в банке на 9 месяцев. Условия его возврата таковы:

– 1-го числа каждого месяца долг возрастает на 2% по сравнению с концом предыдущего месяца;

– со 2-го по 14-е число каждого месяца необходимо выплатить часть долга;

– 15-го числа каждого месяца долг должен быть на одну и ту же величину меньше долга на 15-е число предыдущего месяца.

Известно, что на пятый месяц (со 2 по 14 июня) кредитования нужно выплатить банку 44 тыс. рублей. Какую сумму нужно выплатить банку в течение всего срока кредитования?


9. 15 января планируется взять кредит в банке. Условия его возврата таковы:

– 1-го января каждого года долг возрастает на a% по сравнению с концом предыдущего года;

– выплата части долга происходит в январе каждого года после начисления процентов.

Если переводить в банк каждый год по 2 073 600 рублей, то кредит можно выплатить за 4 года. Если переводить по 3 513 600 рублей, то за 2 года.

Найдите a.


10. 15 июля взяли кредит в банке. Условия его возврата были таковы:

– 1-го января каждого года долг возрастает на 14 % по сравнению с концом предыдущего года;

– выплата части долга происходит с февраля по июнь каждого года после начисления процентов.

Кредит был погашен двумя равными платежами по 4 548 600 рублей (то есть за два года). Какую сумму банк выдал в кредит?


11. 15 января 2012 года банк выдал кредит на сумму 1 млн. рублей. Условия его возврата таковы:

– 1-го января каждого года долг возрастает на a% по сравнению с концом предыдущего года;

– выплата части долга происходит в январе каждого года после начисления процентов.

Кредит был погашен за два года, и при этом в первый год была переведена сумма в 600 тыс. рублей, а во второй раз – 550 тыс. рублей.

Найдите a.









13




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!