СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Прорыв в области формирования коммуникативных компетенций у педагогических работников в соответствии с требованиями ФГОС и профессионального стандарта «Педагог» - основное направление реализации национального проекта «Образование»

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прорыв в области формирования коммуникативных компетенций у педагогических работников в соответствии с требованиями ФГОС и профессионального стандарта «Педагог» - основное направление реализации национального проекта «Образование»

Просмотр содержимого документа
«Прорыв в области формирования коммуникативных компетенций у педагогических работников в соответствии с требованиями ФГОС и профессионального стандарта «Педагог» - основное направление реализации национального проекта «Образование»»

  • Общероссийская общественно-государственная просветительская организация «Российское общество «Знание»
  •  
  • Конкурс Общероссийской общественно-государственной просветительской организации «Российское общество «Знание»
  • «ЛУЧШИЙ ЛЕКТОР»
  •  
  • Направление: психология, педагогика
  •  
  • Лекция на тему: «Прорыв в области формирования коммуникативных компетенций у педагогических работников в соответствии с требованиями ФГОС и профессионального стандарта «Педагог» - основное направление реализации национального проекта «Образование»
  •  
  • Автор: Новиков Василий Савельевич, кандидат юридических наук (1996 год), доцент по кафедре психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД РФ (2000 год), почетный академик Международной академии дополнительного образования по специальности «Педагогика» (2008 год), победитель конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями России в 2009 году, лауреат ежегодной премии Губернатора Московской области «Наше Подмосковье» в 2017 году, учитель права и основ безопасности жизнедеятельности высшей категории (2002 год)
План лекции Введение 1 учебный вопрос. Этапы развития науки, функции педагогического общения, межличностные механизмы взаимовосприятия 2 учебный вопрос. Коммуникативные барьеры, приемы, формирующие симпатию Заключение
  • План лекции
  • Введение
  • 1 учебный вопрос. Этапы развития науки, функции педагогического общения, межличностные механизмы взаимовосприятия
  • 2 учебный вопрос. Коммуникативные барьеры, приемы, формирующие симпатию
  • Заключение
 Время: 30-45 минут. Методы обучения: рассказ, объяснение, метод проблемного изложения учебного материала, просмотр видеороликов, работа с нормативными правовыми актами РФ. Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, учебник, опорный конспект урока – лекции, Консультант Плюс - справочно-правовая система по законодательству России, ГАРАНТ - Информационно – правовой портал. Справочно-правовая система по законодательству России, телеканал НТВ. Передача ЧП, правовые информационные ресурсы в сети Интернет, Интернет-портал

  • Время: 30-45 минут.
  • Методы обучения: рассказ, объяснение, метод проблемного изложения учебного материала, просмотр видеороликов, работа с нормативными правовыми актами РФ.
  • Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, учебник, опорный конспект урока – лекции, Консультант Плюс - справочно-правовая система по законодательству России, ГАРАНТ - Информационно – правовой портал. Справочно-правовая система по законодательству России, телеканал НТВ. Передача ЧП, правовые информационные ресурсы в сети Интернет, Интернет-портал "Авторское право в России", Интернет-ресурсы по праву.
  • Межпредметные связи: общая психология, социальная психология, педагогика, педагогическая психология, юридическая психология, оперативно – розыскная психология, обществознание и новый элективный курс «Личность. Межличностные отношения».
Основная и дополнительная литература: Атватер И. Я Вас слушаю: /Советы руководителю, как правильно слушать собеседника/. — М., 1988. Добрович А. Б. Общение: наука и искусство. –М.,1978 Мицич П. Как проводить деловые беседы. -М., 1987. Новиков B.C. Основы психологии педагогического сотрудничества. — М., 1997. Панасюк А.Ю. Управленческое общение. — М., 1990. Столяренко A.M. Преподаватель учебного заведения МВД России и его педагогическая культура. — М., 1996.
  • Основная и дополнительная литература:
  • Атватер И. Я Вас слушаю: /Советы руководителю, как правильно слушать собеседника/. — М., 1988.
  • Добрович А. Б. Общение: наука и искусство. –М.,1978
  • Мицич П. Как проводить деловые беседы. -М., 1987.
  • Новиков B.C. Основы психологии педагогического сотрудничества. — М., 1997.
  • Панасюк А.Ю. Управленческое общение. — М., 1990.
  • Столяренко A.M. Преподаватель учебного заведения МВД России и его педагогическая культура. — М., 1996.
Основная и дополнительная литература Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».  Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474

