СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование коммуникативных компетенций у педагогических работников в соответствии с требованиями ФГОС и профессионального стандарта

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование коммуникативных компетенций у педагогических работников в соответствии с требованиями ФГОС и профессионального стандарта

Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативных компетенций у педагогических работников в соответствии с требованиями ФГОС и профессионального стандарта»

Формирование коммуникативных компетенций у педагогических работников в соответствии с требованиями ФГОС и профессионального стандарта    Автор: Новиков Василий Савельевич , кандидат юридических наук (1996 год), доцент по кафедре психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД РФ (2000 год), почетный академик Международной академии дополнительного образования по специальности «Педагогика» (2008 год)
  • Формирование коммуникативных компетенций у педагогических работников в соответствии с требованиями ФГОС и профессионального стандарта  

  • Автор: Новиков Василий Савельевич , кандидат юридических наук (1996 год), доцент по кафедре психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД РФ (2000 год), почетный академик Международной академии дополнительного образования по специальности «Педагогика» (2008 год)
https://multiurok.ru/novikov-2/files/?act=addfile План лекции Введение 1 учебный вопрос.  Понятие психологического контакта, функции педагогического общения, межличностные механизмы взаимовосприятия 2 учебный вопрос.  Коммуникативные барьеры, приемы, формирующие симпатию, структура педагогического общения Заключение

https://multiurok.ru/novikov-2/files/?act=addfile

  • План лекции
  • Введение
  • 1 учебный вопрос. Понятие психологического контакта, функции педагогического общения, межличностные механизмы взаимовосприятия
  • 2 учебный вопрос. Коммуникативные барьеры, приемы, формирующие симпатию,
  • структура педагогического общения
  • Заключение
Основные цели лекции: - расширить теоретические представления о педагогическом общении; - познать функции педагогического общения;  - познать структуру педагогического общения; - познать коммуникативные барьеры; - формировать навыки и умения устанавливать психологический контакт

Основные цели лекции:

  • - расширить теоретические представления о педагогическом общении;
  • - познать функции педагогического общения;
  • - познать структуру педагогического общения;
  • - познать коммуникативные барьеры;
  • - формировать навыки и умения устанавливать психологический контакт
Основная и дополнительная литература Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474

Основная и дополнительная литература

  • Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
  • Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития РФ на период до 2030 года".
  • "Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года" (утв. Правительством РФ 29.09.2018).
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования

  • Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"
  • Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
  • Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования"
Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 декабря 2015 г. N 1426
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 декабря 2015 г. N 1426 "Об утверждении ФГОС высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование «
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"
Актуальность лекции  заключается в том, что  педагогические работники не имеют базового психологического образования . Одной из основных задач инновационного развития является  создание условий для формирования у педагогических работников следующих компетенций инновационной деятельности: - способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному самосовершенствованию, переобучению и самообучению, стремление к новому; - способность к критическому мышлению ; - способность и готовность работать самостоятельно.
  • Актуальность лекции заключается в том, что педагогические работники не имеют базового психологического образования . Одной из основных задач инновационного развития является создание условий для формирования у педагогических работников следующих компетенций инновационной деятельности:
  • - способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному самосовершенствованию, переобучению и самообучению, стремление к новому;
  • - способность к критическому мышлению ;
  • - способность и готовность работать самостоятельно.
1-й учебный вопрос I.  ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ, ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОВОСПРИЯТИЯ

1-й учебный вопрос

  • I. ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ, ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОВОСПРИЯТИЯ
Этапы развития науки: - правила общения — это первый этап развития науки ( Д. Карнеги Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей . - Нью-Йорк, 1936 г. ); - психотехники общения — это второй этап развития науки ( Панасюк  А.Ю. Управленческое общение: практические советы . - М., 1990 г. ); - технологии общения — это третий этап развития науки ( Пономарев И.Б., Трубочкин В.П. Психотехнология общения . - М., 1996 г. ), например, технология педагогического сотрудничества.

Этапы развития науки:

  • - правила общения — это первый этап развития науки ( Д. Карнеги Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей . - Нью-Йорк, 1936 г. );
  • - психотехники общения — это второй этап развития науки ( Панасюк А.Ю. Управленческое общение: практические советы . - М., 1990 г. );
  • - технологии общения — это третий этап развития науки ( Пономарев И.Б., Трубочкин В.П. Психотехнология общения . - М., 1996 г. ), например, технология педагогического сотрудничества.
Четыре этапа самосовершенствования педагогических работников образовательных организаций: - допрофессиональный этап развития профессионала — это первый этап (новые научные знания, навыки и умения формируются методом проб и ошибок ); - начальный уровень саморазвития профессионала — это второй этап (педагогические работники умеют применять правила педагогического общения ); - средний уровень саморазвития профессионала — это третий этап (педагогические работники умеют применять психотехники педагогического общения ); - высший уровень саморазвития (педагогические работники должны уметь применять технологию педагогического общения ).

