СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование интереса к чтению на родном языке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект посвящен созданию учебного издания - книги для внеклассного чтения на бурятском языке для 2-4 классов с помощью изучения основ  книгоиздания.

Просмотр содержимого документа
«Формирование интереса к чтению на родном языке»

Краевой конкурс авторских проектов педагогов

«Инноватика в образовании детей»







Инновационный образовательный проект





«Создание условий для развития и формирования

интереса детей к чтению на родном языке»











Автор: Цырендашиева Гэрэлтэ Батомункуевна,

Учитель начальных классов

МОУ «Гунэйская средняя общеобразовательная школа»







Содержание

Аннотация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2

1. Пояснительная записка:

1.1. Актуальность проекта, обоснование проблемы…………………3

1.2. Цель проекта………………………………………………………..5

1.3. Задачи проекта……………………………………………………...5

1.3. Механизм реализации проекта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5

1.4. Тип проекта…………………………………………………………6

2. Ресурсное обеспечение проекта

2.1. Кадровое…………………………………………………………….6

2.2. Материально-техническое…………………………………………6

3. Партнёры…………………………………………………………………….6

4. Срок реализации проекта…………………………………………………..6

5. Описание проекта…………………………………………………………...7

6. Продукт проекта…………………………………………………………….9

7. Ожидаемые результаты……………………………………………………..9

8. Оценка результатов проекта………………………………………………..10

9. Форма представления результатов проекта……………………………….10

10. Риски в процессе реализации проекта…………………………………....10

11. Дальнейшее развитие проекта…………………………………………….11

12 Бюджет для дополнительного издания для Агинского округа…….……11









1

Аннотация проекта

Данный проект посвящен созданию учебного издания - книги для внеклассного чтения на бурятском языке для 2-4 классов с помощью изучения основ книгоиздания.

В современном мире дети в повседневной жизни не говорят на бурятском языке. Школьникам не хватает источников информации, по которым они могут знакомиться с бурятской культурой и литературой. Особенно это касается детей младшего школьного возраста. К сожаленью, в библиотеках нет детской литературы на бурятском языке. Не смотря на то, что детская бурятская литература отличается многогранностью, обилием разных жанров, многие произведения, созданные в советский период, сегодня не отвечают современным требованиям.

Поэтому мы решили написать книгу для внеклассного чтения на бурятском языке для 2-4 классов, которая познакомит их с традициями и обычаями бурят, с культурой, с природой родного края, с его историей, географией, с достопримечательностями и т.д.

В рамках проекта мы провели работу по изучению особенностей процесса создания книги и ее структуры, для того, чтобы знать, что нужно для написания книги. А также для подготовки материалов к ней собрали и обработали информацию из различных источников, провели небольшой опрос у возможных будущих читателей для определения ее содержания. Провели встречи, семинары с учителями начальных классов района. Встретились с кандидатом педагогических наук, доцентом, заведующей кафедрой бурятского языка и методики преподавания Дылыковой Ринчин Сандановной

В результате, на основе полученных в ходе работы над проектом знаний, мы написали книгу для внеклассного чтения под названием «Һолонго», что в переводе «Радуга» и которую предлагаем для чтения детям младших классов.

2

Учебное издание может быть рекомендовано не только учителям и учащимся начальных классов, но и воспитателям детских садов, учителям бурятского языка для использования материалов учащимися 5-6 классов. Также им может воспользоваться любой родитель для семейного чтения.





































3

Пояснительная записка

Актуальность проекта, обоснование проблемы:

Начиная со второй половины ХХ века наш мир изменился, он стал глобальным. С одной стороны, это хорошо: человек стал мобильным, не выходя из дома можно знать, что происходит в мире, улучшается качество жизни человека, но вместе с этим глобализация несёт в себе и отрицательные черты, она приводит к единообразию и унификации.

Чем же опасна культурная интеграция и унификация? Она опасна тем, что малые народы забывают свою культуру, традиции, обычаи и самое главное - язык, являющийся отличительным признаком народа. С утратой языка происходит утрата всей остальной культуры, стирание истории, а затем и исчезновение самого народа.

Всемирная организация ЮНЕСКО в 2005 году внесла бурятский язык в Красную книгу исчезающих языков. На сегодняшний день одной из важнейших для бурят является проблема сохранения бурятского языка.

В последнее время одобрена Концепция развития бурятского языка, которая призвана стать организационной основой решения проблемы сохранения, укрепления, развития и распространения бурятского языка. Возрождаются национальные бурятские традиции, праздники, обряды. Но, несмотря на принимаемые меры, бурятский язык начинает терять свою красоту, становится несовременным, все чаще современная бурятская молодежь, дети говорят только на русском языке, считая, что родной язык знать совсем не обязательно.

