СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование и развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения в рамках ФГОС (из опыта работы )

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Сегодня особый интерес приобретает именно творческая активность младших школьников.  Поэтому перед учителем стоит задача создавать те необходимые условия для развития творчества, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Формирование и развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения в рамках ФГОС (из опыта работы )»

Формирование и развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения в рамках ФГОС

(из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «СОШ №30» Коноваловой Г.Н.)


В образовательном стандарте второго поколения отмечено, что « выпускники начальной школы овладеют техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приемами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотных читателей, способных к творческой деятельности.

В соответствии с потребностями современного общества важной целью обучения становится подготовка ученика к овладению творческой , исследовательской деятельностью, умению работать в группе , направлять процесс обучения на развитие интересов каждого ребенка.

Сегодня особый интерес приобретает именно творческая активность младших школьников. Поэтому перед учителем стоит задача создавать те необходимые условия для развития творчества, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Трудно представить себе уроки литературного чтения без пересказа. Если ученики умеют пересказывать текст, то они умеют выделять в нем главное. Именно пересказ тренирует память, учит связно говорить. Есть пересказ близкий к тексту, выборочный, сжатый, от лица рассказчика, от « лица» неживого предмета.

Рассказ старого патефона

Я старый патефон. Лежу на чердаке и вспоминаю, как я когда-то был нужен людям. Много лет назад под мои пластинки люди танцевали, слушали музыку веселую и грустную. Теперь мною не пользуются, а я еще работаю. Обидно! Сейчас люди пользуются современной техникой.

Пересказ может быть с дополнениями и изменениями (придумать другой конец к русской народной сказке «Снегурочка», «Лиса и журавль»); пересказ от лица одного из персонажей (Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», от имени уточки или лисы; В. Бианки «Чей нос лучше?», рассказать об использовании носа; русская народная сказка «У страха глаза велики», от имени бабушки, девочки, курочки и мышки), можно изменить сюжет сказки, как хотелось бы ребенку (Г.К. Андерсен «Дюймовочка», Ш. Перро «Красная Шапочка»)

Ёлочка

Жила в лесу елочка. Ствол у нее был кривой, и никому она не нравилась. А ей так хотелось попасть на новогодний праздник. И вот, под Новый год, елочка загрустила. Рядом с ней в снежки играли белочки с зайцами. Им стало жаль деревце. Собрали тогда они всех лесных обитателей и решили устроить себе и елочке праздник. По всему лесу собирали шишки. Белочки принесли сухие грибы и орехи, лиса раздобыла сосульки, зайчики поделились морковкой, кабан нашел желуди, а птицы рябину. Развесили все украшения на дереве. Ох и красивая получилась елочка! И все весело закружились в праздничном хороводе.

(Иванова Ксения, 3 класс)

Снегурочка

Снегурочка жила на севере. Каждый год она дарила подарки детям и собирала друзей у себя в гостях. Обязательно приходил Дед Мороз. В этом году Снегурочка позвала к себе зверушек со всего леса, чтобы никто не остался без подарков. Бабушка с дедом тоже получили подарки. К ним Снегурочка приезжает в гости только зимой. ( Непочатых А., 2 класс)

Позже, при пересказе литературного текст, дети легко определяют последовательность событий, выстраивают свой ответ с творческим подходом, используют пересказ для написания изложения по русскому языку.

Изучение литературы подводит учащихся к языковому творчеству: это и ведение читательских дневников, и сочинения-эссе с описанием картины природы, сочинение сказок, загадок (эссе на тему «Что такое совесть?» после чтения рассказа А.П. Гайдара «Совесть», «Мои желания»- рассказ В. Катаева «Цветик-семицветик»).

