СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование информационной грамотности младших школьников на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование информационной грамотности младших школьников на уроках математики»

Формирование информационной грамотности младших школьников на уроках математики

С целью создания условий для широкой адаптации ребёнка в мире, в ФГОС НОО в раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы» включены умения работать с информацией.

Раздел «Работа с информацией» изучается на основе содержания всех разделов начального курса математики. Сущность этого раздела в том, чтобы за четыре года обучения научить детей: читать несложные таблицы, диаграммы, схемы, графики; понимать смысл представленной информации; извлекать информацию; заполнять несложные готовые таблицы, схемы, диаграммы, графики.

Информационная грамотность человека рассматривается как часть информационной культуры, которая формируется в процессе жизнедеятельности под влиянием процесса усвоения бытовых знаний и умений, информации, средств массовой коммуникации. Процесс формирования информационной грамотности должен структурироваться, организовываться и направляться системой обучения и воспитания и обязательно должен быть непрерывным.

Младший школьный возраст представляет собой значимый период для формирования информационной грамотности, потому что этот возраст характеризуется активным развитием познавательных и творческих способностей, формированием системы понятий, развитием личности.

Информационная грамотность включает в себя ряд умений, связанных с определением источников информации, анализом информации из разных источников, оценкой информации, анализом и оценкой информации для решения задач, созданием собственных источников информации и т.д.

У учащихся формируются следующие умения:

  • умение читать и извлекать информацию, представленную в виде рисунка и использовать её для решения поставленной задачи;

  • умение читать несложные таблицы;

  • умение находить и извлекать информацию, представленную в таблице и использовать её для решения поставленных задач;

  • умение составлять и заполнять таблицу имеющимися данными по установленному правилу в таблице, для построения столбчатой диаграммы.

  • умение читать несложные столбчатые диаграммы и извлекать информацию, представленную в диаграмме для решения поставленной задачи;

  • умение дополнять и составлять диаграмму в соответствии с текстом;

  • умение находить и извлекать информацию, представленную в таблице, для построения столбчатой диаграммы.

В младшем школьном возрасте выделяют следующие психолого-педагогические предпосылки развития информационной грамотности: развитие познавательных способностей, формирование содержательных обобщений, понятий, мировоззренческих убеждений, развитие психических познавательных процессов и т.д.

Одним из учебных предметов, способствующих формированию у учащихся умения работать с информацией в младшем школьном возрасте выступает математика. Формирование информационной грамотности младших школьников на уроках математики будет более эффективным при учете ряда педагогических условий.

Как показывает практика, у большинства учащихся младшего школьного возраста информационная грамотность развита недостаточно, и преобладающими являются низкий и средний уровни. Это служит основанием для организации специальной работы по формированию информационной грамотности у младших школьников на уроках математики.

Формирование информационной грамотности младших школьников на уроках математики будет более эффективным при учете следующих педагогических условий: использовании ресурсов УМК для начальной школы, на основе которого разработана ООП НОО в школе и рабочая программа педагога по учебному предмету «Математика»; разработке методики формирования информационной грамотности младших школьников на уроках математики, включающей в себя последовательность действий по овладению приемами работы с информацией и обеспечивающей формирование соответствующих умений и характеризующейся наличием цели, задач, методов и приемов обучения, видов упражнений; использовании методов и приемов, побуждающих к поиску информации (проблемная ситуация, анализ жизненных ситуаций) и формирующих умения работать с ней (моделирование, игровой метод и т.д.), разработке мониторинга информационной грамотности младших школьников.

Использование заданий, относящихся к разделу «Работа с информацией» на уроках математики, способно преобразить учебный процесс, сделав его эффективным и интересным для учащихся. Для ребенка обучение станет более творческим, насыщенным поисковой и исследовательской деятельностью, от которого можно получить положительные эмоции и удовлетворение от работы, у обучающихся более высокими темпами развиваются мышление, воображение, необходимые для качественного обучения, познавательная и самостоятельная активность.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!