Эта же проблема коснулась и отдалённых районов и сёл, в частности и нашего села. Дети в повседневной жизни не говорят на бурятском языке, крайне редко услышишь в школе бурятскую речь. Такая тенденция наблюдается в течение 6-8 лет. Учащиеся ограничиваются  чтением литературы только по школьной программе. В школьной библиотеке нет детской литературы на бурятском языке.

3

Свободное время дети посвящают телевизорам, смартфонам, компьютерам и т.д.

Бурятский язык не используется в социальной среде.

Отсутствует на телеэкранах телепередачи на бурятском языке для детей. Ведь передача на телеканале «Россия» «Сагай хүрдэ» - это информационная, новостная передача на взрослое поколение.

Внимание к бурятскому языку как к главному элементу национальной культуры органично и целесообразно воспитывать именно в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда усваивается и развивается разговорный и письменный язык. Бурятский язык – материнский язык, поэтому его сохранение потомкам актуально.

Проблема: Подрыв позиций бурятского языка способен запустить необратимые процессы, которые могут иметь непредсказуемые последствия. Мы потеряем свою социальную идентичность, свою культуру. Бурятский язык является одним из главных элементов культуры бурятского народа –носителя данного языка. Он открывает учащимся непосредственный доступ к духовному богатству бурятского народа, повышает уровень их общего гуманитарного образования, а также является средством межкультурной коммуникации. Поэтому ему отводится существенная роль в формировании толерантной личности, развития её национального самосознания

Наш родной язык – это изучение родословной, устное народное творчество, обрядность, национальные праздники, традиции, знаменательные даты, поверья и приметы, и всё это влияет на нравственность, духовность подрастающего поколения.

Для решения этой проблемы необходимо создавать условия для популяризации бурятского языка среди молодёжи и школьников. Самое главное, я считаю отсутствие детской литературы на бурятском языке.

В связи с этим возникла необходимость разработки книги для внеклассного чтения для учащихся начальных классов.

4

Мы хорошо понимаем, что внеклассное чтение - необходимое и важное звено в обучении младших школьников родному языку. Цель этих занятий - обеспечить целенаправленное руководство самостоятельным чтением учащимися доступной им по содержанию разнообразной литературы.

Не секрет, что для ребенка чтение не всегда является приятным занятием. Это трудная и кропотливая работа. Причем необходимо разделить два вида чтения: чтение как раскодирование букв и слогов и чтение как способ восприятия информации. Эти два направления, безусловно, нам приходится соединять, так как одно немыслимо без другого.

Цель проекта: Разработка книги для внеклассного чтения и создание условий для повышения интереса к самостоятельной читательской деятельности у младших школьников на родном языке.

 Задачи проекта:

  1. Изучить этапы изготовления книги;

  2. Определить сущность и структуру книги;

  3. Собрать и систематизировать материал;

  4. Подобрать соответствующие вопросы и задания к текстам ;

  5. Найти рецензентов, партнёров-редакторов, художников.

  6. Написать и оформить книгу;

  7. Придумать название книги;

  8. Издать книгу для внеклассного чтения на бурятском языке для

2-4 классов.

Механизм реализации проекта:

  1. Организовать рабочую группу;

  2. План работы;

  3. Встречи, семинары с учителями начальных классов района;

4 . Поиск информаций.

5

5. Определение темы и содержания книги.

6. Подбор произведений для создания книг для внеклассного чтения.

7. Подбор пословиц, поговорок, загадок.

8. Работа с текстом выбранных произведений.

9. Перевод на бурятский язык произведений классиков русской литературы и писателей других национальностей.

10. Разбивка произведений по классам, главам и разделам.

11. Иллюстрирование фрагментов выбранных текстов.

12. Издательство


Тип проекта:

  • по виду деятельности: практико-ориентированный

  • по количеству участников: групповой

  • по продолжительности проведения: долгосрочный


Ресурсное обеспечение проекта

Кадровое: Учителя начальных классов

Информационные – литература, сеть Интернет

Материально-техническое:

- компьютер, принтер;

-Интернет


Партнёры

ГБУ РЦ «Бэлиг»


Срок реализации проекта

Сентябрь 2016 г. – декабрь 2018 г.


6

Описание проекта

Подготовительный этап

сентябрь 2016 – май 2017 г.

Создание книги для чтения «Һолонго» для учащихся 2-4 классов.