Основная и дополнительная литература

  • Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
  • Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"
  • Указ Президента РФ от 04.02.2021 N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ и деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ».
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования

  • Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"
  • Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
  • Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования"
Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 декабря 2015 г. N 1426
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 декабря 2015 г. N 1426 "Об утверждении ФГОС высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование «
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"
 Основные цели лекции: - познать правила, психотехники и психотехнологии педагогического общения; - изучить нормативные правовые акты по данной проблематике; - познать коммуникативные барьеры и психологические приемы, формирующие симпатию; - познать научные и учебно-методические работы по данной проблематике; - познать технологию взаимодействия для педагогических работников.

  • Основные цели лекции:
  • - познать правила, психотехники и психотехнологии педагогического общения;
  • - изучить нормативные правовые акты по данной проблематике;
  • - познать коммуникативные барьеры и психологические приемы, формирующие симпатию;
  • - познать научные и учебно-методические работы по данной проблематике;
  • - познать технологию взаимодействия для педагогических работников.
Актуальность работы  заключается в том, что  педагогические работники не имеют базового психологического образования . Одной из основных задач инновационного развития является  создание условий для формирования у педагогических работников следующих компетенций инновационной деятельности: - способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному самосовершенствованию, переобучению и самообучению, стремление к новому; - способность к критическому мышлению ; - способность и готовность работать самостоятельно.
  • Актуальность работы заключается в том, что педагогические работники не имеют базового психологического образования . Одной из основных задач инновационного развития является создание условий для формирования у педагогических работников следующих компетенций инновационной деятельности:
  • - способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному самосовершенствованию, переобучению и самообучению, стремление к новому;
  • - способность к критическому мышлению ;
  • - способность и готовность работать самостоятельно.
Актуальность лекции Национальный проект «Образование» – это инициатива, направленная на достижение двух ключевых целей. Первая – вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности. Это реально возможно только при формировании коммуникативных компетенций у педагогических работников.
  • Актуальность лекции
  • Национальный проект «Образование» – это инициатива, направленная на достижение двух ключевых целей. Первая – вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности. Это реально возможно только при формировании коммуникативных компетенций у педагогических работников.
Во введении лектор обозначает место лекции в курсе
  • Во введении лектор обозначает место лекции в курсе "Педагогическая психология", показывает связь с другими учебными дисциплинами, вызывает у обучаемых интерес к теме, настраивает их непроизвольное внимание и устанавливает рабочую атмосферу в аудитории.
  • Основная часть лекции. 1-й учебный вопрос.
  • Этапы развития науки, функции педагогического общения, межличностные механизмы взаимовосприятия
 Этапы развития науки: - правила общения — это первый этап развития науки; - психотехники общения — это второй этап развития науки; - технологии общения — это третий этап развития науки.

Этапы развития науки:

  • - правила общения — это первый этап развития науки;
  • - психотехники общения — это второй этап развития науки;
  • - технологии общения — это третий этап развития науки.
Уровни знаний: - знания – узнавание;  - знания – репродукция;  - знания – понимания;  - знания – применение;  - знания – творчество ( новые знания) .

Уровни знаний:

  • - знания – узнавание;
  • - знания – репродукция;
  • - знания – понимания;
  • - знания – применение;
  • - знания – творчество ( новые знания) .
  Четыре этапа самосовершенствования педагогических работников образовательных организаций: - допрофессиональный этап развития профессионала ; - начальный уровень саморазвития профессионала ; - средний уровень саморазвития профессионала ; - высший уровень саморазвития .