После чтения рассказа К.Г. Паустовского «Стальное колечко», где автор с большой теплотой рассказывает о людях, которые окружают девочку Варю, описывает русскую природу и эпизод, когда солдат подарил девочке колечко. Варя потеряла его и очень переживала. А весной вернулась на то место и нашла его. Мы написали эссе на тему, «На какой палец я надену колечко?» На доске записаны слова:

средний палец-здоровье, безымянный палец-радость, указательный - чудо. Учитель задает вопрос:

-Если бы вы нашли такое колечко, на какой палец вы бы его надели? Сопин Е. «Я выбираю средний палец, потому что желаю всем здоровья», Блинова О. «Я надела бы колечко на средний палец, чтобы было здоровье у всей моей семьи. Мне кажется, что здоровье важнее всего на белом свете»


Иллюстрации к произведению К. Паустовского «Стальное колечко»



Почему так хорошо на свете?

Да потому, что мы просто живем на земле. У нас есть близкие люди. Мы только начинаем жить, и нас ждет много интересного в жизни. Каждый день солнышко смотрит с высоты на нашу планету и видит: там, где делают что-то хорошее - всем окружающим хорошо! (Канунников Д., 2 класс)

Каждый урок может быть открытием для ребенка и поэтому творчество оживляет учебный процесс, а ребенок может проявить свои таланты и способности.

С большим удовольствием дети участвуют в проведении занимательных, тематических, нестандартных формах уроков, например : урок КВН, урок – путешествие, урок - праздник, урок –игра, урок — исследование, урок-викторина.

Дети с удовольствием составляют и отгадывают кроссворды , сочиняют стихи, загадки, пишут сочинения. Всё это оформляется в книжки - самоделки

с рисунками (Русские народные сказки, Л.Н. Толстой «Котенок», «Зимушка-зима»); готовят интересные конкурсы к сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане...» и задания «Загадки осени», где можно провести путешествие по станциям «Поэтическая», «Подсказово», «Грибная», «Загадкино».









Книжки-самоделки







Урок-игра « Загадки осени»






Осенний лес

Осенний лес, раскрашенный яркими красками, всегда радует меня. Вошла в лес и, опавшая листва весело шуршит под ногами. Идешь дальше - и находишь гриб-подберезовик. А вот еще гриб! Так набирается целая корзина грибов.

Осенью в лесу спокойно. Звери готовятся к зиме. Птицы кричат где-то высоко в небе. Солнце еще греет, но воздух в лесу уже холоден, свеж и чист. В такие дни прогулка по лесу успокаивает. (Коломиец Таисия, 3 класс)

Можно самому сочинить сказку (по сказке А.С. Пушнина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - «Спящая царевна Есения и царевич Елисей», «Заколдованная спящая принцесса»)

Загадки

*Под чем плавает рыба зимой?

*В воде не тонет и в огне не горит?

*Только зимой воду покрывает? (Лед, Калугин И.., 2 класс)


С большим удовольствием ребята выполняют задания, когда надо подобрать к тексту загадки (В. Сутеев «Кто лучше?», загадки об иголке, карандаше, ручке и мячике; В. Медведев «Обыкновенный великан», К. Чуковский «Федорино горе»- о посуде, «Мойдодыр» - о предметах гигиены).

Такие задания помогают отыскать тех детей, которые умеют сочинять, рифмовать.

После прочтения сказки Х.К. Андерсена «Принцесса на горошине» был объявлен конкурс для настоящих принцесс. Вот страница из читательского дневника Канунникова Даниила

«Принцессы 2Б»

Сегодня утром к нам в класс пришло письмо от крестной феи. (Разворачивает письмо)

«Здравствуйте, милые дети! Я хочу поздравить вас с наступающими каникулами! Пожелать исполнения всех желаний!

_Мальчики!

Девочки-одноклассницы в эти каникулы получат титул принцессы. А в зимние каникулы принцессы выберут себе принцев! Но чтобы стать настоящей принцессой нужно пройти трудные испытания:

    1. на догадливость;

    2. на ловкость;

    3. на умение пользоваться веером.

Желаю удачи! Крестная фея»

Быть принцессой - непростое дело. Сначала нужно проверить: достойна ли претендентка быть ею. Все настоящие сказочные принцессы не боялись испытаний!


***Испытание первое, «загадочное»***

Кожа белая, как снег,

Губки, как кораллы.

