СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование математической грамотности

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Несмотря на то, что математика является объективной основой проведения исследований во всех прикладных науках, используется при изучении большинства школьных предметов, необходима для решения жизненных проблем, применение математических умений за рамками образовательного процесса – большая проблема для современных школьников.

Просмотр содержимого документа
«Формирование математической грамотности»

Формирования математической грамотности обучающихся

на уроках математики.

В целях осуществления научно-технического и социально-экономического развития страны до 2024 года планируется обеспечение вхождения России в число пяти крупнейших экономик мира, в том числе обеспечение темпов экономического роста выше мировых. Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Конкурентоспособность страны – это способность выдержать конкуренцию в овладении новыми технологиями, способность граждан адаптироваться к изменяющимся условиям обучения, труда и жизни. Международные сравнительные исследования в области образования подтверждают, что российские учащиеся сильны в области предметных знаний, но у них возникают трудности в применении предметных знаний в ситуациях, приближенных к жизненным реальностям.

Современный мир требует переосмысления педагогических подходов в обучении школьников. Все чаще высказываются мысли о необходимости развивать у школьников функциональную грамотность. Понятие функциональной грамотности школьников появилось в 1970-е годы. Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»

Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?». В качестве основных содержательных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.

Один из главных выводов этих исследований подчёркивает значимость школьного курса математики: существует прямая зависимость между склонностью к точным наукам в школьные годы и карьерными успехами во взрослой жизни. «Ответственные решения должны приниматься не интуитивно, а на основе предварительных прикидок, математических расчётов» (Е.С. Вентцель, советский математик).

Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. В определении математической грамотности особое внимание уделяется использованию математики для решения практических задач в различных контекстах

Формирование математической грамотности основывается на обучении школьников рассуждать логически и учить убедительно аргументировать ответ, что является одной из ключевых компетенций современного мира. Обучающиеся должны уметь анализировать и трансформировать информацию об объектах и понятиях при помощи математических знаний. Такие задания необычны: в них нужно использовать знания для поиска решения в ситуациях, которые имеют место в реальной жизни и могут ребятам встретиться уже сегодня или в ближайшем будущем. Это ситуации взаимодействия с друзьями, ситуации, связанные со здоровьем, финансами, проверкой достоверности информации и многие другие. Чтобы понять, как применять математические знания, детям надо будет внимательно читать текст, разбирать рисунки, схемы, таблицы, извлекать из них информацию и анализировать её. Для этого необходимо рассуждать, стоить гипотезы, делать выводы и умозаключения, распознавать неверные утверждения, находить ошибку в решении, подвергать сомнению высказанное суждение, достоверность информации.

В процессе формирования математической грамотности обучающихся на уроках отвечаем на вопросы, которые нам задают дети, а иногда и их родители: «А для чего мне нужно это знать? А где мне это пригодится?» В связи с этим целью своей работы по формированию математической грамотности я считаю формирование у обучающихся представлений о роли математических знаний в окружающем мире. Исходя из поставленной цели, я определила для себя следующие задачи:

1. Формировать умение распознавать математические проблемы в бытовых ситуациях.

2. Формировать умение решать бытовые проблемы средствами математики.

3. Формировать умение анализировать использованные методы решения.

4. Формировать умение интерпретировать полученные результаты с учётом поставленной проблемы.

Одним из эффективных, на мой взгляд, приёмов работы по формированию математической грамотности может стать использование авторских заданий школьников про свою малую Родину.

Задача1. Город Чебоксары расположен на Приволжской возвышенности на правом берегу реки Волга, ныне Чебоксарского водохранилища. Общая протяжённость границ города составляет 83,3 км, из них по суходольной части — 67,0 км, по набережной Волги — 16,3 км. Площадь города, вместе с заволжской частью, составляет — 233 км². Земли водного фонда составляют 15,7 % площади муниципального образования, а земли лесного фонда составляют 24,8 % от общей площади города.

