СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование информационной безопасности учащихся в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

К числу наиболее актуальных проблем в области информатизации начального образования и раннего обучения информатике сегодня относится проблема обеспечения информационной безопасности младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Формирование информационной безопасности учащихся в начальной школе»

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


К числу наиболее актуальных проблем в области информатизации начального образования и раннего обучения информатике сегодня относится проблема обеспечения информационной безопасности младших школьников. В связи с тем, что Интернет стал неотделимой частью нашей жизни и одним из главных источников информации, а первый выход в Интернет ребенок совершает задолго до поступления в школу, в школе мы уже наблюдаем учащегося – «продвинутого» пользователя Интернетом. Кроме того, в Интернет-пространстве, как и в реальной жизни, существует множество угроз, с которыми ученик начальной школы может столкнуться уже в самом начале своей учебной деятельности. Поэтому в начальной школе необходимо проводить ряд мероприятий, направленных на формирование основ информационной безопасности учащегося. Наиболее эффективны такого рода мероприятия, осуществляемые в рамках внеурочной деятельности учащихся в форме классных часов, общешкольных мероприятий, создания школьных стенгазет и др.

Проведение эпизодических внеурочных мероприятий, например классных часов, дает возможность познакомить учащихся с опасностями и проблемами, с которыми они могут столкнуться в Интернете, но не позволяет сформировать должного уровня знаний и навыков учащихся в области информационной безопасности. Более целесообразным представляется организация систематических внеурочных мероприятий, которые охватывают не одно занятие, а целый блог. Кроме того, разработка отдельного блога, посвященного изучению правил безопасного пребывания в Интернете, продиктована тем, что учебники начальной школы, представленные в федеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию при реализации программ общего образования, практически не представляют материала для изучения данной темы.

Разрабатывая урок нужно учитывать возрастные и психологические особенности учащихся начальных классов: занятия проходят в игровой форме, используются адаптированные русские народные сказки по тематике изучаемой темы, часть материала представлена в стихотворной форме, используются ребусы, загадки. Особое место на уроке уделено творческим заданиям, которые способствуют формированию таких личностных качеств школьников, как любознательность, трудолюбие, наблюдательность, самостоятельность. Урок ориентирован на развитие критического мышления. Занятия строиться  в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и концепцией системно-деятельностного подхода, который подразумевает активную и разностороннюю максимально самостоятельную познавательную деятельность учащегося, в процессе которой формируется личность учащегося, то есть школьник не получает знания в готовом виде, ученик посредством незначительной помощи (направления) учителя, анализируя полученную задачу, самостоятельно приходит к правильному выводу.

Домашние задания для учащихся носят рекомендательный характер и направлены на выполнение творческих заданий, например таких, как выполнение рисунков, сочинение стихотворений, сказок на заданную тему.

Эффективным методом для развития творческого потенциала учащихся, закрепления пройденного материала, а также повышения заинтересованности урока других учащихся школы является проектная работа. Выполнение проектной работа реализуется в течение всего курса и может включать, например, создание стенгазеты, которая подразумевает работу всей группы обучающихся. Ученики по мере прохождения тем урока изображают на стенгазете разнообразные рисунки, правила, запреты, телефоны доверия, контакты, куда можно обратиться со своей проблемой. По завершению проекта стенгазету можно разместить на видном месте в школе. Отмечено, что ученики других классов, которые не проходили курс, активно интересуются сделанной руками учеников других классов стенгазетой и информацией, размещенной на ней. Таким образом, урок начинает охватывать не только учащихся, которые посещают урок, родителей данных учащихся, но и учеников других классов.

После прохождения тем ученики совместно с педагогом, могут подготовить открытое занятие для учащихся других классов. Самостоятельное проведение учениками такого рода занятия способствует закреплению материала, а также способствует повышению уровня интереса к проблеме обеспечения информационной безопасности других обучающихся и педагогов.

Формирование знаний и навыков младших школьников в области обеспечения информационной безопасности является актуальной педагогической задачей для современной общеобразовательной школы, эффективное решение которой возможно в форме систематических внеурочных занятий, направленных на подготовку учащихся к безопасному использованию ресурсов Интернета в учебной деятельности и социальном пространстве.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Бокова Л.Н. За рубежом поражены масштабностью и эффективностью нашего Единого урока и перенимают российский опыт // Единый урок безопасности. 2017. № 4(26). С.5-9.

  2. Малых Т.А. Педагогические условия развития информационной безопасности младшего школьника: дис. … канд. пед. наук. Иркутск, 2008.

  3. Солдатова Г.У., Шляпников В.Н. Игры, мультики, учёба // Дети в информационном обществе. 2014. № 17. С. 34–43.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!