Формирование информационной грамотности младших школьников на уроках математики
С целью создания условий для широкой адаптации ребёнка в мире, в ФГОС НОО в раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы» включены умения работать с информацией.
Раздел «Работа с информацией» изучается на основе содержания всех разделов начального курса математики. Сущность этого раздела в том, чтобы за четыре года обучения научить детей: читать несложные таблицы, диаграммы, схемы, графики; понимать смысл представленной информации; извлекать информацию; заполнять несложные готовые таблицы, схемы, диаграммы, графики.
Информационная грамотность человека рассматривается как часть информационной культуры, которая формируется в процессе жизнедеятельности под влиянием процесса усвоения бытовых знаний и умений, информации, средств массовой коммуникации. Процесс формирования информационной грамотности должен структурироваться, организовываться и направляться системой обучения и воспитания и обязательно должен быть непрерывным.
Младший школьный возраст представляет собой значимый период для формирования информационной грамотности, потому что этот возраст характеризуется активным развитием познавательных и творческих способностей, формированием системы понятий, развитием личности.
Информационная грамотность включает в себя ряд умений, связанных с определением источников информации, анализом информации из разных источников, оценкой информации, анализом и оценкой информации для решения задач, созданием собственных источников информации и т.д.
У учащихся формируются следующие умения:
умение читать и извлекать информацию, представленную в виде рисунка и использовать её для решения поставленной задачи;
умение читать несложные таблицы;
умение находить и извлекать информацию, представленную в таблице и использовать её для решения поставленных задач;
умение составлять и заполнять таблицу имеющимися данными по установленному правилу в таблице, для построения столбчатой диаграммы.
умение читать несложные столбчатые диаграммы и извлекать информацию, представленную в диаграмме для решения поставленной задачи;
умение дополнять и составлять диаграмму в соответствии с текстом;
умение находить и извлекать информацию, представленную в таблице, для построения столбчатой диаграммы.
В младшем школьном возрасте выделяют следующие психолого-педагогические предпосылки развития информационной грамотности: развитие познавательных способностей, формирование содержательных обобщений, понятий, мировоззренческих убеждений, развитие психических познавательных процессов и т.д.
Одним из учебных предметов, способствующих формированию у учащихся умения работать с информацией в младшем школьном возрасте выступает математика. Формирование информационной грамотности младших школьников на уроках математики будет более эффективным при учете ряда педагогических условий.
Как показывает практика, у большинства учащихся младшего школьного возраста информационная грамотность развита недостаточно, и преобладающими являются низкий и средний уровни. Это служит основанием для организации специальной работы по формированию информационной грамотности у младших школьников на уроках математики.
Формирование информационной грамотности младших школьников на уроках математики будет более эффективным при учете следующих педагогических условий: использовании ресурсов УМК для начальной школы, на основе которого разработана ООП НОО в школе и рабочая программа педагога по учебному предмету «Математика»; разработке методики формирования информационной грамотности младших школьников на уроках математики, включающей в себя последовательность действий по овладению приемами работы с информацией и обеспечивающей формирование соответствующих умений и характеризующейся наличием цели, задач, методов и приемов обучения, видов упражнений; использовании методов и приемов, побуждающих к поиску информации (проблемная ситуация, анализ жизненных ситуаций) и формирующих умения работать с ней (моделирование, игровой метод и т.д.), разработке мониторинга информационной грамотности младших школьников.
Использование заданий, относящихся к разделу «Работа с информацией» на уроках математики, способно преобразить учебный процесс, сделав его эффективным и интересным для учащихся. Для ребенка обучение станет более творческим, насыщенным поисковой и исследовательской деятельностью, от которого можно получить положительные эмоции и удовлетворение от работы, у обучающихся более высокими темпами развиваются мышление, воображение, необходимые для качественного обучения, познавательная и самостоятельная активность.