В пределах Чувашской Республики протяженность великой могучей реки Волга составляет 130 км. Во сколько раз протяженность границ города Чебоксары по набережной Волги меньше протяженности реки в пределах Чувашской Республики? (Татьяна В. и Александра В. 8 класс)

Задача2. В 2001 году г.Чебоксары был признан самым благоустроенным городом России. Старинные храмы, просторные площади, красивые скверы, завораживающие фонтаны, конкурсы и фестивали – все эти достопримечательности делают город привлекательным для многочисленных туристов. Фонтаны – одно из главных украшений Чебоксар. Их немало, и каждый из них работает по определённому расписанию. А в скором времени живописный городской залив украсит самый большой в мире фонтан с лазерным шоу и водными экранами. Эта достопримечательность обещает принести Чебоксарам мировую славу.

Какова высота струи фонтана в верхнем заливе у «Певческого поля» г.Чебоксары, если скорость воды 26 м/с, а труба возвышается над поверхностью воды на 1 метр? (Игорь У., 9 класс)

Также часто использую задания образовательного интернет - ресурса ЯКласс на разных этапах урока. Приведу несколько примеров из этого ресурса.

Задача1. Марина Павловна внимательно изучает цены в каталогах, прежде чем пойти за покупками. На сей раз она составила таблицу с ценами на продукты для выпечки из разных магазинов. Мука продаётся килограммами, а дрожжи и ванилин — пакетиками по 10 г.

 

Магазин

мука, 1 кг

дрожжи, 10 г

ванилин, 10 г

«Пекарь»

64

19

14

«Повар»

45

11

13

«Булка»

47

12

15

 

Для булочек к чаю ей нужно купить 2 кг муки, 2 пакетик(-а) дрожжей, 2 пакетик(-а) ванилина. При этом она знает, что в «Пекаре» скидка 5% на все три продукта, а в «Булке» — 5% на муку. Вычисли, в каком магазине Марина Павловна заплатит больше всего за покупку. В ответ внеси суммарную стоимость покупки. (Результат не округляй.)

 

Задача2. «Начало формы

Врач-диетолог составил диаграммы, в которых отражается содержание белков, жиров и углеводов в различных продуктах. Маше требуется включить в питание продукты, содержащие минимум белка. Какой продукт из представленных на диаграмме ей нужно для этого выбрать?

 

Продукты:




1) пряники;

2) толокно;

3) геркулес;

4) овсяная крупа;

5) молоко сгущённое с сахаром;

6) халва подсолнечная.



Задача 3. Рассмотри план местности

Как видно из плана, из Кукуева в Бердинск можно добраться двумя способами. Сравни их и ответь, на сколько один путь короче другого, если от Кукуева до Серебрянки 6 км, от Серебрянки до Рыбного 7 км, а от Рыбного до Бердинска 6 км. От Кукуева в Бердинск по другой дороге напрямую 27 км.

Предлагаемые задания построены в контексте личной жизни обучающихся, их образования, научных знаний, направлены на расширение кругозора, привлечение внимания к острым проблемам современной жизни в соответствии с возрастными интересами и потребностями обучающихся. Вопросы, которые ставятся в заданиях, ориентированы на опыт их участия в реальных событиях в семье и обществе, на описание ситуаций, в которых может оказаться обучающийся в недалеком будущем. Решение таких задач помогает развивать у учащихся читательскую грамотность, математическую грамотность, финансовую грамотность, способствует совершенствованию знаний. Задания могут быть использованы для подготовки школьников к участию в исследованиях, направленных на оценку математической грамотности – способности формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Функциональная грамотность – это умение находить верные решения в сложных ситуациях, в которых дети могут оказаться в реальной жизни. Задания помогут ученикам учиться ориентироваться в таких ситуациях, находить и сравнивать варианты решения возникающих проблем и их последствия.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!