Четыре этапа самосовершенствования педагогических работников образовательных организаций:

  • - допрофессиональный этап развития профессионала ;
  • - начальный уровень саморазвития профессионала ;
  • - средний уровень саморазвития профессионала ;
  • - высший уровень саморазвития .
 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В процессе педагогического общения преподаватель и обучающиеся реализуют в совокупности четыре основные функции: интеллектуальную; влияния друг на друга; информационную; облегчающую.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

  • В процессе педагогического общения преподаватель и обучающиеся реализуют в совокупности четыре основные функции:
  • интеллектуальную;
  • влияния друг на друга;
  • информационную;
  • облегчающую.
Механизмы межличностного взаимовосприятия: - эмпатия; - рефлексия; - саморефлексия; - идентификация; - стереотипизация; - обратная связь

Механизмы межличностного взаимовосприятия:

  • - эмпатия;
  • - рефлексия;
  • - саморефлексия;
  • - идентификация;
  • - стереотипизация;
  • - обратная связь
2 учебный вопрос. Коммуникативные барьеры, приемы, формирующие симпатию
  • 2 учебный вопрос. Коммуникативные барьеры, приемы, формирующие симпатию
 Ориентировка в педагогической ситуации взаимодействия Чтобы психологически грамотно взаимодействовать с обучаемыми в учебном процессе, профессорско-преподавательский состав должен уметь ориентироваться: - в себе; - в обучаемых; в целях педагогического общения; - в объектных, субъектных и обстановочных условиях взаимодействия;

Ориентировка в педагогической ситуации взаимодействия

  • Чтобы психологически грамотно взаимодействовать с обучаемыми в учебном процессе, профессорско-преподавательский состав должен уметь ориентироваться:
  • - в себе;
  • - в обучаемых;
  • в целях педагогического общения;
  • - в объектных, субъектных и обстановочных условиях взаимодействия;
 Ориентировка в педагогической ситуации взаимодействия - в педагогической ситуации взаимодействия; - в близких, средних и далеких целях педагогической деятельности; в пространственных условиях взаимодействия; - в психологически и педагогически целесообразной зоне взаимодействия

Ориентировка в педагогической ситуации взаимодействия

  • - в педагогической ситуации взаимодействия;
  • - в близких, средних и далеких целях педагогической деятельности;
  • в пространственных условиях взаимодействия;
  • - в психологически и педагогически целесообразной зоне взаимодействия
 Зоны взаимодействия между участниками образовательных отношений доверительная зона общения (от 0,5 м до 1,2 м); неформальная зона общения (от 1,2 м до 1,5 м); публичная зона общения (расстояние от 3,5 м и более); формальная (деловая) зона общения (от 1,5 м до 3,5 м).

Зоны взаимодействия между участниками образовательных отношений

  • доверительная зона общения (от 0,5 м до 1,2 м);
  • неформальная зона общения (от 1,2 м до 1,5 м);
  • публичная зона общения (расстояние от 3,5 м и более);
  • формальная (деловая) зона общения (от 1,5 м до 3,5 м).
Барьеры коммуникативные — психологические препятствия , возникающие в процессе передачи преподавателем системы новых научных знаний слушателям, а также в процессе перевода этой системы новых знаний в систему новых действий в образовательном процессе.
  • Барьеры коммуникативныепсихологические препятствия , возникающие в процессе передачи преподавателем системы новых научных знаний слушателям, а также в процессе перевода этой системы новых знаний в систему новых действий в образовательном процессе.
Барьеры коммуникативные - барьер отсутствия психологического контакта ; - барьер негативной психологической установки; - мотивациониый барьер; - интеллектуальный барьер; - эмоциональный барьер; - волевой психологический барьер; - ошибки по типу мужчина — женщина; - снисходительность; - барьер имя

Барьеры коммуникативные

  • - барьер отсутствия психологического контакта ;
  • - барьер негативной психологической установки;
  • - мотивациониый барьер;
  • - интеллектуальный барьер;
  • - эмоциональный барьер;
  • - волевой психологический барьер;
  • - ошибки по типу мужчина — женщина;
  • - снисходительность;
  • - барьер имя
Психологические приемы, формирующие симпатию  1. Психологический прием «опережающая (авансированная) улыбка преподавателя». 2. Психологический прием «организация поля доверия эмоционально положительного отношения для обучающихся в образовательном процессе». 3. Психологический прием «вы». 4. Психологический прием «первая фраза». 5. Прием искусственное формирование преподавателем психологической установки у обучаемых отвечать на закрытые контактные вопросы только «да». 6. Психологический прием «приятное зеркало».