Четыре этапа самосовершенствования педагогических работников образовательных организаций:

  • - допрофессиональный этап развития профессионала — это первый этап (новые научные знания, навыки и умения формируются методом проб и ошибок );
  • - начальный уровень саморазвития профессионала — это второй этап (педагогические работники умеют применять правила педагогического общения );
  • - средний уровень саморазвития профессионала — это третий этап (педагогические работники умеют применять психотехники педагогического общения );
  • - высший уровень саморазвития (педагогические работники должны уметь применять технологию педагогического общения ).
Уровни знаний: - знания – узнавание;  - знания – репродукция;  - знания – понимания;  - знания – применение;  - знания – творчество ( новые знания) .

Уровни знаний:

  • - знания – узнавание;
  • - знания – репродукция;
  • - знания – понимания;
  • - знания – применение;
  • - знания – творчество ( новые знания) .
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В процессе педагогического общения преподаватель и обучающиеся реализуют в совокупности четыре основные функции: интеллектуальную; влияния друг на друга; информационную; облегчающую.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

  • В процессе педагогического общения преподаватель и обучающиеся реализуют в совокупности четыре основные функции:
  • интеллектуальную;
  • влияния друг на друга;
  • информационную;
  • облегчающую.
Механизмы межличностного взаимовосприятия: - эмпатия; - рефлексия; - саморефлексия; - идентификация; - стереотипизация; - обратная связь; - аттракция

Механизмы межличностного взаимовосприятия:

  • - эмпатия;
  • - рефлексия;
  • - саморефлексия;
  • - идентификация;
  • - стереотипизация;
  • - обратная связь;
  • - аттракция
Выводы по1-му учебному вопросу
  • Выводы по1-му учебному вопросу
2-й учебный вопрос 2. КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ, ПРИЕМЫ ФОРМИРУЮЩИЕ СИМПАТИЮ,  ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

2-й учебный вопрос

  • 2. КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ, ПРИЕМЫ ФОРМИРУЮЩИЕ СИМПАТИЮ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
Барьеры коммуникативные Барьеры коммуникативные — психологические препятствия , возникающие в процессе передачи преподавателем системы новых научных знаний слушателям, а также в процессе перевода этой системы новых знаний в систему новых действий в учебном процессе.

Барьеры коммуникативные

  • Барьеры коммуникативныепсихологические препятствия , возникающие в процессе передачи преподавателем системы новых научных знаний слушателям, а также в процессе перевода этой системы новых знаний в систему новых действий в учебном процессе.
Барьеры коммуникативные - мотивациониый барьер — это нежелание слушателя самостоятельно добывать новые знания и формировать навыки и умения; . - интеллектуальный барьер возникает, когда профессорско-преподавательский состав не знает исходный уровень знаний обучаемых; - эмоциональный барьер возникает при появлении чувства антипатии преподавателя к слушателю;

Барьеры коммуникативные

  • - мотивациониый барьер — это нежелание слушателя самостоятельно добывать новые знания и формировать навыки и умения; .
  • - интеллектуальный барьер возникает, когда профессорско-преподавательский состав не знает исходный уровень знаний обучаемых;
  • - эмоциональный барьер возникает при появлении чувства антипатии преподавателя к слушателю;
Барьеры коммуникативные - волевой психологический барьер возникает при авторитарном стиле взаимодействия профессорско-преподавательского состава с обучаемыми; - ошибки по типу мужчина — женщина (для мужчин главное - дело, а для женщин – отношения);

Барьеры коммуникативные

  • - волевой психологический барьер возникает при авторитарном стиле взаимодействия профессорско-преподавательского состава с обучаемыми;
  • - ошибки по типу мужчина — женщина (для мужчин главное - дело, а для женщин – отношения);
Барьеры коммуникативные - барьер имя возникает, если преподаватель не установил три рода имен слушателя: а) Иванов Иван Иванович - реальное имя , т.е. то, которое указано в паспорте слушателя; б) имя то, которое слушатель желает услышать в учебном процессе - Иван Иванович; в) имя, которое слушатель не любит — это его кличка и др.