Изучив этапы создания книги, её структуру мы приступили к созданию своей книги. Мы отдали предпочтение тем произведениям литературы и фольклора, которые наиболее органично знакомят учащихся традициями и обычаями бурят. Структурирование материала подчинено следующим принципам: художественно-эстетическому, воспитательному, литературоведческому. При этом в них сохранён традиционный для начальной школы тематический принцип.

цель

задачи

содержание проектной работы

промежуточные результаты

ответственные

При отборе и организации материала учитывать возрастные, психологиче-ские и интел-лектуальные особенности учащихся младшего школьного возраста, их ценностноориентированные и мотивационные характеристики.


Подобрать и изучить методическую литературу по данной проблеме.


•Подбор рассказов, сказок, стихотворений;

подбор скороговорок, чистоговорок ;

• подбор пословиц и поговорок;

• подбор игровых упражнений;

• подбор загадок;

• подбор стихов, потешек, детского фольклора;

• подбор ребусов, кроссвордов;

• перевод

• выпуск брошюр.

Сборник

«Занимательные игры и упражнения для речевого и интеллектуального развития детей».

Брошюры по разделам


Учителя начальных классов



Основной этап

сентябрь 2017 –декабрь 2018 г.

цель

задачи

содержание проектной работы

промежуточные результаты

ответственные

Реализация цели и задач проекта по оформлению книг.

Разработать разделы. Разработать содержание книг по классам.


Отработать вопросы и задания к текстам.

Подборка пословиц и поговорок к произведениям.

Словарно – лексическая работа.


Проект книг для внеклассного чтения для 2. 3, 4 классов








8

Заключительный этап

Обсуждение плюсов и минусов

Отправка в печать в ГБУ РЦ «Бэлиг»

Редактирование

Верстка

Коррекция

Печатание



Продукт проекта

  1. Учебное издание «Һолонго» («Радуга»). Книга для внеклассного чтения для учащихся 2 класса общеобразовательных школ.

  2. Учебное издание «Һолонго» («Радуга»). Книга для внеклассного чтения для учащихся 3 класса общеобразовательных школ.

  3. Учебное издание «Һолонго» («Радуга»). Книга для внеклассного чтения для учащихся 4 класса общеобразовательных школ



Ожидаемые результаты:

  • совершенствование знания бурятского языка у детей;

  • повышение познавательного интереса среди детей и родителей к бурятскому языку и его культуре;

  • сформированность навыка чтения на родном языке: беглое, сознательное, правильное, выразительное чтение с соблюдением основных норм литературного произношения;

  • осознанное чтение про себя любого по объёму и жанру текста;

  • развитие воображения, фантазии, ассоциативного мышления, образного восприятия окружающего мира с помощью целенаправленных упражнений;

9

  • понимание содержания прочитанного произведения;

  • передача содержания прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа;

  • знание пословиц, поговорок, крылатых выражений, понимание их смысла и умение объяснить, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;

  • развитие учебно – познавательных мотивов чтения.


Оценка результатов проекта

  • качество учебного издания(внешняя экспертиза);

  • уровень качественной успеваемости повысится;

  • овладение педагогами эффективными приёмами и способами развития и формирования осознанного чтения;

  • мониторинг скорости чтения, осознанности чтения, сформированности навыка чтения.


Форма представления результатов проекта

  • выступление на районном методическом объединении, школьном методическом объединении учителей начальных классов;

  • презентация пособия для родителей


Риски в процессе реализации проекта

Предполагается возможность возникновения непредвиденных обстоятельств, в результате которых могут произойти изменения в плане реализации проекта:

  • финансовые трудности;

  • возможная незаинтересованность детей в чтении книг, т.к. есть другие источники информации, например: интернет, телевидение.


10

Дальнейшее развитие проекта

Развитие проекта может идти по следующим направлениям:

  • расширение и углубление информационной базы по развитию и формированию сознательного читателя;

  • стабильное существование инновационного проекта в школе;

  • семейный праздник «Книги мы семьёй читаем».


Трудности:

Учебное издание «Һолонго», книга для внеклассного чтения для 2, 3, 4 классов издана на бюджете Республики Бурятия, и не было заявки на приобретение этих книг, в наш округ не пришёл ни один экземпляр. Поэтому мы подсчитали необходимую сумму для приобретения наших книг:

В Агинском округе 37 школ, которые изучают бурятский язык. Поэтому



Бюджет для дополнительного издания книг для Агинского округа:


Наименование статьи

Запрашиваемые средства

Денежные средства заказа книг













11
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!