Психологические приемы, формирующие симпатию

  • 1. Психологический прием «опережающая (авансированная) улыбка преподавателя».
  • 2. Психологический прием «организация поля доверия эмоционально положительного отношения для обучающихся в образовательном процессе».
  • 3. Психологический прием «вы».
  • 4. Психологический прием «первая фраза».
  • 5. Прием искусственное формирование преподавателем психологической установки у обучаемых отвечать на закрытые контактные вопросы только «да».
  • 6. Психологический прием «приятное зеркало».
Выводы Целесообразно развивать у педагогических работников новые педагогические компетенции (положительные изменения): способность и готовность к непрерывному развитию своих коммуникативных компетенций; способность и готовность устанавливать психологический контакт с различными категориями граждан; способность и готовность нейтрализовать психологические барьеры; способность и готовность применять психологические приемы, формирующие симпатию.

Выводы

  • Целесообразно развивать у педагогических работников новые педагогические компетенции (положительные изменения):
  • способность и готовность к непрерывному развитию своих коммуникативных компетенций;
  • способность и готовность устанавливать психологический контакт с различными категориями граждан;
  • способность и готовность нейтрализовать психологические барьеры;
  • способность и готовность применять психологические приемы, формирующие симпатию.
 Выводы Авторитарная педагогическая деятельность  и  технология педагогического сотрудничества в настоящее время не просто сосуществуют, а находятся в состоянии постоянного противоречия, борьбы между собой. При этом административная педагогика уже не в силах победить, а технология педагогического сотрудничества еще не обладает достаточными силами для победы, но будущее за технологией педагогического сотрудничества.

Выводы

  • Авторитарная педагогическая деятельность и технология педагогического сотрудничества в настоящее время не просто сосуществуют, а находятся в состоянии постоянного противоречия, борьбы между собой. При этом административная педагогика уже не в силах победить, а технология педагогического сотрудничества еще не обладает достаточными силами для победы, но будущее за технологией педагогического сотрудничества.
 Выводы Следовательно, это взаимодействие не может быть иным, кроме как отношениями педагогического сотрудничества. Чтобы отношения педагогического сотрудничества в образовательных организациях не только декларировались, как это было и существует в настоящее время, а стали реальной действительностью, должны произойти глубокие изменения в мотивационной сфере личности каждого педагогического работника.

Выводы

  • Следовательно, это взаимодействие не может быть иным, кроме как отношениями педагогического сотрудничества. Чтобы отношения педагогического сотрудничества в образовательных организациях не только декларировались, как это было и существует в настоящее время, а стали реальной действительностью, должны произойти глубокие изменения в мотивационной сфере личности каждого педагогического работника.
 Уровни знаний: - знания – узнавание;  - знания – репродукция;  - знания – понимания;  - знания – применение;  - знания – творчество ( новые знания) .

Уровни знаний:

  • - знания – узнавание;
  • - знания – репродукция;
  • - знания – понимания;
  • - знания – применение;
  • - знания – творчество ( новые знания) .
Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.» Одной из основных задач инновационного развития является создание условий для формирования у граждан следующих компетенций инновационной деятельности: способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому; способность к критическому мышлению  (технологии проблемного обучения, проектного обучения и педагогического сотрудничества)

Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.»

  • Одной из основных задач инновационного развития является создание условий для формирования у граждан следующих компетенций инновационной деятельности:
  • способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому;
  • способность к критическому мышлению
  • (технологии проблемного обучения, проектного обучения и педагогического сотрудничества)
Социальный  интеллект (англ. social intelligence) — это совокупность способностей человека, определяющая успешность социального взаимодействия с различными категориями граждан. Включает в себя способность учитывать ролевые ожидания, доминирующие мотивы, потребности, цели, ценности, интересы, действия и бездействия, поведение другого человека, а также своё собственное поведение и способность и готовность действовать с учетом конкретной ситуации и юридических последствий социального взаимодействия.
  • Социальный интеллект (англ. social intelligence) — это совокупность способностей человека, определяющая успешность социального взаимодействия с различными категориями граждан. Включает в себя способность учитывать ролевые ожидания, доминирующие мотивы, потребности, цели, ценности, интересы, действия и бездействия, поведение другого человека, а также своё собственное поведение и способность и готовность действовать с учетом конкретной ситуации и юридических последствий социального взаимодействия.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!