Барьеры коммуникативные

  • - барьер имя возникает, если преподаватель не установил три рода имен слушателя:
  • а) Иванов Иван Иванович - реальное имя , т.е. то, которое указано в паспорте слушателя;
  • б) имя то, которое слушатель желает услышать в учебном процессе - Иван Иванович;
  • в) имя, которое слушатель не любит — это его кличка и др.
Барьер расстояния между участником образовательных отношений и педагогическим работником доверительная зона общения (от 0,5 м до 1,2 м); неформальная зона общения (от 1,2 м до 1,5 м); публичная зона общения (расстояние от 3,5 м и более); формальная (деловая) зона общения (от 1,5 м до 3,5 м).

Барьер расстояния между участником образовательных отношений и педагогическим работником

  • доверительная зона общения (от 0,5 м до 1,2 м);
  • неформальная зона общения (от 1,2 м до 1,5 м);
  • публичная зона общения (расстояние от 3,5 м и более);
  • формальная (деловая) зона общения (от 1,5 м до 3,5 м).
Барьеры коммуникативные Слово - это оружие преподавателя, которое оставляет в памяти слушателей одно из двух внушений к педагогу, к его учебной дисциплине, к педагогическому сотрудничеству: а) антипатию; б) симпатию.

Барьеры коммуникативные

  • Слово - это оружие преподавателя, которое оставляет в памяти слушателей одно из двух внушений к педагогу, к его учебной дисциплине, к педагогическому сотрудничеству:
  • а) антипатию;
  • б) симпатию.
1. Постановка целей педагогического общения 2. Моделирование педагогическим работником сценария предстоящей новой педагогической деятельности в процессе подготовки к занятию. 3. Планирование взаимодействия 4. Ориентировка в педагогической ситуации взаимодействия. 5. Нейтрализация психологических барьеров 6. Организация и управление педагогическим процессом 7. Попытка педагогического работника установить психологический контакт 8. Достижение педагогических целей 9. Выход из педагогического общения после проведения лекции, семинара, мероприятия. 10. Анализ, оценка, контроль и коррекция педагогических целей 11. Анализ новой педагогической деятельности и новой деятельности участников образовательных отношений
  • 1. Постановка целей педагогического общения
  • 2. Моделирование педагогическим работником сценария предстоящей новой педагогической деятельности в процессе подготовки к занятию.
  • 3. Планирование взаимодействия
  • 4. Ориентировка в педагогической ситуации взаимодействия.
  • 5. Нейтрализация психологических барьеров
  • 6. Организация и управление педагогическим процессом
  • 7. Попытка педагогического работника установить психологический контакт
  • 8. Достижение педагогических целей
  • 9. Выход из педагогического общения после проведения лекции, семинара, мероприятия.
  • 10. Анализ, оценка, контроль и коррекция педагогических целей
  • 11. Анализ новой педагогической деятельности и новой деятельности участников образовательных отношений
Выводы по2-му учебному вопросу
  • Выводы по2-му учебному вопросу
Выводы Авторитарная педагогическая деятельность  и  технология педагогического сотрудничества в настоящее время не просто сосуществуют, а находятся в состоянии постоянного противоречия, борьбы между собой. При этом административная педагогика уже не в силах победить, а технология педагогического сотрудничества еще не обладает достаточными силами для победы, но будущее за технологией педагогического сотрудничества.

Выводы

  • Авторитарная педагогическая деятельность и технология педагогического сотрудничества в настоящее время не просто сосуществуют, а находятся в состоянии постоянного противоречия, борьбы между собой. При этом административная педагогика уже не в силах победить, а технология педагогического сотрудничества еще не обладает достаточными силами для победы, но будущее за технологией педагогического сотрудничества.
Резюмируя изложенное, мы можем сделать следующие выводы: Президент России В.В. Путин: « Защита прав и интересов детей , воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и непреходящих духовных, моральных ценностей – основа нравственного благополучия общества и уверенного развития страны»

Резюмируя изложенное, мы можем сделать следующие выводы:

  • Президент России В.В. Путин: « Защита прав и интересов детей , воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и непреходящих духовных, моральных ценностей – основа нравственного благополучия общества и уверенного развития страны»
Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.» Одной из основных задач инновационного развития является создание условий для формирования у граждан следующих компетенций инновационной деятельности: способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому; способность к критическому мышлению  (технологии проблемного обучения, проектного обучения и педагогического сотрудничества)

Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.»

  • Одной из основных задач инновационного развития является создание условий для формирования у граждан следующих компетенций инновационной деятельности:
  • способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому;
  • способность к критическому мышлению (технологии проблемного обучения, проектного обучения и педагогического сотрудничества)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!