СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «Формирование функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ»

Просмотр содержимого документа
««Формирование функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №56» г. Чебоксары










Методическая разработка

«Создание образовательных условий для детей с ОВЗ»


«Формирование функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ»










Маскина Татьяна Юрьевна,

учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 56» г. Чебоксары












Чебоксары

2022

В современном мире нарастает тенденция изучения и решения образовательных проблем лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Так, Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года была принята Конвенция «О правах инвалидов», в которой предусматривается право ребенка с ОВЗ на получение образования по месту жительства путем организации их интегрированного обучения с нормально развивающимися сверстниками.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

В образовательное учреждение зачисляются дети с ОВЗ, основной дефект развития которых замедляет формирование познавательных процессов, снижает познавательную активность, затрудняет самоконтроль и саморегуляцию у данной категории учащихся. Эмоциональная и личностная сфера младших школьников с ОВЗ характеризуется незрелостью.

Функциональная грамотность — вопрос, актуальный для педагогов, учеников и родителей. Эту задачу нужно решать только сообща. Встроить задачи по развитию функциональной грамотности можно практически в любой урок!

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Обучить функциональной грамотности учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования —это значит дать им такой уровень развития навыков, который обеспечит комфортные (социально приемлемые) взаимоотношения личности с партнерами по социуму, несмотря на разницу в психофизическом развитии. Здесь находит свое отражение основной принцип эффективной инклюзивной среды, предполагающий не только создание обществом условий для успешного включения детей с ОВЗ.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе.

Существуют основные формы функциональной грамотности:

Рис.1. Формы функциональной грамотности

Чаще всего учащимся с ОВЗ  мешают формированию грамотной устной и письменной речи, такие дисфункции которая в свою очередь является существенным компонентом функциональной грамотности:

- неустойчивое внимание;

- недостаточное развитие способности к переключению;

- скрытое левшество, леворукость;

- недостаточное развитие мелкой моторики;

- снижение или полное отсутствие ориентировки в схеме тела;

- нечеткость в воспроизведении временной и пространственной последовательности;

- отсутствие чувства ритма;

- снижение слуховой и зрительной памяти;

- особенности зрительного восприятия, зрительного и слухового анализа и синтеза;

- дефекты произношения;

- слабо развитое словесно-логического мышления и т.д.


Активные методы и приемы формирования функциональной грамотности

  1. Использование современной ИКТ технологии QR-кода в развитии речи детей с ОВЗ

QR-код - это двухмерный штрих-код, предоставляющий информацию для быстрого ее распознавания с помощью камеры на мобильном телефоне.

Применение QR-кодов в коррекционной работе имеет ряд преимуществ:

- простая процедура создания;

- быстрая обработка;

- большие возможности кодирования (письменная информация, аудио- и видео-записи, изображения и т.д.);

- необходимая информация не занимает много места, а содержится в одном квадратике;

  1. «Кубик Блума» – уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Учитель или учащийся бросает кубик. Выпавшая грань укажет, какое действие нужно выполнить.

Использование «Кубика Блума» оказывает положительное влияние на различные стороны развития детей с ОВЗ, в том числе речемыслительной деятельности.

  1. Облако слов как средство познавательной активности детей с ОВЗ - Облако слов можно использовать и в коррекционной работе с детьми с ОВЗ для коррекция устной речи учащихся. Для отработки произношения учитель создает картинку в виде нужной буквы. Она может быть заполнена слогами, словами с данным звуком, скороговорками. 

  1. Чек-листы как средство учебной мотивации детей с ОВЗ

Одним из основных инструментов оценивания является технология выстраивания обратных связей, в основе которой лежит использование чек-листов. Чек – листы – это перечень заданий с различными уровнями успешности их выполнения, т.е. план действий ученика при изучении темы, модуля или урока.

  1. СЕРВИС LEARNINGAPPS ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ

Learning Apps – интернет-ресурс  для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей, которые  непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме самостоятельно. 

Большим плюсом для коррекционной работы с учащимися с ОВЗ является то, что в приложениях  предусмотрена вставка не только визуальной информации (предметных и сюжетных картинок, текстов, графических изображений, символики), но и динамической информации (видео), аудио (записи звуков, слов, музыки, песен и др.)

Онлайн-игра «Первый звук в слове»

Ссылка на игру https://learningapps.org/watch?v=ps3td3zmn20 Онлайн-игра «Кто хочет стать миллионером» «Знатоки тихой охоты»

Ссылка на игру https://learningapps.org/watch?v=pz7zypfwn22



  1. Кластер. Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении.

Рис.2. Прием -Кластер


  1. «Обращение к жизненному опыту ребенка».  Прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо только чтобы ситуация была действительно жизненной и интересной, а не надуманной.

  2. «Мим-театр» - изобразить мимикой и жестами одного из героев произведения,

класс отгадывает.

  1. Прием «Дерево предсказаний». Приём помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа. На доске прикрепляется силуэт дерева: ствол дерева - это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают неоднозначность решений. 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!