Что она красивей всех,

Зеркальце сказало.

Гномам в доме помогала,

Но колдунья разузнала,

С ядом яблочко дала.

И принцесса умерла.

Только принца поцелуй

К жизни вновь ее вернул. ( Белоснежка)


***Испытание на ловкость»***

«Царевна - Несмеяна»

На табуретке сидит одна девочка и пытается не рассмеяться. Остальные в свою очередь должны ее рассмешить. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побудут в роли Царевны - Несмеяны.

***Испытание на владение веером***

Ни одна принцесса не обходиться без красивого веера. Веер такая необходимая вещь для принцессы. Веер обязательная и активная деталь всех балов, торжеств, приемов. Веер был настолько распространённым предметом, что дама чувствовала себя без него столь же неловко, как кавалер без шпаги. Сейчас каждая из вас сделает себе веер (заготовки из бумаги), а потом продемонстрирует владение им.

Ученикам по силам и предлагаемые задания по написанию синквейнов к сказкам Ш. Перро «Кот в сапогах», Х.К. Андерсена «Дюймовочка», к русской народной сказке «Лиса и журавль»

Карточка №1. Составить синквейн на тему «Журавль»

Журавль

Длинноногий, длинноклювый.

Сватается, уговаривает, отказывается.

Ходит по полю и ест окрошку..

Птица.

Карточка №2. Составь синквейн на тему «Лиса»

Лиса

Хитрая, жадная.

Обманывает, сердится, изворачивается.

Сама всю кашу съела.

Плутовка.

Использование метода проектов на уроках литературного чтения дает высокий развивающий результат. Это навыки самостоятельной работы, которые способствуют развитию творческого отношения к работе с одноклассниками, а так же умение работать с информацией. Чаще всего используем ролевые проекты (игровые). Так по произведению С.Я. Маршака получился творческий ролевой проект «Театральная постановка». Класс разделился на группы. 1-я группа-режиссёр и помощник режиссёра распределили роли и готовили спектакль, 2-я группа-художники-оформители готовили декорации, элементы костюмов для участников,. 3-я группа -рекламный отдел. Задание было изготовить афишу. 4-я группа подготовила зал и распространяла входные билеты. Защитой данного проекта стала постановка, которую ребята показали перед своими одноклассниками. Творческие постановки в театральных костюмах захватывают весь класс. (И. Крылов «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», С. Маршак «12 месяцев»)

Творчество проявляется и во внеурочной деятельности. Организация и проведение «Сказочного марафона», праздника «Встреча со сказкой», встреча со сказочными героями Машей и Медведем, Добрыней.







Защита проектных работ

Совместные поездки дают возможность общаться в свободных условиях. Экскурсия «Богатырская застава» - это знакомство с историей нашей Родины, ее. традициями и культурой. А мастер- класс научит вылепить настоящего богатыря из глины, а затем на уроке изобразительного искусства раскрасить свою работу. И вот на уроке литературного чтения появляется настоящий богатырь со своей историей (раздел в учебной программе «Былины»).

Наилучшим процессом творчества является рисунок к сказкам, обложки книг, сюжеты произведений.

У нас есть победители Всероссийского конкурса по русскому языку и литературе «Родное слово», а так же Конкурса «В мире сказок Г.Х. Андерсена»

Литературное творчество важно для самого ребенка, так как предоставляет возможности для самостоятельной работы. С развитием творческих способностей развивается и личность ребенка. Дети становятся активными, появляется интерес к обучению и сотрудничеству.

Список литературы


      1. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Детство творческой личности. - СПб: издательство Буковского, 1994г.

      2. Голушко Т.В. Уроки литературного чтения – уроки творчества. - Начальная школа.-2009г., №1, стр.47-49


      1. Ефросинина Л. А., Оморокова М.И. Литературное чтение, учебник для 2, 3, 4 классов, 2013-2015г.

      2. Соколова Т.Н. Школа развития речи, методическое пособие для 3 класса , 1998г.

      3. Стандарты второго поколения. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа, М. «Просвещение», 2010г., с.52



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!